Научная статья на тему 'К вопросу интенсификации предвузовской подготовки иностранных учащихся по физике с учетом базового школьного образования'

К вопросу интенсификации предвузовской подготовки иностранных учащихся по физике с учетом базового школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИКА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березняк Ю. Л., Олешко Т. В., Щербакова Т. К.

В статье обсуждается необходимость учета национальных систем школьного образования для интенсификации учебного процесса обучения иностранных учащихся на подготовительном факультете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березняк Ю. Л., Олешко Т. В., Щербакова Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу интенсификации предвузовской подготовки иностранных учащихся по физике с учетом базового школьного образования»

УДК: 371. 302. 2: 378. 193

Березняк Ю.Л.

К.б.н., доцент, Ростовский государственный медицинский университет Подготовительный факультет по обучению иностранных граждан

Олешко Т.В., Щербакова Т.К.

Ростовский государственный медицинский университет, Подготовительный факультет по обучению иностранных граждан

К ВОПРОСУ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ С УЧЕТОМ БАЗОВОГО ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждается необходимость учета национальных систем школьного образования для интенсификации учебного процесса обучения иностранных учащихся на подготовительном факультете.

Ключевые слова: иностранные учащиеся, подготовительный факультет, учебный процесс, физика, интенсификация обучения.

Интенсификация обучения рассматривается в дидактике в связи с общей проблемой оптимизации учебного процесса, такой его организацией, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач при минимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателей и учащихся [1]. При этом уделяется повышенное внимание динамично развивающимся педагогическим технологиям, различным формам педагогического общения, активизации психологических резервов личности обучаемого, созданию особого социально-психологического климата в группе, доверия и понимания участников образовательного процесса [2], поддержанию учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении учебного материала.

В связи с этим одним из направлений научно-методической работы кафедры физики и математики подготовительного факультета по обучению иностранных граждан Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) является применение интерактивных подходов в обучении, оптимизация форм и содержания занятий с учетом национальных систем школьного образования. Знание организации школьного обучения иностранных студентов на родине, ознакомление с учебной литературой играет при этом важную роль [3].

Из бесед со студентами из Афганистана следует, что физику как самостоятельный предмет они начинают изучать на родине с 7 класса. В процессе обучения с 7 класса по 10 класс и самообразования используется написанное на языке фарси учебное пособие «Elementary Physics» [4].

Первая и вторая главы данного пособия — суть краткое математическое введение основных понятий и формул геометрии и тригонометрии, действий арифметики и алгебры. Рассмотрены некоторые методы обработки результатов измерений, в изобилии представлены различные системы единиц измерения физических величин и перевод величин из одной системы в другую.

Главы 3 — 7 (27-160 с.) содержат материал по разделу «Механика», а именно, по кинематике, динамике, в том числе, динамике вращательного движения, энергии и работе,

гидро- и аэростатике, рассмотрены простые механизмы: рычаг, блоки, наклонная плоскость, ворот и их применение в быту и технике.

Материал главы 8 (161-178 с.) включает вопросы колебательного движения и связи его с вращательным, вопросы гармонических колебаний, поперечных, продольных и стоячих волн, слышимого звука, инфра- и ультразвука, скорости распространения звука в различных средах, характеристики звука.

Довольно кратко в главе 9 (179-202 с.) рассмотрены вопросы молекулярной физики и термодинамики.

В главе 10 (203-216 с.) — вопросы электростатики: электризация тел, закон Кулона, понятие электростатического поля и его графическое изображение, напряженность поля и напряжение, электроемкость проводника, конденсаторы и их соединение.

В главах 11 (217-240 с.) и 12 (241-268 с.) изложен материал по разделам «Постоянный ток» и «Электромагнетизм», в главах 13 (269-292 с.) и 14 (293-328 с.) — материал по геометрической оптике: законы прямолинейного распространения света, отражения и преломления света, явление полного внутреннего отражения, построение изображений в плоском зеркале, линзах, ход лучей в призме, формула линзы; глаз, очки, микроскоп, бинокль, телескоп.

В конце каждой главы дан свод основных используемых формул, упражнения для самостоятельного решения с ответами (250 задач). По ходу изложения материала в каждой главе даны упражнения с представленными решениями (всего 175 упражнений); материал пособия хорошо иллюстрирован: даны 358 рисунков и 18 таблиц.

Пособие «Elementary Physics» служит хорошим помощником для афганских студентов при изучении физики на русском языке, особенно в первом семестре, ввиду незнания преподавателями языка-посредника (фарси или дари) и слабого знания студентами английского языка.

Большой популярностью среди англоговорящих учащихся стран Африки из Замбии, Ганы, Нигерии и других пользуется подобное учебное пособие по физике «Physics Principles and Problems» [5], предназначенное для работы на занятиях в школах и самостоятельной подготовки. На 573 страницах изложен курс общей физики с элементами математики: алгебры, геометрии, тригонометрии (главы 1 и 2); пособие содержит большое количество рисунков, в том числе цветных, и цветных фотографий (всего 427); снабжено таблицами постоянных величин, помещенных в конце пособия на страницах 556-560, и имеет достаточно полный глоссарий на 10 страницах. В конце каждой главы подводятся итоги, делаются основные выводы по данному изложенному материалу и приводится список учебной литературы. Изложение материала представлено достаточно полно в 29 главах пособия, в том числе, рассмотрены вопросы волновой и квантовой природы света, элементы атомной и ядерной физики; пособие снабжено решением задач по каждой теме, вопросами по учебному тексту, а также задачами типа А и В для самостоятельного решения.

Опыт работы преподавателей физики по обучению иностранных студентов, использование в учебном процессе информации о школьном базовом образовании учащихся позволяет сделать некоторые выводы, способствующие повышению эффективности проведения занятий, например:

- при рассмотрении вопросов кинематики важно научить студентов не только строить графики, но и уметь анализировать их, читать графики, понимать, какую информацию о движении тела можно получить из графика;

- обратить достаточное внимание содержанию понятий физических величин и их определению, таких как «масса», «сила», «сила тяжести и вес тела», «сила упругости», «сила трения» и т.д., рассмотреть виды взаимодействия: гравитационное и электромагнитное;

- так как решение задач на применение второго закона Ньютона в данных пособиях недостаточно четко представлено и очень часто вызывает затруднения, нужно рекомендовать

студентам делать рисунки, на которых указывать все реальные силы, действующие на тело, записывать уравнения второго закона Ньютона сначала в векторной форме, потом в скалярной, то есть в проекции векторов на выбранные направления осей координат;

- способствовать формированию понятий «механическая работа», «механическая энергия», «импульс тела и импульс силы», добиться понимания студентами сути закона сохранения и превращения энергии для механических процессов, закона сохранения импульса для замкнутой системы, а также практического использования данных законов при решении задач;

- уделить достаточное внимание изучению раздела «Основы молекулярной физики и термодинамики»; при изучении тепловых явлений использовать два метода:

1) молекулярно-кинетический метод изучения явлений, основанный на использовании

молекулярно-кинетической теории строения вещества,

2) термодинамический метод, основанный на законе сохранения и превращения

энергии;

- при повторении раздела «Электродинамика» дать иностранным учащимся представление об электромагнитном взаимодействии, об электромагнитном поле и его частных проявлениях в виде электростатического поля, магнитного поля, переменных вихревых электрического и магнитного полей;

- обратить внимание студентов, что электростатическое поле связано с электрическими зарядами, магнитное поле порождается токами; рассмотреть характеристики электростатического поля: силовую характеристику- напряженность и энергетическую — потенциал; характеристики магнитного поля вектор магнитной индукции и магнитный поток;

- при рассмотрении явления электромагнитной индукции и опытов Фарадея пояснить, что изменяющееся магнитное поле создает вихревое электрическое поле, поэтому в катушке, находящейся в данном поле, возникает индукционный ток; при изменении электрического поля возникает вихревое магнитное поле;

- при повторении раздела «Колебания и волны» следует уделять пристальное внимание формированию важнейших обобщенных понятий о колебательных и волновых процессах любой природы: во-первых, периодичности явлений, единообразию характеризующих их величин, (например, период, частота, циклическая частота, амплитуда, фаза колебаний и т.д.), интерференции, дифракции волн и др.; во-вторых, использованию единого математического подхода для количественного описания явлений;

- тема «Волновые свойства света» позволяет обобщить и повторить важнейшие понятия о колебаниях и волнах различной природы, познакомить учащихся с развитием взглядов на природу света и его распространение, показать, что свет-это поперечные электромагнитные волны; тема «Квантовые свойства света. Фотоэффект» формирует у учащихся представления о дискретном характере излучения и поглощения энергии атомом, знакомит учащихся с дуализмом свойств света, с двойственной природой света;

- в процессе изучения предмета следует знакомить иностранных учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся прогрессивных ученых-физиков, внесших своими работами неоценимый вклад в развитие мировой науки, в том числе, российских ученых, поскольку в учебной зарубежной литературе информация о них или отсутствует, или чрезвычайно скупа.

Как известно, общеобразовательный курс физики представляет собой основы физики как науки. В его содержание входят факты, понятия, законы, теории, модели, фундаментальные опыты, методы физики и специфические правила и приемы мыслительной деятельности, практические применения физики, исторические сведения о различных этапах ее развития, жизни и деятельности выдающихся ученых. Основным направлением систематизации содержания курса физики на предвузовском этапе обучения является его генерализация вокруг фундаментальных физических теорий, что создает возможность для

передачи иностранным учащимся системы физических знаний и формирования у них научно-теоретического способа мышления.

Учебный материал по физике, изучаемый на подготовительном факультете по обучению иностранных граждан Ростовского государственного медицинского университета, сгруппирован вокруг классической механики, молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электродинамики и квантовой теории. Объем и содержание курса определяются Федеральным Общеобразовательным Стандартом и учебной программой по физике медико-биологического профиля. Преподавание физики на предвузовском этапе обучения нацелено на приведение в систему знаний, приобретенных иностранными учащимися на родине, восполнение имеющихся пробелов в образовании, обусловленных различным уровнем базовой подготовки, обучение языку предмета как средству получения научной информации в объеме, обеспечивающем свободное восприятие и понимание текстов учебников, учебных пособий и лекций на русском языке как иностранном.

Учебные пособия, созданные на кафедре, служат основным источником знаний по физике на русском языке в ходе самостоятельной работы учащихся. С помощью учебных пособий решаются задачи учебно-воспитательного процесса: развитие навыков применения полученных знаний, умение решать конкретные задачи, закрепление приобретенных знаний и т.д. [6]. Таким образом, в учебных пособиях излагается система знаний, а не их сумма, обеспечивающая мотивацию учения, стимулирующую к активной творческой работе. Включение в содержание пособий элементов нового, углубление знаний означает развитие умений учащихся на основе общих законов устанавливать связи между явлениями и понятиями как внутри темы или раздела, так и в пределах всего курса, умение широко использовать классификацию, систематизацию и обобщение знаний [7].

Особое внимание уделяется трактовке научных теорий, законов и понятий. Они составляют основное содержание каждого учебного пособия. Немаловажное значение имеет соблюдение принципов преемственности, посильности и наглядности включенного в пособия материала. Содержание материала базируется на основе ранее изученного. В учебные пособия включены графики, рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы; в конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы и задания по изученной теме, приводятся модели решения задач и даны задачи для самостоятельного решения.

Одна из основных задач учебного пособия — помочь будущему студенту-медику овладеть подъязыком физики. К текстам пособий прилагается список основных терминов, слов и словосочетаний с переводом на английский язык. Адаптация языка учебных текстов к уровню владения иностранными студентами русским языком, выделение языковых конструкций, типичных в коммуникациях на занятиях, наличие иллюстративного материала, способствующего семантизации новой лексики и формированию речевых умений — это элементы структуры лингвометодического аппарата каждого созданного на кафедре учебного пособия.

Наш опыт работы показывает, что интерактивный подход в обучении иностранных граждан на предвузовском этапе, оптимизация и интенсификация преподавания учебных дисциплин, осуществление межпредметной координации, учет школьного базового образования в процессе обучения на подготовительном факультете способствуют активному решению проблемы подготовки будущих студентов-медиков в сфере учебно-профессиональной деятельности.

Литература

1. Калашникова С.Б. Интенсификация предвузовской подготовки иностранных студентов на основе личностной ориентации обучения: автореф. дис...канд. пед. наук/ С.Б.Калашникова.- Ростов н/Д , 2002.

2. Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса/ В.А.Дорофеев// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- Ростов н/Д.-2009.-№°3.-С.163-168.

3. Березняк Ю.Л. Интенсификация обучения иностранных учащихся на довузовском этапе с учетом базового школьного образования/ Ю.Л.Березняк, Т.В.Олешко, Т.К.Щербакова, В.М. Лузина // Медицинский вестник Юга России, научно-практич. мед. журнал,2012, С.14-16 (Приложение), материалы Международной науч.- практич. конфер.,Ростов-на-Дону:Изд-во РостГМУ,144 с.

4. Ghoury M. Anvar and Stankzai M. Hamayuon «Elementary Physics», 2009, 329 p.

5. Murphy James T, Hol^ James Max, Zitzewits Paul W. «Physics. Principles and Problems», Printed in the United States of America, Copyrigh 1986, 1982, 1977, 1972 by Bell and Howell Company.

6. Березняк Ю.Л. Механика. Учебное пособие для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль) / Ю.Л.Березняк.- Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2012.- 108 с.

7. Березняк Ю.Л. Тестовые задания по физике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль). Часть 3. Основы электродинамики / Ю.Л.Березняк, Т.В.Олешко — Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2013. — 73 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.