Научная статья на тему 'Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям'

Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
750
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / PERSONALITY OF THE STUDENT / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / АНДРОГИННЫЙ ТИП / ANDROGYNOUS STYLE / ФЕМИНИННЫЙ ТИП / FEMININE TYPE / МАСКУЛИННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / MASCULINE PERSONALITY TYPE / НЕГАТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / NEGATIVE PERSONAL AGGRESSIVENESS / ПОЗИТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / POSITIVE AGGRESSION AND CONFLICT / КОНФЛИКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швецова В. А.

В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей студентов и уровня их личностной агрессивности. Большинство юношей и девушек, обучающихся по педагогическим специальностям, относятся к андрогинному типу, для которых характерно равное сочетание традиционно мужских и женских качеств. На уровне личностных свойств им присуща умеренная позитивная агрессивность (напористость и неуступчивость), низкая негативная агрессивность (несклонность к мстительности, средняя терпимость к мнению других) и средний уровень конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES MANIFESTATIIONS OF AGGRESSIV STUDENTS STUDYING PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article presents the results of gender-specific research students and their personal level of aggressiveness. Most boys and girls enrolled in the teaching professions, refer to the androgynous type, which is characterized by an equal mix of traditionally masculine and feminine qualities. At the level of their inherent personality traits moderate positive aggressiveness (aggressiveness and intransigence), low negative aggressiveness (aversion vindictiveness average tolerance for the opinions of others) and the average level of conflict.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям»

УДК 159.9

В.А. Швецова

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей студентов и уровня их личностной агрессивности. Большинство юношей и девушек, обучающихся по педагогическим специальностям, относятся к андрогинному типу, для которых характерно равное сочетание традиционно мужских и женских качеств. На уровне личностных свойств им присуща умеренная позитивная агрессивность (напористость и неуступчивость), низкая негативная агрессивность (несклонность к мстительности, средняя терпимость к мнению других) и средний уровень конфликтности.

Ключевые слова: личность студента, гендерные различия, андрогинный тип, фемининный тип, маскулинный тип личности, негативная личностная агрессивность, позитивная агрессивность, конфликтность.

V.A. Shvetsova, Belgorod State National Research University

GENDER FEATURES MANIFESTATIONS OF AGGRESSIV STUDENTS STUDYING PEDAGOGICAL

SPECIALTIES

Abstract. The article presents the results of gender-specific research students and their personal level of aggressiveness. Most boys and girls enrolled in the teaching professions, refer to the androgynous type, which is characterized by an equal mix of traditionally masculine and feminine qualities. At the level of their inherent personality traits moderate positive aggressiveness (aggressiveness and intransigence), low negative aggressiveness (aversion vindictiveness average tolerance for the opinions of others) and the average level of conflict.

Keywords: personality of the student, gender differences, androgynous style, feminine type, masculine personality type, negative personal aggressiveness, positive aggression and conflict.

Проблема агрессивности обращает на себя внимание нарастающим характером проявления агрессии и жестокости у учащихся подросткового возраста. Нормой для многих школьников является дерзость, грубость и сквернословие. Нередки конфликты между учащимися, а также между учителями и подростками, сопровождающиеся, как правило, признаками агрессивного поведения. Важно отметить то, что большинство ученых считают превалирующим фактором агрессивности - социально-психологический. Так, например, даже среди подростков, совершивших тяжкие преступления и убийства, признаны невменяемыми только 12% [4]. Жестокие действия остальных 88% подростков были вызваны сочетанием провоцирующих негативных обстоятельств и личностных особенностей (повышенной агрессивности).

Актуальность данного экспериментального исследования обусловлена большим влиянием личности педагога на поведение подростков. Несмотря на конфронтацию подростков по отношению к взрослым, учитель остается значимым ориентиром, транслирующим морально-нравственные ценности, и может даже стать объектом для подражания, задающим социально позитивные нормы поведения. Молодой педагог имеет большой культурно-интеллектуальный потенциал для того, чтобы стать авторитетной персоной для подростков, так как в большей степени может понять и разделить их интересы и увлечения. Особенно важна его роль для подростков из неблагополучных семей. Но для снижения и профилактики агрессивного поведения школьников сам педагог должен обладать низкой агрессивностью и неконфликтностью.

Изучение гендерных особенностей будущих педагогов обусловлено проблемой формирования поло-ролевой идентичности подростков. Подавляющее преобладание среди школьных учителей женщин вызывает вопрос: «Не является ли это фактором феминизации юношей?». В течение последних десятилетий в рамках психологической науки сложился подход к рассмотрению гендерных особенностей человека как психологических характеристик принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу, задающих статусно-ролевую позицию индивида в обществе и особенности его личностного и группового поведения. Таким образом, термин «гендер» больше отражает социально обусловленную природу мужского и женского начал в личности человека и используется в психологии, чтобы подчеркнуть, что «многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой» [1, c. 26].

В данной работе представлены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению гендерных различий в проявлениях агрессивности у студентов - будущих педагогов. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета - НИУ БелГУ. В нем участвовали юноши и девушки историко-филологического и биолого-химического факультетов, обучающиеся по педагогическим специальностям (всего 115 человек, из них: 50 юношей и 65 девушек). Вначале у студентов (у юношей и девушек) с помощью психодиагностической методики С. Бэм, в соответствии с поставленной целью, выявлялись основные гендерные характеристики

личности: маскулинность, фемининность и андрогинность [3]. Затем у выявленных групп студентов, различающихся по гендерному типу, с помощью методики «Личностная агрессивность и конфликтность», разработанной учёными Е.П. Ильиным и П.А. Ковалевым, проводилось изучение уровня личностной агрессивности и конфликтности [2, с. 142-146].

Результаты изучения гендерных характеристик юношей показали, что 90% испытуемых относятся к андрогинному типу, 9% - к маскулинному и 1% - к фемининному. Среди девушек выявлено 88% с доминирующей андрогинией, 5% - маскулинного типа и 7% - фемининного. Таким образом, оказалось, что подавляющее большинство студентов (юношей и девушек), обучающихся на педагогических специальностях, относятся к андрогинному типу. Их показатель индекса пола по методике С. Бем находится в интервале от -1 до +1. Это означает, что такие испытуемые успешнее справляются с деятельностью, требующей проявления как женских, так и мужских поведенческих характеристик. Они легче понимают противоположный пол, быстрее и успешнее находят общий язык в общении с представителями обоих полов.

Среди испытуемых были также выявлены студенты с маскулинным типом (9 % юношей и 5% девушек). Показатель индекса пола у таких студентов находится в интервале от -2 до -1. Они отличаются уверенностью в себе, мужественностью, настойчивостью, силой, решительностью, властностью и амбициозностью. Результаты исследования выявили также и студентов с фемининным типом (1% юношей и 7% девушек), у которых показатель индекса пола находится в интервале от +1 до +2 и выше. Таким студентам (юношам и девушкам) в большей степени присущи следующие черты: сострадание, уступчивость, застенчивость, женственность, забота о других, нежность и т.д.

Тотальное преимущество андрогинного типа среди студентов, вероятно, объясняется социально-профессиональной направленностью испытуемых, будущая профессия которых связана с педагогической деятельностью. Профессиональная деятельность педагогов связана с общением с людьми, детьми, молодежью. Вероятно, что андрогинный гендерный склад личности является оптимальным для профессий, типа «человек - человек», для которых объектом воздействия являются другие люди.

Маскулинный тип скорее всего характерен для представителей традиционных «мужских» профессий, связанных с тяжелыми физическими нагрузками, применением физической силы, с опасностью и риском (например, шахтеры, военные, представители «силовых» органов, представители экстремальных видов спорта, каскадеры и т.п.). В свою очередь, поведение личности фемининного склада проявляется в чертах «женственности» и, вероятно, больше ориентировано на создание семьи и воспитание детей, а не на профессиональное обучение и карьерный рост.

Таким образом, изучение гендерных особенностей студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, показало, что типичный будущий учитель, независимо от того, является ли он мужчиной или женщиной, по своему гендерному складу относится к выраженному андрогинному типу, для поведения которого характерно равное сочетание традиционно мужских и традиционно женских поло-ролевых стереотипов. Отсюда следует, что собственно психологические и поведенческие характеристики большинства будущих учителей не имеют значительных гендерных различий. Учителя - женщины и учителя - мужчины оказывают приблизительно одинаковое воздействие на формирование поло-ролевой идентичности школьников, транслируя в равной мере как мужественную, так и женственную природу человека. Они способствуют воспитанию у учащихся таких качеств, как их относительная независимость, умеренная уверенность в себе, а также, одновременно, гибкость и легкость в общении с людьми разного пола, заботливость, нежность и способность к взаимопониманию.

Далее у студентов андрогинного типа изучался уровень их личностной агрессивности и конфликтности. Показателями негативной или позитивной личностной агрессивности, согласно психодиагностической методике, являются такие качества, как напористость (наступательность), неуступчивость, мстительность и нетерпимость к мнению других. В ходе экспериментального исследования приняли участие 30 юношей и 30 девушек (всего 60 человек). Изучение же агрессивности личности маскулинных и фемининных студентов в условиях проведения эксперимента оказалось невозможным, так как среди представителей выбранных факультетов не набралась нужная репрезентативная выборка.

Полученные результаты представлены ниже на рисунке 1. Они свидетельствуют, что показатель позитивной агрессивности у студентов андрогинного типа характеризуется средним уровнем (4,6 баллов по 10-балльной шкале) и проявляется в таких личностных качествах, как «напористость» и «неуступчивость» (соответственно - 4 балла и 5,2 балла). Это означает, что проявление личностной агрессивности у таких студентов носит позитивный характер. Она проявляется в настойчивом, целеустремленном поведении, наличии твердых позиций, уверенности личности. Такая агрессивность является конструктивной формой выражения личностных стремлений, служит достижению высоких, но реалистичных целей, способствует эффективному личностно-профессиональному росту студентов.

Суммарный показатель негативной личностной агрессивности студентов андрогинного типа низ-

кий (3,9 баллов по 10-балльной шкале). При этом показатель по шкале «мстительность» (1,8 балла) соответствует низкому уровню и означает, что испытуемые не склонны мстить за полученные обиды, они способны достаточно быстро их прощать и забывать. Показатель по шкале «нетерпимость к мнению других» (6 баллов) соответствует среднему уровню. Он означает, что студенты не вполне признают право других людей на их собственную точку зрения, беспокойно реагируют на наличие альтернативных позиций во взглядах других на различные проблемы. Это объясняется недостаточной зрелостью их мировоззренческих взглядов, установок и отношений. Однако для реализации педагогических задач в общении с подростками, особенно с агрессивными, необходим высокий уровень терпимости и толерантности, позволяющий сохранять положительные и доверительные отношения даже с «трудными» воспитуемыми.

Рисунок 1 - Характеристика уровня личностной агрессивности и конфликтности испытуемых

Следует отметить, что у испытуемых был выявлен также средний уровень конфликтности (5,8 баллов). Ее показателями выступают такие личностные качества, как «бескомпромиссность» (5,6 баллов), «вспыльчивость» (4,5 балла), «обидчивость» (5,5 баллов), «подозрительность» (7,6 баллов). Это означает, что большинство студентов проявляют эти свойства в умеренной степени. В процессе общения с психологически благополучными школьниками эти проявления могут компенсироваться дальнейшим умением разрешать спорные вопросы и конфликты. Однако с подростками, характеризующимися повышенной агрессивностью, средний уровень конфликтности педагога не позволяет ее снижать и корректировать, так как в той или иной мере может провоцировать у них проявление агрессивного поведения. Кроме того, уровень подозрительности испытуемых приближается к высокому. Это значит, что студенты (юноши и девушки) склонны не доверять окружающим, имеют противоречивую установку по отношению к ним и считают, что к людям следует относиться с осторожностью, ожидая от них возможных проявлений зависти, ревности и негативных действий в свой адрес.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили обнаружить, что подавляющее большинство студентов, будущих педагогов, - как юношей, так и девушек - по гендерному складу относятся к андрогинному типу. Им присущи равные сочетания традиционно мужских и традиционно женских качеств личности. В свою очередь, у большинства студентов андрогинного типа отсутствует высокий уровень позитивной и негативной личностной агрессивности и конфликтности, что свидетельствует об их психологическом благополучии и достаточно высоком уровне личностного развития. Это обуславливает высокий личностный и коммуникативный потенциал будущего учителя во взаимодействии с психологически благополучными школьниками. Однако средний уровень личностной конфликтности и нетерпимости к мнению других становится предпосылкой к затруднительному взаимодействию и общению с учащимися, обладающими повышенной агрессивностью. И, конечно, мало вероятным становится возможность психолого-педагогической коррекции агрессивности учащихся в ходе школьного учебно-воспитательного процесса.

Следовательно, в целях решения проблемы снижения уровня агрессивного поведения школьников психолого-педагогическими методами и средствами, необходимо рекомендовать будущим педагогам снижать уровень собственной конфликтности и повышать терпимость к мнению других людей. Особого

внимания заслуживает преодоление у них повышенной подозрительности. Формирование данных качеств может быть основано на развитии социальной рефлексии, на умении поставить себя на место другого человека, проникнуть в его внутренний мир, посмотреть на обстоятельства с другой точки зрения и суметь понять реакцию других на свое поведение. Развитию этих свойств у студентов способствует изучение дисциплин психолого-педагогического цикла, которым следует уделять должное внимание.

Список литературы:

1. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

2. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / ред., сост. И.Б. Дерманова. - СПб,

2002.

3. Козлов, В.В. Гендерная психология [Текст]: учебник для вузов / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. -СПб.: Речь, 2010. - 270 с.

4. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2006. - 181с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.