Научная статья на тему 'Преподавание химии иностранным учащимся на этапе довузовской подготовки по специальностям медико-биологического профиля'

Преподавание химии иностранным учащимся на этапе довузовской подготовки по специальностям медико-биологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Александр Сергеевич, Попков Владимир Андреевич

В статье рассматриваются особенности преподавания химии иностранным учащимся, готовящимся на подготовительных факультетах (отделениях) к обучению в российских вузах медико-биологического профиля. Обсуждаются основные принципы, положенные в основу изданного авторами учебника по химии для довузовской подготовки студентов-иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Александр Сергеевич, Попков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CHEMISTRY TO FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE UNIVERSITY PREPARATION FOR MEDICAL AND BIOLOGICAL SPECIALITIES

The peculiarities of teaching chemistry to foreign students preparing for getting education at the medical universities in Russia are considered in the article. The principles taken by the authors as the basic for their recently published text-book on chemistry for the foreign students of pre-university preparation stage are discussed.

Текст научной работы на тему «Преподавание химии иностранным учащимся на этапе довузовской подготовки по специальностям медико-биологического профиля»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы

№ 102

УДК 378.1

ПРЕПОДАВАНИЕ ХИМИИ ИНОСТРАННЫМ УЧАЩИМСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

А С. ЕГОРОВ, В.А. ПОПКОВ

В статье рассматриваются особенности преподавания химии иностранным учащимся, готовящимся на подготовительных факультетах (отделениях) к обучению в российских вузах медико-биологического профиля. Обсуждаются основные принципы, положенные в основу изданного авторами учебника по химии для довузовской подготовки студентов-иностранцев.

Предвузовское обучение на подготовительных факультетах (отделениях) является важным этапом подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах Российской Федерации. Основополагающим документом, регламентирующим обучение студентов-иностранцев на этом этапе, являются "Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников подготовительных факультетов и отделений (отраслевой стандарт)", утвержденные приказом №866 от 08.05.97 г. Минобразования России.

"Требования" устанавливают пять основных профилей обучения на довузовском этапе обучения иностранных учащихся: естественнонаучный, медико-биологический, технический, экономический и гуманитарный. Преподавание химии как обязательной учебной дисциплины предусмотрено для естественнонаучного, медико-биологического и технического профилей.

Большой опыт преподавания химии иностранным учащимся, готовящимся к обучению в медицинских вузах нашей страны, накоплен на кафедре общей химии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (ММА) и кафедре химии подготовительного факультета Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ). Являясь не только учебными подразделениями, но и научно-методическими центрами по проблемам довузовской подготовки иностранных граждан, наши кафедры проводят педагогические исследования, связанные с различными аспектами преподавания:

- оптимизация содержания курса химии для довузовской подготовки иностранных учащихся, готовящихся к получению медицинского образования в России;

- выбор наиболее эффективных форм и методов обучения;

- преемственность в преподавании курса химии на подготовительном факультете и курсов химических дисциплин в медицинских вузах;

- методы снижения адаптационного барьера при переходе от довузовского к вузовскому этапу изучения химии иностранными учащимися;

- принципы межпредметной координации при обучении иностранных учащихся на довузовском этапе (в первую очередь в преподавании химии и русского языка);

- способы активизации самостоятельной работы при изучении химии;

- оптимизация внеаудиторной и индивидуальной работы с учащимися;

- разработка эффективной системы учета и контроля знаний учащихся;

- организационные и методические приемы работы с иностранными учащимися, имеющими разный уровень базовой подготовки по химии;

- проблемы создания учебников и учебных пособий по химии с учетом современных требований к довузовскому этапу образования.

В соответствии с действующим Государственным стандартом высшего профессионального образования, студенты, обучающиеся по специальности "лечебное дело" (040100), изучают две химические дисциплины: общую и биоорганическую химию (ЕН-02) и биологическую химию (МБ-02), причем в некоторых медицинских вузах (в частности, в РостГМУ) эти дисциплины объединяются в единый курс биохимии с элементами общей химии.

Это в значительной степени усложняет задачи подготовки по химии иностранных учащихся на довузовском этапе, требует существенного пересмотра содержания программы курса химии на подготовительных факультетах (отделениях) медицинских вузов.

Многолетний опыт работы наших кафедр, апробация различных вариантов рабочих программ и учебно-тематических планов позволили нам подготовить новую Типовую программу и Стандарт профессионально ориентированной довузовской подготовки иностранных учащихся по химии, которые были рассмотрены и утверждены Координационным учебно-методическим Советом по довузовскому образованию при Минздраве России [1].

Согласно этим нормативным документам, курс химии для подготовительных факультетов медико-биологического профиля, на изучение которого отводится 180 аудиторных часов, включает два раздела: "Общая и неорганическая химия" и "Органическая химия". Рекомендуемое программой распределение часов между этими разделами 100 и 80 часов соответственно. Поскольку органическая химия является непосредственной базой для дальнейшего изучения биохимии, число часов, планируемых на этот раздел, по нашему мнению, не должно сокращаться ни при каких обстоятельствах. Что касается раздела "Общая и неорганическая химия", то в нем проведен весьма жесткий отбор содержания изучаемого учебного материала, который позволяет иностранным учащимся овладеть достаточным лексическим минимумом и важнейшими теоретическими представлениями, необходимыми для изучения цикла химических дисциплин в медицинском вузе.

Весь этот раздел состоит из нескольких системообразующих блоков, имеющих разные цели и задачи. В первом блоке учащиеся знакомятся с важнейшей химической терминологией, с русской химической номенклатурой неорганических веществ и накапливают таким образом лексикограмматический материал, необходимый для дальнейшего изучения курса.

Задачей второго блока является систематизация, углубление и расширение знаний учащихся в области современных квантово-механических представлений о строении атома и химической связи и, в частности, о гибридизации атомных орбиталей, без чего невозможно понимание строения и свойств органических веществ.

Третий блок посвящен изучению сущности окислительно-восстановительных процессов, основ химической кинетики и элементов термодинамики; эти темы закладывают основы для знакомства в курсе биохимии с теориями окислительного фосфорилирования, ферментативного катализа, с термодинамикой открытых биологических систем и др.

В большом блоке "Растворы. Электролитическая диссоциация" подробно обсуждается значение воды и растворов для живых организмов, большое внимание уделяется роли электролитов в биологических системах, вводятся такие важные для биохимии понятия, как экзогенная и эндогенная вода, кислотно-щелочное равновесие в организме, ацидоз, алкалоз и др. В этот блок включены некоторые вопросы, выходящие за рамки традиционной программы школьного курса химии, но облегчающие усвоение некоторых начальных тем курса биохимии. К этим вопросам относятся: понятия о диффузии и осмосе, водородный показатель, элементарные сведения о буферных растворах, сущность теорий кислот и оснований Льюиса и Бренстеда, характер связей в комплексных соединениях и их электролитическая диссоциация. В этом же блоке на базе рассмотренных теоретических представлений изучаются свойства важнейших классов неорганических веществ.

С учетом ограниченности учебного времени блок "Химия элементов" сокращен до минимума. В него включены только общие характеристики металлов и неметаллов, вводится понятие о макро- и микроэлементах, их роли в организме человека, обращается внимание на использование некоторых неорганических веществ в медицине.

В разделе "Органическая химия" особый акцент делается на изучение строения и свойств биологически важных веществ - жиров, углеводов, аминокислот, белков, гетероциклических соединений, нуклеиновых кислот. В традиционном школьном курсе химии уровень изложения соответствующих тем представляется явно недостаточным для успешного изучения биоорганической и биологической химии. Так, в большинстве школьных учебников по химии отсутствуют формулы: циклической формы фруктозы, сахарозы, важнейших аминокислот; даже не упоминается о существовании обширного класса биологически активных веществ - гликозидов, не объяснено деление дисахаридов на восстанавливающие и невосстанавливающие, аминокислот - на заменимые и незаменимые, весьма конспективно изложена структура нуклеиновых кислот, не приведены названия нуклеозидов и нуклеотидов и т. д. В школьную программу вообще не включены такие соединения, как ди- и трикарбоновые кислоты, гидрокси- и оксокислоты, которые играют важнейшую роль во многих биохимических процессах (в частности, в цикле Кребса).

Разработанная нами программа довузовской подготовки иностранных учащихся предусматривает рассмотрение всех этих и многих других вопросов, что, несомненно, поможет иностранным учащимся преодолеть адаптационный барьер на начальном этапе изучения химии в русскоязычной вузовской аудитории.

Этому же должно способствовать постепенное внедрение в учебный процесс на довузовском этапе тех методов обучения и контроля знаний, которые используются в вузах.

Наибольшие трудности у иностранных учащихся, оказывающихся в русскоязычной вузовской аудитории, возникают при аудировании и конспектировании лекций. Поэтому представляется совершенно необходимым развитие этих навыков на подготовительном факультете. Как рекомендуется Типовой программой и осуществляется уже в течение многих лет на кафедре химии РостГМУ, преподавание раздела "Органическая химия", который изучается во втором семестре и наиболее тесно связан с курсом биохимии, осуществляется лекционно-семинарским методом. От лекции к лекции (а их общее количество равно 10-12) последовательно увеличивается темп изложения и соответственно объем изучаемого материала. Каждая лекция сопровождается двумя семинарскими занятиями, в ходе которых закрепляется теоретический материал и развиваются практические навыки по соответствующей теме.

Обсужденные выше особенности новой программы довузовского курса химии нашли свое отражение в учебнике А.С.Егорова, В.А. Попкова и Н.М.Иванченко "Основы химии для иностранных учащихся подготовительных факультетов (отделений)", утвержденном Советом по химии УМО по классическому университетскому образованию РФ и выпущенном издательством "Высшая школа" в 2005 году [2].

В связи с тем, что большинство иностранных учащихся владеют в качестве языка-посредника английским языком, каждый параграф учебника содержит перевод новой химической и общенаучной лексики на английский язык, а в конце учебника представлен сводный русско-английский словарь, включающий более 1300 терминов и устойчивых словосочетаний.

Принципы, которые мы стремились реализовать при подготовке этого учебника, можно разделить на две группы: а) универсальные; б) связанные со спецификой обучения нерусскоязычных учащихся.

Одним из важнейших универсальных принципов является оптимальная структурно-логическая последовательность изложения как содержания всего учебника, так и материала каждого раздела и каждой темы, основанная на внутренней логике науки, ее основных методологических принципах, учитывающая психологию восприятия учащихся. Осмысленное, а не догматическое изучение курса химии возможно лишь в том случае, если в основу его положена классическая схема "состав вещества® строение вещества ® свойства вещества". Поэтому, например, представляется неоправданным предлагаемое типовой программой [3] и реализованное в некоторых пособиях рассмотрение свойств важнейших классов неорганических веществ до изучения таких тем, как "Строение атома", "Химическая связь", "Электролитическая диссоциация".

Характерной тенденцией при создании современных учебников является стремление к расширению их функций. Большинство изданных в последние десятилетия учебников не ограничиваются изложением теоретических основ предмета, а берут на себя функции развития у учащихся навыков самостоятельной работы, являются средством реализации концепции развивающего обучения. В связи с этим современные учебные пособия включают в себя систему контрольных вопросов, эталоны решения типовых задач, упражнения и задачи для самоконтроля, в том числе проблемного характера.

В связи с неодинаковой значимостью разных элементов учебного материала в дидактике и психологии давно была поставлена проблема дифференцированного подхода к нему. Умение выделять главное, существенное в изучаемом материале относится к числу фундаментальных умений и навыков учебного труда. Поэтому важной особенностью современного учебника должно быть дифференцирование разного по значимости учебного материала. Внутритекстовое дифференцирование реализуется с помощью шрифтовых выделений, сигналов-символов, рамок и т.д. Таким образом создается своего рода многослойность текста, отражающая в известной мере иерархическую структуру учебного материала. Большинство тем курса химии позволяет осуществить очень четкую внутритематиче-скую рубрикацию, что особенно важно для восприятия учебных текстов иностранными учащимися.

При подготовке учебного пособия для иностранных студентов подготовительных факультетов весьма важным является принцип последовательного снижения уровня языковой адаптации. Лекси-

ко-грамматическая наполняемость текстов пособия, изучаемых в 1-м семестре, выдерживалась нами в строгом соответствии с программой по русскому языку в целом и особенно с содержанием занятий по научному стилю речи, являющемуся одним из аспектов курса русского языка. Вместе с тем, во второй части пособия арсенал языковых средств постепенно расширялся и достигал уровня учебников и учебных пособий для русскоязычных учащихся.

Авторы выражают надежду на то, что представляемый учебник будет способствовать повышению коммуникативных возможностей выпускников подготовительных факультетов в учебнопрофессиональной сфере общения, внесет свой вклад в реализацию концепции непрерывного образования на довузовском и вузовском этапах изучения химических дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник документов по организации учебного процесса на довузовском этапе обучения иностранных учащихся (медико-биологический профиль). - М., 1997.

2. Егоров А.С., Попков В.А., Иванченко Н.М. Основы химии для иностранных учащихся подготовительных факультетов (отделений). - М.: Высшая школа, 2005.

3. Программа по химии для иностранных студентов, готовящихся на подготовительных факультетах к поступлению в высшие учебные заведения.- М., 1992.

TEACHING CHEMISTRY TO FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE UNIVERSITY PREPARATION FOR MEDICAL AND BIOLOGICAL SPECIALITIES

Egorov A.S., Popkov V.A.

The peculiarities of teaching chemistry to foreign students preparing for getting education at the medical universities in Russia are considered in the article. The principles taken by the authors as the basic for their recently published text-book on chemistry for the foreign students of pre-university preparation stage are discussed.

Сведения об авторах

Егоров Александр Сергеевич, 1949 г. р., окончил Ростовский государственный университет (1971), кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой Ростовского государственного медицинского университета, автор около 80 научных работ, область научных интересов - физико-химическое исследование координационных соединений; проблемы профильного довузовского обучения по химии российских и иностранных учащихся.

Попков Владимир Андреевич, 1940г. р., окончил 1 ММИ им. И.М.Сеченова (1963), доктор фармацевтических наук, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, Московской медицинской академия им. И.М. Сеченова, автор около 300 научных работ, область научных интересов - физико-химические проблемы стандартизации и оценки качества лекарственных средств, проблема формирования критического стиля мышления у субъектов высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.