Научная статья на тему 'Preparation of experts - inspectors on affairs of minors in the Ministry of Internal affair of Russia'

Preparation of experts - inspectors on affairs of minors in the Ministry of Internal affair of Russia Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE PERSON / THE SOCIAL TEACHER / MINORS / THE INSPECTOR ON AFFAIRS OF MINORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Nikonorov E. A., Nikonorova Yu V.

In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of expertsteachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of experts-teachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Preparation of experts - inspectors on affairs of minors in the Ministry of Internal affair of Russia»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ — ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МВД РОССИИ

Е.А. НИКОНОРОВ,

кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России;

Ю.В. НИКОНОРОВА,

кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: Nikonorovy82@mail.ru

Аннотация. Обосновывается необходимость изучения и экспериментального обоснования методики подготовки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению.

Ключевые слова: личность, социальный педагог, несовершеннолетние, инспектор по делам несовершеннолетних.

PREPARATION OF EXPERTS — INSPECTORS ON AFFAIRS OF MINORS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

E.A. NIKONOBOV,

candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

YU. V. NIKONOBOVA,

candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Afairs of Russia

Annotation. In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of experts-teachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of experts-teachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved.

Keywords: the person; the social teacher; minors; the inspector on affairs of minors.

Государственный образовательный стандарт РФ «Об образовании» и Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, предполагают преподавание учебной дисциплины «Социальная педагогика» в образовательных учреждениях системы МВД России. Это обстоятельство обусловлено социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию [1].

Актуальным является состояние физического, психического и нравственного здоровья подрастающего

поколения. Это обусловлено неблагоприятными социально-экономическими факторами, нарушением норм здорового образа жизни, интенсификацией современного школьного образования, организацией и методикой преподавания физической культуры [2]. Многочисленные сцены убийств и насилия, жестокости и разврата, транслируемые телеканалами и воплощаемые в компьютерных играх, усугубляют общую ситуацию, воспринимаются школьниками как руководство к действию [3]. Неудовлетворительные статистические данные МВД России за 2009 г. свидетельствуют о тенденции к росту правонарушений среди несовершеннолетних школьников, в структуре которых преобладают такие преступления, как кражи

НАУКИ

(58,6%), разбои и грабежи (11,2%), вымогательство (1,6%), хулиганство (6,8%), преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (3,8%), иные (15%). Рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в 10 раз выше, чем у взрослых, каждое седьмое преступление совершается несовершеннолетними и страдающими нервно-психическими отклонениями.

Чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, недостаточная мотивация и отсутствие необходимых жизненных навыков, способствующих формированию уверенности в своих силах, умению управлять своим физическим и эмоциональным состоянием, приводит к негативным последствиям. Большое значение приобретает исследование процесса общего воспитания для формирования необходимого интереса к учебным предметам, умения концентрировать внимание, дружелюбия и других качеств у детей подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению.

Асоциальное поведение представляет собой такое поведение, которое противоречит общественным нормам и принципам, зачастую выступая в форме безнравственных или противоправных деяний. Эти школьники имеют высокий уровень неусидчивости, у них быстро нарастает физическое утомление, понижен уровень концентрации внимания, они испытывают большую тревожность и неуверенность в своих силах, а также трудности в общении с одноклассниками и окружающими людьми. По мнению некоторых исследователей, такие дети в основном и входят в «группу риска». Эта группа характеризуется физической, учебной, школьной и социальной дезадаптацией [4].

В ряде исследований было выявлено, что большинство школьников разного возраста не имеют сформированных навыков использования средств и методов физической культуры в повседневной жизнедеятельности [5]. Кроме того, 20% учащихся школьного возраста ходят на уроки по разным предметам без особого желания и не испытывают на них положительных эмоций [3]. Это провоцирует возникновение вредных привычек и не обеспечивает должного уровня физического, психического и нравственного состояния здоровья занимающихся. Для решения образовательно-воспитательных и оздоровительных задач наиболее благоприятный период — дети школьного возраста, когда они гиперчувствительны к воздействию социальных и природных факторов окружающей среды. В этом возрасте

закладываются основы общей культуры человека, формируются личностные качества, интересы, мотивы, потребности в системе школьного обучения [3].

Для работы с детьми, предрасположенными к деструктивному, девиантному и асоциальному поведению, привлечено множество специалистов как из системы школьного и дополнительного образования, так и других министерств, в том числе МВД России. Подготовка специалистов — инспекторов по делам несовершеннолетних в МВД России осуществляется в форме очного и заочного обучения, а также в системе переподготовки и повышения квалификации. Созданы специализированные факультеты по подготовке специалистов по специальности «Социальный педагог», а также организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации и переподготовки кадров для работы с учащимися, предрасположенными к асоциальному поведению.

Профессиональное обучение этой категории специалистов должно достигаться за счет оптимального сочетания теоретической и практической подготовки, а также хорошей организации педагогического обеспечения учебного процесса. Составляющими обучения, как показывает практика, должны стать учебно-профессиональные тренинги, работа по освоению профессиональных видов деятельности, для чего необходимы новые, научно обоснованные технологии и методики обучения, использование комплексных ситуационных занятий, деловых игр, игрового имитационного моделирования, комплексных учений, внедрение новых информационных технологий.

Следует научно обосновать следующие положения:

• специальную направленность и своевременную корректировку целевых учебных программ;

• создание новых модельных характеристик специалистов, соответствующих потребностям практики работы с детьми, предрасположенными к деструктивному, девиантному и асоциальному поведению;

• многоуровневую и многоступенчатую систему подготовки;

• разработку современных технологий обучения;

• повышение требований к профессорско-преподавательскому составу;

• улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Становится очевидной актуальность изучения и экспериментального обоснования методики подго-

-^jjjj^.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

товки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенными к асоциальному поведению.

Литература

1. Бреслов Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. М, 1983. С. 274—276.

2. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультур-

ного образования школьников: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 389 с.

3. Синяева А.А. Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. 172 с.

4. Копылов Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания. М., 2004. Вып. 7.

5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., КофманЛ.Б. К проблеме формирования концепции физической культуры детей и молодежи // Физическая культура. 1996. № 1. С. 5—10.

ФОРМИРОВАНИЕ НООГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Р.Б. ШИНДАУЛОВА,

кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики и психологии

Российского университета дружбы народов Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: t1455346@ye.ru

Аннотация. Рассматривается ноогуманистический мировоззренческий потенциал отдельных положений учения о ноосфере, квантовой физики, теории и методологического анализа проблемы с точки зрения музыкальной педагогики и мировоззренческой культуры.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, учитель музыки, методологический анализ, мировоззрение, историческая культура, учение о ноосфере, адаптация, совершенствование, аналитические технологии, квантовая физика, теория суперструн.

FORMATION NOOGUMANISTICHESKOY IDEOLOGICAL CULTURE IN FUTURE MUSIC TEACHERS

B.B. SHINDAULOVA,

PhD, Degree of the Department of Pedagogy and Psychology of the Russian Peoples' Friendship University

Annotation. The article discusses noogumanistichesky ideological potential of certain provisions of the teachings of the noosphere, quantum physics, theory and methodological analysis of the problem in terms of musical pedagogy and ideological culture.

Keywords: Muzakalnaya pedagogy, music teacher, methodological analysis, outlook, historical culture, the teachings of the noosphere, adaptation, improvement, analytical technology, quantum physics, superstring theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.