Научная статья на тему 'Преподавание фармакологии студентам, обучающимся по специальности «Фармация»'

Преподавание фармакологии студентам, обучающимся по специальности «Фармация» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
827
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / ФАРМАКОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / PHARMACOLOGY / TRAINING METHODS / CONTROL OF KNOWLEDGE / COMPETENCES / PHARMACEUTICS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Вставская Юлия Алексеевна, Веселова Ольга Федоровна

Сложность содержания предмета фармакологии, его большой теоретический материал, необходимость применения интегративных знаний как по горизонтали, так и по вертикали, обязывают к систематическому поиску путей оптимизации преподавания, целевой организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Вставская Юлия Алексеевна, Веселова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACOLOGY TRAINING OF STUDENTS WHO ARE STUDYING ON «FARMTION» SPECIALITY

Complexity of the maintenance of pharmacology subject, its big theoretical material, need of application of integrative knowledge both across and down, oblige to systematic search concerning teaching optimization, target organization of classroom and out-of-class independent work of students.

Текст научной работы на тему «Преподавание фармакологии студентам, обучающимся по специальности «Фармация»»

№ 4 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 615:372.861

ПРЕПОДАВАНИЕ ФАРМАКОЛОГИИ

СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

И. А. Джупарова1. Ю. А. Вставская2. О. Ф. Веселова2

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск) 2ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)

Сложность содержания предмета фармакологии, его большой теоретический материал, необходимость применения интегративных знаний как по горизонтали, так и по вертикали, обязывают к систематическому поиску путей оптимизации преподавания, целевой организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: фармация, фармакология, методы обучения, контроль знаний, компетенции.

Джупарова Ирина Алексеевна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]

Вставская Юлия Алексеевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармацевтической технологии и курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 228-36-66, e-mail: [email protected]

Веселова Ольга Федоровна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармацевтической технологии и курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 228-36-66, e-mail: [email protected]

Знание фармакологии необходимо провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами. Провизор в своей профессиональной деятельности встречается с огромным количеством лекарственных средств разных групп, поэтому особенно важное значение для студентов, обучающихся по специальности «фармация», имеет усвоение разных типов

классификаций лекарственных средств, их фармакодинамики и фармакокинетики, форм выпуска, показаний и противопоказаний к применению.

Современная фармакология развивается чрезвычайно динамично. В последние годы появились новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические процессы получения лекарственных препаратов, используются новые лекарственные формы. Меняется законодательная база. Появились изменения в приказе, регламентирующем отпуск лекарственных средств из аптек, в частности наркотических анальгетиков и психотропных списка II [1]. Ко всем этим новшествам провизоры имеют прямое отношение. Кроме того, провизор должен быть осведомлен о фармакоэкономических затратах на профилактику и лечение конкретных заболеваний.

Эти направления в работе выпускников фармацевтического факультета предполагают необходимость качественной подготовки студентов по фармакологии. Согласно учебной программе по фармакологии обучение студентов фармацевтического факультета осуществляется в течение 3-х семестров (5-7) на очном и заочном отделениях. Сложность содержания предмета фармакологии, его большой теоретический материал, необходимость применения интегративных знаний как по горизонтали, так и по вертикали, обязывают к систематическому поиску путей оптимизации преподавания, целевой организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Важнейшим компонентом преподавания являются лекции, где наряду с изложением фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств, особенностей применения приводятся исторические данные, связанные с открытием важнейших лекарственных препаратов, современные способы создания новых лекарственных средств (генная и клеточная инженерия, компьютерное моделирование).

На лекциях используются:

• объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод, в основе которого лежит получение новой информации студентами от преподавателя, осмысление, обобщение и систематизация новых знаний;

• проблемный метод, сущность которого состоит в создании проблемной ситуации, её анализе, осознании сущности затруднения и постановки учебной проблемы, нахождении способа решения проблемы путем выдвижения гипотезы и её обоснования.

Все лекции на фармацевтическом факультете читаются в 100 % мультимедийном сопровождении. Сотрудники кафедры контролируют посещение лекций и работу студентов на лекции. Наиболее простой формой записи материала лекции является развернутый план, когда к основным положениям лекции даются краткие комментарии, объяснения. Однако наиболее совершенной и полной формой записи является конспект, т. е. краткая запись лекции. Всякий конспект должен содержать основные теоретические положения, сжатое изложение фактов и основные выводы. Применительно к лекциям по фармакологии — это фармакодинамическая и фармакокинетическая характеристики группы лекарственных препаратов, сравнительная характеристика отдельных препаратов группы, принципы назначения, показания и противопоказания к применению. Конспект требует активного мышления, внимательного обдумывания каждого положения и переложения его своими словами, помогает углубленному усвоению предмета и формированию критического мышления. Сотрудники кафедры не принимают в качестве отработки лекций переписанные чужие конспекты, так как получение информации из «вторых рук» является бесполезным занятием и не сообщает студентам дополнительных знаний. Студенты, пропустившие лекции, отрабатывают их путем

написания реферата по источникам учебной и научной литературы, указанной преподавателем.

Практические занятия начинаются с определения цели занятия и включают собеседование по ключевым вопросам темы, самостоятельное выполнение студентами различных заданий. На практических занятиях при выполнении самостоятельной работы используются разнообразные методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков в анализе врачебных рецептов на лекарственные средства, расчете доз и концентраций. В результате практических и самостоятельных занятий закрепляется материал, полученный на лекциях, а также изучается незатронутая на лекциях тематика, предусмотренная программой.

На практических занятиях используются:

• информационно-рецептивный метод (сообщение или устная информация с использованием наглядных пособий: схем, таблиц, рисунков);

• репродуктивный или творчески репродуктивный с использованием алгоритма изучения конкретной темы. Решение фармакологических, фармакотерапевтических

и ситуационных задач, планируются ролевые игры, занятия-конференции;

• частично-поисковый метод (конференции с подготовкой докладов по отдельным фрагментам темы). Студенты фармацевтического факультета активно привлекаются

к участию в олимпиадах как междисциплинарных (фармакология, патофизиология), так и по дисциплине фармакология.

Проводилась олимпиада между студентами, обучающимися по специальности «фармация» в КрасГМУ, и студентами фармацевтического колледжа КрасГМУ. Студенты, победившие в олимпиадах, в качестве поощрения освобождаются от какого-либо этапа экзамена (экзаменационное тестирование или собеседование).

В процессе обучения постоянно проводится текущий контроль, а также рубежный и заключительный (экзаменационный) контроли. На всех этапах контроля, включая экзаменационный, активно используются тестирование, решение ситуационных и фармакотерапевтических задач с анализом врачебных рецептов на собеседовании. Лекции и практические занятия формируют компетентностный подход к обучению. Для каждой лекции и практического занятия в методических указаниях проставляются коды формируемых компетенций как профессиональных, так и общекультурных. Наиболее часто повторяются компетенции: ОК-5 (Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу), ПК-43 (Способность и готовность к информационной работе среди врачей по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной группе, показаний и противопоказаний к применению, возможности синонимической замены), ПК-45 (Способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств) [2].

Таким образом, обучение студентов фармацевтического факультета на кафедре фармакологии в КрасГМУ проводится в соответствии с требованиями высшей школы и с использованием современных педагогических методологий.

Список литературы

1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета

и хранения» [Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 июня 2013 г.] // Российская газета. - 2013. - № 6118. - С. 24-25.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 38 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист») / ИА «ГАРАНТ». — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

PHARMACOLOGY TRAINING OF STUDENTS WHO ARE STUDYING ON «FARMTION» SPECIALITY

I. A. Dzhuparova1. J. A. Vstavskaya2. O. F. Veselova2

1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.) 2SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F.Voyno-Yasenetsky» (Krasnoyarsk c.)

Complexity of the maintenance of pharmacology subject, its big theoretical material, need of application of integrative knowledge both across and down, oblige to systematic search concerning teaching optimization, target organization of classroom and out-of-class independent work of students.

Keywords: pharmaceutics, pharmacology, training methods, control of knowledge, competences.

About authors:

Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical science, assistant professor, head of chair management and economy of pharmaceutics, medical and pharmaceutical merchandizing at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]

Vstavskaya Julia Alekseevna — candidate of medical science, assistant professor of chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, pharmacological technologies at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (391) 228-36-66, e-mail: [email protected]

Veselova Olga Fedorovna — candidate of medical sciences, assistant professor, head of chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, pharmacological technologies at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (391) 228-36-66, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. The order of Ministry of Health of the Russian Federation (Ministry of Health of Russia) of December 20, 2012 of N 1175n Moscow &laquot;About the statement of an order

of appointment and a discharging of medicinal preparations, and prescription forms on medicinal preparations, order of veneering of the specified forms, their account and storage" [registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on June 25, 2013] // Russian newspaper. — 2013. — № 6118. — P. 24-25.

2. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 N 38 «About the statement and introduction to action of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation (specialty) 060301 Pharmaceutics (qualification (degree) „expert")» / GARANT news agency. — Access mode:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.