Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Л. Л.

В статье рассмотрена проблема бедности как явная угроза успешному социально-экономическому развитию России. Дана оценка мер, направленных на ее преодоление. Показана роль социальных контрактов не только как способа формирования новых источников дохода для самообеспечения граждан, но и как основы для формирования новой системы ценностей человека, возможности самому определять свою жизнь в новой экономической реальности. Выявлены пути решения данной проблемы в связи с возросшими рисками в условиях преодоления последствий коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING POVERTY AS A PRIORITY IN MANAGING THE COUNTRY’S SOCIAL DEVELOPMENT

The article considers the poverty issue as that of a clear threat to the successful socio-economic development of Russia. It gives an assessment of measures aimed at overcoming and shows the role of social contracts not only as an opportunity for the formation of new sources of income for self-sufficiency, but also as a basis for the formation of a new system of human values, the ability to determine his own life in the new economic reality. The article also identifies the ways of solving that issue in the conditions of increased risks in the context of overcoming the consequences of coronavirus.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ»

УДК 364

DOI: 10.28995/2073-6304-2021-2-38-45

Преодоление бедности как приоритет управления социальным развитием страны

Людмила Л. Калинина

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрена проблема бедности как явная угроза успешному социально-экономическому развитию России. Дана оценка мер, направленных на ее преодоление. Показана роль социальных контрактов не только как способа формирования новых источников дохода для самообеспечения граждан, но и как основы для формирования новой системы ценностей человека, возможности самому определять свою жизнь в новой экономической реальности. Выявлены пути решения данной проблемы в связи с возросшими рисками в условиях преодоления последствий коронавируса

Ключевые слова: бедность, уровень бедности, проблема бедности, социальное партнерство

Для цитирования: Калинина ЛЛ. Преодоление бедности как приоритет управления социальным развитием страны // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 2. С. 38-45. DOI: 10.28995/20736304-2021-2-38-45

Overcoming poverty as a priority in managing the country's social development

Lyudmila L. Kalinina

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract The article considers the poverty issue as that of a clear threat to the successful socio-economic development of Russia. It gives an assessment of measures aimed at overcoming and shows the role of social contracts not only as an opportunity for the formation of new sources of income for self-sufficiency, but also as a basis for the formation of a new system of human values, the ability to determine his own life in the new economic reality. The article also identifies the ways of solving that issue in the conditions of increased risks in the context of overcoming the consequences of coronavirus.

Keywords: poverty, poverty rate, poverty issue, social partnership

For citation: Kalinina, L.L. (2021) "Overcoming poverty as a priority in managing the country's social development", RSUH/RGGUBulletin. "Economics. Management. Law"Series, no. 2, pp. 38-45, DOI: 10.28995/2073-6304-2021-2-38-45

© Калинина Л.Л., 2021 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2021, no. 2

Намеченный Россией курс на решение социальных задач в сложных современных условиях, особенно обострившихся в связи с преодолением пандемии коронавируса и напряженной геополитической обстановкой, требует создания симбиоза правовых и экономических условий, мобилизации значительных финансовых ресурсов, а также изменений в общественном сознании.

В частности, одной из наиболее значимых глобальных проблем является проблема бедности, а именно - невозможность поддерживать необходимый уровень потребления из-за недостатка материальных запасов, который не обеспечивает отдельным людям минимально необходимый уровень жизни, характерный для конкретного государства. Число людей, находящихся за чертой бедности, - важный индикатор, характеризующий уровень социально-экономического развития страны.

С необходимостью решения этой проблемы в различные периоды истории сталкивались многие государства, но при всем многообразии подходов решение этой проблемы не является универсальным, так как многое зависит от уровня развития экономики, географического расположения территории, исторических особенностей, менталитета, культуры населения и др. Исследователи данной проблемы указывают на наличие нескольких ступеней бедности, выделяют относительную и абсолютную бедность1.

В России задача по снижению уровня бедности в два раза была поставлена в майских указах президента в 2018 г. Соответственно, заявленная цель должна была быть достигнута к 2024 г., и уровень бедности по сравнению с 2017 г. должен был составить порядка 6,5% (учитывая, что в 2017 г. он равнялся 12,9%)2. Однако сложившиеся условия вызвали необходимость корректировки намеченного и в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»3, подписанном В.В. Путиным в июле 2020 г., срок выполнения был сдвинут на 2030 г.

Результаты первого квартала 2020 г. были неутешительны -только 5,6% россиян имели доход более 75 тыс. руб. в месяц, у 56,1% доход не превышал 27 тыс. руб., а у 36,8% он был менее 19 тыс. руб.,

1 Проблема бедности и пути ее решения. Бедные люди [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/325856/problema-bednosti-i-puti-e-resheniya-bednyie-lyudi (дата обращения 2 января 2021).

2 Число бедных в РФ во II квартале возросло на 1,3 млн чел. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/727665 (дата обращения 2 января 2021).

3 Указ о национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/99/events/63728 (дата обращения 02 января 2021).

10,9% жили на средства меньше, чем 14 тыс. руб., и 10,9% получали до 10 тыс. руб.4 Итоги первого полугодия 2020 г. продемонстрировали, что уровень бедности в России составил 13,2%, что лишь на 0,3 процентных пункта меньше аналогичного показателя первого квартала 2019 г. Прогнозируется, что по итогам 2020 г. уровень бедности составит порядка 13%5.

Рост уровня бедности связан с падением доходов населения, особенно в период жестких ограничительных мер, включая запрет на функционирование предприятий и самоизоляцию населения, направленных на снижение угроз пандемии в весенний период. При этом федеральное правительство предприняло значительные усилия, чтобы не допустить падения уровня жизни людей, особенно семей с детьми, выделив 359 млрд руб. на различные меры поддержки.

По статистике уровень бедности в семьях с детьми в два раза выше среднего по стране. Зачастую именно рождение детей переводит семью в категорию бедных, так как оплата труда работающих матерей низка. Крайне негативно, что это происходит на фоне поставленной президентом и правительством задачи по повышению рождаемости и решения демографической проблемы. Особенно тяжелая ситуация характерна для многодетных семей - там каждый второй ребенок (49,4%) находится за чертой бедности, схожая картина наблюдается в неполных семьях (27,8%) и семьях инвалидов (27,3%)6. Назревшая необходимость решения данной проблемы связана также с тем, что дети из малообеспеченных семей чаще попадают в криминальные ситуации, хуже осваивают программы школы и вузов, чем их сверстники, если в этих учебных заведениях не реализуются специальные программы поддержки таких детей. В дальнейшем для них более остро стоит проблема трудоустройства (особенно на хорошо оплачиваемую работу). Таким образом создаются условия для воспроизводства бедности, своего рода «ловушка»7.

4 Россия тонет в бедности: половина граждан живут на 7 $ в день [Электронный ресурс] URL: https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/ rossiya-tonet-v-bednosti-polovina-grazhdan-zhivut-na-$7-v-den-1029372021 (дата обращения 02 января 2021).

5 Эксперт рассказала, каким будет уровень бедности в РФ по итогам 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/economy/ 3145039.html (дата обращения 2 января 2021).

6 Россия достигла уникальной бедности [Электронный ресурс]. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/rossiya-dostigla-unikalnoy-bednosti-1029465383 (дата обращения 10 января 2021).

7 Там же.

Введение системы пособий на детей является существенной мерой по поддержанию уровня жизни населения. Данные меры поддержки пролонгированы и на 2021 г. При этом величина прожиточного минимума с 1 января 2021 г. составляет 11 653 руб., а минимальный размер оплаты труда - 12 792 руб. С 2021 г. величина прожиточного минимума утверждается на год и не будет пересматриваться ежеквартально. Величина прожиточного минимума разработана и дифференцирована с учетом региональных особенностей и категорий населения (работоспособные граждане, пожилые люди, дети). В частности, в Москве величина прожиточного минимума на душу населения составляет 18 029 руб., для трудоспособных граждан - 20 589 руб., для пенсионеров - 13 496 руб., для детей - 15 582 руб.8

На борьбу с бедностью направлено также сохранение увеличенного с марта месяца 2020 г. пособия по безработице, использование практики применения социальных контрактов. В последнем случае между отдельным человеком или семьей, доходы которых по причинам, не зависящим от них, не превышают прожиточного минимума, установленного для определенного субъекта РФ, и органами социальной защиты заключается соглашение на оказание определенной социальной помощи со стороны государства. Важно, что это могут быть не только социальные услуги, но и непосредственные денежные выплаты в размере до 250 тыс. руб., которые получатель может потратить на переобучение по новой профессии, дальнейшее трудоустройство, начало и развитие собственного биз-неса9. Эта важная инициатива правительства, которая реализуется с 2013 г., направлена на решение проблемы формирования новых источников доходов для самообеспечения граждан. С 2020 г. возможности применения подобных контрактов расширены, ими будут охвачены все субъекты Российской Федерации, а процедура их заключения упрощена. Планируется, что в период с 2021 по 2022 г. на эти цели будет выделяться ежегодно 29,2 млрд руб. и социальные контракты смогут заключить 1 млн чел.

Использование такого механизма, как социальный контракт, учитывает, что определяющим фактором экономического развития становятся качества человеческого капитала. Люди, заключившие контракт с государством, смогут повышать свой уровень образо-

8 В Москве установили прожиточный минимум на 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/moskva/10499099 (дата обращения 20 января 2021).

9 Кто имеет право на выплаты и бесплатные услуги в рамках социального контракта [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/ news/49367 (дата обращения 9 января 2021).

вания, развивать имеющийся трудовой потенциал, поэтому это не только возможность решить проблему бедности, а своего рода помощь в формировании новых целевых установок человека.

Исследователи подчеркивают, что вложения в человеческий капитал - это отправная точка общественного прогресса в XXI в., и даже такие важные факторы, как уровень производительности труда, культура производства и ряд других, являются в определенной степени вторичными по отношению к самому главному фактору - качества человека [Абалкин 1998, с. 16].

В настоящее время экспертами отмечается общемировой тренд замедления темпов роста производительности труда. В России за период с 2003 по 2008 г. производительность труда возросла на 6%, а в период с 2013 по 2018 г. роста фактически не было. В 2018 г. данный показатель составил 1,9%10. Комплекс причин, вызвавших это, весьма разнообразен и включает недостаточную инвестиционную активность, влияние международных санкций, слабость частного бизнеса, старение населения, недостаточное качество образования и др. Кроме того, на снижение производительности труда индивидуума, относящегося к группе «работающих бедных» влияет плохое питание, отсутствие средств на приобретение необходимых лекарств, невозможность в должной мере заботиться о своем здоровье.

Действенным инструментом в борьбе за преодоление бедности является гибкая налоговая политика, причем важно, чтобы она была увязана не только с состоянием экономики, но и с решением социальных задач, стоящих перед страной. Давно обсуждается необходимость введения дифференцированной шкалы налога на доходы физических лиц и обнуление его ставки для наименее обеспеченных граждан. Перераспределение части доходов наиболее обеспеченных граждан обеспечивает введение с 2021 г. повышенной ставки налога на доходы физических лиц, превышающие 5 млн руб., и последующее аккумулирование этих средств в фонде помощи детям, страдающим тяжелыми заболеваниями. Эта мера отвечает принципам социальной справедливости, позволяет надеяться, что родители таких детей не окажутся за чертой бедности, а эти дети станут полноценными членами общества.

Необходимо разъяснять обществу, что борьба с бедностью осуществляется в интересах всех людей, а не какой-либо узкой группы, и это принесет в будущем значимые результаты. Однако данный процесс достаточно длительный, требующий поддержки со стороны не только государства, но и бизнеса, а также общества в целом.

10 Всемирный банк назвал лучший способ борьбы с бедностью [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/ 01/09/820285-vsemirnii-bank (дата обращения 2 января 2021).

Только в этом случае можно ожидать положительных результатов и доверия к проводимой властью политике.

Следует отметить, что реализуемая федеральным правительством политика по борьбе с бедностью должна задавать вектор действий органам власти на местах. Необходимо органично сочетать методы и меры централизации и децентрализации. Это позволит людям почувствовать, что именно общество готово проявлять заботу о них. Учитывая ограниченность средств, можно использовать зарубежный опыт, когда муниципалитеты отвечают за эффективное распределение средств, выделенных центром, так как они лучше понимают местную специфику и знают потребности каждого; кроме того, именно в муниципалитетах создаются специальные «фонды солидарности», которые аккумулируют средства для лиц с минимальными доходами. Средства из этих фондов могут направляться на прямую поддержку малоимущих, создание системы коллективного дополнительного (кроме обязательного государственного) медицинского страхования, на формирование жилищных фондов, из которых может выплачиваться дополнительная к общегосударственной субсидия на оплату жилья, а также на поддержку спортивных обществ, музыкальных и театральных коллективов, музеев и библиотек, но при этом обязательно, чтобы их услугами пользовались такие лица [Ван дер Верф 1998, с. 88].

Ряд рассмотренных направлений поддержки схож с применяемыми в России программами, но необходимым условием повышения результативности является внедрение новых подходов в подобной работе, их расширение при обязательной сбалансированности со стимулированием людей, не имеющих работу, к ее поиску, стремлению изменить свою жизнь к лучшему, по подъему в шкале ценностей россиян интереса к реализации личных инициатив.

Особую значимость имеют программы по развитию социальной активности людей, получающих пособия и относящихся к малоимущим. Признавая сложность быстрого трудоустройства безработных из числа подобных лиц, специалисты считают, что необходимо привлекать их к различной общественной работе, которая не оплачивается, максимально интегрируя их в жизнь общества с учетом имеющихся социально-экономических различий категорий этих лиц и их фактического здоровья [Ван дер Верф 1998, с. 86]. Продолжительные периоды безработицы и социальной изоляции значительно снижают их способность на новый старт. Бесспорно, проблема трудоустройства для таких лиц - это также психологическая проблема, поэтому данный подход имеет четкую направленность на их социализацию.

Важно, чтобы бизнес активнее участвовал в программах социального партнерства, взяв на себя часть ответственности за соци-

ально-экономическое развитие страны. Государство, в свою очередь. должно инициировать разработку программ, направленных на повышение экономической активности и социальной ориентированности бизнеса [Калинина 2016, с. 39]. Очевидно, что в противном случае проблему бедности не удастся решить.

Сложный 2020 г. показал, что меры, предпринятые государством для поддержания определенного уровня занятости и доходов работающих, были правильно восприняты бизнесом, который осознал необходимость тесного взаимодействия с государством и обществом в новом формате повышения социальной ответственности для предотвращения обеднения населения, так как это ведет, в том числе, к снижению совокупного спроса. Государство, в свою очередь, должно и далее поддерживать бизнес, осваивающий новые, инновационные направления деятельности. Например, для 1Т-компаний (при определенных условиях) по страховым взносам, НДС и налогу на прибыль в 2021 г. могут быть предоставлены существенные льготы. Так, налог на прибыль для компаний, использующих общую систему налогообложения, снижен до 3% вместо 20%11.

Информационное общество вызвало к жизни новые формы организации труда работников. Это касается в том числе и дистанционной занятости. Работающий индивидуум может управлять собой и координировать свою деятельность с другими с использованием информационных систем, а работодатели адресно информировать возможных претендентов на имеющиеся вакансии о содержании работы и ее условиях [Назайкинский, Седова 2016, с. 79]. Причем работающие в информационной сфере имеют возможность получения более высокой оплаты труда, чем вне ее. Однако решение начать собственное дело, в том числе и в 1Т-сфере, должно быть рациональным, планомерным выбором человека, не строиться на эмоциях, поэтому следует обратить его внимание на возможность получения разнообразных услуг по повышению квалификации или получению новой профессии, что должно обеспечиваться системой непрерывного образования, включая создание развитой сети консультационных пунктов. Современные университеты также могут активно участвовать в этих процессах. Университеты способны внести свой вклад в сокращение разрыва между богатыми и бедными, повышая образовательный уровень последних, организуя, например, занятия по повышению финансовой грамотности, бизнес-планированию и др. в рамках программ Воскресного университета.

11 Шадрина А. Льготы для IT-компаний в 2021 году: кто и как может их получить. 16 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https: //rb.ru/ opinion/it-bonuses/ (дата обращения 9 января 2021).

Очевидно, что в настоящих условиях, когда происходит переоценка всех основных политических, экономических и социальных аспектов взаимодействий, сложившихся в современном мире, высокой вероятности возрастания рисков в связи с продолжающейся пандемией коронавируса необходимы не точечные меры, а последовательная реализация разработанных программ по борьбе с бедностью и Национальных проектов, четкость и взаимная увязка предлагаемых мер для повышения благосостояния граждан России, целевым ориентиром которых должно стать развитие человека.

Литература

Абалкин 1998 - Абалкин Л. Проблема выбора стратегии на XXI век // Проблемы

теории и практики управления. 1998. № 2. С. 13-18. Ван дер Верф 1998 - Ван дер Верф К. Нидерланды: муниципальная политика по преодолению бедности // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 85-88.

Калинина 2016 - Калинина Л.Л. Стабильность общества как фундамент реформирования экономики // Вестник РГГУ Сер. «Экономика. Управление. Право». 2016. № 3. С. 34-43.

Назайкинский, Седова 2016 - Назайкинский С.В., Седова О.Л, Совершенствование управления персоналом организации с использованием новых информационных технологий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. № 3. С. 76-83.

References

Abalkin, L., (1998), "The issues of choosing a strategy for the 21st century", International

Journal of Management Theory and Practice, no. 2, pp. 13-18. Kalinina, L.L., (2016), "Stability of society as the foundation for the economy reforming."

RSUH/RGGUBulletin. "Economics. Management, Law" Series, no. 3, pp. 34-43. Nazaykinskii, S.V. and Sedova, O.L. (2016), "Improving the organization's personnel management using new information technologies", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management, Law" Series, no. 3, pp. 76-83. Van der Werf K., (1998) "The Netherlands. Municipal policy to overcome poverty", International Journal of Management Theory and Practice, no. 2, pp. 85-88.

Информация об авторе

Людмила Л. Калинина, кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]

Information about the author

Lyudmila L. Kalinina, Cand. of Sci. (Economics), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.