Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / онтогенез / общее недоразвитие речи / грамматический строй речи / аграмматизм.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филипенко А.В.

Статья посвящена проблеме преодоления морфологического аграмматизма у дошкольников с общим недоразвитием речи. В данной статье описаны критерии и методики, использующиеся в экспериментальном исследовании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлен анализ результатов экспериментального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филипенко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376.37

Филипенко А.В. студент

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Научный руководитель: Бабикова А. В.

старший преподаватель Россия, г. Тюмень

ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АГРАММАТИЗМА У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления морфологического аграмматизма у дошкольников с общим недоразвитием речи. В данной статье описаны критерии и методики, использующиеся в экспериментальном исследовании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлен анализ результатов экспериментального изучения.

Ключевые слова: речь, онтогенез, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, аграмматизм.

Filipenko A. V. student

Tyumen State University Supervisor: Babikova A. V.

senior lecturer Russia, Tyumen

STUDY OF MORPHOLOGICAL AGRAMMATISM IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article is devoted to the problem of overcoming morphological agrammatism in preschool children with general speech underdevelopment. This article describes the criteria and methods used in the experimental study of the grammatical structure of speech in preschool children with general speech underdevelopment, and presents an analysis of the results of the experimental study.

Key words: speech, ontogenesis, general underdevelopment of speech, grammatical structure of speech, agrammatism.

В условиях современных социально-экономических условиях дети с нарушениями речи встречаются всё чаще, они испытывают трудности в обучении, особенно страдает грамматический строй языка. У детей с общим недоразвитием речи усвоение грамматического строя происходит

достаточно сложно, медленно. В дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально -языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В дальнейшем это может привести к дисграфии или к дислексии. В отечественных исследованиях можно наблюдать, что из общего количества детей с ОНР приходится 70% (по данным Шербаковой Л. А. и Мастюковой Е. М.) [Мастюкова, с. 20].

Общее недоразвитие речи - это такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи при сохранном слухе и интеллекте [Левина, с. 53].

Первыми, кто описал недоразвитие речи стали А. Куссмауль в 1879 году и Р. Коэн в 1888 году. Авторы рассматривали недоразвитие речи с клинической точки зрения и отделяли от слуховых, интеллектуальных и других дефектов и относили к аномалии развития с определенными симптомами [Кобякова, с. 154].

В психолого-педагогическую классификацию понятие общее недоразвитие речи было введено Р. Е. Левиной в 1960-х годах. Психолого-педагогическая концепция рассматривает недоразвитие речи у детей с точки зрения особенностей формирования языковых процессов в сопоставлении с языковой нормой.

При данной речевой патологии отмечаются аграмматизмы. Аграмматизмы - это нарушения грамматического строя речи, выражающиеся в неправильном употреблении склонений, спряжений личных местоимений, согласовании и управлении. Дети с общим недоразвитием речи используют фразы без изменения форм слов или совершают ошибки в выборе склонения [Хватцев, с. 217].

Изучение грамматического строя речи началось ещё в послевоенные годы. Гвоздев А. Н. описал овладевание русским языком как системы и выделил три периода формирования грамматического строя речи. Особенности нарушения грамматического строя при общем недоразвитии проявляется в виде ошибок согласования слов по числу, роду, падежу, времени [Волкова, Шаховская, с. 524].

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (далее ФГОС), при включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико -психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи [ФГОС дошкольного образования детей с ТНР, с. 4].

Цель исследования заключается в изучении особенностей грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальной школы — детский сад № 82 города Тюмени. Всего в эксперименте приняли участие 5 дошкольников пятого года жизни, направленных ГПМПК в специализированные речевые группы с заключением: Общее недоразвитие речи II уровня у ребенка с дизартрией и с моторной алалией.

Для изучения особенностей грамматического строя речи было выделено два критерия, включающие определенные показатели:

Согласование:

1) существительное с прилагательным;

2) существительное с глаголом;

3) существительное с притяжательным местоимением.

Предложно-падежное управление:

1) Именительный падеж ед. ч., родительный падеж ед. ч., именительный падеж, мн. ч., родительный падеж мн. ч.

Для проведения исследования использовались адаптированные методики логопедического обследования Чиркиной Л.Ф. и Филичевой Т.Б. «Методика обследования грамматического строя речи», Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Нищева Н.В. «Комплексное обследование речевого и психомоторного развития». В ходе исследования оценивалась способность дошкольников с ОНР 2 уровня согласовывать существительные с прилагательными, глаголами, притяжательными местоимениями и управлять предложно падежными конструкциями.

Далее осуществлялся качественный анализ результатов. Результаты исследования свидетельствуют, что навык согласования существительного с прилагательным у всех детей присутствует в зачаточном состоянии. Большинство детей не могли назвать действия, присущие животным, что говорит об их неразвитом семантическом поле. Навык согласования существительного с притяжательным местоимением также находится в зачаточном состоянии. И все дети не смогли взять аналогию образования множественного числа от единственного.

Таким образом эксперимент показал, что у испытуемых детей уровень сформированности грамматического строя ниже среднего. Это характеризуется сложностью в согласовании существительного с прилагательными, глаголами и притяжательными местоимениями, в некоторых случаях отсутствия согласования с глаголом. И также отсутствием навыков управления предложно-падежными конструкциями. Также часть детей показала низкий уровень сформированности грамматического строя речи, который характеризуется отсутствием

согласования существительного с глаголом и управления предложно -падежными конструкциями.

Использованные источники:

1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: Владос, 1998. 680 с.

2. Кобякова Г. Н. К истории изучения проблемы недоразвития речи // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. №2. С. 154-158.

3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Нищева Н. В. Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника. Диагностический альбом (6 - 7 лет). СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. 40 с.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2017 года (Протокол № 6/17) «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи» (дата обращения 22.10.2023).

6. Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М, 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.