Общение ребенка с особыми нуждами с родителями: ранняя помощь специалистов
сферы детства
Шинина Татьяна Валерьевна, ВПО ''Московский государственный психолого-педагогический университет",
г. Москва (Россия)
Ключевые слова: ребенок, младший возраст, сигналы, инициативность, родитель, общение, интервенция
Вызовы сегодняшнего времени предъявляют новые требования к феноменологии детства. Увеличение скорости социальных изменений, цифровые технологии, новые формы общения родителей с детьми усиливают запрос в ранней помощи детям с особыми нуждами. Необходимость развития ранней помощи, «...создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов.». В теории М.И. Лисиной, мы опираемся на разработанную концепцию развития общения ребенка со взрослым. [3]. Положение Л.И. Божович «.. ..у детей возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях.» [1 с.157]. Выражение потребности проявляется в зрительном сосредоточении, которое изменяет характер эмоциональных переживаний, что является очень важной особенностью собственной активности ребенка младшего возраста. Ребёнок с самого рождения сигнализирует о своих потребностях, проявляет свою инициативу. Коммуникативные сигналы ребенка с особыми нуждами имеют свои особенности: позднее появление улыбки и зрительного сосредоточения, замедление ответных реакций на воздействие взрослых, невыразительная лицевая экспрессия, скудный репертуар средств невербального общения. В лонгитюдном исследовании (Anderson, B.J., Vietze, P., Paulstich, G., Ashe, M.L.) представлены коды поведения ребенка до 3-х лет, которые имеют важные характеристики с ориентацией на взрослого и на объект [6]. Одинокова Г.Ю. отмечает феномены нарушений коммуникативной деятельности ребенка-Дауна в общении с матерью. [4, с. 15]. Данные результаты работ и исследование 26 семей, воспитывающих детей с особыми нуждами позволили разработать пилотную версию шкалы оценки инициативности ребенка до 3-х лет [5] и шкалу родительской отзывчивости [2]. Результаты исследования позволяют проводить интервизию с родителями и совместно «расшифровывать» сигналы ребенка, что способствует осознанию родителями своего поведения в процессе взаимодействия с ребенком. Данная шкала прошла апробацию в рамках зимней школы с молодыми учеными МГППУ и профессиональным сообществом специалистов, с включением родителей (Благотворительный Фонд Тимченко)
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с. (Серия: «Психология Отечества»).
2. Галасюк И.Н. Психологические маркеры родительской отзывчивости при взаимодействии с особым ребенком // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / под общ.ред. Р.В. Ершовой. -Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. С. 48-54.
3. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 143 с.
4. Одинокова. Г. Ю. Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Одинокова Галина Юрьевна; [Место защиты: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования]. - Москва, 2015. - 24 с.
5. Шинина Т.В. Коммуникативные сигналы особого ребенка: ресурсы родителя в развитии общения // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / под общ.ред. Р.В. Ершовой. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. С. 254-259.
6. Anderson, B.J., Vietze, P., Paulstich, G., Ashe, M.L. Observation manual for assessment of behavior sequences between infant and mother: Newborn to 24 months. JSAS Catalog of Selected Documents in Psychology. 1978; 8:31-35.