Научная статья на тему 'Особенности института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел'

Особенности института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE PERSON / THE SOCIAL TEACHER / MINORS / THE INSPECTOR ON AFFAIRS OF MINORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонорова Ю. В.

Обосновывается необходимость изучения и экспериментального обоснования методики подготовки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонорова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSTITUTE OF INSPECTORS ON AFFAIRS OF MINOR LAW-ENFORCEMENT BODIES

In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of experts-teachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved.

Текст научной работы на тему «Особенности института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»

5. Золотницкий И.А. Психофизические качества, необходимые для успешного обучения стрельбе // Совершенствование учеб.-воспит. процесса по боевой подготовке со слушателями учебных заведений МВД России: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Орел, 1998.

6. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложных системах управления // Инженерная психология. М., 1964.

7. Ушаков А.И. Действия сотрудников правоохранительных органов в экстремальных условиях: науч.-практ. пособие. Калининград, 2001.

8. Щипин А.И. Действия сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия: фонд. лекция. М., 2001.

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ю.В. НИКОНОРОВА,

кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры E-mail: Nikonorovy82@mail.ru

Аннотация. Обосновывается необходимость изучения и экспериментального обоснования методики подготовки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению. Ключевые слова: личность; социальный педагог; несовершеннолетние; инспектор по делам несовершеннолетних.

FEATURES OF INSTITUTE OF INSPECTORS ON AFFAIRS OF MINOR LAW-ENFORCEMENT BODIES

YU. V. NIKONOROVA,

the candidate of jurisprudence, doctoral candidate FPN and NPK the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of experts-teachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved. Keywords: the person; the social teacher; minors; the inspector on affairs of minors.

Государственный образовательный стандарт РФ «Об образовании» и Приказ МВД России № 569 от 26 мая 2000 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (с изм., внесенными Приказами МВД РФ № 639 от 9 октября 2004 г., и № 338 от 6 апреля 2007 г.) предполагают преподавание учебной дисциплины «Социальная педагогика» в образовательных учреждениях системы МВД России. Данное обстоятельство обусловлено социальными факторами общественного развития, главный из которых — изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию [1].

Сегодня огромное внимание уделяется состоянию физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Это обусловлено неблагоприятными социально-экономическими факторами, нарушением норм здорового образа жизни, интенсификацией современного школьного образования, ор-

ганизацией и методикой преподавания физической культуры [2]. Показ многочисленных сцен убийств и насилия, жестокости и разврата, транслируемых телеканалами и воплощаемых в компьютерных играх, усугубляют общую ситуацию, поскольку воспринимаются школьниками как руководство к действию [3]. Свидетельством тому служат неудовлетворительные статистические данные МВД России за 2009 г., которые отражают тенденции к росту правонарушений среди несовершеннолетних школьников. В структуре этих правонарушений преобладают такие преступления, как кражи — 58,6%; разбои и грабежи — 11,2%; вымогательство — 1,6%; хулиганство — 6,8%; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков — 3,8%; иные — 15%. Рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в десять раз выше, чем у взрослых, каждое седьмое преступление совершается несовершеннолетними и страдающими нервно-психическими отклонениями.

Чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, недостаточная мотивация и отсутствие необходимых жизненных навыков, способствующих формированию уверенности в своих силах, умению управлять своим физическим и эмоциональным состоянием приводит к негативным последствиям. В этой связи большое значение приобретает исследование процесса общего воспитания для формирования необходимого интереса к учебным предметам, умения концентрировать внимание, дружелюбия и других качеств у детей подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению.

Асоциальное поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, проявляется в форме безнравственных или противоправных деяний. Школьники с асоциальным поведением имеют высокий уровень неусидчивости, у них быстро нарастает физическое утомление, понижен уровень концентрации внимания, они испытывают большую тревожность и неуверенность в своих силах, а также трудности в общении с одноклассниками и окружающими людьми. По мнению некоторых авторов [4 и др.], такие дети, в основном, входят в «группу риска». Данная группа характеризуется дезадаптацией: физической, учебной, школьной, социальной.

В ряде исследований было выявлено, что подавляющее большинство школьников различного возраста не имеет сформированных навыков использования средств и методов физической культуры в повседневной жизнедеятельности [5]. Кроме этого, 20% учащихся школьного возраста ходят на уроки по различным предметам без особого желания и не испытывают на них положительных эмоций [3]. Это провоцирует возникновение вредных привычек и не обеспечивает должного уровня физического, психического и нравственного состояния здоровья занимающихся.

Наиболее благоприятный период для решения образовательно-воспитательных и оздоровительных задач — период школьного возраста, когда дети гипер-чувствительны к воздействию социальных и природных факторов окружающей среды. В этом возрасте закладываются основы общей культуры человека, формируются личностные качества, интересы, мотивы, потребности в системе школьного обучения [3].

Известно, что для работы с детьми, предрасположенными к деструктивному, девиантному и асоциальному поведению привлечено большое количество специалистов как из системы школьного и дополни-

тельного образования, так и других министерств и ведомств, в том числе и МВД РФ.

Подготовка специалистов — инспекторов по делам несовершеннолетних в МВД осуществляется в форме очного и заочного обучения, а также в системе переподготовки и повышения квалификации. Созданы факультеты по подготовке специалистов по специальности «социальный педагог», организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации и переподготовки кадров для работы с учащимися, предрасположенными к асоциальному поведению.

В тоже время, профессиональное обучение этой категории специалистов должно достигаться за счет оптимального сочетания теоретической и практической подготовки, а также хорошей организации педагогического обеспечения учебного процесса. Составляющими обучения, как показывает практика, должны стать учебно-профессиональные тренинги, работа по освоению профессиональных видов деятельности, для чего необходимы: новые, научно-обоснованные технологии и методики обучения, использование комплексных ситуационных занятий, деловых игр, игрового имитационного моделирования, комплексных учений, внедрение новых информационных технологий.

Кроме этого, необходимо научное обоснование таких положений, как:

♦ специальная направленность и своевременная корректировка целевых учебных программ;

♦ создание новых модельных характеристик специалистов, соответствующих потребностям практики работы с детьми, предрасположенными к деструктивному, девиантному и асоциальному поведению;

♦ многоуровневая и многоступенчатая системы подготовки;

♦ разработка современных технологий обучения;

♦ повышение требований к профессорско-преподавательскому составу;

♦ улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.

С этой точки зрения становится очевидной актуальность изучения и экспериментального обоснования методики подготовки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению.

Литература

1. Бреслов Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса форми-

98

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2012

рования личности // Личность в системе общественных отношений. М, 1983. 274—276.

2. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000.

3. Синяева А.А. Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к де-

структивному поведению: автореф. дисс. ... канд. пед. наук, М., 2008.

4. Копылов Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания. Вып. 7. М., 2004.

5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. К проблеме формирования концепции физической культуры детей и молодежи // Физическая культура. 1996. № 1. С. 5—10.

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИМИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ

Е.А. НИКОНОРОВ,

кандидат юридических наук, ФПНП и НК Московского университета МВД России;

Ю.В. НИКОНОРОВА,

кандидат юридических наук, докторант ФПНП и НК Московского университета МВД России. Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: Nikonorovy82@mail.ru

Аннотация. Раскрывается содержание основных элементов профессиональной деятельности сотрудников полиции при применении ими средств физического принуждения к правонарушителям.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, средства физического принуждения, неповиновение.

STRUCTURE OF PROFESSIONAL WORK OF POLICE OFFICERS AT APPLICATION OF MEANS OF PHYSICAL COMPULSION BY THEM TO OFFENDERS

E.A. NIKONOROV,

candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Afairs of Russia;

YU. V. NIKONOROVA,

candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Afairs of Russia

Annotation. In article the maintenance of basic elements of professional work of police officers reveals at application of means of physical compulsion by them to offenders.

Keywords: professional work, means of physical compulsion, disobedience.

Методология системного подхода к программированию профессионально-прикладной подготовки предполагает выявление параметров цели обучения как функции требований, предъявляемых к сотруднику полиции. Системное представление о служебной деятельности сотрудников полиции позволяет определить типологию условий применения средств физического принуждения к правонарушителям, состав и приоритетность использования данных средств в различных ситуациях и служебной деятельности. Корректное описание структуры и содержания служебной деятельности — основа определения общей и частных целей обучения, состава учебных элементов и соотношения объемов обучения в программе комплексной профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции.

Содержание оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности — предмет постоянного изучения

специалистов МВД РФ. Во всех региональных ОВД установлен мониторинг за практикой применения сотрудниками полиции боевых приемов рукопашного боя и табельного оружия при исполнении служебных обязанностей [1, 2].

Статистические данные, с одной стороны, содержат требования к служебной деятельности, а с другой, — демонстрируют степень действующих программ профессионально-прикладной подготовки личного состава. Общее заключение достаточно предсказуемо: чему учим, то и применяется на практике.

Такие исследования позволяют корректировать действующие программы обучения, но не дают основания для системного программирования боевой подготовки сотрудников полиции. Решение проблемы связано с изучением структуры служебной деятельности как способа взаимодействия ее элементов [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.