Научная статья на тему 'Методический подход к оценке готовности молодых специалистов к фармацевтической деятельности'

Методический подход к оценке готовности молодых специалистов к фармацевтической деятельности Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИЗОРЫ / PHARMACISTS / ГОТОВНОСТЬ К ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR PHARMACEUTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Карабинцева Наталия Олеговна

В статье рассматривается методический подход к оценке готовности интернов к фармацевтической деятельности. Цель исследования заключалась в разработке и реализации методического подхода к определению теоретической, личностной и практической готовности интернов к фармацевтической деятельности. В процессе исследования установлено, что теоретическая и практическая подготовка интернов имеют оптимальный уровень, составляют 6,8 и 8,4 балла соответственно, личностная готовность интернов имеет оптимальный уровень (средний балл 8,1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Карабинцева Наталия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO READINESS ASSESSMENT OF YOUNG SPECIALISTS TO PHARMACEUTICAL ACTIVITY

Methodical approach to assessment of readiness of interns to pharmaceutical activity is considered in the article. The objective of research consisted in development and realization of methodical approach to determination of theoretical, personal and practical readiness of interns for pharmaceutical activity. During the research it was established that theoretical and practical training of interns has an optimum level and makes 6,8 and 8,4 points respectively, personal readiness of interns has an optimum level (GPA 8,1).

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке готовности молодых специалистов к фармацевтической деятельности»

№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 615.15

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ К ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. А. Джупарова, Н. О. Карабинцева

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

В статье рассматривается методический подход к оценке готовности интернов к фармацевтической деятельности. Цель исследования заключалась в разработке и реализации методического подхода к определению теоретической, личностной и практической готовности интернов к фармацевтической деятельности. В процессе исследования установлено, что теоретическая и практическая подготовка интернов имеют оптимальный уровень, составляют 6,8 и 8,4 балла соответственно, личностная готовность интернов имеет оптимальный уровень (средний балл 8,1).

Ключевые слова: провизоры, готовность к фармацевтической деятельности.

Джупарова Ирина Алексеевна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]

Карабинцева Наталия Олеговна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]

Фармацевтическое пространство России, в котором функционируют различные субъекты системы лекарственного обращения, постепенно сдвигается на принципиально новый уровень. Развитие происходит за счет таких основополагающих факторов, как компетентность и качество фармацевтической деятельности. В связи с этим обостряется интерес к уровню знаний провизоров и фармацевтов, и увеличиваются требования к их практическим умениям и навыкам [1].

Подготовка специалистов в любой области требует формирования теоретических знаний, развития практических навыков и умений. Готовность к профессии провизора

реализуется на уровне теоретической и практической готовности. Объем и степень усвоения теоретических знаний способствуют развитию готовности интернов к практической деятельности. Практический опыт представляет собой усвоенные умения и знания, которые будут использоваться будущим специалистом в своей профессиональной деятельности.

Цель исследования заключалась в разработке методики определения теоретической, личностной и практической готовности интернов к профессиональной деятельности провизора.

Материалами и методами исследования являлись специальные тесты. Например, тест «Личностная агрессивность и конфликтность» по методике Е. П. Ильина и П. А. Ковалева и тест на решительность по методике В. Рощаховского, тест В. А. Федоришина на определение коммуникативных и организаторских способностей, по методике определения стиля общения В. М. Шепеля; по методике оценки мотивации к достижению цели к успеху Т. Элерса.

Объектами исследования являлись анкеты провизоров-интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» (25 шт.).

Согласно нашей методике выделены две степени готовности интернов к профессиональной деятельности:

• объём и степень усвоения знаний — теоретический уровень;

• владение практическими приёмами и умениями — практический уровень.

Уровень готовности определялся в 3 этапа. На первом этапе оценивался уровень теоретической подготовки выпускника. С этой целью нами были разработаны тесты, которые используются для тестирования выпускников.

На втором этапе руководителями интернов от фармацевтической организации определяется их практическая готовность к фармацевтической деятельности на основе оценки усвоенных умений и навыков. Оценка проходит по 10-балльной системе (табл. 1).

Таблица 1

Шкала для оценки теоретической и практической готовности интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации»

Кол-во баллов Вербальная оценка Интерпретация

Свыше 8 до 10 Высокий Обладает знаниями и умениями в большой степени

Свыше 5 до 8 Оптимальный Обладает необходимыми знаниями и умениями

Свыше 3 до 5 Допустимый Обладает необходимыми знаниями и умениями, но в слабой степени

От 0 до 3 Критический Отсутствие или очень слабые знания и умения

Результаты тестирования, представленные в табл. 2, показали, что уровень теоретической подготовки интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» в ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» в 2015 году, составил 6,8 балла, что соответствует оптимальному уровню.

Таблица 2

Теоретическая готовность интернов, обучающихся по специальности

«Управление и экономика фармации» (баллы)

№ п/п Раздел Ср. балл Уровень

1 Знание правовых основ и принципов здравоохранения 5 Допустимый

2 Знание системы контроля и обеспечения качества лекарственных препаратов (ЛП) 7 Оптимальный

3 Знание основ фармацевтической экономики 9 Высокий

4 Знание основ фармацевтического маркетинга 7 Оптимальный

5 Знание основ бухгалтерского учета 7 Оптимальный

6 Знание основ фармацевтического менеджмента 6 Оптимальный

7 Знание технологических особенностей аптечного изготовления ЛП 6 Оптимальный

8 Знание принципов применения и действия различных групп ЛП 8 Оптимальный

9 Знание особенностей рецептурного и безрецептурного отпуска ЛП 6 Оптимальный

10 Знание сбытовой логистики в системе доведения фармацевтических товаров до потребителей 7 Оптимальный

Средний показатель 6,8 Оптимальный

Практическая готовность интернов оценивалась руководителями интернов от фармацевтической организации (табл. 3).

Таблица 3

Практическая готовность интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» (баллы)

№ п/п Навыки Ср. балл Уровень

1 Организовывать и открывать фармацевтические организации (учреждения) различных организационно-правовых форм собственности 8 Оптимальный

2 Осуществлять подбор, расстановку, подготовку и переподготовку персонала 8 Оптимальный

3 Осуществлять мероприятия по охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности и документально оформлять их проведение 9 Высокий

4 Применять современные подходы к управлению фармацевтической организацией 9 Высокий

5 Организовывать снабжение фармацевтической организации (учреждения) ЛС и парафармацевтической продукцией 9 Высокий

6 Формировать учетную политику фармацевтической организации. Организовывать проведение хозяйственных операций по реализации товаров и услуг населению и МО 9 —

7 Проводить анализ и прогнозировать торгово-финансовую деятельность фармацевтической организации 8 Оптимальный

8 Проводить учет основных средств и нематериальных активов 7 Оптимальный

Средний балл 8,4 Оптимальный

Как видно из табл. 3, практическая готовность интернов также имеет оптимальный уровень (8,4 балла).

На третьем этапе оценивалась личностная готовность интернов к фармацевтической деятельности. Для оценки соответствующих черт характера и поведенческих установок нами использовался тест «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева. Тест состоит из 80-ти вопросов и имеет 8 шкал: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.

Результаты анкетирования оценивались по каждой черте характера (вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность) по 10-ти бальной шкале, представленной в табл. 4.

Таблица 4

Шкала для интерпретации результатов

Сумма баллов Выраженность исследуемого признака

От 0 до 3 Низкая

Свыше 3 до 5 Средняя

Свыше 5 до 8 Высокая

Свыше 8 до 10 Очень высокая

Вспыльчивость — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (раздражение, гнев, грубость), пониженный самоконтроль поведения.

Наступательность, напористость — стремление атаковать, а не защищаться, захватывать инициативу, активно отстаивать свои взгляды, убеждения и интересы, настойчиво переубеждать других в своем мнении, не считаясь с аргументами соперника.

Обидчивость — повышенная чувствительность к действительной или мнимой несправедливости, к критике и замечаниям со стороны окружающих, к недостаточному вниманию и признанию личных заслуг и достижений.

Неуступчивость — склонность категорично настаивать на собственной точке зрения или позиции, а также отстаивать свои интересы, не считаясь с мнением окружающих и не идя ни на какие уступки.

Бескомпромиссность — отсутствие стремления урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, низкая мотивация к избеганию напряженности в отношениях и поиску среднего решения спорных вопросов, которое удовлетворило бы всех.

Мстительность — склонность в ситуациях реальной или предполагаемой несправедливости, оскорбления, обиды и т. п. испытывать агрессивные, мстительные, разрушительные чувства по отношению к окружающим, желать им различных несчастий и стремиться к наказанию.

Нетерпимость к мнению других — склонность игнорировать мнение других людей, не считаться с их советами и возражениями, принимать решение одному, чувствовать себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

Подозрительность следует рассматривать в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред, сомнения в искренности и честности намерений большинства людей.

Затем нами были рассчитаны интегральные тестовые показатели, которые позволили оценить — какая «сторона» агрессивности проявляется чаще (позитивная — как результат умения управлять своим поведением, или деструктивная — как результат низкого самоконтроля).

Так, сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» позволила рассчитать суммарный показатель позитивной агрессивности интерна.

В то же время сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», позволила выявить показатель негативной агрессивности респондента.

На основе суммы баллов, набранных по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность», определен обобщенный показатель конфликтности. Результаты расчета интегральных тестовых показателей представлены в табл. 5.

Таблица 5

Результаты анализа агрессивности и конфликтности интернов

Вербальная шкала Позитивная агрессивность, % Негативная агрессивность, % Общий показатель конфликтности, %

Низкий 64,3 54,3 7,1

Пониженный 35,7 45,7 35,7

Средний — — 57,2

Повышенный — — —

Высокий — — —

Установлено, что позитивная агрессивность, характеризующая психологическую готовность провизоров-интернов к фармацевтической деятельности, низкая и пониженная, при среднем показателе конфликтности.

Коммуникативные и организаторские способности интернов оценивались по методике В. А. Федоришина. Для изучения коммуникативных способностей включены 20 вопросов. Изучение организаторских способностей также включает 20 вопросов, помогающих оценить следующие личностные качества:

• быстроту ориентации в сложных ситуациях;

• находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность;

• склонность к организаторской деятельности;

• самостоятельность, самокритичность;

• выдержку;

• отношение к общественной работе, общительность и т.д.

Определение организаторских способностей. Для количественной обработки данных используются дешифраторы, в которых проставлена максимальная сумма идеальных ответов, отражающих ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности. Далее подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Результаты анализа анкет показали, что 53,8 % интернов имеют низкий уровень организаторских и коммуникативных способностей.

В результате анкетирования по методике Т. Элерса выявлено, что 63,6 % интернов имеют среднюю выраженность мотивации на достижение успеха.

Для провизора культура общения — фактически культура его повседневного труда. В трудной, напряжённой работе, которую ведёт провизор, невозможно решить поставленные временем задачи, если он не овладеет общением, не научится беречь и уважать коллег, клиентов, не будет систематически работать над собой. Интерпретация результатов анкетирования интернов по методике В. М. Шепеля осуществлялась по шкале, представленной в табл. 6.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерпретация результатов анкетирования провизоров-интернов по методике

В. М. Шепеля

Баллы Интерпретация

34 балла и менее Респондент чрезмерно миролюбив, так как недостаточно уверен в своих силах. К критике коллег относится доброжелательно, критику руководства побаивается

35-44 балла Респондент умеренно агрессивен и честолюбив. К критике относится доброжелательно

45 баллов и более Респондент излишне агрессивен и неуравновешен, бывает чрезмерно жесткий к другим людям. Чрезмерно амбициозен. К критике относится двойственно: критику руководства принимает, а критику коллег воспринимает болезненно

Результаты анкетирования провизоров-интернов показали, что 81,8 % провизоров-интернов набрали менее 35 баллов (чрезмерно миролюбивы) и 18,2 % от 35 до 44 баллов (умеренно агрессивны).

Таким образом, проведенные исследования позволили установить, что теоретическая подготовка интернов имеет оптимальный уровень (средний балл 6,8), практическая подготовка тоже имеет оптимальный уровень (средний балл 8,4), личностная готовность интернов оптимальная (средний балл 8,1).

Разработанный нами методический подход позволяет в количественных и качественных показателях определить теоретическую и практическую готовность интернов, обучающихся по специальности "Управление и экономика фармации к самостоятельной работе в фармацевтических организациях.

Список литературы

1. Педагогическое общение. Преподаватель — студент в процессе подготовки провизоров (методология, эксперимент, результаты) / Под ред. С. А. Кривошеева. — М. : РУДН, 2010.

METHODICAL APPROACH TO READINESS ASSESSMENT OF YOUNG SPECIALISTS TO PHARMACEUTICAL

ACTIVITY

I. A. Dzhuparova. N. O. Karabintseva

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)

Methodical approach to assessment of readiness of interns to pharmaceutical activity is considered in the article. The objective of research consisted in development and realization of methodical approach to determination of theoretical, personal and practical readiness of interns for pharmaceutical activity. During the research it was established that theoretical and practical training of interns has an optimum level and makes 6,8 and 8,4 points respectively, personal readiness of interns has an optimum level (GPA 8,1).

Keywords: pharmacists, readiness for pharmaceutical activity.

About authors:

Dzhuparova Irina Alekseevna — doctor of pharmaceutical science, assistant professor, head of department of management and pharmaceutics economy, medical and pharmaceutical merchandizing at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]

Karabintseva Natalia Olegovna — doctor of pharmaceutical science, professor, head of pharmaceutical technology and biotechnology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Pedagogical communication. The teacher — the student in the course of training of pharmacists (methodology, experiment, results) / Under the editorship of S. A. Krivosheyev. — M. : PFUR, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.