Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС / СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Е. С.

В статье представлены результаты экспериментального изучения выявления и преодоления оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбачева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF OVERCOMING OPTICAL DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the results of an experimental study of the detection and overcoming of optical dysgraphy in younger schoolchildren with mental retardation

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 1

Горбачева Е.С.

студентка 5 курса Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (г. Орел, Россия)

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье представлены результаты экспериментального изучения выявления и преодоления оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, оптическая дисграфия, графомоторные навыки, кинезиологические упражнения, зрительный гнозис, синтез.

В последние годы многие исследователи отмечают значительное увеличение количества детей с проблемами в развитии. Это относится и к детям с задержкой психического развития. При поступлении в школу такие дети испытывают затруднения в процессе обучения, в частности, трудности письменной речи. В современной литературе стойкие нарушения письма обозначаются термином дисграфия. Выделяют несколько видов дисграфии:

- артикуляторно-акустическая дисграфия;

- дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания;

- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

- аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия.

Многие авторы считают, что причиной возникновения оптической дисграфии выступает нарушение или недоразвитие оптических речевых систем

в головном мозге, в результате чего у ребенка возникает неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Каменская СОШ», Выборгского района, Ленинградской области во 2-3 классах.

Учащимся в начале учебного года были написаны входные контрольные работы (диктанты) по русскому языку в соответствии школьной программы. Исходя из результатов из 134 учащихся, 10 обучающихся допустили ошибки оптического характера и вошли в экспериментальную группу. На начало учебного года 6 учащихся из 10 имели статус - задержка психического развития. Еще 4 проходили обследование у ПМПК с подозрением на данный диагноз.

После первого отбора над экспериментальной группой из 10 человек были проведены подобранные выше авторские методики для диагностики выявления уровня нарушения оптико-пространственного восприятия.

Качественный анализ результатов дала методика Горячева С.В.

Исходя из результаты выявлено, что наименьший процент набрали 2 ученика - 14% и 17%, которые показывают нарушение зрительно-моторного восприятия у обучающихся. Наивысший процент обследования у двух учеников и это ниже средней нормы 36%,34%

На методике Елецкой О.В. «Домик» выявлено, что ученики плохо умеют ориентироваться на образце, копировать его. У ребят нарушено произвольное внимание и пространственное восприятие. Больше двух ошибок допустили из 10 учеников - 8 учеников.

После проведения «Графического диктанта» по методике Горбачевской Н.Г. выявлено, что ученики плохо ориентируются в пространстве на листе.

Каждый также допустил по несколько ошибок. Безошибочно или до двух ошибок никто не справился.

Для расширенной картины результатов о нарушении пространственных отношений дополнительно проведена методика «Проба Хейда». И в речевом и в наглядном вариантах обучающиеся допустили по несколько ошибок, что говорит о плохом восприятии на слух и пространственную переориентацию.

Завершающей методики обследования стала методика Агроновича З.Е. «Исследование усвоения зрительных образов букв». По результатам каждый ученик допустил по несколько ошибок в заданиях. Об этом говорит о плохом усвоении зрительных образов букв.

После проведения углубленной диагностики по нарушению оптической дисграфии младших школьников и выявления уровня нарушения, были изучены логопедические и медицинские карты. Далее была коррекционная работа на методах Захаровой Е.В. для преодоления оптической дисграфии.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 группы в течении 6 учебных месяцев. По мимо работы на данных занятиях, ребята обязательно выполняли домашнее задание с родителями.

По мимо Захаровой Е.В. можно применять авторские методики Садовников И.Н. и Мазановой Е.В. Захарова Е.В. очень подробно расписала каждый этап работы над коррекцией именно оптической дисграфии у младших школьников с ЗПР, поэтому работа в экспериментальной группе проводилось на ней. Работа включила 7 этапов.

Развитие зрительного предметно-буквенного гнозиса.

Примерные виды заданий для расширения объема и уточнения зрительного мнезиса (памяти).

3. Формирование пространственно - временных представлений необходимо проводить в следующей последовательности:

4. Развитие зрительного анализа и синтеза

Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой - артикулемой - кинемой. Для контроля включаются все четыре анализатора: слуховой, двигательный, тактильно-вибрационный, зрительный.

5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.

Кинезиологические упражнения (Садовникова И.Н.)

6. Развитие сукцессивных функций.

7. Дифференциация смешиваемых букв на уровне буквы, слога, слова,

В результате выполнения этих упражнений активизируются все анализаторы, осуществляется перевод зрительной информации в кинестетическую и слуховую и наоборот, развивается вербальное мышление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. — М.: Школьная Пресса, 2003. - 64 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 257 с.

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие.-СПб ИД. «МиМ 1997. - 286 с.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: Владос, 2007. - 87с. [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal .ru/nachalnaya-

shkola/logopediya/2019/12/19/testy-dlya-opredeleniya-utochneniya-formy-disgrafii [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/11/15/rabota-uchitelya-logopeda-po-ustraneniyu

Gorbacheva E.S.

5th year student Turgenev Orel State University (Orel, Russia)

METHODS OF OVERCOMING OPTICAL DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: the article presents the results of an experimental study of the detection and overcoming of optical dysgraphy in younger schoolchildren with mental retardation.

Keywords: mental retardation, optical dysgraphy, graphomotor skills, kinesiological exercises, visual gnosis, synthesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.