№ 3 - 2015 г. 14.00.00 Медицинские науки (14.04.00 Фармацевтические науки)
УДК 615.1-051
ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. А. Джупарова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассматривается методика оценки теоретической, практической и личностной готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: провизоры, готовность к профессиональной деятельности.
Джупарова Ирина Алексеевна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]
Введение. Фармацевтическое пространство России, в котором функционируют различные субъекты системы лекарственного обращения, постепенно сдвигается на принципиально новый уровень. Развитие происходит за счет таких основополагающих факторов, как компетентность и качество фармацевтической деятельности. В связи с этим обостряется интерес к уровню знаний провизоров и фармацевтов, и увеличиваются требованиями к их практическим умениям и навыкам [1].
Подготовка специалистов в любой области требует формирования теоретических знаний, развития практических навыков и умений.
Готовность к профессии провизора реализуется на уровне теоретической и практической готовности.
Объем и степень усвоения теоретических знаний способствуют развитию готовности интернов к практической деятельности.
Практический опыт представляет собой усвоенные умения и знания, которые будут использоваться будущим специалистом в своей профессиональной деятельности.
Цель исследования заключалась в разработке методики определения теоретической, личностной и практической готовности интернов к профессиональной деятельности провизора.
Материалами и методами исследования являлись специальные тесты, например тест «Личностная агрессивность и конфликтность» по методике Е. П. Ильина и П. А. Ковалева и тест на решительность по методике В. Рощаховского, тест В. А. Федоришина на определение коммуникативных и организаторских способностей, методике определения стиля общения В. М. Шепеля; методике оценки мотивации к достижению цели к успеху Т. Элерса.
Объектами исследования являлись анкеты провизоров-интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» (11 шт.), анкеты студентов-выпускников фармацевтического факультета НГМУ (14 шт).
Результаты и их обсуждение.Согласно нашей методике выделены две степени готовности интернов к профессиональной деятельности:
• объём и степень усвоения знаний — теоретический уровень;
• владение практическими приёмами и умениями — практический уровень.
Уровень готовности определялся в два этапа.
На первом этапе оценивался уровень теоретической подготовки выпускника. С этой целью нами были разработаны тесты, которые используются для тестирования выпускников.
На втором этапе руководителями интернов от фармацевтической организации определяется их практическая готовность к фармацевтической деятельности на основе оценки усвоенных умений и навыков.
Оценка проходит по 10-балльной системе (табл. 1).
Таблица 1
Шкала для оценки теоретической и практической готовности интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации»
Кол-во баллов Вербальная оценка Интерпретация
Св. 8 до10 Высокий Обладает знаниями и умениями в большой степени
Св. 5 до 8 Оптимальный Обладает необходимыми знаниями и умениями
Св. 3 до 5 Допустимый Обладает необходимыми знаниями и умениями, но в слабой степени
От 0 до 3 Критический Отсутствие или очень слабые знания и умения
Результаты тестирования, представленные в табл. 2, показали, что уровень теоретической подготовки интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» в ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», в 2014 году составил 6,8 балла, что соответствует оптимальному уровню.
Таблица 2
Теоретическая готовность интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» (баллы)
№ п/п Раздел Ср. балл Уровень
1 Знание правовых основ и принципов здравоохранения 5 Допустимый
2 Знание КРС обеспечения качества ЛС 7 Оптимальный
3 Знание основ фармацевтической экономики 9 Высокий
4 Знание основ фармацевтического маркетинга 7 Оптимальный
5 Знание основ бухгалтерского учета 7 Оптимальный
6 Знание основ фармацевтического менеджмента 6 Оптимальный
7 Знание технологических особенностей аптечного изготовления лекарственных препаратов 6 Оптимальный
8 Знание принципов применения и действия различных групп ЛП 8 Оптимальный
9 Знание особенностей рецептурного и безрецептурного отпуска ЛП 6 Оптимальный
10 Знание сбытовой логистики в системе доведения фармацевтических товаров до потребителей 7 Оптимальный
Средний показатель 6,8 Оптимальный
Результаты анкетирования по личностной готовности интернов представлены в табл. 3. Из табл. 3 видно, что личностная готовность интернов имеет высокий уровень.
Таблица 3
Личностная готовность интернов, обучающихся по специальности «Управление
и экономика фармации» (баллы)
№ п/п Качества и способности Ср.балл Уровень
1 Уровень общей культуры, эрудиции 9 Высокий
2 Позитивная мотивация к профессии 9 Высокий
3 Умение работать с людьми 9 Высокий
4 Потребность помогать людям 9 Высокий
5 Этический уровень 9 Высокий
6 Социальная зрелость, активность 9 Высокий
7 Ответственность 10 Высокий
8 Коммуникативные способности и качества 9 Высокий
9 Организаторские способности и качества 9 Высокий
10 Состояние психического и физического здоровья 9 Высокий
Средний балл 9,1 Высокий
Практическая готовность интернов оценивалась руководителями интернов от фармацевтической организации (табл. 4).
Таблица 4
Практическая готовность интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» (баллы)
№ п/п Навыки Ср. балл Уровень
1 Организовывать и открывать фармацевтические организации (учреждения) различных организационно-правовых форм собственности 8 Оптимальный
2 Осуществлять подбор, расстановку, подготовку и переподготовку персонала 8 Оптимальный
3 Осуществлять мероприятия по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности и документально оформлять их проведение 9 Высокий
4 Применять современные подходы к управлению фармацевтической организацией 9 Высокий
5 Организовывать снабжение фармацевтической организации (учреждения) ЛС и парафармацевтической продукцией 9 Высокий
6 Формировать учетную политику фармацевтической организации. Организовывать проведение хозяйственных операций по реализации товаров и услуг населению и МО 9 Высокий
7 Проводить анализ и прогнозировать торгово-финансовую деятельность фармацевтической организации 8 Оптимальный
8 Проводить учет основных средств и нематериальных активов 7 Оптимальный
Средний балл 8,4 Оптимальный
Как видно из табл. 4, практическая готовность интернов также имеет оптимальный уровень (8,4 балла).
Таким образом, теоретическая подготовка интернов имеет оптимальный уровень (средний балл 6,8), практическая подготовка тоже имеет оптимальный уровень (средний балл 8,4), личностная готовность интернов высокая (средний балл 9,1).
Разработанная нами методика позволяет в количественных и качественных показателях определить теоретическую и практическую готовность интернов, обучающихся по специальности «Управление и экономика фармации» к самостоятельной работе в фармацевтических организациях.
Список литературы
1. Педагогической общение преподаватель — студент в процессе подготовки провизоров (методология, эксперимент, результаты) / Под ред. С. А. Кривошеева. — М. : РУДН, 2010.
ASSESSMENT OF THEORETICAL, PRACTICAL AND PERSONAL WILLINGNESS OF YOUNG SPECIALISTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY
I. А. Dzhuparova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)
Methodology of assessment of theoretical, practical and personal willingness of young specialists for professional activity is considered in the article.
Keywords: pharmaceutists, willingness for professional activity. About authors:
Dzhuparova Irina Alekseevna — doctor of pharmaceutical science, assistant professor, head of department of management and pharmaceutics economy, medical and pharmaceutical merchandizing at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Pedagogical communication «the teacher — the student» in of pharmaceutists training (methodology, experiment, results) / Under the editorship of S. A. Krivosheyev. — M.: PFUR, 2010.