Научная статья на тему 'Образ себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна'

Образ себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
СИНДРОМ ДАУНА / ОБРАЗ СЕБЯ В МАТЕРИНСКОЙ РОЛИ / DOWN'S SYNDROME / IMAGE OF ONESELF IN THE MATERNITY ROLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иневаткина Светлана Евгеньевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ожиданий, связанных с материнством, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Обсуждаются содержание и возможные причины трансформации образа себя в материнской роли у этой категории женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иневаткина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mother's Image of Oneself when Upbringing the Down's Syndrome Children in the First Three Years since Birth

The article presents the results of an empiric study of value expectations related to maternity among women upbringing the Down's syndrome children. Content and possible causes for this category women's maternity role image transformation are discussed.

Текст научной работы на тему «Образ себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова-Слав-ская. — М. : Наука, 1973. — 287 с.

2. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «Модэк», 1996. — 392 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.

Поступила З0.04.09.

ОБРАЗ СЕБЯ В МАТЕРИНСКОЙ РОЛИ У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

С. Е. Иневаткина (Мордовский республиканский институт

образования)

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ожиданий, связанных с материнством, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Обсуждаются содержание и возможные причины трансформации образа себя в материнской роли у этой категории женщин.

Ключевые слова: синдром Дауна; образ себя в материнской роли.

Во многих психологических направлениях считается, что в основе материнского поведения во взаимодействии с ребенком лежат некие психологические образования, регулирующие его и определяющее его особенности. Термины и определения, описывающие эти психологические образования, а также представления об их содержании, структуре и динамике зависят от теоретических ориентаций авторов. В отечественных подходах речь идет о «родительском отношении» (А. Я. Варга), «родительской позиции» (А. С. Спиваковская), «психологической готовности к материнству» (С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева и др.); в западных — чаще всего используется термин «привязанность матери к ребенку» (M. S. Cranley, R. T. Mercer, M. Leifer).

В качестве модели для нашего исследования был взят теоретический конструкт «внутренняя материнская позиция» (ВМП), разрабатываемый на основе культурно-исторического подхода к развитию психики человека (Е. И. Захарова, Е. Б. Айвазян и др.).

Л. И. Божович, а вслед за ней Т. А. Нежнова понимают внутреннюю позицию как некое мотивационное обра-

зование, систему потребностей и стремлений (субъективно представленную в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредствуя воздействия среды, становится движущей силой развития у ребенка новых психических качеств [2; 4]. С этой точки зрения внутренняя позиция субъекта есть своеобразная форма самосознания, которая выступает как на уровне осознания, так и на уровне аффективного переживания. Она отражает отношение субъекта к своей объективной социальной позиции, меру ее принятия и освоения, характер представлений о себе и отношениях с другими. О. А. Карабановой понятие «внутренняя позиция» определяется как один из видов ориентирующих образов, включающий в себя нормативный образ своей социальной позиции и ценностносмысловую установку личности в межличностных отношениях. Ориентирующие образы выступают как форма отражения, принятия и освоения ребенком своей социальной позиции и выполняют функции планирования и регуляции собственной деятельности и общения [3].

С опорой на данные положения ВМП может быть понята как форма отражения, принятия и освоения женщиной сво-

© Иневаткина С. Е., 2009

№ 3, 2009

ей социальной позиции матери, которая выполняет функции планирования и регуляции собственной деятельности и общения.

Результаты эмпирического исследования показали, что образ себя в материнской роли, как и образ ребенка [5], в группе матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна (в группе ДС), по сравнению с контрольной группой (группой НН) обладает определенной спецификой. Последняя проявляется по крайней мере в двух феноменах.

Первый феномен, в котором отражается специфика группы ДС, выявлен при

изучении структуры ценностей, связанных с самореализацией. Особенность группы женщин, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна, заключается в отсутствии высокочастотных сочетаний категорий — в результатах группы ДС обнаружено меньшее количество корреляционных связей между ними. Следовательно, ценностное пространство этой группы высоко индивидуально.

Категория «Быть матерью» в группе ДС не имеет ни одной статистически значимой корреляции, тогда как в группе НН она становится центром паттерна категорий (рис. 1).

Р и с. 1. Статистически значимые корреляционные связи с категорией «Быть матерью» в группе НН, %

Положительные корреляционные связи, обнаруженные в результатах группы НН, позволяют говорить о том, что если женщина ориентирована на реализацию себя в материнской роли, то для нее ценными являются также роли хозяйки и жены, оказание внимания мужу, возможность опереться на близкого человека и такие ценностные качества, как доброта, спокойствие, счастье, забота, любовь.

Таким образом, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна, общий для группы стереотип самореализации отсутствует.

Подобная ситуация наблюдается при анализе ценностей, связанных с профессиональной самореализацией. В результатах группы ДС нет статистически значимых корреляций с названной категорией, а для испытуемых группы НН профессиональная самореализация является составляющей ценностного паттерна,

в который также входят ценности лидерской, авторитетной и наставнической позиции, успешности, внимания, уделяемого ребенку, а также ряда качеств, таких как честность, самостоятельность и активная позиция (рис. 2).

Следовательно, для испытуемых группы НН профессиональная самореализация является частью образа жизни, в котором наряду с «внесемейными» есть роли, адресованные непосредственно ребенку (быть примером, наставником), что обеспечивает баланс самореализации в семье и в работе.

В группе ДС нет общего стереотипа профессиональной самореализации. Этот факт также дополняется результатами частотного анализа, который показал, что категория «Профессиональная самореализация» испытуемыми группы ДС употребляется реже, чем испытуемыми группы НН (р < 0,05).

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Быть примером 17

Терпение

25

Быть наставником 44

Профессиональная

самореализация

28

Внимание к ребенку 42

Быть лидером 48

Активность

42

/

Самореализация в целом 35

Самостоятельность

26

Р и с. 2. Статистически значимые корреляционные связи с категорией «Профессиональная самореализация» в группе НН, %

Полученные данные позволяют увидеть, что существует общий для группы НН способ представления о самореализации в материнской роли и в профессии. Эти две, несомненно, ключевые позиции в самореализации женщины сопровождаются определенными ожиданиями и представлениями о связанных с ними качествах и функциях. Среди матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, отсутствует не только нормативный способ (способ, обнаруженный в группе НН) определения содержания указанных социальных ролей, но и вообще какой-либо общий для данной группы. Этот факт позволяет сформулировать две гипотезы для его объяснения. Во-первых, возможно, в группе ДС «нормативные» стратегии определения социальных ролей разрушаются в связи с рождением «особого» ребенка. Во-вторых, возможно, в группе НН они уже формируются к этому времени, а в группе ДС их формирование запаздывает.

Для проверки выдвинутых гипотез мы сопоставили наши данные с данными, полученными при изучении ценностных социальных ролей на этапе беременности. Результаты исследования, проведенного Е. Б. Айвазян [1], позволяют отклонить второй вариант объяснения: уже на этапе беременности (неотягощенной) обнаруживаются достаточно сформированные, общие для группы способы описания самореализации в материнской и профессиональной ролях, сходных с по-

лученными нами в контрольной группе. Следовательно, рождение ребенка с синдромом Дауна делает недоступными привычные стереотипные способы самореализации в материнской и профессиональной ролях, заставляет женщин искать собственное решение, переопределять как содержание этих ролей, так и способы их сочетания.

Второй феномен, обнаруженный при сравнении групп ДС и НН, касается результатов анализа расхождений между прямыми ответами (когда испытуемая отвечала «за себя») и косвенными (когда испытуемая отвечала за портрет, составленный по ее результатам теста ММР1). Содержание этих расхождений позволяет оценить, как преобразуются ценностные ориентации при их осознавании и прямом предъявлении.

В обеих группах преобразование ценностных ориентаций заключается в преуменьшении лидерских стремлений. В таком направлении содержательной трансформации ценностных ориентаций, по-видимому, отражается следование социально одобряемой установке, в соответствии с которой женщина с ребенком раннего возраста не должна стремиться к самореализации в активных, «руководящих» социальных ролях. Однако в группе ДС действие фактора социальной желательности ответа выражено в гораздо меньшей степени. В группе НН на декларируемом уровне преувеличивается значимость, во-первых, семейных

№ 3, 2009

ролей — матери, жены и хозяйки (частоты соответствующих категорий в прямых ответах значимо выше, чем в косвенных); во-вторых, ценностных функций — внимания, уделяемого мужу, заботы, любви, понимания и самоотдачи; в-третьих, «пассивных» личностных качеств — спокойствия и терпения. В группе ДС этого не происходит, т. е. испытуемые не стараются показаться более кроткими и «семейно-центрированными», чем есть на самом деле. Для матерей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна, более значимыми, чем «в норме», оказываются такие личностные качества, как оптимизм и активность (эти категории встречаются гораздо чаще и в прямых, и в косвенных ответах), причем их ценность не «скрывается».

Возможно, данный факт объясняется тем, что жизненные проблемы, связанные с рождением ребенка с синдромом Дауна, не оставляют матерям психологических сил на попытки соответствовать социальным ожиданиям. Оптимизм и активность являются определенным механизмом совладания с трудностями, в связи с чем стремление обладать этими качествами может быть предъявлено прямо. Однако более правомерным представляется другое объяснение: зависимость испытуемых от социальных ожиданий оказывается менее выраженной потому, что внятная система социальных ожиданий, адресованных матери «особого» ребенка, отсутствует. Более того, дефицит ценностных ориентиров, сформулированных обществом, может отчасти обусловливать «размывание» внутренних стратегий самореализации, выявленное нами при анализе ценностных ориентаций.

Анализ расхождений между прямыми и косвенными ответами в группе ДС позволяет обнаружить влияние специфического стереотипа, существующего в обществе и касающегося матерей детей с синдромом Дауна. Так, при прямом описании предельных ценностей в группе НН преувеличивается значимость счастья, а при прямом описании своих

чувств к ребенку испытуемые этой группы преувеличивают переживания любви, нежности и радости (частоты данных категорий в прямых ответах по сравнению с косвенными значимо увеличиваются, р < 0,05). Для группы ДС это не характерно, кроме того, в косвенных ответах женщин выражается больше любви и нежных чувств к ребенку, чем «в норме». Вероятно, здесь начинает действовать социальный стереотип, который не дает возможности признавать позитивные чувства в ситуации рождения ребенка с генетической аномалией, даже если они и есть.

Следовательно, образ себя в материнской роли у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна, имеет определенную специфику. «Нормативный» идеал самореализации в роли матери, складывающийся еще в период беременности или даже до ее наступления, перестает функционировать.

В связи с появлением «особого» ребенка созданная к моменту родов модель материнства разрушается или отвергается, и в первые три года жизни ребенка новая модель, общая для данной категории женщин, не складывается. Можно предположить, что это происходит из-за отсутствия внятной системы социальных ожиданий, адресованных таким матерям, а также в силу противоречий, существующих между общественными ожиданиями и просвещением со стороны служб.

Во-первых, службы призывают матерей к активной и ответственной позиции, а общество требует подчинения и зависимости от семьи, специалистов и обстоятельств. Во-вторых, службы ориентируют матерей на эмоциональный контакт с ребенком, насыщенный радостью и оптимизмом, а общество навязывает им стереотип «тяжелой судьбы», в котором позитивные переживания невозможны. Очевидно, что отсутствие в социальном пространстве непротиворечивых представлений о необходимых материнских качествах и об адекватном материнском поведении вызывает у женщи-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ны потребность в новом ценностном самоопределении, а эта задача не всегда доступна для самостоятельного решения.

Таким образом, работа служб ранней помощи должна быть направлена не только на формирование «положительного образа ребенка с синдромом Дауна», но и на изменение системы ценностных ориентаций у родителей, воспитывающих «особого» ребенка. Для решения этой задачи нужны не только информирование, обучение и глубинная психотерапевтическая работа, но и изменение социальных стереотипов в обществе, и прежде всего создание положительной модели матери «особого» ребенка и его семьи в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазян, Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности : дис. ... канд. психол. наук / Е. Б. Айвазян. — М., 2005. — 321 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.

3. Караванова, О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. ... д-ра психол. наук / О. А. Ка-рабанова. — М., 2002. — 379 с.

4. Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т. А. Нежнова // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14, Психол. — 1988. — № 1. — С. 23—31.

5. Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, С. Е. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Интеграция образования. — 2008. — № 4. — С. 44—46.

Поступила 02.04.09.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

О. В. Кудашкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье обоснована необходимость развития мотивационно-ценностных ориентаций студента в образовательном процессе педагогического вуза. Представлена психологическая модель, которая служит источником реализации и совершенствования системы данных ориентаций педагога.

Ключевыге слова: мотивационно-ценностные ориентации; интериоризация; экстериоризация; идентификация; рефлексия; рефлексивная позиция.

В последней четверти XX — начале XXI в. общее и профессиональное образование России сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, обусловленных ломкой устоявшихся социально-экономических и политических отношений, разрушением прежних ценностных приоритетов, что не может не отразиться на психологии участников образовательного процесса. В этой ситуации становится очевидной необходимость новой стратегии образования, которая должна предъявлять высокие требования к морально-психологической и

профессиональной подготовке будущих педагогов.

Современный педагог — это профессионально-компетентная и гуманная личность, одной из необходимых составляющих которой являются мотивационноценностные ориентации. Таковыми можно считать систему личностно значимых мотивов, целей, интересов и ценностей, регулирующих различные стороны деятельности человека и позволяющих ему реализовать себя в педагогической деятельности, достичь высокого уровня профессионализма. Мотивационно-ценност-© Кудашкина О. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.