Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА С МАТЕРЬЮ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА С МАТЕРЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДАУНА / ОБЩЕНИЕ МАТЕРИ И РЕБЕНКА / ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА / ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ / ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / ОГРАНИЧЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинокова Галина Юрьевна, Груничева Светлана Ивановна, Данилевская Ирина Петровна, Иванова Марина Михайловна

Представлены результаты исследования общения в паре «мать-ребенок». Выделенные признаки нарушения развития общения наблюдались более чем у половины детей раннего возраста с синдромом Дауна. Содержательный анализ признаков нарушения с точки зрения потребностей и мотивов общения ребенка выявил, что в основе нарушения лежит ограниченная потребность в общении. Определяются цель и направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Одинокова Галина Юрьевна, Груничева Светлана Ивановна, Данилевская Ирина Петровна, Иванова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING OBSTACLES IN THE COMMUNICATION BETWEEN MOTHER AND YOUNG CHILD WITH DOWN SYNDROME

The article presents the results of the research on the communication in mother- young child dyad. The discovered indicators of communication disorders were observed in half of young children with Down syndrome. Intensional analysis of the indicators of disorders from the point of view of needs and motives for communication revealed that such disorders are caused by a little need for communication. The goals and objectives of special education aimed at overcoming communication obstacles in the mentioned dyad are defined.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА С МАТЕРЬЮ»

постепенно приобретала черты междисциплинарной отрасли научного знания.

Значимость этнопедагогики обусловлена, прежде всего, тем, что в ней интегрированы гуманитарные научные знания, которые позволяют формировать комплексное системное представление о человеке как объекте эт-нопедагогического воздействия.

Исторические функции этнопедагогики состоят в том, чтобы быть одним из основных механизмов сохранения этнической общности и средством формирования этнической идентичности; сохранять прогрессивный воспитательный потенциал народной педагогики, передавать его последующим поколениям и воспроизводить его в современном условиях; быть средством приобщения к родному языку и родной культуре.

В настоящее время объективные потребности социально-политической, культурной и образовательной практики дополнили этнопедагогику новыми функциями: объединять полиэтничное российское общество на основе единых духовных ценностей, в том числе и традиционных; формировать российскую идентичность и культуру межнационального общения; приобщать детей и молодежь не только к родному языку и родной культуре, но и к русскому языку и русской культуре как культуре государ-ствообразующего народа.

По всеобщему мнению ученых, одна из важных задач этнопедагогики сегодня - это учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в поликультурном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Но вместе с тем, перед страной встает важная задача использования системы образования в целях объединения России, на основе государственного языка, национальной культуры, единых духовно-нравственных ценностей, толерантности, уважения к другим народам и их культурам.

В настоящее время осуществляются попытки этно-педагогизации учебно-воспитательного процесса учреждений образования. Сегодня в регионах через возрождение народных традиций, обычаев пытаются формировать у детей и молодежи традиционные духовные ценности: мир, природу, красоту, гуманность и др., воспитывать толерантность. Но эта работа пока носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творчества руководителей учреждений системы образования и педагогов.

Россия с самого своего зарождения складывалась как полиэтничное образование и в течение веков в ее составе мирно сосуществовали различные этнические общности со своими самобытными и неповторимыми культурами. В третьем тысячелетии наше общество стоит перед выбором: быть ли многообразию культур или превратиться в безликое общество с единой общечеловеческой культурой. Это зависит от многих факторов: социо-поли-тических, экономических и др. и, прежде всего, от системы образования, где этнопедагогика должна занять ведущее место в сохранении этнических культур.

Литература

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. - М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, -304 с.

3. Теория и история игры. Выпуск 2 / Отв. Ред. В.М.Григорьев, С.В. Григорьев. - М.: ОДИ-1п1егпайопа!,2002.

4. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. -М.: Издательство Московского психолого - соцаль-ного института; Воронеж.,2002. - 304 с..

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА С МАТЕРЬЮ

Одинокова Галина Юрьевна

старший научный сотрудник, Груничева Светлана Ивановна Данилевская Ирина Петровна научные сотрудники, Иванова Марина Михайловна

научный сотрудник. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение, «Институт кор-

рекционной педагогики Российской академии образования», г. Москва

OVERCOMING OBSTACLES IN THE COMMUNICATION BETWEEN MOTHER AND YOUNG CHILD WITH DOWN SYNDROME Odinokova Galina, Senior researcher, Grunicheva Svetlana, Research assistant, Danilevskaya Irina, Research assistant, Ivanova Marina, Research assistant. Institute of Special Education, Russian Academy of Education, Moscow АННОТАЦИЯ

Представлены результаты исследования общения в паре «мать-ребенок». Выделенные признаки нарушения развития общения наблюдались более чем у половины детей раннего возраста с синдромом Дауна. Содержательный анализ признаков нарушения с точки зрения потребностей и мотивов общения ребенка выявил, что в основе

нарушения лежит ограниченная потребность в общении. Определяются цель и направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде.

ABSTRACT

The article presents the results of the research on the communication in mother- young child dyad. The discovered indicators of communication disorders were observed in half of young children with Down syndrome. Intensional analysis of the indicators of disorders from the point of view of needs and motives for communication revealed that such disorders are caused by a little need for communication. The goals and objectives of special education aimed at overcoming communication obstacles in the mentioned dyad are defined.

Ключевые слова: синдром Дауна; общение матери и ребенка; феномены общения ребенка; признаки развития общения; признаки нарушения развития общения; потребность в общении; ограниченная потребность в общении; ранняя помощь; преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка.

Keywords: Down syndrome; mother-child communication; phenomena of child's communication; signs of communication development; signs of communication disorders; need for communication; little need for communication; early intervention; overcoming obstacles in mother-child communication.

Основанием для изучения общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна послужили результаты исследований, свидетельствующие о высокой индивидуальной вариативности развития ребенка с синдромом Дауна и о зависимости развития ребенка с данным генетическим статусом от его индивидуальных особенностей и от качества помощи окружающих близких. Была предпринята попытка изучения общения в паре «мать - ребенок», предполагающая равноценное внимание к характеристикам общения и ребенка и матери.

В исследовании приняли участие 66 человек: 15 пар «мать - ребенок с синдромом Дауна» и 18 пар «мать -нормально развивающийся ребенок», все дети раннего возраста (второго и третьего годов жизни). Характеристики детей и матерей, а также методическая схема исследования представлена в публикации [6].

Была проведена видеозапись общения в парах «мать - ребенок». В процессе анализа видеозаписей были выделены и описаны поведенческие акты матери и ребенка, а позже отобраны наиболее типичные феномены, повторяющиеся в общении пары или однократные, но типичные для нескольких пар.

Феномены ребенка были проанализированы с точки зрения внутреннего содержания общения. Такая же логика изучения - от регистрируемого поведения (внешний аспект общения) к анализу потребностно-мотиваци-онных (внутренних) аспектов общения - имеет место в исследованиях М. И. Лисиной [5]. Каждый феномен, проанализированный с позиций деятельностного подхода, квалифицировался либо как коммуникативное действие (ответное или инициативное), либо как характеристика коммуникативного действия, либо как характеристика операционального состава коммуникативного действия. Это позволило реконструировать лежащие в их основе потребности и мотивы и отнести одни действия общения к признакам развития общения, а другие - к признакам нарушения развития общения [7].

К признакам развития общения были отнесены особенности, связанные с неоднократными инициативными и ответными актами ребенка в общении; разнообразием средств общения; предпочтением находиться на близком расстоянии от матери (не далее зоны «вытянутой руки»). Признаки развития общения наблюдались у одних

и тех же детей (46,7% группы «мать - ребенок с синдромом Дауна» и 83,3% группы «мать - нормально развивающийся ребенок»), при этом признаки нарушения развития общения у них не встречались или представлены однократно. Сочетание признаков с феноменами поведения матери, которые поддерживают, одобряют действия детей и уважительно относятся к ребенку как к личности, позволяет сделать вывод о благополучии в развитии общения у этой части детей. Такое благополучное общение матери и ребенка обозначалось ранее как «непрерывающийся диалог» [1],[2].

Признаки нарушения развития общения наблюдались у 53,3% детей с синдромом Дауна в виде сочетаний (от 3 до 7 признаков). При этом они соотносились с особенностями поведения матерей, которые критикуют детей, не поддерживают инициативы, личностно обесценивают, приписывают «неудачи» в общении именно ребенку и др. Все это указывает на неблагоприятный ход развития общения.

К признакам нарушения развития общения были отнесены следующие феномены:

1. Ребенок ни разу (или однократно) не проявляет инициативу в общении с матерью.

2. Ребенок чаще игнорирует или отказывается отвечать на инициативы матери.

3. Репертуар средств общения ребенка органичен -нет предметных или речевых средств общения. Эти же характеристики являются основными показателями задержки (или грубой задержки при отсутствии одного из параметров) в развитии общения [3].

1. Ребенок выбирает большое расстояние при общении с матерью.

На дистанции вне зоны «вытянутой руки» матери у неречевого ребенка (все дети с синдромом Дауна из группы исследования не владели речью) в доступе оказывается ограниченный диапазон средств общения. Поэтому выбор ребенком большого расстояния может указывать на низкую заинтересованность в общении с матерью, избегание интенсивного контакта с ней.

2. «Специфические» коммуникативные действия ребенка.

Ребенок совершает некоторые неожиданные, иногда опасные действия, заставляющие мать отказаться от

своей инициативы и переключить свое внимание на проявления ребенка.

Действия, направленные на переключение или привлечение внимания матери, осуществляются не с помощью традиционных средств общения, а с изобретением фактически способов «плохого» поведения. Можно предположить, что «специфические» действия являются результатом отношений, в которых сдерживается или игнорируется инициативность ребенка и навязывается инициатива матери.

3. Коммуникативное действие ребенка содержит противоречия.

В ответе ребенка содержатся средства общения, смысл которых противоречит друг другу (например, одновременно «да» и «нет»).Этот феномен фиксировался в поведении ребенка именно в сочетании с высказыванием матери о том, что она не понимает ребенка (Феномен «Мать демонстрирует непонимание ребенка»).

Противоречия в коммуникативных действиях ребенка близки к тому, что было описано как факты «амбивалентного поведения» [8]. Амбивалентность рассматривается как признак неблагополучия, его пик наблюдался на втором году жизни нормально развивающихся детей. Для надежности коммуникации невербальные средства общения должны в реплике дублировать друг друга, поэтому двойственность в посланиях ребенка постепенно преодолевается, в том числе за счет расширения практики общения.

При синдроме Дауна процесс преодоления противоречий в коммуникативных действиях ребенка замедляется, и наличие этого феномена может рассматриваться как отставание в развитии операциональной стороны коммуникативной деятельности ребенка.

4. Ребенок отказывается от общения с матерью.

Ребенок уходит от матери, игнорирует ее коммуникативные действия или отвечает на них протестом.

Вслед за М. И. Лисиной [4], все перечисленные признаки могут быть рассмотрены как факты, указывающие на ограниченную или слабовыраженную потребность в общении у ребенка с синдромом Дауна. В ее научной школе равнодушие, отрицательное отношение к взаимодействию с окружающими людьми, отказ от общения со взрослым, предпочтение одиночной деятельности с предметами, сниженная социальная реактивность и пассивность детей считаются проявлениями «ограниченной потребности в общении». Ее следствием является сужение практики общения, неразвитость мотивов общения и средств, необходимых для этой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, целью коррекци-онно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна должно стать налаживание общения в паре «мать - ребенок» посредством создания условий для развития у ребенка потребности в общении.

Потребность в общении формируется прижизненно, в младенческом возрасте ребенка и напрямую свя-

зана с качеством общения взрослого с ребенком [5]. Ее содержание состоит в том, что ребенок стремиться к познанию и оценке других людей, а через них - к самооценке и самопознанию. Потребность в общении развивается и при каждой форме общения добавляется новое содержание.

При разработке комплекса необходимо учитывать, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на развитие внешних (коммуникативных умений), но и внутренних (потребностно-мотивационных) аспектов общения; коррекционную работу необходимо проводить как с ребенком, так и с близким взрослым (матерью); работа с парой должна строиться по индивидуальной программе; обучение ребенка должно опираться на ведущую деятельность - предметную, с привлечением ресурсов эмоционально-личностного общения.

Изучение общения в паре «мать-ребенок раннего возраста» осуществлялось в рамках проекта 7.1. «Ранняя психолого-педагогическая профилактика инвалидизации детей с ограниченными возможностями здоровья» (Государственная регистрация № 01201355195) по теме «Научно-методическое обеспечение ранней психолого-педагогической профилактики инвалидизации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Литература

1. Айвазян, Е. Б. Феномен «непрерывающийся диалог» во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна / Е. Б. Айвазян, Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. -

2011. - № 2 (7). - С.14-21.

2. Айвазян, Е. Б. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Е. Б. Айвазян, Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. - 2012. - № 1 (8). - С. 13-17.

3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. - М.: МГППУ, 2003. - 128 с.

4. Лисина, М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. ...д-ра психол. наук: 190007 / Лисина Мая Ивановна. - М., 1974 - 36 с.

5. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

6. Одинокова, Г. Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать - ребенок раннего возраста с синдромом Дауна / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. -

2012. - № 1. - С.77-87.

7. Одинокова Г.Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. - 2015.- № 2. - С.56-63.

8. Сорокина, Т. М. Исследование феномена «амбивалентного поведения» у детей раннего возраста: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.17 / Сорокина Татьяна Михайловна. - М.,1977.- 21с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.