УДК 37
Борзина А.К.
Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР, В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация: в статье представлен теоретический анализ изучения проблемы коррекции оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дисграфия, задержка психического развития, дети, младший школьный возраст, логопедия, сопровождение, развитие.
В последние годы отмечается заметное увеличение числа детей с различными проблемами в развитии, включая задержку психического развития. При поступлении в школу такие дети сталкиваются с трудностями в учебном процессе, особенно в области письменной речи.
Многие авторы утверждают, что оптическая дисграфия обусловлена нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Это приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений у ребенка, из-за чего отдельные буквы не распознаются и не связываются с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, а также пространственных представлений, что проявляется в заменах и искажениях букв при письме.
В 1877 году А. Куссмаль впервые указал на трудности чтения и письма как нарушение речевой деятельности, что стало первым упоминанием о нарушении письма как самостоятельной патологии. В 20 веке такие ученые, как
В. Морган, О. Беркан, Ф. Варбург и другие, также говорили о нарушениях письменной речи [6]. В настоящее время термин "дисграфия" трактуется авторами по-разному. Например, Р. И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [2].
Ирина Николаевна Садовникова в своих исследованиях о дисграфии определяет ее как частичное расстройство письма, при котором основным симптомом является наличие специфических стойких ошибок, не обусловленных нарушением слуха, зрения или интеллекта [4]. Об этой проблеме также работали отечественные ученые, среди которых Александр Николаевич Корнев, Лидия Григорьевна Парамонова, Александр Романович Лурия.
Научное сообщество выделило различные виды дисграфии, однако в данной работе мы сосредоточимся только на оптической дисграфии, поскольку считаем, что она наиболее распространена среди младших школьников.
В работах О. А. Токаревой, М. Е. Хватцева и Р. И. Лалаева оптическая дисграфия классифицируется как нарушение, проявляющееся при письменном общении через замены, искажения, зеркальное написание букв и цифр, а также в несоблюдении строки. Нейропсихологи связывают эти расстройства с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также с недостаточным развитием пространственных представлений. В настоящее время отмечается увеличение случаев оптической дисграфии у школьников, особенно у тех, кто страдает от задержки психического развития.
По проведенному исследованию Л. Г. Парамоновой было выявлено, что у 1,8% младших школьников присутствует чистая оптическая дисграфия [3]. Согласно статистике, представленной Т. Аристовой, в 1960 году дисграфия наблюдалась только у 10% учащихся младших классов российских общеобразовательных школ, тогда как в 2017 году этот показатель уже составляет 50% [5]. Данные Российской Академии Образования за последние
пять лет свидетельствуют о том, что 70-80% младших школьников испытывают трудности в освоении программы начальной школы, а 40% из них имеют предпосылки для развития оптической дисграфии [1].
В современной логопедии одной из самых важных задач является изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Это особенно актуально для группы детей с оптической дисграфией, которые находятся в зоне риска. Наше исследование имеет большую значимость, так как оно направлено на коррекцию оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. В настоящее время существует множество отдельных методик коррекции, однако отсутствуют рабочие программы коррекционных курсов, соответствующие ФГОС НОО ОВЗ, посвященные данной проблеме. Именно поэтому наше исследование является актуальным
[7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борисова, Ю. В. Симптоматика и механизмы нарушения речи у детей с оптической дисграфией и дислексией / Ю. В. Борисова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 2. - С. 71- 79;
2. Букова, Т. В. Проявления оптической дисграфии / Т. В. Букова, Е. В. Резникова // В мире науки и инноваций. - 2017.№6 - С. 29 - 31;
3. Вартапетова Г. М., Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, - 2012. -124с;
4. Горбачева, Е. С. Методы преодоления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. С. Горбачева // Вестник науки. - 2022. - №7. - С.33-37 - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metody-preodoleniya-opticheskoy-disgrafii-u-detey;
5. Иваненко, М. А., Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: / М. А. Иваненко. - автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 22 с;
6. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. / Е. И. Казакова. - Мат. Всерос. науч-практ. конф. - Санкт Питербург, 1998 - 29 с;
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), действует с 1 сентября 2016 г. // URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Borzina A.K.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
ECONOMETRIC ANALYSIS OF INFLUENCE OF THE NUMBER OF PASSENGER CARS ON ATMOSPHERIC AIR POLLUTION
Abstract: article presents a theoretical analysis of the study of the problem of correction of optical dysgraphy in primary school children with mental retardation.
Keywords: dysgraphy, mental retardation, children, primary school age, speech therapy, support, development.