ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Таким образом, образовательный процесс педагогического вуза может оказывать существенное влияние на поступательное освоение студентом коммуникативной, интерактивной и перцептивной компетентности. Это влияние выражается в потенциальных возможностях психологических дисциплин содействовать развитию профессиональной компетентности студента как субъекта педагогического общения, в дополнении основной образовательной программы курсами по выбору, а также в практическом применении студентом приобретенных субъектных характеристик в процессе
производственно-педагогических практик.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эк-сакусто. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 375 с.
2. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция : учеб. пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М. : Академия, 2001. — 288 с.
3. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры : учеб. пособие / Н. Т. Оганесян. — М. : Изд-во «Ось 89», 2002. — 176 с.
Поступила 15.08.08.
ОБРАЗ РЕБЕНКА У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ю. А. Разенкова, директор Центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Федерального агентства образования, заведующий лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики РАО, доцент,
Е. Б. Айвазян, старший научный сотрудник лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики РАО,
С. Е. Иневаткина, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Мордовского республиканского института образования,
Г. Ю. Одинокова, научный сотрудник лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики РАО
В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Необходимость данного исследования продиктована тем, что ситуация рождения ребенка с особыми потребностями, в том числе с синдромом Дауна, изменяет ситуацию детско-родительского взаимодействия, являющегося основным фактором благополучного развития ребенка.
Ключевые слова: образ ребенка, синдром Дауна.
Основным фактором развития ребен- тия системы ранней помощи таким дека раннего возраста является взаимодей- тям необходим принципиально новый
ствие в рамках диады «мать — дитя» методологический подход — пересмотр
[3]: ребенок не может существовать в объекта. Объектом в специальном об-
одиночестве, он по существу своему яв- разовании становится взаимодействие
ляется частью взаимоотношений [2]. В матери и ребенка, диада «мать — ребе-
связи с этим в рамках создания и разви- нок с особыми потребностями» и, шире,
© Разенкова Ю. А., Айвазян Е. Б., Иневаткина С. Е., Одинокова Г. Ю., 2008
«семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями». Соответственно изменяется и предмет исследования в специальной педагогике и специальной психологии — им становится взаимодействие матери и ребенка, а также факторы, которые его обусловливают, в частности психологические особенности матери, регулирующие ее поведение во взаимодействии.
Целью проведенного нами исследования было изучение структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста.
Выбор ситуации рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна в качестве экспериментальной модели был обусловлен тем, что этот синдром принадлежит к числу самых распространенных генетических аномалий: среди новорожденных частота его возникновения составляет в среднем от 1:600 до 1:900, при возрасте матери, превышающем 45 лет, — 1:32. В основе синдрома лежит наличие лишней хромосомы в 21 паре, а к его проявлениям относятся особый физический облик и ряд психических и соматических нарушений1.
В процессе эмпирического исследования использовалась методика «Незаконченные предложения» Е. Б. Айвазян [1], которая позволяет изучить как неосознаваемые, так и декларируемые ценности. Были обследованы 47 матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста (группа ДС); контрольную группу составили 92 матери, воспитывающие нормально развивающихся детей в возрасте от рождения до трех лет (группа НН).
Результаты эмпирического исследования позволили описать специфику образа ребенка в группе ДС по сравнению с группой НН.
Первый обнаруженный феномен касается результатов анализа иерархии ценностных качеств ребенка. Как было установлено, на первом месте в обеих группах находится значимость социальных достижений ребенка. Другими
словами, рождение ребенка с синдромом Дауна не изменяет внутренней ориентации матери на социальную успешность ребенка. Но в группе ДС в отличие от группы НН на приоритетные позиции в иерархии ценностных ожиданий наряду с социальной состоятельностью выходят характеристики субъективного благополучия ребенка — его личное счастье, удовлетворенность и внутренний комфорт.
Второй феномен заключается в том, что для матерей детей с синдромом Дауна (в отличие от испытуемых группы НН) такая характеристика, как «послушание», не является значимой (ее частота составляет всего 8,5 %, а в норме — 38,0 %, р £ 0,05). Объяснить данный факт можно следующим образом. Послушание в системе ценностных ожиданий имеет несколько смыслов. С одной стороны, послушание — это «инструмент» воспитания, а в соответствии с содержанием распространенных социальных стереотипов — необходимая предпосылка для «выращивания» в ребенке положительных личностных качеств и обеспечения социальных достижений. Снижение значимости послушания в таком смысловом контексте свидетельствует, например, о том, что социальный успех воспринимается как недоступный и необходимость в послушании как в способе его достижения отпадает. Однако такому предположению противоречит высокая значимость социальных достижений в иерархии ценностных качеств ребенка. Следовательно, можно заключить, что у матерей детей с синдромом Дауна изменяется представление о способах достижения социального успеха, например, в качестве способа развития в ребенке социально значимых качеств рассматриваются личностное благополучие и внутренний комфорт.
С другой стороны, послушание — это характеристика «удобства ребенка для родителей», его предсказуемости и управляемости. Следовательно, снижение значимости послушания в группе ДС
ИНТЕГРАЦИЯ
может свидетельствовать о признании собственной воли ребенка («имеет право быть неудобным для родителей»). Основания для такого изменения в системе ценностей также различны: или родители детей с синдромом Дауна по каким-то причинам более демократичны, или они более снисходительны, поскольку дефект ребенка заставляет их не требовать от него «нормативного» поведения и даже «опустить руки».
Кроме того, «послушный ребенок» — это свидетельство успешности женщины в ее материнской роли, эффективности ее воспитательных стратегий, знак ее большого вклада в воспитание ребенка. Снижение ценности послушания в этом контексте может говорить о том, что для матерей детей с синдромом Дауна материнская успешность представляется недосягаемой либо изменяются ее критерии. Косвенно подтвердить одно из этих предположений могут результаты исследования самооценки: в первом случае ожидается снижение самооценки, во втором — нет. Наши данные, полученные по методике Дембо—Рубин-штейн2, показывают, что снижения самооценки в группе ДС не наблюдается (кроме шкалы «Счастье»), следовательно, в этой группе послушание перестает быть значимой характеристикой эффективности в родительской роли. Возможно, и эту функцию начинает выполнять личностное благополучие ребенка.
Таким образом, в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна образ ребенка и система ценностных ожиданий, адресованных ему, в значительной мере трансформируются — значимым становится не только соответствие ребенка социальным требованиям, но и удовлетворение его внутренних, психоло-
гических, потребностей. Происходит изменение позиции в детско-родительских отношениях — от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным. Можно предположить, что это — результат деятельности специалистов, осуществляющих социально-психологическую и педагогическую поддержку семей. В нашем исследовании принимали участие в основном семьи, получающие помощь в специализированном Центре ранней помощи детям с синдромом Дауна «Да-унсайд Ап» (г. Москва) и в Центре специального образования Самарской области. Деятельность указанных организаций имеет целью успешное включение в общественную жизнь детей с синдромом Дауна и их семей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 У детей с синдромом Дауна чаще, чем среди типично развивающихся детей, встречаются нарушения интеллекта, снижение слуха и зрения, нарушение функции щитовидной железы, а также врожденные пороки сердца или пищеварительной системы. Однако некоторые дети данной категории являются вполне здоровыми.
2 С помощью методики Дембо—Рубинштейн анализировалась самооценка матерей детей с синдромом Дауна по шкалам Здоровье — Привлекательность — Успех — Характер — Ум — Самочувствие — Счастье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айвазян, Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности : дис. ... канд. психол. наук / Е. Б. Айвазян. — М., 2005. — 321 с.
2. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д. В. Винникотт. — Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. — 400 с.
3. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — 267 с.
Поступила 07.10.08.