Научная статья на тему 'Формирование ноогуманистической мировоззренческой культуры у будущих учителей музыки'

Формирование ноогуманистической мировоззренческой культуры у будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ / АДАПТАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КВАНТОВАЯ ФИЗИКА / ТЕОРИЯ СУПЕРСТРУН / MUZAKALNAYA PEDAGOGY / MUSIC TEACHER / METHODOLOGICAL ANALYSIS / OUTLOOK / HISTORICAL CULTURE / THE TEACHINGS OF THE NOOSPHERE / ADAPTATION / IMPROVEMENT / ANALYTICAL TECHNOLOGY / QUANTUM PHYSICS / SUPERSTRING THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиндаулова Р. Б.

Рассматривается ноогуманистический мировоззренческий потенциал отдельных положений учения о ноосфере, квантовой физики, теории и методологического анализа проблемы с точки зрения музыкальной педагогики и мировоззренческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation noogumanisticheskoy ideological culture in future music teachers

The article discusses noogumanistichesky ideological potential of certain provisions of the teachings of the noosphere, quantum physics, theory and methodological analysis of the problem in terms of musical pedagogy and ideological culture.

Текст научной работы на тему «Формирование ноогуманистической мировоззренческой культуры у будущих учителей музыки»

-^jjjj^.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

товки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенными к асоциальному поведению.

Литература

1. Бреслов Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. М, 1983. С. 274—276.

2. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультур-

ного образования школьников: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 389 с.

3. Синяева А.А. Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. 172 с.

4. Копылов Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания. М., 2004. Вып. 7.

5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., КофманЛ.Б. К проблеме формирования концепции физической культуры детей и молодежи // Физическая культура. 1996. № 1. С. 5—10.

ФОРМИРОВАНИЕ НООГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Р.Б. ШИНДАУЛОВА,

кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики и психологии

Российского университета дружбы народов Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: t1455346@ye.ru

Аннотация. Рассматривается ноогуманистический мировоззренческий потенциал отдельных положений учения о ноосфере, квантовой физики, теории и методологического анализа проблемы с точки зрения музыкальной педагогики и мировоззренческой культуры.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, учитель музыки, методологический анализ, мировоззрение, историческая культура, учение о ноосфере, адаптация, совершенствование, аналитические технологии, квантовая физика, теория суперструн.

FORMATION NOOGUMANISTICHESKOY IDEOLOGICAL CULTURE IN FUTURE MUSIC TEACHERS

R.B. SHINDAULOVA,

PhD, Degree of the Department of Pedagogy and Psychology of the Russian Peoples' Friendship University

Annotation. The article discusses noogumanistichesky ideological potential of certain provisions of the teachings of the noosphere, quantum physics, theory and methodological analysis of the problem in terms of musical pedagogy and ideological culture.

Keywords: Muzakalnaya pedagogy, music teacher, methodological analysis, outlook, historical culture, the teachings of the noosphere, adaptation, improvement, analytical technology, quantum physics, superstring theory.

Мировоззрение репрезентирует систему представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Естественнонаучное миропонимание как система знаний о природе создается в сознании обучаемых при изучении дисциплин естественно-научного цикла в результате мыслительной деятельности по их усвоению и присвоению своим личностным опытом.

Естественно-научные дисциплины наряду с гуманитарными оказывают не меньшее влияние на формирование личностных качеств обучающихся, чем принято было считать раньше. Цель обучения заключается в раскрытии рационального содержания корпуса знаний ноогуманистической направленности, чему способствует и естественно-научная подготовка. Фундаментальная составляющая, опосредованная рациональным компонентом миропонимания, является обязательным условием любого образования. Каждый человек должен иметь представление об устройстве мироздания, его основных законах, иметь надежный инструмент познания, чтобы адекватно ориентироваться в действительности. Современное естествознание располагает огромным ноогумани-стическим мировоззренческим потенциалом, который можно рассматривать двухуровнево: с одной стороны, в качестве «экологических» блоков знаний в структуре ноогуманистического мировидения, а с другой — как один из адаптивных инструментов эффективной музыкальной технологизации педагогического процесса.

Ноогуманистическая мировоззренческая культура будущего учителя музыки интегрирует в себе две составляющие: ноосферную и гуманистическую. Ноо-сферная составляющая вбирает в себя одну из генеральных идей В.И. Вернадского — разумно гармоничное сосуществование человека и биосферы и отчасти некоторые положения современной физики (квантовой физики, теории суперструн, теории физического вакуума).

Что их объединяет с музыкой? Фундаментальная идея — принцип гармонии. Все, что гармонично, жизнеспособно и созидательно. Вернадский, выдающийся русский ученый, развил концепцию ноосферы как растущего осознания усиливающегося вторжения чело-

века в естественные биогеохимические циклы, ведущего к целенаправленному контролю человека над глобальной биогеохимией. Ученый осмысливает ноосферу как качественно новую форму организованности, возникающую при взаимодействии природы и общества, для которой характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. По Вернадскому, ноосфера — высшая стадия развития биосферы, где человечество становится геологопреобразующей силой, а научная мысль приобретает планетарное значение. Основной вектор работы направлен на выработку ответственного отношения к природе, космосу, т.е. к гармоничному эволюционному союзу человека и биосферы. Необходимо менять мировоззрение с антропоцентристского на ноосферно-гуманистическое: осознавать, что не природа создана для человека, а человек является частью целого и должен подчиняться космическим законам, гуманно относиться к людям, природе, понимать законы мироздания.

Концептуальные идеи В.И. Вернадского были подхвачены и развиты французскими учеными Э. Ле-руа и Т. де Шарденом. «Самая суть понятия ноосферы — вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники»1. Благодаря Вернадскому, Леруа, Шардену в научный оборот входят понятия «ноосфера», «ноосферный гуманизм (ноогуманизм)», «ноогенез» и др.

Учение о ноосфере инициировало открытие так называемого антропного принципа, суть которого заключается в том, что Вселенная изначально приспособлена для возникновения и существования разумной жизни и что законы физики, условия подстраиваются для поддержания жизни. Установлению такого взгляда способствовало наличие в природе мировых (универсальных физических) констант, т.е. физических величин, имеющих постоянный онтологический характер. К ним относятся гравитационная, электрическая и магнитная постоянные, постоянная Планка, скорость света, масса покоя электрона, протона, постоянная Авогадро и др.2. Значение антропного принципа настолько велико, что малейшее изменение мировых констант лишает мир космоса, жизни и человека.

1 Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, 2002.

2 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров: в 2 т. М., 1991. Т. 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Различают сильный и слабый антропные принципы, суть которых заключается в том, что согласно сильному антропному принципу, Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни; слабый антропный принцип означает, что мировые константы, отличные от наших, не наблюдаются, поскольку там, где они есть, не может быть наблюдателя. Антропный принцип означает актуализацию Вселенной потому, что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек. Сильный антропный принцип позволил Д. Уилеру в 1983 г. сформулировать так называемый антропный принцип участия, согласно которому «наблюдатели необходимы для обретения Вселенной бытия»3. Рефлексируя, можно найти аналогии с «копенгагенской интерпретацией» квантовой физики, смысл которой заключается в том, что система из смешения состояний, в которых находилась дотоле, детерминирует одно — в процессе наблюдения.

Морально-этический аспект учения о ноосфере лег в основу мировоззренческих ценностей формируемой ноогуманистической мировоззренческой культуры у будущих педагогов-музыкантов. Гармоническая направленность учения о ноосфере высвечивается в комплексе ноогуманистических ценностных приоритетов: разумно-бережном отношении к природе; ответственности; толерантности, проявляемой на всех уровнях бытия (межличностном, межнациональном, межгосударственном и пр.); в активной гражданской позиции; в ноогуманистической направленности мышления; расширении мировоззренческого кругозора, в научном поиске.

Учение В.И. Вернадского существует более полувека, но по сей день не утихают споры вокруг него: оппоненты критикуют мыслителя в утопичности его воззрений и пр. Однако на фоне глобальных экологических, нравственных проблем весомее и авторитетнее оцениваются мировым научным сообществом гуманистический потенциал учения, академизм и прозорливость идей ученого. Значимость учения приобретает большую глубину и ценность в свете концепции устойчивого развития, которая во многом перекликается с учением о ноосфере. В этой концепции так же, как и в ноосферной теории, заложен гуманистический посыл — принцип гармонии. Основная идея концепции устойчивого развития заключается в гармонизации отношений социоприродных систем.

Устойчивое развитие общества — это модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды для удовлетворения нынешних и будущих человеческих потребностей и устремлений. Основные положения концепции отражены в крупнейших достижениях по обеспечению комплексного рассмотрения экологических, экономических и социальных проблем на основе единой стратегии.

Концепция объединяет в себе три составляющие: экономическую, экологическую и социальную. Последние две содержат в себе «ноогуманистические» возможности. Так, экологическая составляющая своей направленностью на обеспечение целостности биологических и физических природных систем, глобальной стабильности всей биосферы позволяет формировать такие ноогуманистические качества у будущих учителей-музыкантов, как неравнодушное отношение к природе, бережное отношение к ней, способность к поддержанию и развитию биоресурсов.

Социальная составляющая устойчивости развития, направленная на сохранение стабильности в обществе, культурной целостности, содержит в себе аксиологический аспект, вбирающий в себя одну из ноогуманистических ценностей — толерантность, понимаемую в расширительном смысле: на всех уровнях бытия (межличностном, межэтническом, социопри-родных систем). В арсенале современной музыкальной педагогики содержатся методологические разработки понятия «толерантность». Установлено, что музыкальное искусство способно эффективно формировать этнокультурную толерантность личности4. Музыка, обладая единой семантически-интонационной природой, позволяет налаживать позитивно-духовные контакты между людьми, что отвечает главному принципу ноогуманизма — гармонии социопри-родных систем. Поскольку толерантность близка проблемному контексту исследования и является одной из ноогуманистических ценностей, в равной степени возможно формирование ее посредством но-огуманистической мировоззренческой подготовки, так как гармония, структурирующая природу музыки и ноогуманизма, едина.

3 Воронина М.В. Мировоззрение как развивающая система: авто-реф. дисс. ... канд. филос. наук. Алматы, 1996.

4 Там же.

Формирование ноогуманистической мировоззренческой культуры позволяет будущему специалисту выйти из узкопрофессиональных рамок. Традиционно естественно-научная подготовка в творческих вузах играет второстепенную роль. Это объясняется не только профилизацией вуза, но и несоответствием содержания преподаваемых естественно-научных дисциплин современному уровню знаний; учебной и методической необеспеченностью, слабой мотивацией ее изучения со стороны обучающихся, но главное — существенным уменьшением часов в учебных планах.

Естественно-научные концепции располагают возможностью использования их в качестве одного из эффективных инструментов технологизации педагогического процесса. Их можно адаптировать применительно к музыкальному мышлению обучающихся. Музыкальное мышление имеет образно-ассоциативную природу (В.П. Бобровский, В.В. Медушевский, Л.С. Выготский и др.), в силу чего «техническая» насыщенность естественно-научного учебного материала затрудняет его восприятие. Именно этим обстоятельством вызвана необходимость адаптации содержания учебных курсов естественнонаучного цикла. Адаптация, ориентированная на поиск общих смысловых параллелей между музыкальными понятиями и естествознанием, не может обойтись без такого конструкта мыследеятельности, как обобщение. Именно оно представляет собой своеобразный «мостик-трамплин», благодаря которому знания-обобщения транслируются из одной сферы человеческой деятельности в другую.

Способность находить смысловые параллели из разных областей знаний формируют определенные навыки мышления, которые, по мнению С.Л. Рубинштейна, говорят о складе его (человека) ума точно так же, как привычные способы поведения определяют его поведение. Говоря об одном из эффективных приемов обучения как о переносе знаний в теории развивающего обучения (школа В.В. Давыдова), подчеркивается его значимость. Ученые-педагоги считают, что в рамках развивающего образования для предотвращения стагнации и плодотворной актуализации знаний их необходимо переносить в другие области человеческой деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.И.Алексеев и др.).

Адаптация учебного материала является педагогическим условием реализации системы по формиро-

ванию ноогуманистических представлений. С точки зрения педагогической технологии адаптацию учебного материала по источникам и способам передачи информации можно рассматривать как информационно-коммуникативный метод обучения. Какими адаптивными возможностями с точки зрения музыкальной педагогики обладает, например, квантовая физика?

Главный ориентир квантовой физики — это мировоззрение холизма, т.е. целостности. Макро- и микромир сосуществуют в неразрывном единстве, ни один из них не исчерпывает, равно как и не объясняет, другого. С точки зрения квантовой физики мир позиционирует как совокупность отношений. Главным завоеванием квантовой механики явилось открытие вероятностных законов микромира. Большой интерес вызывает физический вакуум, представляющий собой материальную среду в виде квантового поля, в которой наблюдаются флуктуации, рождаются элементарные частицы, распространяются электромагнитные волны. Современная физическая наука пришла к выводу, что квантовое поле (физический вакуум) является наиболее фундаментальной и универсальной формой материи, лежащей в основе всех ее конкретных проявлений.

Нельзя обойти молчанием теорию физического вакуума Г.И. Шипова. Эта теория оценивается научным сообществом как неакадемическое направление в квантовой физике. Из-за экспериментальной недоказанности особую критику вызывает понятие «торсионное поле» и другие значения. Теория физического вакуума является актуальной и вызывает множество критики и дискуссий. Так, А.В. Кольцов относит торсионную теорию Шипова к разряду теософской лженауки. Теория Шипова, по А.В. Кольцову, является произвольной надстройкой к общей теории относительности А. Эйнштейна, а потому не является квантовой. «Ломать копья» по поводу предмета спора — прерогатива профессиональных физиков-теоретиков.

Теория физического вакуума не противоречит теории суперструн, которая однозначно трактуется как квантовая. А.В. Кольцов из-за экспериментальной бездоказательности теории Г.И. Шипова считает ее «бессмысленной спекуляцией». Можно возразить общеизвестным, ставшим клише аргументам, что из-за несовершенства научного инструментария приходится все чаще прибегать к гипотетическим формам позна-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния, оперировать вероятностными величинами, которые давно утвердились в качестве неотъемлемой составляющей понятийного аппарата современной науки. Именно вероятностный контекст в широком его понимании зачастую инициировал научный поиск, результаты которого не всегда были схоластичны и далеки от истины. В то же время кажущийся на первый взгляд умозрительным «теоретизирован-ный» подход, который демонстрирует теория физического вакуума, еще со времен Г. Галилея закрепил себя в качестве так называемой чистой науки, или теоретического познания.

В одном смысловом поле находятся вероятностная, или виртуальная, природа квантовой физики, физического вакуума и природа казахской традиционной музыкальной культуры. В квантовой теории вероятность является имманентным свойством атомной действительности, влияя на все происходящие процессы и являясь одной из проекций материи. В казахстанском этномузыкознании домбровое многоголосие есть своеобразная, не находящая аналога в европейском многоголосии организация музыкальной ткани. Если многоголосная фактура европейского типа реальна и объемна, многоголосие домбрового типа — виртуально. Сумма разнокомби-нированных 2-голосных проекций звукового пространства, последовательно прозвучавших в кюе, репрезентирует целостный объем и строение его музыкального пространства. На основе переменчивой жизни двух голосов сознание воссоздает 4—5-голосную фактуру виртуального многоголосия. Того самого реального многоголосия, что получило столь многообразную и сложную разработку в европейской музыке, но не имеющего никакого отношения к многоголосию виртуальному5.

Гармония» в музыкальном искусстве трактуется как связь, порядок, строй, лад, слаженность6. Гармония как эстетическая категория слаженности, красоты зиждется на законах симметрии. В генезисе музыкальное искусство и квантовая физика имеют единую «гармоничную» природу.

Адаптация учебного материала в цикле ЕНД к восприятию будущих педагогов-музыкантов способствует развитию гибкости их мышления. Поясним на примере учебников по концепциям современного естествознания и экологии, где реализовано стремление провести смысловые параллели между музы-

кальным искусством и физикой. Так, в теме, посвященной механической картине мира, в процессе объяснения понятия «электромагнитная индукция» автор проводит близкую студентам «музыкальную» аналогию, связанную с явлением «гармонической индукции», легшей в основу классической мажоро-минорной системы. Дидактической целью подобных аналогий является интеграция общих мировоззренческих представлений с музыкально-слуховым опытом обучающихся, шире — с их музыкальным сознанием в виде определенных ментиграмм, которые корректируются внешней информационной средой. Мировоззренческие понятия, формируемые в процессе естественной научной подготовки у будущих учителей музыки, интегрируясь с их ментальным, музыкально-слуховым опытом, способны образовать устойчивые мыслеформы — ментиграммы, по аналогии с термином «ментифакты», данным в исследовании М.В. Ворониной7. «Ментифакты» интерпретируется ученым как стойкие элементы культуры, включающие в себя стереотипы мышления, язык, искусство, науку, философию и пр. и являющиеся производными умственной деятельности.

Ключевые ноогуманистические мировоззренческие основы, содержащиеся в прогрессивных естественно-научных концепциях, могут стыковаться с имеющимся ментальным, музыкально-слуховым опытом студентов и рождать особые когнитивно-психические структуры в виде ментиграмм. Последние интерпретируются как закодированные (семантические) единицы сознания. В качестве интегратора естественно-научных представлений и музыкально-слухового опыта у студента, воспитанного, например, в традиции «народника», обобщающей категорией может выступить жанр. Так, жанр домбровой традиции кюев-шертпе — «Косбасар», семантически ассоциирующийся с состоянием глубокой медитации и выражающийся в виде специфических звуко-интона-ционных комплексов, условно напоминает западноевропейские жанры глубоко психологического, подчас религиозного характера (чакона, пассакалия).

Общность сравниваемых жанров относительна и заключена в характерном для них сочетании импро-визационности и каноничности. Однако акцентиро-

5 Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Указ. соч. С. 341, 342.

6 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров: в 2 т.

Воронина М.В. Указ. соч.

вать этот момент не представляется возможным из-за глубоких типологических различий культур. Вместе с тем возможность профессионального использования потенциала ментиграмм очевидна, поскольку эти определенные интонационно-смысловые комплексы (своего рода паттерны музыкального сознания) помогают не только кодировать, декодировать музыкальную, «немузыкальную» информацию, но и сублимировать ее в творчестве, осознанно опираясь на образно-смысловой компонент ноогу-манистической направленности в музыкально-педагогической деятельности.

Теория струн — еще одна естественно-научная теория, которая «музыкальна» не только по своему названию, но и доказывает глубинную родовую связь квантовой физики и музыки. Она объясняет «музыкальную» природу материи, потому что элементарные частицы — это маленькие колеблющиеся одномерные струны, являющиеся микроскопическими нитями энергии. Теория струн — направление математической физики, изучающее динамику и взаимодействия одномерных протяженных объектов, так называемых квантовых струн.

Теория струн сочетает в себе идеи квантовой механики и теории относительности. Она основана на гипотезе, что все элементарные частицы и их фундаментальные взаимодействия возникают в результате колебаний и взаимодействий ультрамикроскопических квантовых струн на масштабах порядка планков-ской длины 10—35 м. Аналогично колебаниям струн музыкальных инструментов спектральные составляющие струн возможны только для определенных частот

(квантовых амплитуд). Чем больше частота, тем больше энергия, накопленная в таком колебании. То, что в макроскопическом (непосредственно наблюдаемом) мире дополнительные пространственные измерения не наблюдаются, объясняется в струнных теориях одним из двух возможных механизмов: ком-пактификацией этих измерений — скручиванием до размеров порядка планковской длины, или локализацией всех частиц многомерной Вселенной (мультивсе-ленной) на 4-мерном мировом листе, который и являет собой наблюдаемую часть мультивселенной.

Естественно-научные теории свидетельствуют об органическом родстве музыки и квантовой физики и образовательных возможностях использования естественнонаучных теорий в ноогуманистической мировоззренческой подготовке будущих педагогов-музыкантов.

Таким образом, естественно-научные теории, сквозь которые красной нитью проходит фундаментальный принцип гармонии, объединяющий в себе музыкальное искусство и естествознание, содержат огромный потенциал для ноогуманистической мировоззренческой подготовки будущих учителей-музыкантов. В то же время стремление к стабильной устойчивости социума и сбалансированным отношениям социоприродных систем формирует социальный заказ, в соответствии с которым генеральной образовательной целью в XXI в. должны стать полноценное творческое развитие личности, формирование глобального ноогуманистического мировоззрения, а ценностными основами образования — духовность, гражданственность и толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.