Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст / словарь / словарный запас / речь / речевое развитие / особенности развития словаря.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Драгула М.Ю., Бердникова Н.А.

В статье представлен теоретический анализ исследований, рассматривающих особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Анализ показал, что слова детей данной группы отличаются следующими признаками: скудный словарный запас, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии. Данный анализ позволил разработать программу по развитию словаря посредством лексических игр и предметно-практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Драгула М.Ю., Бердникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

УДК 376.44

Драгула М.Ю., магистр Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Россия, г.Ростов-на-Дону Бердникова Н.А., канд.пед.наук Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Россия, г.Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ исследований, рассматривающих особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Анализ показал, что слова детей данной группы отличаются следующими признаками: скудный словарный запас, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии. Данный анализ позволил разработать программу по развитию словаря посредством лексических игр и предметно-практической деятельности.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, словарь, словарный запас, речь, речевое развитие, особенности развития словаря.

Dragula M. Yu., magistr Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don Berdnikova N.A., Ph.D. ped. sciences Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don

FEATURES OF VOCABULARY DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR

Abstract. The article presents a theoretical analysis of studies considering the features of the development of the vocabulary of older preschool children with general speech underdevelopment. The analysis showed that the words of the children of this group differ in the following features: poor vocabulary, discrepancy in the volume of active and passive vocabulary, inaccurate use of words, verbal paraphasias. This analysis made it possible to develop a program for the development of the dictionary through lexical games and subject-practical activities.

Keywords: senior preschool age, vocabulary, vocabulary, speech, speech development, features of vocabulary development.

Слово принято относить к лексическому уровню языка, который передает смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. В частности, именно слова в максимальной степени позволяют служить средством общения людей, обеспечивать взаимопонимание между ними. Изучая новые слова, ребенок получает знания, чем больше объем словаря ребенка, тем шире его представления об окружающем мире. Именно поэтому развитие словаря является актуальной темой для детей старшего дошкольного возраста, потому что имеет важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен многими учеными и практиками. Так Л.С. Выготский писал: «Ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности». Также Лев Семенович рассматривал значение слова как динамический процесс, известный психолог утверждал, что значение есть путь от мысли к слову.

Согласно словарю С.И. Ожегова, который до сих пор считается одним из наиболее популярных словарей краткого типа слово «речь» имеет пять значений: 1. Способность говорить, говорение, владеть речью. 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная, разговорная, стихотворная. 3. Звучащий язык. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление. Выступить с речью. [2]

Астапов В.М. и Микадзе Ю.В. утверждали, что одними из главных функций в речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только воспринимает новую информацию, но и усваивает ее. При этом речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи, которая отвечает за произвольное поведение, организацию и взаимодействие психических процессов человека, формируется в конце дошкольного возраста и имеет огромное значение для перехода ребенка к школьному обучению. Современные исследования в области детской психологии показали, что отставание регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. [3]

Старший дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для речевого развития ребенка. Данный период особенно чувствителен к восприятию речи окружающих, и к влиянию множественных факторов внешней и внутренней среды. В жизни каждого ребенка сензитивные периоды универсально и индивидуально наступают в определённое время. Раннее начало обучения бывает неэффективным, и может вызвать у детей нервное и физическое перенапряжение, которое может сопровождаться эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое

с внушительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, может не привести к нормальному протеканию речевого развития. Для того чтобы избежать разные речевые нарушения и патологии нужно качественно изучать закономерности речевого развития ребенка.

Как говорил В. А. Сухомлинский «Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» [4].

Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) появился в 50х-60х годах XX века. Его основоположником в дошкольной логопедии в России стала Левина Р.Е. и коллектив сотрудников научно-исследовательского института дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Понятие ОНР предполагает наличие факторов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя), с сохранным нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [5].

Общее недоразвитие речи имеет множественные механизмы и структуры дефекта, такие как: позднее начало развития речи, скудный запас слов, агграматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти симптомы в общей сложности показывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности ребенка. Данное речевое отклонение, может быть, в совокупности со сложными формами речевой патологии такими как: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.

Профессор Р.Е.Левина [6] выдвинула три уровня общего недоразвития речи, в зависимости от степени сформированности всех компонентов языковой системы. Первый уровень характеризуется отсутствием речи или по-другому таких детей называют «безречевыми». У детей со вторым уровнем общего недоразвития речи начинает проявляться стадия общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, которые связаны в основном на бытовом уровне. На третьем уровне происходит наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, речь относительно развернута.

Т. Б. Филичева [7] за период обучения с дошкольниками с общим недоразвитием речи, изучая динамику их продвижения в речевом развитии в 2000 году доказала необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи. Дети на данном уровне, по ее мнению, остаются с несформированными остаточными явлениями недоразвития лексико -грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Речь таких детей первоначально производит вполне благополучное впечатление. Лишь тщательное и расширенное

обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка первой выдвинула Р. Е. Левина. Нарушения речевой деятельности указывает на задержку развития высших психических функций. Это проявляется на продуктивности мыслительных операций и на развитии познавательной деятельности. Также именно речевое нарушение оставляет отпечаток на становление личности ребенка на всю его жизнь. Речевые нарушения тормозят развитие игровой деятельности, имеющейся, как и в норме, ведущее значение в развитии общего психического состояния, и мешает переходу к более дисциплинированному учебному процессу. К примеру, у детей с ОНР будет наблюдаться преобладание непроизвольного внимания, которое возникает само собой, без усилия воли. В сознании таких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. В отношении вербальной памяти будет нарушена продуктивность запоминания, что будет сказываться на недостаточном количестве слов как в активном, так и в пассивном словаре. Важно подчеркнуть, что у детей с ОНР смысловая и логическая память относительно сохранны. Также старшие дошкольники с ОНР с трудом могут запомнить сложные, трёх, четырёхступенчатые инструкции. Страдает абстрактное мышление, что даже без специального обучения дети с трудом овладевают такими навыками как анализ, синтез, а также сравнение и обобщение. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом. Можно сделать вывод, что нарушение такой функции как речь неминуемо повлечёт за собой нарушение всех других высших психических функций.

Индивидуальные различия в словаре встречаются во всех возрастных периодах. По словам Д.Б.Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере». Отечественные исследователи отмечают, что активный словарь дошкольника к 5 годам составляет 2000 - 2500 слов. В шесть лет уровень словаря увеличивается практически вдвое и составляет примерно 4000 слов.

Овладение словарем, по мнению А.Н. Леонтьева, «Занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов»

Обогащение словаря — одна из главных задач речевого развития детей во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации. Во время процесса развития словаря специалист побуждает дошкольников употреблять в речи преимущественно точные, согласованные по смыслу слова. Поэтому, обогащение словаря — это

максимально увеличенное количество употребленных в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка интерес к выбору слов, формировать точность и ясность речи. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то для решения этой задачи хорошо подходят игровые методы и приемы.

Наиболее эффективным являются лексические упражнения, направленные на формирование навыков общения в повседневных ситуациях. Именно во время игры ребенок учится тонкостям родного языка, как обращаться со словом, и все что с ним связано.

Данные упражнения входят в составляющую учебной деятельности и выполняют двойные функции. Они способствуют развитию словарного запаса, а также подготавливают учащихся к выполнению задач, связанных со связной речью. Таким образом, работа с лексическими единицами важна для того, чтобы развивать произвольность речи, умение выбирать наиболее подходящие слова и выражения.

Предметная практическая деятельность - это деятельность ребенка, в ходе которой осуществляются действия с различными предметами для развития сенсорного восприятия. По мере усложнения сенсорные процессы и практические действия все теснее взаимодействуют с процессами мышлениями. По мере того, как ребенок становится старше, манипуляции с предметами усложняются, и совершаемая деятельность все больше подчиняется определенным целям. Предметно-практическая деятельность не ставит перед собой цель получения результата, а скорее создание условий для формирования мотивации общения в процессе деятельности, обогащая тем самым словарный запас и развития высших психических функций.

Для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста можно объединить эти две направляющие, а именно лексические игры и предметно-практическую деятельность. Данный вид деятельности направлен не только на развитие навыка словаря но и формирования навыков связной речи, совершенствованию грамматических категорий и высших психических функций.

Таким образом, развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Следует подчеркнуть, что в общей сложности, для нормально развивающихся детей процесс развития словаря сложен, а для дошкольников с общим недоразвитием речи обогатить словарный запас в разы сложнее.

В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать программу по развитию словаря на основе данных диагностического обследования детей 6-7 лет с ОНР. Целью программы оказалось создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие словаря у старших дошкольников с ОНР в процессе использования лексических игр и

предметно-практической деятельности. К планируемым результатам освоения программы мы относим: расширение и активизацию словарного запаса детей на основе углубления представлений об окружающем мире; развитие пассивного и активного словаря соответствующей возрастной норме; безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями; употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения, совершенствованию связной речи и грамматических категорий.

Использованные источники: 1.Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1981. - 288с.

2.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 2000. - 940 с

3.Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно -развивающего обучения. — М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.

4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

5.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.

Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.--М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

1998. — 680 с

6. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина 2013. - 367 с.

7. Филичева, Т.Б. Логопедия: теория и практика / Т.Б.Филичева. - Москва: Эксмо, 2022. С.314-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.