УДК 1
Горбачева Е.С.
студентка 5 курса Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (г. Орел, Россия)
МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье представлены результаты экспериментального изучения выявления и преодоления оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, оптическая дисграфия, графомоторные навыки, кинезиологические упражнения, зрительный гнозис, синтез.
В последние годы многие исследователи отмечают значительное увеличение количества детей с проблемами в развитии. Это относится и к детям с задержкой психического развития. При поступлении в школу такие дети испытывают затруднения в процессе обучения, в частности, трудности письменной речи. В современной литературе стойкие нарушения письма обозначаются термином дисграфия. Выделяют несколько видов дисграфии:
- артикуляторно-акустическая дисграфия;
- дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания;
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
- аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия.
Многие авторы считают, что причиной возникновения оптической дисграфии выступает нарушение или недоразвитие оптических речевых систем
в головном мозге, в результате чего у ребенка возникает неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Каменская СОШ», Выборгского района, Ленинградской области во 2-3 классах.
Учащимся в начале учебного года были написаны входные контрольные работы (диктанты) по русскому языку в соответствии школьной программы. Исходя из результатов из 134 учащихся, 10 обучающихся допустили ошибки оптического характера и вошли в экспериментальную группу. На начало учебного года 6 учащихся из 10 имели статус - задержка психического развития. Еще 4 проходили обследование у ПМПК с подозрением на данный диагноз.
После первого отбора над экспериментальной группой из 10 человек были проведены подобранные выше авторские методики для диагностики выявления уровня нарушения оптико-пространственного восприятия.
Качественный анализ результатов дала методика Горячева С.В.
Исходя из результаты выявлено, что наименьший процент набрали 2 ученика - 14% и 17%, которые показывают нарушение зрительно-моторного восприятия у обучающихся. Наивысший процент обследования у двух учеников и это ниже средней нормы 36%,34%
На методике Елецкой О.В. «Домик» выявлено, что ученики плохо умеют ориентироваться на образце, копировать его. У ребят нарушено произвольное внимание и пространственное восприятие. Больше двух ошибок допустили из 10 учеников - 8 учеников.
После проведения «Графического диктанта» по методике Горбачевской Н.Г. выявлено, что ученики плохо ориентируются в пространстве на листе.
Каждый также допустил по несколько ошибок. Безошибочно или до двух ошибок никто не справился.
Для расширенной картины результатов о нарушении пространственных отношений дополнительно проведена методика «Проба Хейда». И в речевом и в наглядном вариантах обучающиеся допустили по несколько ошибок, что говорит о плохом восприятии на слух и пространственную переориентацию.
Завершающей методики обследования стала методика Агроновича З.Е. «Исследование усвоения зрительных образов букв». По результатам каждый ученик допустил по несколько ошибок в заданиях. Об этом говорит о плохом усвоении зрительных образов букв.
После проведения углубленной диагностики по нарушению оптической дисграфии младших школьников и выявления уровня нарушения, были изучены логопедические и медицинские карты. Далее была коррекционная работа на методах Захаровой Е.В. для преодоления оптической дисграфии.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 группы в течении 6 учебных месяцев. По мимо работы на данных занятиях, ребята обязательно выполняли домашнее задание с родителями.
По мимо Захаровой Е.В. можно применять авторские методики Садовников И.Н. и Мазановой Е.В. Захарова Е.В. очень подробно расписала каждый этап работы над коррекцией именно оптической дисграфии у младших школьников с ЗПР, поэтому работа в экспериментальной группе проводилось на ней. Работа включила 7 этапов.
Развитие зрительного предметно-буквенного гнозиса.
Примерные виды заданий для расширения объема и уточнения зрительного мнезиса (памяти).
3. Формирование пространственно - временных представлений необходимо проводить в следующей последовательности:
4. Развитие зрительного анализа и синтеза
Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой - артикулемой - кинемой. Для контроля включаются все четыре анализатора: слуховой, двигательный, тактильно-вибрационный, зрительный.
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.
Кинезиологические упражнения (Садовникова И.Н.)
6. Развитие сукцессивных функций.
7. Дифференциация смешиваемых букв на уровне буквы, слога, слова,
В результате выполнения этих упражнений активизируются все анализаторы, осуществляется перевод зрительной информации в кинестетическую и слуховую и наоборот, развивается вербальное мышление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. — М.: Школьная Пресса, 2003. - 64 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 257 с.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие.-СПб ИД. «МиМ 1997. - 286 с.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: Владос, 2007. - 87с. [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/logopediya/2019/12/19/testy-dlya-opredeleniya-utochneniya-formy-disgrafii [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/11/15/rabota-uchitelya-logopeda-po-ustraneniyu
Gorbacheva E.S.
5th year student Turgenev Orel State University (Orel, Russia)
METHODS OF OVERCOMING OPTICAL DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: the article presents the results of an experimental study of the detection and overcoming of optical dysgraphy in younger schoolchildren with mental retardation.
Keywords: mental retardation, optical dysgraphy, graphomotor skills, kinesiological exercises, visual gnosis, synthesis.