Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / онтогенез / общее недоразвитие речи / грамматический строй речи / аграмматизм. / speech / ontogenesis / general underdevelopment of speech / grammatical structure of speech / agrammatism.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Филипенко А.В.

В статье приводятся этапы исследования и коррекции морфологического аграмматизма у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются направления и технологии логопедической работы. Отмечается положительная динамика в формировании грамматического строя речи у дошкольников с ОНР по подобранным методикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING MORPHOLOGICAL AGRAMMATISM IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article describes the stages of research and correction of morphological agrammatism in preschoolers with general speech underdevelopment. The directions and technologies of speech therapy work are considered. There is a positive dynamic in the formation of the grammatical structure of speech in preschoolers with ONR according to selected methods.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376.37

Филипенко А.В. студент

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Россия, г. Тюмень

Научный руководитель: Кармацких Н.В., канд. филол. наук

старший преподаватель ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Россия, г.Тюмень

ПРЕОДОЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье приводятся этапы исследования и коррекции морфологического аграмматизма у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются направления и технологии логопедической работы. Отмечается положительная динамика в формировании грамматического строя речи у дошкольников с ОНР по подобранным методикам.

Ключевые слова: речь, онтогенез, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, аграмматизм.

Filipenko A. V. student

Tyumen State University Russia, Tyumen Scientific supervisor: Karmatskikh N. V., Ph.D.

senior lecturer Tyumen State University Tyumen, Russia

OVERCOMING MORPHOLOGICAL AGRAMMATISM IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article describes the stages of research and correction of morphological agrammatism in preschoolers with general speech underdevelopment. The directions and technologies of speech therapy work are considered. There is a positive dynamic in the formation of the grammatical structure of speech in preschoolers with ONR according to selected methods.

Keywords: speech, ontogenesis, general underdevelopment of speech, grammatical structure of speech, agrammatism.

Количество детей с речевыми нарушениями активно растет, что подчеркивает актуальность своевременной логопедической работы. Самым распространенным в настоящее время является общее недоразвитие речи (ОНР), которое проявляется в неполноценном формировании звуковой и смысловой сторон речи при сохранном слухе и интеллекте [5, с. 53].

Одним из нарушенных компонентов речи при ОНР выступает грамматический строй языка. У детей это проявляется в неправильном использовании склонений, спряжений личных местоимений, согласовании существительных с числительными, использовании фраз без изменения формы слова, а также в неправильном порядке слов в предложении. Все эти нарушения входят в определение аграмматизма [7, с. 217]. В логопедии выделяют два типа этого речевого нарушения: синтаксический и морфологический. Синтаксический связан с непониманием грамматических конструкций. Морфологический аграмматизм характеризуется использованием неправильных форм слова, основная причина заключается в трудностях выделения морфемы и соотнесения ее значения с звуковым образом [4, с. 43].

Таким образом, морфологический аграмматизм у детей с ОНР - это использование неверных форм слова при его изменении по числам, родам, падежам, связанное с неумением выделять морфемы и соотносить ее с звуковым значением.

Многие ученые, специалисты в области лингвистики, психологии и педагогики занимались исследованием грамматического строя речи у детей. Логопеды и дефектологи Жукова Н.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Серебрякова Н.В., Филичева Т.Б., Шаховская С.Н. предложили свои методы обследования и коррекции аграмматизма при общем недоразвитии речи.

Ученые подчеркивали, что неправильное употребление грамматических конструкций серьезно влияет на обучение: затрудняет понимание текстов и инструкций, вызывает проблемы со способностью свободно выражать мысли. Это может вызвать чувство неуверенности в лингвистических навыках и отразиться на самооценке и мотивации ребенка.

Важно обеспечить коррекцию для детей с нарушениями грамматического строя речи, чтобы помочь им успешно учиться и развиваться. Это может включать индивидуализированные подходы к обучению, логопедическую поддержку и адаптацию учебного материала.

Цель исследования - разработка и реализация направлений логопедической работы по преодолению морфологического аграмматизма у дошкольников с общим недоразвитием речи.

На первом этапе были разработаны критерии и показатели для изучения сформированности грамматического строя речи. На втором -осуществлено исследование уровня сформированности грамматического с троя речи. На третьем этапе проведена логопедическая работа по преодолению морфологического аграмматизма у дошкольников с ОНР.

Разработанные критерии включали в себя следующие показатели: 1) согласование: существительного с прилагательным, существительного с глаголом, существительного с притяжательным местоимением, существительного с числительными; 2) предложно-падежное управление: именительный падеж единственного числа, родительный падеж единственного числа, именительный падеж множественного число, родительный падеж множественного числа. Оценка показателей проводилась по 4-х балльной системе: 4 балла - правильное выполнение всех заданий; 3 балла - 1-2 ошибки с самостоятельным исправлением; 2 балла - незначительные ошибки с исправлением при помощи экспериментатора; 1 балл - большое количество ошибок; 0 баллов - не справился с заданием или не приступил к выполнению.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 90 города Тюмени. В эксперименте приняли участие 6 детей в возрасте 5-ти лет с речевым заключением: ОНР II-III уровня у ребенка с дизартрией. Перед началом работы был изучен анамнез детей.

Методики исследования: Лалаева Р.И., Чиркина Г.В. «Исследование грамматического строя речи и его компонентов», Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Стребелева Е.А. «Методика обследования грамматического строя речи».

В результате проведенного исследования у одного ребенка был выявлен уровень сформированности грамматического строя речи ниже среднего: он не справился с заданиями на согласование существительных с разными частями речи, но правильно выполнил задания на исследование предложно-падежного управления.

У двоих испытуемых был определен средний уровень сформированности: задание на согласование существительного с глаголом выполнялось с незначительными ошибками, в остальных заданиях демонстрировались ошибки, которые дети не стремились исправить.

Трое детей имеют уровень выше среднего: в большинстве случаев справлялись с заданиями, допускали единичные ошибки, принимали помощь взрослого.

Логопедическая работа по преодолению морфологического аграмматизма у дошкольников с ОНР была составлена на основе «Методики развития речи и обучения родному языку дошкольников» Алексеевой М. М., Яшиной В. И. и реализована в следующих направлениях:

1) Развитие навыка согласования существительного с прилагательным. Используемые игры: «Распредели по цвету», «Что это за предмет?».

2) Развитие навыка согласования существительного с глаголом. Применяемые игры: «Что произошло?», «Кто что умеет делать?».

3) Развитие навыка согласования существительного с притяжательным местоимением. Используемые игры: «Это чье?».

4) Развитие навыка согласования существительного с числительными.

Предлагаемые игры: «Лупа», «Веселые числа».

5) Развитие навыка согласования существительного с притяжательным местоимением. Используемые игры: «Чего нет?».

В результате проведенной логопедической работы у большинства детей была получена положительная динамика в развитии всех показателей грамматического строя речи.

У четверых детей удалось сформировать навык согласования существительного с прилагательным, двое из которых используют его в свободной речи. Например, до коррекции - «красный кресло», «белый полотенце», «голубой ведро». После логопедической работы: «красное кресло», «белое полотенце», «голубое ведро».

Навык согласования существительного с глаголом был улучшен до высокого уровня у четверых детей. До коррекции: «девочка упал», «дерево упал», «машина покатился», после: «девочка упала», «дерево упало», «машина покатилась».

Два ребенка овладели навыком согласования существительных и притяжательных местоимений и могут использовать их в своей речи. До коррекции: «мое помидор», «мой мыло», «моя арбуз», «мои тетрадь», после: «мой помидор», «моё мыло», «мой арбуз», «мои тетради».

При повторном исследовании умения согласовывать существительное с числительным у троих испытуемых прослеживается положительная динамика. До коррекции: «два куклы», «два кукла», «пять кукла», «пять кубика», «две дерева», «пять куклы», после: «две куклы», «пять кукол», «пять кубиков», «два дерева», «пят кукол».

Усвоение предложно-падежного управления у двоих детей показало положительный результат. До коррекции: «карандашек», «домы», «книгов», «стулов», после: «домов», «книг», «карандашей», «стульев».

Таким образом, качественно изменились такие компоненты, как согласование существительного с разными частями речи и предложно -падежное управление, а логопедическая работа в целом положительно повлияла на уровень развития грамматического строя речи детей с ОНР.

Использованные источники:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.

2. Елецкая О. В., Тараканова А. А., Щукина Д. А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. М.: Инфра-М, 2023. 400 с.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 176.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя): СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.

5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. 364 с.

6. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Владос, 2004. 288 с.

7. Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М.: Владос, 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.