Научная статья на тему 'ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ МЕЖДУ ФЕМИНИЗМОМ И ПАТРИАРХАТОМ'

ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ МЕЖДУ ФЕМИНИЗМОМ И ПАТРИАРХАТОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
494
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / РАВНОПРАВИЕ / ПАТРИАРХАТ / ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зотова Анастасия Александровна

В этом исследовании рассмотрен феминизм в Республике Корея с момента его зарождения в Республике Корее, причины и предпосылки его возникновения, феминистские движения с 2018 года. В южнокорейском обществе можно проследить четкие патриархальные устои, координирующие общий порядок жизни во всех ее сферах. И хотя в конституции Республики Корея прописано равенство прав вне зависимости от пола, женская часть населения продолжает существовать в рамках, навязанных патриархальным обществом. Движения «Снять корсет» и Me Too кардинально изменили привычное восприятие культурных устоев в патриархальном корейском обществе. Женская часть населения Республики Кореи уже долгие годы борется на равноправие и честность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUTH KOREAN WOMEN BETWEEN FEMINISM AND PATRIARCHATE

This work examines feminism in the Republic of Korea since its inception in the Republic of Korea, the reasons and prerequisites for its emergence, feminist movements since 2018. In South Korean society, one can trace clear patriarchal foundations that coordinate the general order of life in all its spheres. And although the Constitution of the Republic of Korea stipulates equality of rights regardless of gender, the female part of the population continues to exist within the framework imposed by the patriarchal society. The «Take Off the Corset» and Me Too movements have revolutionized cultural perceptions in patriarchal Korean society. The female population of the Republic of Korea has been fighting for equality and honesty for many years.

Текст научной работы на тему «ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ МЕЖДУ ФЕМИНИЗМОМ И ПАТРИАРХАТОМ»

УДК 316.7

А.А. ЗОТОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ МЕЖДУ ФЕМИНИЗМОМ И

ПАТРИАРХАТОМ

Зотова Анастасия Александровна, студент, Кафедра алтаистики и китаеведения,

Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: nzotova2000@yandex.ru

Аннотация. В этом исследовании рассмотрен феминизм в Республике Корея с момента его зарождения в Республике Корее, причины и предпосылки его возникновения, феминистские движения с 2018 года. В южнокорейском обществе можно проследить четкие патриархальные устои, координирующие общий порядок жизни во всех ее сферах. И хотя в конституции Республики Корея прописано равенство прав вне зависимости от пола, женская часть населения продолжает существовать в рамках, навязанных патриархальным обществом. Движения «Снять корсет» и Me Too кардинально изменили привычное восприятие культурных устоев в патриархальном корейском обществе. Женская часть населения Республики Кореи уже долгие годы борется на равноправие и честность.

Ключевые слова и фразы: феминизм, Me Too, равноправие, патриархат, женщины.

Для цитирования: Зотова А.А. Южнокорейские женщины между феминизмом в России: направление и развитие. 2021. Т.2. №4. С. 68-71

и патриархатом // Корееведение

A.A. ZOTOVA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

SOUTH KOREAN WOMEN BETWEEN FEMINISM AND PATRIARCHATE

Anastasia A. Zotova, student, Department of Alta and Sinology, Kazan (Volga Region) Federal University E-mail: nzotova2000@yandex.ru

Abstract. This work examines feminism in the Republic of Korea since its inception in the Republic of Korea, the reasons and prerequisites for its emergence, feminist movements since 2018. In South Korean society, one can trace clear patriarchal foundations that coordinate the general order of life in all its spheres. And although the Constitution of the Republic of Korea stipulates equality of rights regardless of gender, the female part of the population continues to exist within the framework imposed by the patriarchal society. The «Take Off the Corset» and Me Too movements have revolutionized cultural perceptions in patriarchal Korean society. The female population of the Republic of Korea has been fighting for equality and honesty for many years.

Key words and phrases: feminism, Me Too, equality, patriarchy, women.

For citation: Zotova A.A. South Korean women between feminism and patriarchy // Korean Studies in Russia: Direction and Development. 2021.V.2. No. 4. P. 68-71

■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■inIIIIII IIIII IIIIII ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in IIIII IIIIII IIIIII ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ IIIIII IIIIII ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■inIIIIII IIIIII ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■

Введение

Феминизм - это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм в значительной степени возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации. В Республике Корея на фоне первой и второй волны на западе феми-

низм возник довольно поздно, хотя и первые шаги в его сторону появились в 1948 году, когда в статье 11 в национальной конституции было упомянуто избирательное право женщин. Статья гласит: «Все граждане равны перед законом, и не должно быть никакой дискриминации в политической, экономической сфере, социальной или культурной жизни по признаку пола, религии или социаль-

ного статуса». Но несмотря на то, что вследствие стремительного влияния индустриализации и глобализации в политической и экономической сфере женщин уже начинали рассматривать как равное звено, в культурном опыте корейцев изменения ценностей происходили медленнее.

Патриархальная система ценностей прочно закрепилась в обществе еще с самого начала истории, поэтому несмотря на то, что сейчас в эко-

номической и политической сфере для женщин ограничений нет, плохие условия труда, низкая на фоне мужчин заработная плата, невозможность продвижения по карьерной лестнице выше определенных постов все еще остаются большой проблемой. Рассмотрим статистические данные относительно количества женщин в мире, занимающих руководящие должности.

Таблица 1

Рейтинг торговых бирж, по гендерному балансу

Страны Женщина, находящиеся на ру- Женщины CEO (%)

ководящеи должности (%)

Франция (Euronext Paris) 44.3 5

Италия (Borsa Italiana) 37.5 5

Великобритания (LSE) 36.2 5

Германия (DB) 32.5 2

Австралия (ASX) 30.4 8

Индонезия (IDX) 10.3 3

Мексика (BMV) 7.8 1

Республика Корея (KRX) 7.4 3

Несмотря на доступ к высшему образованию для всех желающих женщин, его получение никак не гарантирует хорошую должность. Рабочие места все еще не предоставляются женщинам в равной степени с мужчинами. Чтобы решить эту проблему и сократить несправедливые инциденты в корейском обществе женщины продвигают движение феминизма.

Результаты исследования

Активную борьбу за свои права и независимость от патриархальных устоев женщины начали в 2018 году, когда в интернете впервые стали появляться публикации с пометкой «снять корсет» или иначе «освободись от корсета». Девушки стали выкладывать в социальные сети фотографии и видео, на которых они самыми изощренными способами уничтожают свои косметические средства, помимо этого девушки стали выкладывать фотографии бритых голов и фото в очках вместо контактных линз. Изначально корсет является предметом, корректирующим фигуру, чтобы придать ей красивые очертания, соответствующие стандартам красоты, но в свою очередь доставляющий тому, кто его надевает, достаточно большой дис-

комфорт. Именно поэтому он и был взят в качестве символа общественных рамок красоты, в которые загоняют девушек, заставляя их чувствовать себя некомфортно. Некоторые девушки признавались, ежемесячно тратили большие суммы на покупку косметических средств и контактных линз, чтобы соответствовать корейским стандартам красоты.

Помимо этого, многие из них подвергались неоднократному буллингу и давлению со стороны окружения, когда позволяли себе прийти без косметики. В корейском обществе часто можно заметить, как фактор красоты играет определяющую роль, загоняя людей в рамки, так, например, чтобы получить трудоустройство на такие работы, как официант, бариста или менеджер по работе с клиентами, внешность часто является основным условием при приеме на работу. Все эти со временем закрепившиеся негласные правила заставляют многих девушек зацикливаться на внешности и испытывать комплексы. Именно поэтому движение «снять корсет» призывает девушек избавить себя от навязанных обществом требований и жить так, как комфортно именно им.

Рис. 1. Фото в рамках движения «Оставь корсет»

Опрос правительства Южной Кореи, проведенный в 2015 году, показал, что 8 из 10 респондентов сообщают, что подвергались сексуальным домогательствам на работе, и большинство преступлений совершается во время корпоративных ужинов, которые к слову являются неотъемлемой частью корейской культуры. Исследование показывает, что молодые работницы чаще всего становятся жертвами преследований и вряд ли сообщат о злоупотреблениях руководству или властям.

Некоторые наблюдатели говорят, что неспособность высказаться против оскорбляющих коллег-мужчин или начальников свидетельствует о более широком гендерном неравенстве в Южной Корее. В своем Докладе о глобальном гендерном разрыве за 2018 год Всемирный экономический форум поставил Южную Корею на 115-е место из 149 стран. Кроме того, отчет Организации экономического сотрудничества и развития показывает, что корейские женщины зарабатывают 63% от заработка мужчин, а 56% женщин имеют работу, что ниже, чем в среднем по 36 другим развитым странам.

Подобные статистические данные лишь подчеркивают сильное тендерное неравенство, осложненное патриархальными рамками.

Me Too начал свою деятельность в США в 2016 году и возник в результате обвинений в сексуальном насилии, выдвинутых против известных мужчин в СМИ и политике. С тех пор движение набрало силу в Южной Корее, где люди из сферы развлечений, религиозные лидеры и влиятельные лица в правительстве также были идентифицированы как предполагаемые нарушители.

Некоторым мужчинам предъявили уголовные обвинения и посадили в тюрьму, например, бывший губернатор провинции и бывший кандидат в президенты Ан Хи Чжун, который был признан виновным в начале этого года в изнасиловании женщины-помощницы. Женщины, скандирующие «я тоже», также возглавляли демонстрации против сексуальных домогательств, включая безудержное использование шпионских камер в туалетах.

Движение Me Too помогло женщинам наконец заговорить о проблемах, которые долго умалчивались и скрывались, что стало большим шагом на пути к гендерному равенству.

Рис. 2. Южнокорейские активисты из различных женских групп проводят пресс-конференцию, чтобы объединить усилия по поддержке жертв сексуального насилия в Пресс-центре в Сеуле,

Южная Корея, 15 марта 2018 г.

Заключение

Расширение прав женщин посредством зарождения феминизма и феминистских движений позволило сократить гендерный разрыв в обществе, а также расширить возможности для работы женщин в разных сферах жизни. Феминистские движения, популярные в Республике Корея бросают вызов не только патриархальным устоям, но и стремятся изменить статус женщин, как подчиненных мужчинам. Такие крупные движения, как Me Too способны искоренить прошлый патриархальный опыт корейцев и создать новые равные условия для равноправного существования обоих полов. Несмотря на то, что антифеминистски настроенных мужчин достаточно много, что показывает и последний случай с лучницей Ан Сан, под-

держивающих это движение гораздо больше. Ан Сан выиграла три золотых медали на олимпиаде в Токио, но даже несмотря на это дома ее встретили не только с похвалой. Были и те, кто писали комментарии о том, что девушке стоит отрастить волосы и стать более женственной, а в противном случае лучше перестать ее поддерживать и отобрать все медали, ведь от нее веет феминизмом. Но и тут сторонницы движения не остались в стороне и стали активно поддерживать спортсменку, а некоторые даже стали сбривать волосы в знак поддержки.

Таким образом феминизм плотно вошел в жизнь южнокорейского общества позволив женщинам не только следовать правилам, но и диктовать их.

Список литературы

1. Park Chang-seung. Yi Kwang-su and the Endorsement of State Power // Seoul Journal of Korean Studies. 2006. Vol. 19. No. 1.

2. Rhee Jooyeon. "No Country for the New Woman": Rethinking Gender and Cultural Nationalism in Colonial Korea through Kim Myongsun // Acta Koreana. 2014. Vol. 17. No. 1.

3. Suh Jiyoung. The "New Woman" and the Topography of Modernity in Colonial Korea // Korean Studies, Vol. 37, 2014.

4. Yvette Tan, Waiyee. Why South Korean women are reclaiming their short hair / Tan,and,Waiyee Yvette. // BBC NEWS Korea: [сайт]. - URL: https://www.bbc.com/korean/news-44329328 - Текст: электронный

5. £ ^ 10^ // BBC NEWS Korea: [сайт]. - URL: https://www.bbc.com/korean/news-44329328. - Текст : электронный

References

1. Park Chang-seung. Yi Kwang-su and the Endorsement of State Power // Seoul Journal of Korean Studies. 2006. Vol. 19. No. 1.

2. Rhee Jooyeon. "No Country for the New Woman": Rethinking Gender and Cultural Nationalism in Colonial Korea through Kim Myongsun // Acta Koreana. 2014. Vol. 17. No. 1.

3. Suh Jiyoung. The "New Woman" and the Topography of Modernity in Colonial Korea // Korean Studies, Vol. 37, 2014.

4. Yvette Tan, Waiyee. Why South Korean women are reclaiming their short hair / Tan,and,Waiyee Yvette. // BBC NEWS Korea: [sajt]. - URL: https://www.bbc.com/korean/news-44329328 - Tekst: jelektronnyj

5. talkoreuset: 'hwajang an hamyeon wangtta't'talkoreuset' oechineun // BBC NEWS Korea: [sajt]. - URL: https:// www.bbc.com/korean/news-44329328. - Tekst : jelektronnyj

Дата поступления /Received 22.08.2021 Дата принятия в печать/Accepted 22.09.2021

© Зотова А.А., 2021. © Zotova A.A., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.