Научная статья на тему 'О современных требованиях к контролю знаний по химии иностранных учащихся на довузовском этапе обучения'

О современных требованиях к контролю знаний по химии иностранных учащихся на довузовском этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / CHEMISTRY / FOREIGN STUDENTS / PRE-UNIVERSITY TRAINING / KNOWLEDGE CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Александр Сергеевич, Иванченко Надежда Михайловна

В статье обосновывается необходимость нового подхода к контролю знаний иностранных учащихся, готовящихся к обучению в вузах Российской Федерации. Рассматриваются современные тестовые методики проверки знаний по химии; обсуждаются итоги их апробации при проведении текущего, рубежного и итогового контроля знаний иностранных учащихся на довузовском этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Александр Сергеевич, Иванченко Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper proves the necessity of innovative approach to the control of knowledge of foreign students intending to study in Russian universities. The authors consider modern test methods to control knowledge in chemistry. The results of their testing in current, mid-term and final controls at pre-university training of foreign students are discussed.

Текст научной работы на тему «О современных требованиях к контролю знаний по химии иностранных учащихся на довузовском этапе обучения»

УДК 377.5.146-054.7:54

О СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

А.С. Егоров, Н.М. Иванченко

Ростовский государственный медицинский университет,

г. Ростов E-mail: egorov.49.as@yandex.ru

В статье обосновывается необходимость нового подхода к контролю знаний иностранных учащихся, готовящихся к обучению в вузах Российской Федерации. Рассматриваются современные тестовые методики проверки знаний по химии; обсуждаются итоги их апробации при проведении текущего, рубежного и итогового контроля знаний иностранных учащихся на довузовском этапе обучения.

Ключевые слова:

Химия, иностранные учащиеся, довузовская подготовка, контроль знаний.

Предвузовское обучение на подготовительных факультетах (отделениях) является важным этапом подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах Российской Федерации.

Подготовительный факультет Ростовского государственного медицинского университета - крупнейший центр довузовской подготовки по специальностям медико-биологического профиля, ежегодно принимающий 110-120 иностранных граждан по направлениям Минздрава России, а также около 20 учащихся по индивидуальным контрактам. На факультете разработана единая стратегия формирования профессиональной компетенции учащихся, в реализации которой участвуют все факультетские кафедры.

Кафедра химии играет особую роль в системе довузовской подготовки, поскольку химия является профилирующим предметом при поступлении в медицинские вузы, а усвоение изучаемых на младших курсах дисциплин химического цикла требует наличия у иностранных студентов хорошей базовой подготовки.

Иностранные граждане, обучающиеся по индивидуальным контрактам, в соответствии с новыми условиями приема в вузы [1] по окончании подготовительного факультета сдают вступительные экзамены, в том числе профилирующий экзамен по химии. Контрольно-измерительные материалы, предлагающиеся на этом экзамене, аналогичны тем, которые используются при проведении ЕГЭ по химии. Очевидно, что требования к учащимся не должны зависеть от линии их прибытия на подготовительный факультет. Поэтому и материалы выпускных экзаменов по химии для учащихся, прибывших по гослинии, приведены нами в соответствие современным формам и содержанием КИМов на ЕГЭ.

Это, в свою очередь, потребовало разработки новых тестовых заданий для проведения текущего и рубежного контроля, поскольку именно они готовят учащихся к итоговому контролю (экзамену). В частности, нами были разработаны, апробированы и изданы [2] материалы для текущего контроля знаний по органической химии, включающие тесты «на соответствие», которые вызывают немалые затруднения при выполнении ЕГЭ.

Ниже приводится в качестве примера один из вариантов тестового задания для текущего контроля по теме «Спирты» (рис.1).

Егоров Александр Сергеевич, канд. хим. наук, доцент, заведующий кафедрой химии подготовительного факультета по обучению иностранных граждан Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов. E-mail: egorov.49.as@yandex.ru Область научных интересов: методика преподавания химии на довузовском этапе обучения по специальностям медико-биологического профиля. Иванченко Надежда Михайловна, канд. хим. наук, доцент Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов. E-mail: egorov.49.as@yandex.ru Область научных интересов: методика преподавания химии на довузовском этапе обучения по специальностям медико-биологического профиля.

Вариант \з1

1. Установите соответствие между формулой спирта н его названием.

Формула спирта Название спирта

1) (СНзЪСН-ОН

2) С.Н-СН~ОН

3) СН-.чСН^):-СН--ОН

4) (СН-.)-Х--ОН

A) бензиловый спирт Б) амилоЕый спирт

B) ИЗОПрОПИЛОЕЫЙ спирт Г) ?Н£0К-бушЛОБЫЙ спирт Л) в'ИС£>-бу1ИЛОВЫЙ спирт Е) НЛрОПИЛОЕЫЙ спирт

2. Установите соответствие между названием спирта и числом атомов Еодорода в его

молекуле.

Название спорта

1) пропантриол-1ДЗ

2) нзогексиловыи спирт

3) этнленгликоль

4) декан ол

Число атомов - Н- в молеку ле

A) б Б) в

B) 14 Г) 16 Л) 18 Е) 22

3. Установите соответствие между левой частью уравнения реакции и названием спирта, который образуется е результате этой реакции.

левая часть уравненияреакши

1) СО - 2 Н~ —

2) СН-.н;СН;);-СНО - Н; —

3) СН;-СН=СН; - Н;0 —

4) С;Н;-С - КОН (ЕОДН.р-р) —

Название спирта

A) этанол Б) пентанол-1

B) бутанол-1 Г) метанол Л) пропанол-1 Е) пропанол-2

4. Установите соответствие между типом реакции, в которую вступает этанол, и названием основного продукта этой реакции.

1 ип реакции

Название продуютрес&.ции

1) межмолекулярная дегидратация

2) внутримолекулярная дегидратация

3) дегидрирование

4) этерификапия

А) уксусный альдегид Б) диэшловый эфир В) уксусная кислота Г) этилен Л) эшлацетат

Рис. 1. Вариант тестового задания для текущего контроля по теме «Спирты»

В настоящее время в стадии апробации и подготовки к изданию находятся тестовые задания такого же типа для текущего контроля по темам общей и неорганической химии. Ниже представлен один из вариантов заданий по теме «Валентность элементов» (рис. 2).

Вариант Х°1

1. Установите соответствие между символом элемента и характерной для него валентностью.

Символ элемента

Валентность элемента

1) Са

2)Р 3 )и 4) А1

A) Постоянная валентность I Б) Постоянная валентность II

B) Постоянная валштность Ш Г) Переменная валентность

2. Установите соответствие между формулой вешества и валентностью серы в этом веществе.

Формула вещества

1) ЦБ

2) БО:

3) АЬ&

4) 50-

Валентностъ серы

A) I Б) II

B)Ш Г) IV

Л)У Е) VI

3. Установите соответствие между символами двух элементов (в скобках указана их валентность) и суммой индексов в формуле «тарного соединения этих элементов.

Символы элементов

Сумма индексов в формуле бинарного соединения

1) А1нЕ

2) МоЮ

3)Р |;Ш)н§(П)

4) Ми'IV! но

A) 2 Б) 3

B) 4 Г) 5 Л) б Е) 7

Рис. 2. Вариант заданий по теме «Валентность элементов»

Преподаваемый на подготовительном факультете курс химии разделен на девять учебных модулей, по каждому из которых проводится рубежный контроль. Структура заданий для рубежного контроля аналогична структуре экзаменационных заданий. Она включает часть А, содержащую тесты с выбором правильного ответа из нескольких предложенных, часть В с тестами «на соответствие», и часть С, состоящую из заданий, требующих полных развернутых ответов.

Например, одним из вариантов заданий для рубежного контроля по разделу «Углеводороды» (рис.3) является следующий:

Вариант ЛУ

Часть А (0;5 х 6 = 3 бахча) А-1. Число-гибридизсванных атомов углерода в молекуле З-этилпентена-2 равно:

П 2 2") 3 3)4 4"» 5

А-2. Изомером нпентана является:

1) нтексан

2 пентен-1

.-О 2-метилб\тан

4) 2-мегазпентан

А-3. Гомологом ацетилена является:

1:пропин

2: пропек

з. этилен

- этан

А--. Число атомов водорода в молекуле третьего члена гомологического ряда бензола равно:

1) 8 2) 10 3) 12 4) 14

А-5. В реакции присоединения не б ступают:

1) алкины 2) арены 3) алканы

- алкены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А-6. В результате гидролиза карбида калышя и карбида алюминия образую"- соответственно: 1) этен и этан 2) этин и этан

3) этилен и метан 4) ацетилен и метан

Часть В (1.0 х 3 = 3 балла) В-1. Установите соответствие между названием углеводорода и числом атомов водорода в его молекуле.

Название углевоооро оа

1) 4.4-лиметилпентен-2 2} изобутан 3) З-этилоктин-1

-метил-3-этилг ексак

Число атомов водорода

A) 10 Б) 12

B) 14

Г) 16

Л': и

Е> 20

п "»и

В-2. Установите соответствие между названием алкака и названием его ближайшего гомолога. Название алкана Название ближайшего гомолога

1) метан А)нонан Г) бутан

2) бутан Б)пентан Д) этан

3) гексан В) декан

4) октан

В-3. Установите соответствие между уравнением реакции получения алкака и ее типом.

л равнение реакции

1)С:<Н=<

2) СН?СОО>."а + ХаОН -»- СН4 - Ха-СО-

3) СН-ОСН - 2 н- - сн-сн-сн*

4) 2 СН,С1 - 2 Ха - СН.-СН- - 2 ХаС1

1 ип реакции

A) отепление Б) присоединение

B) гидратация Г' конденсация Д)крекинг

Часть С (2.0 х 2 = 4 балла) С-1. Напишите структурные формулы и названия всех углеводородов, состав которых выражается молекулярной формулой С Л;.

С-2. Используя структурные формулы веществ, напишите полные уравнения реакций, с помесью которых можно осуществить следующие превращения:

1-хлорпропан — гексан —иикюгексан— бензол— толуол— бензойна?, кислота

Рис. 3. Вариант заданий для рубежного контроля по разделу «Углеводороды»

За выполнение девяти рубежных контрольных работ учащийся может получить максимально 90 баллов. Реально полученная каждым учащимся сумма баллов представляет собой его индивидуальный годовой рейтинг. Экзаменационная работа оценивается по 100-балльной шкале. Итоговая оценка учащегося определяется по сумме годового рейтинга и числа баллов, полученных на экзамене.

Как показывает наш опыт, системный подход к проведению текущего, рубежного и итогового контроля повышает мотивацию к изучению предмета в течение всего учебного года и, как результат, приводит к существенному повышению учебной дисциплины, успеваемости и качества знаний иностранных учащихся.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-16-70502

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2895, г. Москва «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования».

2. Сборник тестовых заданий для текущего контроля знаний иностранных учащихся по органической химии на довузовском этапе обучения / А.С. Егоров, Н.М. Иванченко, К.П. Шацкая и др. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2010.

Поступила 21.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.