Научная статья на тему 'Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста'

Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
752
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗ РЕБЕНКА / СИНДРОМ ДАУНА / CHILD'S IMAGE / DOWN'S SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разенкова Ю. А., Айвазян Е. Б., Иневаткина С. Е., Одинокова Г. Ю.

В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Необходимость данного исследования продиктована тем, что ситуация рождения ребенка с особыми потребностями, в том числе с синдромом Дауна, изменяет ситуацию детско-родительского взаимодействия, являющегося основным фактором благополучного развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разенкова Ю. А., Айвазян Е. Б., Иневаткина С. Е., Одинокова Г. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Down's Syndrome Child's Image in Mothers' Mind from Infant to Early Age

The article presents the results of the research devoted to the structure of a child's image in mothers' mind. The necessity of this research is called for by the fact that the situation of a child born with special needs including the Down's syndrome changes the situation of the child-parent interaction, which is in fact the principal factor in the child's development.

Текст научной работы на тему «Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Таким образом, образовательный процесс педагогического вуза может оказывать существенное влияние на поступательное освоение студентом коммуникативной, интерактивной и перцептивной компетентности. Это влияние выражается в потенциальных возможностях психологических дисциплин содействовать развитию профессиональной компетентности студента как субъекта педагогического общения, в дополнении основной образовательной программы курсами по выбору, а также в практическом применении студентом приобретенных субъектных характеристик в процессе

производственно-педагогических практик.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эк-сакусто. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 375 с.

2. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция : учеб. пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М. : Академия, 2001. — 288 с.

3. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры : учеб. пособие / Н. Т. Оганесян. — М. : Изд-во «Ось 89», 2002. — 176 с.

Поступила 15.08.08.

ОБРАЗ РЕБЕНКА У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ю. А. Разенкова, директор Центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Федерального агентства образования, заведующий лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики РАО, доцент,

Е. Б. Айвазян, старший научный сотрудник лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики РАО,

С. Е. Иневаткина, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Мордовского республиканского института образования,

Г. Ю. Одинокова, научный сотрудник лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики РАО

В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Необходимость данного исследования продиктована тем, что ситуация рождения ребенка с особыми потребностями, в том числе с синдромом Дауна, изменяет ситуацию детско-родительского взаимодействия, являющегося основным фактором благополучного развития ребенка.

Ключевые слова: образ ребенка, синдром Дауна.

Основным фактором развития ребен- тия системы ранней помощи таким дека раннего возраста является взаимодей- тям необходим принципиально новый

ствие в рамках диады «мать — дитя» методологический подход — пересмотр

[3]: ребенок не может существовать в объекта. Объектом в специальном об-

одиночестве, он по существу своему яв- разовании становится взаимодействие

ляется частью взаимоотношений [2]. В матери и ребенка, диада «мать — ребе-

связи с этим в рамках создания и разви- нок с особыми потребностями» и, шире,

© Разенкова Ю. А., Айвазян Е. Б., Иневаткина С. Е., Одинокова Г. Ю., 2008

«семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями». Соответственно изменяется и предмет исследования в специальной педагогике и специальной психологии — им становится взаимодействие матери и ребенка, а также факторы, которые его обусловливают, в частности психологические особенности матери, регулирующие ее поведение во взаимодействии.

Целью проведенного нами исследования было изучение структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста.

Выбор ситуации рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна в качестве экспериментальной модели был обусловлен тем, что этот синдром принадлежит к числу самых распространенных генетических аномалий: среди новорожденных частота его возникновения составляет в среднем от 1:600 до 1:900, при возрасте матери, превышающем 45 лет, — 1:32. В основе синдрома лежит наличие лишней хромосомы в 21 паре, а к его проявлениям относятся особый физический облик и ряд психических и соматических нарушений1.

В процессе эмпирического исследования использовалась методика «Незаконченные предложения» Е. Б. Айвазян [1], которая позволяет изучить как неосознаваемые, так и декларируемые ценности. Были обследованы 47 матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста (группа ДС); контрольную группу составили 92 матери, воспитывающие нормально развивающихся детей в возрасте от рождения до трех лет (группа НН).

Результаты эмпирического исследования позволили описать специфику образа ребенка в группе ДС по сравнению с группой НН.

Первый обнаруженный феномен касается результатов анализа иерархии ценностных качеств ребенка. Как было установлено, на первом месте в обеих группах находится значимость социальных достижений ребенка. Другими

словами, рождение ребенка с синдромом Дауна не изменяет внутренней ориентации матери на социальную успешность ребенка. Но в группе ДС в отличие от группы НН на приоритетные позиции в иерархии ценностных ожиданий наряду с социальной состоятельностью выходят характеристики субъективного благополучия ребенка — его личное счастье, удовлетворенность и внутренний комфорт.

Второй феномен заключается в том, что для матерей детей с синдромом Дауна (в отличие от испытуемых группы НН) такая характеристика, как «послушание», не является значимой (ее частота составляет всего 8,5 %, а в норме — 38,0 %, р £ 0,05). Объяснить данный факт можно следующим образом. Послушание в системе ценностных ожиданий имеет несколько смыслов. С одной стороны, послушание — это «инструмент» воспитания, а в соответствии с содержанием распространенных социальных стереотипов — необходимая предпосылка для «выращивания» в ребенке положительных личностных качеств и обеспечения социальных достижений. Снижение значимости послушания в таком смысловом контексте свидетельствует, например, о том, что социальный успех воспринимается как недоступный и необходимость в послушании как в способе его достижения отпадает. Однако такому предположению противоречит высокая значимость социальных достижений в иерархии ценностных качеств ребенка. Следовательно, можно заключить, что у матерей детей с синдромом Дауна изменяется представление о способах достижения социального успеха, например, в качестве способа развития в ребенке социально значимых качеств рассматриваются личностное благополучие и внутренний комфорт.

С другой стороны, послушание — это характеристика «удобства ребенка для родителей», его предсказуемости и управляемости. Следовательно, снижение значимости послушания в группе ДС

ИНТЕГРАЦИЯ

может свидетельствовать о признании собственной воли ребенка («имеет право быть неудобным для родителей»). Основания для такого изменения в системе ценностей также различны: или родители детей с синдромом Дауна по каким-то причинам более демократичны, или они более снисходительны, поскольку дефект ребенка заставляет их не требовать от него «нормативного» поведения и даже «опустить руки».

Кроме того, «послушный ребенок» — это свидетельство успешности женщины в ее материнской роли, эффективности ее воспитательных стратегий, знак ее большого вклада в воспитание ребенка. Снижение ценности послушания в этом контексте может говорить о том, что для матерей детей с синдромом Дауна материнская успешность представляется недосягаемой либо изменяются ее критерии. Косвенно подтвердить одно из этих предположений могут результаты исследования самооценки: в первом случае ожидается снижение самооценки, во втором — нет. Наши данные, полученные по методике Дембо—Рубин-штейн2, показывают, что снижения самооценки в группе ДС не наблюдается (кроме шкалы «Счастье»), следовательно, в этой группе послушание перестает быть значимой характеристикой эффективности в родительской роли. Возможно, и эту функцию начинает выполнять личностное благополучие ребенка.

Таким образом, в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна образ ребенка и система ценностных ожиданий, адресованных ему, в значительной мере трансформируются — значимым становится не только соответствие ребенка социальным требованиям, но и удовлетворение его внутренних, психоло-

гических, потребностей. Происходит изменение позиции в детско-родительских отношениях — от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным. Можно предположить, что это — результат деятельности специалистов, осуществляющих социально-психологическую и педагогическую поддержку семей. В нашем исследовании принимали участие в основном семьи, получающие помощь в специализированном Центре ранней помощи детям с синдромом Дауна «Да-унсайд Ап» (г. Москва) и в Центре специального образования Самарской области. Деятельность указанных организаций имеет целью успешное включение в общественную жизнь детей с синдромом Дауна и их семей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 У детей с синдромом Дауна чаще, чем среди типично развивающихся детей, встречаются нарушения интеллекта, снижение слуха и зрения, нарушение функции щитовидной железы, а также врожденные пороки сердца или пищеварительной системы. Однако некоторые дети данной категории являются вполне здоровыми.

2 С помощью методики Дембо—Рубинштейн анализировалась самооценка матерей детей с синдромом Дауна по шкалам Здоровье — Привлекательность — Успех — Характер — Ум — Самочувствие — Счастье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазян, Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности : дис. ... канд. психол. наук / Е. Б. Айвазян. — М., 2005. — 321 с.

2. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д. В. Винникотт. — Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. — 400 с.

3. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — 267 с.

Поступила 07.10.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.