ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ POLITICS AND INTERNATIONAL RELATIONS
УДК 331.5
И.А. ДЕНИСОВА
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ АСИМЕТРИИ В БИЗНЕСЕ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Денисова Ирина Александровна, студент Кафедра алтаистики и китаееведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью данной работы является рассмотрение причин и предпосылок тендерной асимметрии в сфере предпринимательской деятельности в Республике Корея. Кроме того, проводится анализ процесса преодоления данного явления: выявляются меры государственной поддержки, изменения социокультурной среды. Опыт Республики Корея в данном вопросе является показательным для тех стран, которые находятся на начальной стадии принятия данной проблемы.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея, женщины, тендерная асимметрия, предпринимательство, стар-тапы, инновации.
ммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм
Для цитирования: Денисова И.А. Преодоление тендерной асимметрии в бизнесе: опыт Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 94-100.
I.A. DENISOVA
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
OVERCOMING GENDER ASYMMETRIES IN BUSINESS: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KOREA
Denisova Irina Alexandrovna, student Department of Altaic and Sinology, Kazan Volga region Federal University E-mail: seniana177 @gmail.com
Abstract. This paper examines the causes and prerequisites for gender asymmetry in the field of entrepreneurial activity in the Republic of Korea. In addition, the analysis of the process of overcoming this phenomenon is carried out: measures of state support, changes in the sociocultural environment are identified. The experience of the Republic of Korea in this matter is indicative for those countries that are at the initial stage of accepting this problem.
Keyword and phrases: Republic of Korea, women, gender asymmetry, entrepreneurship, startups, innovation.
For citation: Denisova I. A. Overcoming gender asymmetries in business: the experience of the Republic of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 94-100.
Введение
За последние 20 лет Республика Корея добилась значительных успехов в области сокращения гендерного дисбаланса в различных сферах деятельности, в особенности в области предпринимательства. Однако женщины все ещё сталкиваются с многочисленными трудностями как при приёме на работу, так и при открытии бизнеса. Разрыв в заработной плате составляет около 33%, и только 2% южнокорейских корпораций имеют женский совет директоров. Кроме того, только в 2 из 10 крупнейших южнокорейских компаний есть руководители-женщины. В результате, страна занимает низкие позиции (в интервале от 100 до 130 из 149 возможных) в международных отчётах и рейтингах по анализу возможностей для женщин на рабочем месте [1].
В данной работе с помощью анализа статистических данных были проанализированы социокультурные причины данного феномена, ключевые трудности, с которыми сталкивались женщины-предприниматели на пути к своей должности, а также оценена эффективность мер государственной поддержки по преодолению гендерного перекоса. По этой причине анализ ситуации с гендерной асимметрией в сфере предпринимательства в Республике Корея может стать полезным ориентиром для стран, которые только встают на путь борьбы с дискриминацией женщин в бизнес-среде.
Результаты исследования
Исторический обзор и анализ современной ситуации
Политика правительства и развитие законодательной системы Республики Корея способствовали развитию предпринимательства, в особенности появлению большого количества стартапов и предприятий малого и среднего бизнеса [2]. Был принят закон о специальных мерах по развитию венчурного бизнеса от 1997 года, учреждено Министерство по делам малого и среднего бизнеса и стартапов в 1996 году. Кроме того, новая волна развития бизнеса была спровоцировала проведением Азиатских игр в 1986 году и Олимпийских игр в 1988 году, а также экономическим сотрудничеством с КНДР в 2000-х годах [3]. В связи с экономическим подъёмом потребность в новых предприятиях росла с каждым годом, поэтому в 1999 году был принят закон о поддержке предпринимательниц. Годом ранее была созда-
на неправительственная Корейская ассоциация венчурных предпринимательниц. Женщины получили право приоритетных закупок и помощи правительства в выходе на новые рынки и приобретении корпоративных фондов. В то время, как количество стартапов и предприятий малого и среднего бизнеса в стране неуклонно росло с 15 401 в 2008 г. до 33 289 в 2016 г., количество предприятий, контролируемых женщинами, увеличилось с 693 в 2008 г. до 2430 в 2016 г. [4]
На данный момент ситуация в стране такова, что, несмотря на то, что 50% валового внутреннего продукта приходится на МСП, лишь несколько женщин занимают руководящие должности и вносят свой вклад в экономическое развитие страны [3]. Количество стартапов, принадлежащих женщинам, составляет лишь 7,3% от общего числа (33 289). Кроме того, насчитывается 4, 6% учредительниц и 5, 6% главных исполнительных директоров (CEO) составляют в 2016 году [5].
Мотивационные факторы выбора
предпринимательской стези и проблемы предпринимательниц
Исследования [6] показывают, что предпринимательницы в Корее чаще всего сталкиваются с проблемами из-за патриархальных стереотипов. Поскольку в сфере бизнеса традиционно доминируют мужчины, эта среда мало приспособлена для женщин. Культурный контекст Кореи важен для понимания проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели. Конфуцианство, как ведущая система ценностей и социальных структур, оказывает глубокое влияние на корейскую культуру посредством постулатов: принятия иерархии, мужского доминирования, коллективизма и гендерной структуры семьи [7]. Конфуцианская философия оказала особенно глубокое влияние на корейских женщин, заставив их выполнять роль «хранительниц очага», и придерживаться мнения, что их главная обязанность -забота о детях [8]. Социальные нормы, основанные на конфуцианстве, также применяются и на рабочем месте [8]. В корпоративной культуре Кореи доминируют мужчины [9]. Многие женщины сталкиваются с перерывами в карьере из-за предубеждений работодателя о неизбежности декретного отпуска, «стеклянного потолка» и необходимости заботы о семье [10]. Если женщина состоит в отношениях, работодатель опасается, что она уйдет со своей должности из-за свадь-
бы или декретного отпуска. В стране до сих пор сильно мнение о том, что женщины берут на себя всю ответственность за домашние дела и заботу о детях. Вот почему замужним женщинам практически невозможно устроиться на перспективную должность. В Корее не хватает детских садов, а корейским компаниям присущи переработки. Если же женщина предпочитает одиночество, работодатель может заключить, что она безответственна, потому что отказалась от своей обязанности иметь детей ради будущего Кореи. Таким образом, женщины оказываются в безвыходном положении.
Гендерное соотношение и гендерные предубеждения корейских конгломератов уже многие годы являются предметом споров. Например, женщины чаще исключаются из корпоративной культуры компаний, так как в Республике Корея существует культура укрепления взаимоотношений между коллегами во время употребления спиртных напитков после рабочего дня. Как правило, мужчины получают приглашения на такие собрания «по умолчанию», это воспринимается как неизбежная данность. Женщина же вновь оказывается меж двух зол. Либо работниц не приглашают, ссылаясь на вред будущему женщины как матери, либо заставляют пить наравне с коллегами-мужчинами. Зачастую отказаться от такой корпоративной традиции практически невозможно, так как это грозит ухудшением отношений с начальством, а иногда и лишением премии.
В данной работе приведены лишь несколько случаев дискриминации работниц со стороны крупных компаний. Исполнительный директор KGS, обосновал дискриминацию женщин при приеме на работу в свою компанию тем, что они «нарушают непрерывность бизнеса из-за отпуска по беременности и родам», говорится в постановлении Верховного суда, рассматривавшего данный случай в рамках нарушения трудового кодекса страны [5].
В опросе 2018 года, проведенном рекрутинго-вой фирмой 1псгий, каждая четвертая женщина утверждала, что во время собеседования ей был задан вопрос о планах в отношении замужества или детей. Согласно корейскому законодательству, если работницу увольняют за то, что она вышла замуж, забеременела или родила ребенка, работодателю грозит до пяти лет тюрьмы или штраф в размере до 26 500 долларов [5].
Несмотря на этот факт, когда компании признаются виновными в дискриминации, наказания, которым они подвергаются, часто не оказывают никакого эффекта.
По данным Южного окружного суда Сеула, когда банк Кооктт был признан виновным в дискриминации 112 женщин при приеме на работу, суд оштрафовал его всего на 4500 долларов. Для банка куда проще было заплатить штраф и продолжать дискриминировать женщин [5].
Таким образом, Республика Корея по-прежнему остается патриархальным государством, которое ограничивает карьерный рост женщин. Однако большинство этих трудностей исчезают, как только женщина решает основать собственную компанию. Правила в таких компаниях будут лишены различных форм дискриминации, в первую очередь, гендерной. Кроме того, данные компания являются примером для остальных женщин, которые планируют открыть свой бизнес. Для роста доли предпринимательниц в отрасли - это необходимо.
Еще одним мотивационным фактором для начала своего дела у женщин является потребность в увеличении семейного дохода, в то время как на предпринимательские намерения мужчин фактор семейного дохода не влияет [11]. Помимо данного фактора, гендерное неравенство увеличивает потребность женщин в поиске более свободного от стереотипов и предубеждений места работы. Так, женщины чаще выбирают сферу предпринимательства [12]. Как уже было сказано выше, женщины часто сталкиваются с необходимость сделать выбор между семьей и работой. В таком случае женщины часто решают бросить работу и начать свой бизнес [13]. Еще одним немаловажным мотивационным фактором является стремление к независимости и карьерному росту [5].
Таким образом, выбор предпринимательской сферы для самореализации у женщин обусловлен социокультурными особенностями страны. Однако этим же фактором обусловлен более низкий процент предпринимательниц. Например, женщинам в Корее было сложнее совмещать работу и личную жизнь, чем мужчинам-предпринимателям [14]. Предпринимательницы также сталкиваются с конфликтами между гендерной социальной идентичностью женщин и предпринимательской идентичностью как обладающей мужскими качествами [13]. Женщины также в большей степени боятся неудачи из-за отсут-
ствия деловых навыков и управленческого опыта [8]. Молодые предпринимательницы, в частности, не обладают достаточным человеческим и социальным капиталом, что не позволяет им развивать лидерский потенциал и расширять свой бизнес в полной мере [3]. Боязнь неудачи считается серьезной проблемой, препятствующей успеху женщин в Корее.
Эффект от привлечения женщин в отрасль
По мере того, как все больше и больше корейских женщин постепенно выходят на сцену корейских стартапов, возможность нанимать женщин в этом стартап-пространстве, где доминируют мужчины, начинает расти. Тем не менее, нанять больше женщин недостаточно, нужно, чтобы больше женщин занимали руководящие должности или основывали собственный бизнес.
Необходимость устранения гендерной асимметрии в сфере предпринимательства и инноваций помимо прочего обусловлена повышением экономической эффективности бизнеса. Так, поскольку более 50% рынка составляют женщины, куда более возможно, что именно женщины будут пользоваться тем или иным продуктом или услугой. Женщины в целом обладают большей покупательной способностью, а это означает, что они должны принимать участие в утверждении дизайна, брендинга и маркетинговой стратегии. Мужчины и женщины покупают по-разному. Мужчины совершают покупки инстинктивно, в то время как женщины предпочитают сравнивать и просматривать различные варианты, чтобы найти самое выгодное предложение. Кроме того, женщины, как правило, более вовлечены в социальные сети и другие формы цифрового маркетинга. Поэтому именно команда, состоящая как из мужчин, так и из женщин, показывает большую эффективность. Особенно это актуально в Республике Корея, где женщины делают большую часть покупок [5].
Корейским стартапам, связанным с технологией ИИ, необходимо нанимать больше программисток, исследовательниц и женщин-инженеров. ИИ станет огромной частью будущего экономического роста Южной Кореи. Поэтому в технологиях искусственного интеллекта не может доминировать исключительно мужчина. Если все создатели нового ИИ будут мужчинами, то нужды женщин, которые можно удовлетворить с помощью ИИ, будут дискриминированы. Если
в Корее не будет тендерного разнообразия, когда дело доходит до кодирования ИИ, Южная Корея не сможет разрабатывать передовые технологии будущего. Стартапам, специализирующимся на производстве игр, необходимо привлечь больше талантливых женщин-специалистов, чтобы захватить женскую часть рынка данной индустрии. Этот рынок огромен и игнорируется.
Корейские стартапы с гендерным разнообразием оказались креативнее и эффективнее в обслуживании клиентов. Исследование Fortune 500 показало, что компании, в которых есть как минимум три женщины-менеджера, увеличили рентабельность инвестиций более чем на 60% [9]. Баланс является ключевым фактором.
Все больше и больше женщин связывают свою жизнь с технологиями. В последние годы увеличилось число женщин, обучающихся в технических школах, таких как KIAST [9]. Так что в ближайшие несколько лет в Корее должно появиться больше талантливых предпринимательниц.
Анализ мер государственной поддержки
Корейскому правительству необходимо снизить барьеры для женщин, стремящихся получить государственное финансирование. Ведутся переговоры о создании фондов для женщин-предпринимателей, а также о повышении числа женщин на руководящих должностях в крупных корпорациях.
За последние годы Министерство гендерного равенства и семьи Республики ввело различные законы в рамках политики поддержки предпринимательниц (например, была введена система специальных квот) для решения проблемы гендерной асимметрии [6]. Женщины стали важной частью рабочей силы для повышения производительности экономики страны. Был продлен оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, чтобы оба родителя могли взять отпуск одновременно. Правительство также расширило уход за детьми и сократило максимальное количество рабочих часов в неделю до 52. С лета прошлого года государственные предприятия были вынуждены регистрировать гендерное соотношение претендентов на работу, в то время как банки должны публично раскрывать данные о найме, чтобы гарантировать, что они не являются дискриминационными. По данным Министерства по вопросам гендерного равенства и семьи, в настоящее время завершается разработка новых руководящих принципов «гендерного равенства при приеме
на работу», которые будут распространены среди частных предприятий до второй половины этого года [9].
Однако женщины по-прежнему сталкиваются с гендерным неравенством и серьезными проблемами: культурными ограничениями и гендерным неравенством в семье. Снизить случаи дискриминации женщин при приеме на работу могло бы принятие слепого процесса подачи документов (без фотографий и информации о гендере потенциального) работника. Кроме того, технология ИИ может привести к найму будущих сотрудников крупных корейских компаний без учета пола. Программа искусственного интеллекта, направленная на поиск лучшего кандидата на должность независимо от пола, устранит человеческий фактор и увеличит количество работающих женщин в Корее [9].
Также необходимо разработать специальные программы обучения для предпринимательниц. Данные программы должны быть интегрированы в учебные планы университетов, чтобы дать женщинам альтернативу работе в корпорациях сразу после окончания обучения.
Выводы
В современном корейском обществе, которое до сих пор подвержено значительному влиянию конфуцианских ценностей, несмотря на активную пропаганду равного распределения «домашних» обязанностей между мужчиной и женщиной и популяризацию партнерских браков, воспитание детей и бытовые обязанности все же негласно остаются прерогативой женщин. Данные стереотипы и предрассудки накладывают ограничение на продвижение женщин по карьерной лестнице, включение их в корпоративную культуру и создание комфортной рабочей среды. Все эти трудности подталкивают всё больше женщин начинать предпринимательскую деятельность и создавать
свои собственные компании. Тендерный баланс в сфере предпринимательства повысит эффективность предприятий и видимость женщин.
И хотя в последние годы количество предприятий, управляемых женщинами, растет, недостаточная поддержка правительства и общества замедляет его и снижает эффективность. Необходимо вводить больше квот и различных субсидий для предпринимательниц, поощрять их льготами и правом приоритетных закупок. Кроме того, создание специальных учебных программ для предпринимательниц при университетах и колледжах, улучшит финансовую и юридическую грамотность среди потенциальных предпринимательниц и повысит осведомленность о возможности открытия бизнеса.
Появление новых компаний, основанных женщинами, приведет к увеличению числа рабочих мест для женщин в целом, поскольку появится много новых и инновационных компаний, которыми будут управлять влиятельные женщины-руководители без оглядки на гендерные стереотипы. С экономической точки зрения для Кореи наилучшие экономические интересы будут заключаться в преодолении большего гендер-ного разрыва в оплате труда в стране. Этого можно добиться только путем поощрения женского предпринимательства в Корее.
Таким образом, опыт Республики Корея является показательным для многих стран, сталкивающихся с проблемой гендерной асимметрии в бизнесе и на рабочих местах в целом. И хотя существует множество факторов, замедляющих процесс преодоления проблемы в Республике Корея, при создании правительством страны эффективной стратегии по борьбе с дискриминацией в ближайшем будущем стоит ожидать повышения видимости женщин в бизнес-среде и уменьшения гендерного неравенства на рабочих местах.
Список литературы
1. Ан, С.Б. и Шин, Ю. Дж. (2017), «Текущее состояние и меры по развитию системы поддержки стартапов в Корее», Обзор истории бизнеса - Текст: электронный // heinonline: [сайт]. - URL: https://heinonline. org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/bctw14&div=11&id=&page= (дата обращения: 23.02.2022).
2. Аллен В.Д. и Керингтон В.П. (2014), «Самозанятость мужчин и женщин: каковы их мотивы», Journal of Labor Research, Vol. 35№. 2, стр. 143 - Текст: электронный // Emerald: [сайт]. - URL: https://www.emerald.com/ insight/content/doi/10.1108/TG-12-2019-0125/full/html (дата обращения: 23.02.2022).
3. Ли, В. Дж. и Хван, Б.Ю. (2015), «Хронология корейского предпринимательского образования: анализ особенностей и будущее развитие предпринимательского образования», Азиатско-Тихоокеанский журнал бизнеса и предпринимательства, Vol. 10 № 3, стр. 171-183 - Текст: электронный // digitalrepository.trincoll.edu: [сайт]. - URL: https://digitalrepositoiy.trincoll.edu/theses/9/ (дата обращения: 23.02.2022).
4. Ким, Н. и Роули, К. (2009 г.), «Меняющееся лицо корейского менеджмента», Routledge, , С. 184209 - Текст: электронный // academic.oup: [сайт]. - URL: https://academic.oup.com/ser/advance-article-abstract/ doi/10.1093/ser/mwab026/6303595 (дата обращения: 23.02.2022).
5. Глобальное отслеживание предпринимателей (2018), «Global report 2017/18», - Текст: электронный // gemconsortium.org: [сайт]. - URL: https://gemconsortium.org/report/50012 (дата обращения: 23.02.2022).
6. Деланси, Р.М. (2014), «Женщины-предприниматели в национальной экономике: исследование экономического вклада корейских женщин, проблем и возможностей», World Review of Business Research, Vol. 4 № 2, стр. 108-122 - Текст: электронный // sciencedirect: [сайт]. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0738059319309381 (дата обращения: 22.02.2022).
7. Джонг, С. «Стеклянный потолок Южной Кореи: женщины изо всех сил пытаются получить работу в компаниях, которым нужны только мужчины», CNN - Текст: электронный // edition.cnn: [сайт]. - URL: https:// edition.cnn.com/2019/01/31/asia/south-korea-hiring-discrimination-intl/index.html (дата обращения: 23.02.2022).
8. Нгуен, Х.А., Фуонг, Т.Т., Ле, Т.Т.Б. и Во, Л.П. (2020 г.), «Мотивация, проблемы и факторы успеха вьетнамских женщин-предпринимателей», Успехи в развитии людских ресурсов, Vol. 22, №. 2, C. 215-226 - Текст: электронный // muse.jhu.edu: [сайт]. - URL: https://muse.jhu.edu/article/233528/summary (дата обращения: 23.02.2022).
9. Кан, Х. Дж., Чон, Х.И. и Ко, Х. (2018 г.), «Политика и законодательство в отношении женщин в Корее с 1990-х годов по настоящее время», PalgraveMacmillan, C. 81-98 - Текст: электронный // tendonline: [сайт]. -URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17441730.2016.1163873 (дата обращения: 23.02.2022).
10. Корейская ассоциация венчурного бизнеса (2017 г.), «Обзор венчурных компаний за 2017 г.», 15 -Текст: электронный. - URL: www.venture.or.kr/api/attach/download/NEWS/1514508807094745 (дата обращения: 23.02.2022).
11. Кефарт, П. и Шумахер, Л. (2005), «Треснул ли «стеклянный потолок»? Исследование женского предпринимательства», Журнал лидерства и организационных исследований, Vol. 12, № 1, C. 2-15 - Текст: электронный // papers.ssrn: [сайт]. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=765525 (дата обращения: 23.02.2022).
12. Паттерсон Л. и Бэ С. (2013), «Гендерное (в) равенство в корейских компаниях: результаты интервью с заинтересованными сторонами», Журнал организационной культуры, коммуникаций и конфликтов, Vol. 17, № 1, стр. 93-153 - Текст: электронный // sciencedirect: [сайт]. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/abs/pii/S0049089X10001304 (дата обращения: 23.02.2022).
13. ОЭСР (2016), «Основные выводы о женском предпринимательстве: Корея» - Текст: электронный // ОЭСР: [сайт]. - 2021. - URL: www.oecd.org/sdd/business-stats/EaG-Korea-Eng.pdf (дата обращения: 23.02.2022)
14. Раймо, Дж. М., Парк, Х., Се, Ю. и Юнг, В. Дж. (2015), «Брак и семья в Восточной Азии: преемственность и изменения», Ежегодный обзор социологии, Vol. 41, № 1, стр. 471-492 - Текст: электронный // ecommons. cornell.edu: [сайт]. - URL: https://ecommons.cornell.edu/handle/1813/11104 (дата обращения: 23.02.2022).
References
1. Ahn, S.B. and Shin, Y.J. "The current status and development measures of start-up support system of Korea", The Review of Business History. - 2017. - Vol. 32 No. 2. - 149-172 P. Tekst: jelektronnyj // heinonline: [sajt]. - URL: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/bctw14&div=11&id=&page= (data obrashheniya: 02/23/2022).
2. Allen, W.D. and Curington, W.P. "The self-employment of men and women: what are their motivations", Journal of Labor Research. - 2014. - Vol. 35, No. 2. - 143-161 P. Tekst: jelektronnyj // Emerald: [sajt]. - URL: https:// www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/TG-12-2019-0125/full/html (data obrashheniya: 02/23/2022).
3. Lee, W.J. and Hwang, B.Y. "The chronology of Korean entrepreneurship education: the feature analysis and future development of entrepreneurship education", Asia-Pacific Journal of Business Venturing and Entrepreneurship. - 2017. - Vol. 10 No. 3. - 171-183 P. Tekst: jelektronnyj // digitalrepository.trincoll.edu: [sajt]. - URL: https:// digitalrepository.trincoll.edu/theses/9/ (data obrashheniya: 02/23/2022).
4. Kim, N. and Rowley, C. "The changing face of Korean women managers", in Rowley, C. and Paik, Y. (Eds), The Changing Face of Korean Management, Routledge, London. - 2009. - 184-209 P. Tekst: jelektronnyj // academic. oup: [sajt]. - URL: https://academic.oup.com/ser/advance-article-abstract/doi/10.1093/ser/mwab026/6303595 (data obrashheniya: 02/23/2022).
5. Global Entrepreneurship Monitor, "Global report 2017/18", - 2018. - available at: https://gemconsortium. org/report/50012 (data obrashheniya 03/05/2019) Tekst: jelektronnyj // gemconsortium.org: [sajt]. - URL: https:// gemconsortium.org/report/50012 (data obrashheniya: 02/23/2022).
6. DeLancey, R.M. "Women entrepreneurs in national economies: a study of Korean women's economic contributions, challenges and opportunities", World Review of Business Research. - 2014. - Vol. 4 No. 2. - 108122 P. Tekst: jelektronnyj // sciencedirect: [sajt]. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0738059319309381 (data obrashheniya: 02/23/2022).
7. Jeong, S. "South Korea's glass ceiling: the women struggling to get hired by companies that only want men" Tekst: jelektronnyj // edition.cnn: [sajt]. - URL: https://edition.cnn.com/2019/01/31/asia/south-korea-hiring-discrimination-intl/index.html (data obrashheniya: 02/23/2022).
8. Nguyen, H.A., Phuong, T.T., Le, T.T.B. and Vo, L.P. "Vietnamese women entrepreneurs' motivations, challenges, and success factors", Advances in Developing Human Resources. - 2020. - Vol. 22No. 2. - 215-226 P. Tekst: jelektronnyj // muse.jhu.edu: [sajt]. - URL: https://muse.jhu.edu/article/233528/summary (data obrashheniya: 02/23/2022).
9. Kang, H.J., Jeong, H.I. and Ko, H. "Policies and legislation for women in Korea from the 1990s to the present", in Cho, Y. and McLean, G.N. (Eds), Korean Women in Leadership, Palgrave Macmillan, New York, NY. - 2018. - 8198 P. Tekst: jelektronnyj // tandfonline: [sajt]. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17441730.2016.1 163873 (data obrashheniya: 02/23/2022).
10. Korea Venture Business Association. "2017 Survey of venture firm", Tekst: jelektronnyj // venture.or.kr: [sajt]. -URL: www.venture.or.kr/api/attach/download/NEWS/1514508807094745 (data obrashheniya: 02/23/2022).
11. Kephart, P. and Schumacher, L. "Has the 'glass ceiling' cracked? An exploration of women entrepreneurship", Journal of Leadership and Organizational Studies. - 2005. - Vol. 12 No. 1. - 2-15 P. Tekst: jelektronnyj // papers.ssrn: [sajt]. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=765525 (data obrashheniya: 02/23/2022).
12. Patterson, L. and Bae, S. "Gender (in) equality in Korean firms: results from stakeholders interviews", Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. - 2013. - Vol. 17, No. 1. 93-153 P. Tekst: jelektronnyj // sciencedirect: [sajt]. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0049089X10001304 (data obrashheniya: 02/23/2022).
13. OECD, "Women entrepreneurship key findings: Korea". - Tekst: jelektronnyj. // oecd.org: [sajt]. - URL: www. oecd.org/sdd/business-stats/EaG-Korea-Eng.pdf (data obrashheniya: 02/23/2022).
14. Raymo, J.M., Park, H., Xie, Y. and Yeung, W.J. "Marriage and family in east Asia: continuity and change", Annual Review of Sociology. - 2015. - Vol. 41, No. 1. 471-492 P. Tekst: jelektronnyj // ecommons.cornell.edu: [sajt]. -URL: https://ecommons.cornell.edu/handle/1813/11104 (data obrashheniya: 02/23/2022).
Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать/Accepted 18.04.2022
© И.А. Денисова, 2022 © I.A. Denisova, 2022