№ 5 - 2011 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 615.15:378.146
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»
В.В. Гребенникова, Ю.А. Вставская, О.Ф. Веселова, О.Ю. Иванова
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России (г. Красноярск)
Для повышения качества образования у студентов фармацевтического факультета на кафедре фармакологии Красноярского государственного медицинского университета разработана и применена рейтинговая система оценки знаний студентов. Интегративная итоговая рейтинговая оценка определена совокупностью текущей успеваемости, практического навыка, тестирования и собеседования.
Ключевые слова: фармакология, преподавание, рейтинговая оценка, успеваемость.
Г ребенникова Валентина Владимировна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармтехнологии и ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, e-mail: [email protected]
Вставская Юлия Алексеевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармтехнологии и ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, контактный телефон: 8 (391) 228-36-66
Веселова Ольга Федоровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармтехнологии и ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, e-mail: [email protected]
Иванова Ольга Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии с курсами клинической фармакологии, фармтехнологии и ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, контактный телефон: 8 (391) 228-36-66
Рейтинговая система оценки знаний студентов признана адекватным средством модернизации образовательных систем как в России, так и за рубежом, и поддержана материалами Копенгагенского и Болонского процессов — приоритетных направлений развития высших школ РФ [2.]
Согласно положению, принятому в КрасГМУ, устанавливающему интегративную итоговую рейтинговую оценку, итоговая оценка (И) по фармакологии определяется совокупностью рейтинга текущей успеваемости (У) и 3-этапного экзамена: практические навыки (П), тестирование (Т), собеседование (О):
Контроль за текущей успеваемостью студентов на кафедре фармакологии является одним из ведущих средств управления учебно-воспитательным процессом и направлен на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения студентами учебного материала в соответствии с требованиями, изложенными в Государственных образовательных стандартах, учебном плане и программе по фармакологии.
Практические занятия проводятся в соответствии с методическими рекомендациями для преподавателей и методическими указаниями для студентов во время аудиторной работы, где отражены структура занятия и виды деятельности студентов. В начале занятия обязательно проводится входной контроль и проверка домашнего задания. Проверка домашней работы не входит в рейтинг, так как от результата подготовки к занятию в основном зависят выявляемые на занятии теоретические знания студентов и успешность при выполнении самостоятельной работы (выполнение тестов, фармакотерапевтических и ситуационных задач, кроссвордов). Регулярная оценка качества знаний у студентов является звеном обратной связи между преподавателями и студентами, которая позволяет не только зафиксировать степень освоения фармакологии конкретным студентом на текущий момент, но и определить адекватность методики преподавания фармакологии современным требованиям. Составляющие рейтинга текущей успеваемости представлены в табл.
Таблица
Составляющие рейтинга текущей успеваемости
Содержание практического занятая Опенка и ее значимость
1. Входной контроль 2. Собеседование по основным запросам темы с решением ситуационных задач 5. Р«шение фармакотерапевтическнх задач и (или)тестов и кроссвордов Значимость 10 * в О иен к а выставляется в журнал преподавателя - её значимость 50 *а в оощей опенке знаний Опенка выставляется в журнал преподавателя - её значимость 40 % в оощей ои-гнке знаний
Практические навыки в освоении фармакологии сводятся, в основном, к знанию правил выписывания рецептов, в соответствии с приказом МЗ РФ № 110 [1].
Тестирование — неотъемлемый этап итогового контроля, позволяющий выявить знания студентов по дисциплине путем выбора одного правильного ответа из пяти вариантов.
Собеседование. В 3-этапном экзамене по фармакологии собеседованию отводится наибольший процент (40 %), как наиболее значимому компоненту теоретической дисциплины. Собеседование преследует цель оценить работу студентов по изучению
фармакологии, проверить полученные им теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы.
Экзаменационный билет содержит 3 вопроса. Основой для определения оценки на собеседовании за ответ на первый вопрос служат объём и уровень усвоения студентами материала по фармакологической группе лекарственных средств. Значимость этой оценки составляет 50 % в общей оценке за собеседование.
Второй вопрос содержит фармакотерапевтические и ситуационные задачи, при решении которых необходимо выбрать соответствующий для предложенной ситуации препарат с обоснованием своего выбора и изложением фармакодинамических и фармакокинетических особенностей. Оценивается ответ на второй вопрос с позиции умения использовать приобретенные теоретические знания при решении конкретных задач фармакотерапии. Значимость второго вопроса — 30 %.
Третий вопрос экзаменационного билета — анализ врачебного рецепта (проверка знаний по оформлению рецептов, контроль доз и концентраций, контроль правильности назначения). Значимость ответа составляет 20 %. За собеседование выставляется одна — итоговая оценка с учетом значимости составляющих.
Таким образом, рейтинговая система оценки знаний студентов по фармакологии проводится по сбалансированным методикам, основанным на системном подходе к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.
Список литературы
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»
2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве. — Йошкар-Ола : аккредитация в образовании, 2008. — 58 с.
RATING OF STUDENT’S KNOWLEDGE TRAINED ON PHARMACUETICS SPECIALITY
V.V. Grebennikova, J.A. Vstаvskayа, O.F. Veselova, O.U. Ivanova
SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F.Voyno-Yasenetsky
Minhealthsocdevelopment» (c. Krasnoyarsk)
For improving quality of student’s education of Pharmacy Faculty on the Department of Pharmacology in Krasnoyarsk State Medical University the students’ knowledge rating system has been developed and applied. Integrative final rating score is estimated by aggregate of current progress, practical skilles, testing and interviewing.
Keywords: pharmacology, teaching, rating score, performance.
About authors:
Grebennikova Valentina Vladimirovna - doctor of medical sciences, professor, head of pharmacology chair with courses of clinical pharmacology, chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, pharmacological technologies SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: [email protected]
Vstavskaya Julia Alekseevna - candidate of medical sciences, assistant professor of chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, pharmacological technologies SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8(391) 228-36-66
Veselova Olga Fedorovna - candidate of medical sciences, assistant professor of chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, pharmacological technologies SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: [email protected]
Ivanova Olga Yurievna - candidate of medical sciences, assistant professor chair of pharmacology with courses of clinical pharmacology, pharmacological technologies SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8(391) 22836-66
List of the Literature:
1. Order of Ministry of health and social development of the Russian Federation from the 12th of February 2007 N 110 «About an order of appointment and discharging of medical products, products of medical appointment and specialized products of dietetic therapy»
2. Standards and references for a higher education quality assurance in the European zone. — Ioshkar Ola: accreditation in education, 2008. — 58 P.