Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНР / общее недоразвитие речи / дети дошкольного возраста / игровые технологии / игры / комплексная коррекционно развивающая программа. / ONR / general underdevelopment of speech / preschool children / gaming technologies / games / comprehensive correctional and developmental program.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Пудова Н. А.

в статье дается характеристика современной игры и особенностей преодоления лексического недоразвития у детей с ОНР, в качестве основных инструментов коррекционной работы представлены игровые технологии и игры, а также описаны приемы, используемые на занятиях для успешной реализации программы по преодолению лексического недоразвития у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Пудова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING LEXICAL UNDERDEVELOPMENT IN CHILDREN WITH ONR WITH THE HELP OF GAMING TECHNOLOGIES

the article describes the characteristics of modern play and the features of overcoming lexical underdevelopment in children with ONR, game technologies and games are presented as the main tools of correctional work, and also describes the techniques used in the classroom for the successful implementation of a program to overcome lexical underdevelopment in preschool children.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 376.37

Пудова Н.А. студентка магистратуры Донской государственный технический университет

Россия, г.Ростов-на-Дону

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: в статье дается характеристика современной игры и особенностей преодоления лексического недоразвития у детей с ОНР, в качестве основных инструментов коррекционной работы представлены игровые технологии и игры, а также описаны приемы, используемые на занятиях для успешной реализации программы по преодолению лексического недоразвития у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, игровые технологии, игры, комплексная коррекционно-развивающая программа.

Pudova N.A. master's student Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

OVERCOMING LEXICAL UNDERDEVELOPMENT IN CHILDREN WITH ONR WITH THE HELP OF GAMING

TECHNOLOGIES

Abstrract: the article describes the characteristics of modern play and the features of overcoming lexical underdevelopment in children with ONR, game technologies and games are presented as the main tools of correctional work, and also describes the techniques used in the classroom for the successful implementation of a program to overcome lexical underdevelopment in preschool children.

Keywords: ONR, general underdevelopment of speech, preschool children, gaming technologies, games, comprehensive correctional and developmental program.

Во все времена игра оставалась и остается важным аспектом детства. Следует учитывать, что появление новых технологий, изменение жизни, обилие игрушек и гаджетов с самого раннего детства оказывает большое влияние на формирование и развитие ребенка. Психологические исследования, посвященные современному состоянию детской игры, ярко демонстрируют, что игры ограничиваются простой имитацией движений или манипулятивными действиями с игрушками. Игра чаще всего организуется

по инициативе взрослого и продолжается только до тех пор, пока в ней участвует взрослый. Современные дети испытывают затруднения в составлении сюжетов, использовании ролевых элементов, и им трудно находить общий язык для игры со сверстниками. Наблюдение за свободной деятельностью детей показало, что значительная часть дошкольников (приблизительно 46%) в свободное время не играли в сюжетно-ролевые игры [1]. Информация, полученная из исследования, поднимает вопрос о необходимости развития более серьезного и ответственного подхода к игровой деятельности детей дошкольного возраста. Этот вопрос касается как педагогов и родителей, так и государственной образовательной политики.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте остается игра, поэтому большинство педагогов и психологов (Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева и др.) считают, что основанные на игровом методе формы логопедической коррекции помогут наиболее эффективно преодолеть лексическое недоразвитие у дошкольников с ОНР. В связи с вышесказанным, мы считаем, что игровые технологии должны занимать ведущую роль в развитии словаря детей с ОНР. Мы учитывали, что игровые технологии - это основной инструмент, который работает многократно эффективнее только с учетом индивидуального подхода.

Создано и предложено множество методов для изучения словарного запаса у детей (Е.Ф.Архипова [2], Г.А.Волкова [3], И.А.Смирнова [4], и другие). Однако невозможно создать идеальную методику, которая охватила бы все аспекты лексического анализа. Часто исследование словарного запаса у детей выполняется через несколько заданий, охватывающих лишь определенные лексические группы, что может не дать полной картины особенностей нарушений в развитии лексики. Следовательно, в настоящее время остается актуальным исследование нарушений лексики у детей с ОНР, численность которых постоянно растет, а также разработка методик, которые позволят более широко диагностировать нарушения в речевом развитии.

Исследования Л. Б. Халиловой [7], С. Н. Шаховской [8] и других ученых в области психолого-педагогического направления показывают, что у детей с общим недоразвитием речи различного происхождения языковые нарушения имеют семантическую природу. Работы ученых, таких как Р. И. Лалаева [9], Н. В. Серебрякова [10] и других, отражают особенности формирования смысловой системы лексики у детей с общим недоразвитием речи. Исследователи указывают на разнообразие семантических нарушений, нечеткое различение между значениями слов. Изучение данных помогло нам определить цель экспериментального этапа нашего исследования: разработать и апробировать специальную индивидуальную программу развития и организовать работу в группах с учетом особенностей развития каждого конкретного ребенка. В качестве объекта исследования выступили дети 5-летнего возраста в количестве 10 человек, являющиеся воспитанниками ДОУ г. Ростов-на-Дону. Они имеют различные нарушения, однако у всех в заключении ПМПК указано наличие ОНР.

В качестве диагностических процедур мы применили две методики:

1) И.А. Смирновой «Обследование словарного запаса детей»;

Выбор методики И.А. Смирновой обусловлен включением заданий на все основные единицы активного словаря (существительные, глаголы, прилагательные, числительные). Методика состоит из двух блоков, что позволяет изучить как понимание, так и использование слов с номинативным значением, а также оценить структурный аспект лексических значений слов.

2) Г.А. Волковой «Выявление уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста».

Выбор методики Г.А. Волковой обусловлен возможностью оценить уровень развития как пассивного, так и активного словаря. Несмотря на повтор заданий обеих методик их различный материал позволят получить более объективное представление о степени сформированности данных словарных единиц у дошкольников с общим недоразвитием речи. В дальнейшем, это также помогает выявить основные проблемы каждого ребенка и классифицировать их для последующей коррекционно-развивающей работы в индивидуальном режиме.

Исследование проводились в индивидуальной форме с каждым ребенком.

Для оценки выполнения заданий использовалась система оценивания. За каждое упражнение выставлялись баллы согласно критериям:

2 балла - правильный ответ,

1 балл - ответ после помощи,

0 баллов - неверный ответ или невыполнение.

После суммирования баллов и определение среднего уровня (полученное число баллов делится на общее число проб во всех заданиях) они конвертировались в проценты.

Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у большинства детей (60%), участвовавших в нем, отмечается недостаточно развитый словарный запас и одновременно возникают затруднения в навыке эффективного слушания инструкции к заданиям и ясного выражения мыслей для понимания собеседником. 40% детей дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, имели средний уровень развития словарного запаса. Среди них наилучшим образом развит номинативный словарь, наибольшие затруднения возникают с атрибутивным словарем. Наблюдение за детьми во время диагностики позволило нам выделить проблемы с вниманием и мотивацией. По результатам беседы с родителями в анамнезе у 7 дошкольников были обнаружены неблагоприятные факторы пренатального периода. В 8 случаях патологии натального периода. В послеродовом периоде проблемы возникли у 4 дошкольников. Анализ медицинской документации показал, что у 5 детей раннее психомоторное развитие происходило с задержкой. Все дети, проходившие диагностику, с сохранным интеллектом и старались активно участвовать в процессе общения. Данные наблюдения (негативизм, двигательная расторможенность, речевая расторможенность,

работоспособность и другие) были внесены в таблицу и анализировались. На основе данных, полученных в результате диагностики словаря и наблюдения за детьми строилась индивидуальная работа и работа в группах.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам определить цель следующего этапа - создание специальной индивидуальной коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоления лексического недоразвития у дошкольников с ОНР.

Специальная индивидуальная программа развития и работа в группах разработана на основе ведущих дидактических принципов: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей' обучающихся.

Программа коррекции и развития включает в себя следующие разделы: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, информационно-просветительский.

Все мероприятия коррекционно-развивающей работы направлены на преодоление лексического недоразвития у детей с ОНР с помощью игровых технологий (проведение индивидуальных и фронтальных занятий), активацию внимания, повышение их мотивации, увеличение уровня проявления познавательных процессов. Составляя индивидуальную программу развития, мы отталкивались от возможностей каждого ребенка. Учитывались результаты диагностики и наблюдения во время диагностики. Неотъемлемой частью программы, а точнее ее основой стала систематизация и подборка игр, используемых индивидуально с каждым ребенком. Важным нюансом активации познавательной деятельности дошкольников является формирование у них учебного поведения. В дошкольном возрасте подготавливаются и закладываются основы учебной деятельности, формируются её отдельные компоненты. После четырёх, пяти лет ребёнок начинает целенаправленно заниматься задачами с фокусом на конечный результат. Педагог помогает и приучает детей внимательно слушать объяснения, выполнять задания без помех другим, развивает интерес к учебным материалам, поощряет старания и активность. Работа во время занятий шла над концентрацией внимания, "возбуждением - торможением", самоконтролем, границами дозволенного. Длительность этого этапа на уроке составляла 3-4 минуты. Во время индивидуальных занятий использовалось разные варианты заданий «СТОП-ЖДИ»: ребёнок ведёт активную деятельность, педагог произносит «СТОП-ЖДИ пока сыпется песок», засекает со зрительной опорой по часам сначала 10с, затем постепенно в течение месяца время увеличивается до 30с. После хвалит за хорошее поведение и занятие продолжается.

К основным игровым технологиям коррекционно-развивающего раздела реализации программы с дошкольниками мы отнесли:

- игровые технологии на формирования навыков внимания;

- игровые технологии для развития фонематического слуха;

- игровые технологии для расширения словарного запаса;

К основным играм коррекционно-развивающего раздела реализации программы с дошкольниками мы отнесли:

- игры на формирование навыков внимания, имеющие следующую структуру: условный сигнал (хлопок, свисток, звонок) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на сигнал необходимой реакцией. Используются такие игры, как «Зеваки», «Четыре стихии», в ходе каждой игры используются свои сигналы;

- игры на лексические темы (эмоции, ощущения, время, часы и др.). Данные игры подбирались с учетом настоящего времени и позволяют детям развивать необходимый (базовый) словарь понятий и активно пользоваться им в повседневной жизни;

- игры на ориентирование в пространстве и развитие словаря на данную тематику также обязательно включались в программу. Такие игровые технологии включают в себя игры на схему тела, лево-право, работа с предлогами и местоимениями и т.д.;

- игры-эксперименты, в ходе которых использовались приборы-помощники (увеличительные стекла, песочные часы, компас и т.д.), природные материалы (камни, ракушки, шишки, семена фруктов, песок разный по цвету, крупы и т.д.), медицинские материалы (вата, пипетки, мерные ложки и т.д.);

- познавательные игры (игровые ситуации, подвижные игры, диалог и

т.д.).

Игры носили наглядный характер. Для мотивации детей дошкольного возраста мы использовали разнообразные способы: внешние стимулы, такие как новизна или необычность; создание тайны и сюрпризов; стимулирование желания помогать; вовлечение познавательного интереса (почему происходит так); предоставление ситуаций выбора.

Мы внесли дополнения в коррекционно-развивающую среду базового дошкольного образовательного учреждения (подборка игровых технологий, проработка мероприятий и др.). В такой среде должны учитываться потребности каждого ребенка для его коррекции, развития и успешной адаптации в обществе, повышение профессиональной компетенции воспитателей, работающих с детьми ОНР и сопутствующими нарушениями развития (проведение мастер-классов, беседы по актуальным вопросам логопедии и др.). Одна из тем мастер-класса была «Организация работы в команде». Во время совместной работы логопеда и воспитателя, каждый участник группы информирован о процессе работы с детьми. Материал (включение в образовательный процесс игр, песен, стихов) на занятиях, подобранный с помощью логопеда, способствует закреплению навыков и пройденной темы.

Консультативный раздел включал в себя организацию работы с родителями. Следует понимать, что важным фактором развития словарного запаса ребенка является воспитание и условия жизни ребенка [6, с.18]. Для

успешной работы нами создана обратная двусторонняя связь. Мы предполагали, что возможен регресс или наоборот прогресс, о котором необходимо своевременно сообщать родителям. Следует довести до сведения родителей, что, если в течение учебного процесса ребенок проходит медицинское обследование, в результате которого меняются актуальные данные анамнеза, то добровольное предоставление сведений дает возможность специалисту дошкольного образования корректировать обучение и рекомендовать повторное прохождение ПМПК с учетом новых данных для коррекции образовательного маршрута и своевременной помощи. Специалисту крайне важно знать полную картину состояния ребенка, чтобы выстроить коррекционную работу комплексно. С нашей стороны мы обеспечили своевременное информирование родителей ребенка о ходе коррекционной работы. С этой целью разработана ветка взаимопомощи и доверия, которая включала в себя следующие мероприятия:

1) беседы и консультации, в т.ч. индивидуальные;

2) работа с ребенком дома. Домашние задания выдавались ежедневно. Время, затраченное родителем на организацию выполнения ребенком самого задания, составляло 15-20 минут. В таком режиме эффект от коррекционно-развивающей работы по программе стал значительно выше. Дети перестали забывать тетради, а регулярное выполнение небольших, интересных заданий на закрепление материала в течение месяца вошло в привычку у дошкольников.

Ожидаемые результаты внедрения программы заключаются в следующем. У дошкольников расширился активный словарный запас и улучшились коммуникативные навыки. Пассивный словарь стал шире, речь наполнилась необходимой лексикой обиходного значения для комфортного общения, также были усвоены новые жизненно важные понятия.

Результаты формирующего этапа эксперимента помогли нам определить цель и задачи контрольного этапа исследования. Цель контрольного эксперимента - оценить динамику развития словаря.

Результаты анализа контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в преодолении лексического недоразвития у дошкольников с ОНР. Наблюдается снижение числа детей с низким уровнем как активного, так и пассивного словарного запаса. Благодаря индивидуальной работе с каждым ребенком, с учетом их особенностей, работа по преодолению лексического недоразвития проходила более быстрым темпом. Низкий уровень развития словарного запаса был выявлен у 30% дошкольников с ОНР, при этом отмечается, что они намного лучше воспринимали инструкции к заданиям и более ясно выражали свои мысли. Возможно, это объясняется тем, что инструкции стали более понятны детям, а благодаря полученным навыкам во время коррекционно-развивающей работы, они научились строить свои высказывания грамотнее и понятнее для собеседника. У 70% дошкольников был выявлен средний уровень развития словарного запаса. Их словарный запас значительно пополнился глагольной

и атрибутивной лексикой, они стали лучше понимать и использовать в речи синонимы и т.д. В целом можно отметить повышение внимательности и рост мотивации детей в ходе выполнения диагностических заданий, что связано с целенаправленной работой по развитию словарного запаса с применением игровых технологий.

В ходе нашего исследования мы доказали, что преодоление лексического недоразвития у детей с ОНР будет осуществляться эффективно, если: деятельность по коррекции будет адаптирована под индивидуальные особенности дошкольников, в том числе работа с препятствиями, отвлекающими от учебной деятельности; реализуется специальная индивидуальная программа развития ребенка и организована работа в группах; используются игровые технологии, направленные на развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

Использованные источники:

1. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. Х1. Вып. Х1Х. M. 2005. (дата обращения: 24.05.2024г.)

2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. -№1.- C. 38-43.

3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ.: Детство - Пресс, 2014. - 144 с.

4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 52 с.

5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ, пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

6. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 2008.

7. Халилова Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология /Л.Б. Халилова, А.С. Володина. - М.: Парадигма, 2013. - 152с.

8. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи /С.Н. Шаховская //Психолингвистика и современная логопедия /Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 304с.

9. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - СПб.: Союз, 1999. - 160с.

10. Серебрякова Н. В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией. Монография - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.