Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ'

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталья Валерьевна, Маркова Светлана Валерьевна, Ерина Татьяна Валерьевна

В статье проанализированы социальные индикаторы уровня жизни семей с детьми в Республике Татарстан, публикуемые официальной статистикой. Систематизированы меры социальной поддержки семей с детьми по критериям нуждаемости и многодетности. Цель работы - оценка уровня жизни семей с детьми в Республике Татарстан на основе данных официальной статистики. Метод или методология проведения работы: традиционные приемы экономического анализа и синтеза, статистический и сравнительный методы. Результаты. Анализ структуры конечного потребления и состава питания домашних хозяйств, свидетельствует о невысоком уровне жизни семей с двумя и более детьми по сравнению с остальными группами домохозяйств. Заработная плата не способна в полной мере обеспечить социально-приемлемый уровень жизни работника его семьи. Семьи с детьми с одним работающим родителем имеют высокие риски оказаться за чертой бедности. Анализ применяемых мер социальной поддержки семей с детьми показывает, что руководствуясь принципом адресности, социальные выплаты предоставляются главным образом, малоимущим слоям населения, в соответствии с принятыми в обществе критериями бедности. Семьи, доходы которых близки к прожиточному минимуму, остаются вне системы государственной поддержки. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут применяться региональными и федеральными органами власти для разработки направлений социальной и семейной политики, направленной на повышение уровня жизни и борьбу с бедностью семей с детьми, а так же научными работниками, интересующимися данной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Наталья Валерьевна, Маркова Светлана Валерьевна, Ерина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STANDARD OF LIVING OF FAMILIES WITH CHILDREN IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: PROBLEMS OF MEASUREMENT AND IMPROVEMENT

The article analyzes the social indicators of the standard of living of families with children in the Republic of Tatarstan, published by official statistics. The measures of social support for families with children are systematized according to the criteria of the need of families. Purpose of the paper. This paper will assess the standard of living of families with children in the Republic of Tatarstan on the basis of official statistics. Method or methodology of the work. Traditional methods of economic analysis and synthesis, statistical and comparative methods are used. Results. An analysis of the structure of the final consumption and the nutritional composition of households indicates a low standard of living of families with two or more children compared with other groups of households. Wages are not able to provide a socially acceptable standard of living for an employee and his family. Families with children with one working parent are at the high risk of falling below the poverty line. An analysis of the applied measures of the social support for families with children shows that, guided by the principle of targeting, social benefits are provided mainly for the poor in accordance with the criteria for the poverty adopted in society. Families, whose incomes are close to the subsistence level, remain outside the state support system. The scope of the results. The results of the study can be used by regional and federal authorities to develop the areas of the social and family policy aimed at the improving of living standards and combating poverty of families with children. This paper can also be used by scientists interested in this problem.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2020-1-55-82 УДК 369.011.4

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕй С ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ

Иванова Н.В., Маркова С.В., Ерина Т.В.

В статье проанализированы социальные индикаторы уровня жизни семей с детьми в Республике Татарстан, публикуемые официальной статистикой. Систематизированы меры социальной поддержки семей с детьми по критериям нуждаемости и многодетности.

Цель работы - оценка уровня жизни семей с детьми в Республике Татарстан на основе данных официальной статистики.

Метод или методология проведения работы: традиционные приемы экономического анализа и синтеза, статистический и сравнительный методы.

Результаты. Анализ структуры конечного потребления и состава питания домашних хозяйств, свидетельствует о невысоком уровне жизни семей с двумя и более детьми по сравнению с остальными группами домохозяйств.

Заработная плата не способна в полной мере обеспечить социально-приемлемый уровень жизни работника его семьи. Семьи с детьми с одним работающим родителем имеют высокие риски оказаться за чертой бедности.

Анализ применяемых мер социальной поддержки семей с детьми показывает, что руководствуясь принципом адресности, социальные выплаты предоставляются главным образом, малоимущим слоям населения, в соответствии с принятыми в обществе критериями бедности. Семьи, доходы которых близки к прожиточному минимуму, остаются вне системы государственной поддержки.

Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут применяться региональными и федеральными органами власти для разработки направлений социальной и семей-

ной политики, направленной на повышение уровня жизни и борьбу с бедностью семей с детьми, а так же научными работниками, интересующимися данной проблемой.

Ключевые слова: уровень жизни; семьи с детьми; бедность, социальная поддержка; минимальный потребительский бюджет.

THE STANDARD OF LIVING OF FAMILIES WITH CHILDREN IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: PROBLEMS OF MEASUREMENT AND IMPROVEMENT

Ivanova N.V., Markova S.K, Erina T. V.

The article analyzes the social indicators of the standard of living of families with children in the Republic of Tatarstan, published by official statistics. The measures of social support for families with children are systematized according to the criteria of the need offamilies.

Purpose of the paper. This paper will assess the standard of living offamilies with children in the Republic of Tatarstan on the basis of official statistics.

Method or methodology of the work. Traditional methods ofeconom-ic analysis and synthesis, statistical and comparative methods are used.

Results. An analysis of the structure of the final consumption and the nutritional composition of households indicates a low standard of living of families with two or more children compared with other groups of households.

Wages are not able to provide a socially acceptable standard of living for an employee and his family. Families with children with one working parent are at the high risk of falling below the poverty line.

An analysis of the applied measures of the social support for families with children shows that, guided by the principle of targeting, social benefits are provided mainly for the poor in accordance with the criteria for the poverty adopted in society. Families, whose incomes are close to the subsistence level, remain outside the state support system.

The scope of the results. The results of the study can be used by regional and federal authorities to develop the areas of the social and family policy aimed at the improving of living standards and combating poverty of families with children. This paper can also be used by scientists interested in this problem.

Keywords: standard of living; families with children; poverty; social support; minimum consumer budget.

Введение

Рост уровня жизни, реализация человеческого потенциала населения страны являются основными целями развития любого государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 29.05.2017 г. № 204, период с 2018 г. по 2027 г., провозглашен Десятилетием детства. Десятилетие детства считается приоритетным национальным проектом, сформулированным правительством в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204, «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». До 2024 года Россия должна выйти на устойчивый естественный рост численности населения и реальных доходов граждан, увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 80 лет, в два раза снизить уровень бедности. Известно, что проблема бедности является наиболее острой для семей с детьми. Выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию в январе 2020 года, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что порядка 70-80 процентов семей с низкими доходами - это именно семьи с детьми [22]. Поэтому особую важность приобретает оценка уровня жизни семей с детьми, выявление масштабов их бедности, разработка путей роста уровня и качества жизни таких семей.

Материалы и методы исследования

Уровень жизни населения определяется, в первую очередь, величиной его доходов. Это заработная плата, пенсии, социальные пособия, трансферты, средства, получаемые от капиталовложений. В систему показателей уровня жизни также включаются уровень расходов, объем и структура потребления населения, сбережения,

располагаемое имущество и жилье, показатели дифференциации доходов и бедности [31].

Проблемы определения и повышения уровня жизни давно находятся в центре внимания российских ученых. Крупномасштабное исследование уровня и качества жизни населения провели в своей работе В.М. Жеребин и А.Н. Романов. Авторы анализируют систему показателей уровня и качества жизни, методы и примеры межрегиональных сопоставлений. В качестве основного объекта исследования используются домашние хозяйства [12].

А.Г. Аганбегян исследует специфику российской бедности, обращая главное внимание на высокое неравенство в доходах населения. Для сокращения бедности предлагается повышение минимальной оплаты труда, пенсий и социальных пособий [1].

В работе Е.Ш. Гонтмахера и Т.М. Малевой рассматриваются аспекты социальной политики, которая бы ориентировалась на такие жизненные ценности как семья, опека над социально незащищенными, «достойная оплата достойного труда». В частности под «достойной» оплатой понимается оплата труда соответствующая «минимальному потребительскому бюджету», который в свою очередь должен быть примерно вдвое больше «прожиточного минимума трудоспособного человека». Средняя заработная плата по стране должна обеспечивать совокупный минимальный потребительский бюджет работника и двух членов его семьи, для того, чтобы была возможность достойно содержать семью с неработающей женой с ребенком [6].

В работе В.Н. Бобкова и А.А. Гулюгиной уделено внимание анализу показателей бедности и неравенства в региональном разрезе. Подчеркивается важность проблемы межрегионального неравенства в уровне жизни населения России, угрозы, которую неравенство несет для экономической безопасности страны [30].

Значительный вклад в теорию уровня жизни населения и решение проблемы бедности, в том числе семей с детьми внесла Л.Н. Ов-чарова [19, 26, 33]. В 2019 году вышел доклад НИУ ВШЭ «Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки» под редакцией Л.Н. Овчаровой [26]. В докладе проанализированы

демографические тенденции, уровень жизни семей с детьми, меры и условия предоставления социальной поддержки.

Проблеме бедности семей с детьми посвящена работа А.И. Пишняк и Д О. Поповой [21]. В статье анализируется бедность и благосостояние российских семей с использованием доходных показателей, многокритериального подхода и индексного метода оценки благосостояния на различных этапах экономического цикла за период с начала 1990-х годов до 2010 года. Авторы показывают, что положение различных типов семей с детьми имеет существенные различия. Например, молодые семьи с детьми имеют более низкий уровень благосостояния по сравнению с семьями более взрослых родителей, а смешанные семьи непенсионеров и пенсионеров уступают по уровню благосостояния другим домохозяйствам. Самыми уязвимыми с точки зрения бедности оказались дети до одного года и дети из многодетных семей.

Специалисты Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ давно занимаются исследованиями семьи и домохозяйства. Так, системный анализ уровня жизни семей с детьми на основе данных обследований Росстата, выполнили В.Н. Архангельский, В.В. Елизаров и Н.Г. Джанаева [2]. В работе подчеркивается важность учета для оценки уровня жизни не только объективных индикаторов, таких как, например, доходы домохозяйств, но и субъективных параметров. Такие субъективные параметры, как достаточность доходов, самооценка материального положения семьи могут являться важным фактором формирующим поведение и социальное самочувствие населения.

Елизаров В.В. и Синица А.Л. исследовали особенности бедности семей с детьми в России [10, 11]. Было показано, что основная доля бедный семей в России приходится на семьи с несовершеннолетними детьми. Ученые выявили основные факторы, препятствующие росту уровня жизни таких семей. Главным образом, это демографические факторы, такие как число и возраст детей, и количество взрослых в семье имеющих доходы. Так, было показано, что в семьях с большим числом детей и семьях с детьми младше трех лет показатели бедности выше. Так же влияние оказывает социально-экономическое по-

ложение региона, в котором проживает семья. Например, в сельской местности уровень жизни семей с детьми ниже, а рождаемость выше, чем в городской. Была выявлена серьезная проблема недостаточности данных о бедности домохозяйств с детьми в региональном разрезе. Росстат публикует очень незначительное число показателей для регионов, что позволяет применять только самые простые способы оценки бедности. Нужны комплексные обследования уровня жизни и бедности семей с детьми, имеющие единую методологию и позволяющие проводить межрегиональные сопоставления.

Ученые обращают внимание на еще одну проблему, осложняющую борьбу с бедностью. Это отсутствие нормативного закрепления в законодательстве Российской Федерации понятия «бедность».

Бедные в России определяются на основе абсолютного монетарного подхода к бедности - по стандарту среднедушевого дохода (прожиточного минимума) в соответствии со ст.5 постановления Правительства РФ от 20.08.2003г. N° 512, что позволяет не включать в состав бедных значительное число семей с детьми. Для объективной оценки уровня бедности нужно сочетание различных подходов, например, таких как субъективный метод оценки бедности и метод социальной исключенности.

Использование различных способов для оценки уровня бедности семей с детьми изучено в работах Л.С. Ржанициной, Е.Е. Гришиной [7, 8, 9, 25]. Так метод социальной исключенности (метод лишений) широко применяется в странах Европы. Согласно этому подходу к бедным относятся доля населения, испытывающая нехватку в каких-либо товарах или услугах, являющихся привычными для общества, членами которого они являются. Анализ различных видов материальных лишений семей с детьми в России и в европейских странах, проведенный Е.Е. Гришиной, показал, что российские семьи в среднем имеют более высокий уровень лишений, что требует усиления социальной поддержки уязвимых семей [9]. Были выделены группы домохозяйств с детьми, имеющие высокие риски депривационной и монетарной бедности. Оценка бедности через лишения проведена в работе И.И. Корчагиной, Л.М. Прокофьевой и С.А. Тер-Акопова [15].

Проблемы повышения эффективности социальной поддержки семей с детьми анализируется на примере Алтайского края и Самарской области в исследовании Е.Е. Гришиной и группы авторов [8]. Вопросам усиления адресности социальной поддержки малоимущих семей с детьми на основе системы пороговых критериев посвящена работа В.Н. Бобкова, А.А. Гулюгиной, Е.В. Одинцовой [4].

Влияние детских пособий на бедность семей с детьми исследуется в работе М. Колосницыной и А. Филипповой [14]. В исследовании показано, что детские пособия в целом снижают риск абсолютной и относительной бедности, но положительно коррелируют с субъективным восприятием бедности. Обнаруженные утечки и провалы в системе социальных пособий свидетельствуют о ее недостаточной эффективности и необходимости более точного таргетирования.

Проблемам оценки бедности и социальной уязвимости семей с детьми посвящена работа И.И. Корчагиной, Л.М. Прокофьевой и др. авторов [16] . В исследовании О.Н. Калашниковой и М.А. Груздевой проведен анализ проявлений социальной уязвимости современных семей с детьми [32]. Рекомендованы два варианта совершенствования социальной политики. Один основан на продолжении избирательного подхода с корректировкой критериев нуждаемости, другой на переходе к универсальному типу распределения льгот, который бы затрагивал все семьи с детьми, независимо от количества детей и размера семейного дохода. Акцентируется так же внимание на сбережении института семьи и на формировании институциональных структур позволяющих женщинам сочетать материнство с профессиональной деятельностью.

Результаты исследования

При попытке оценить уровень жизни семей с детьми в Республике Татарстан мы напрямую столкнулись с проблемой озвученной В.В. Елизаровым и А.Л. Синицей [10, 11]. Во-первых, официальная статистика публикует данные по домохозяйствам с детьми, а не семьям, что затрудняет оценку материального положения именно семьи, как основной ячейки общества (что необходимо, например, для оценки результативности семейной политики государства). Во-вторых, Та-

тарстанстат и Росстат публикуют минимальное количество данных, позволяющих комплексно проанализировать уровень жизни семей с детьми в региональном разрезе. Фактически в открытом доступе на сайте Татарстанстата находятся данные о структуре расходов на конечное потребление и о потреблении продуктов питания домохо-зяйств различных социально-экономических категорий. Остальные показатели, необходимые для оценки, предлагаются статистической службой Республики Татарстан по всему населению в целом, без дифференциации по категориям домохозяйств по числу детей. Росстат публикует данные о домохозяйствах с детьми (например, такие показатели как, располагаемые ресурсы и состав расходов домашних хозяйств с детьми, наличие предметов длительного пользования, доля малоимущих домохозяйств с детьми до 16 (18) лет среди всех домохозяйствах, дефицит доходов и другие) без расшифровки по регионам, и за определенный (ограниченный) промежуток времени.

Опираясь на доступные индикаторы официальной статистики, мы в первую очередь рассмотрели динамику реальных доходов всего населения республики (рисунок 1).

♦ Реальные денежные доходы (в процентах к предыдущему

году)

—^Реальные располагаемые денежные доходы (в процентах

к предыдущему году)

114,2

102 5 102,3 101,7 100,8

1(П5 lOU^J^l 96'2 1 Щ g ''100,7 =É 102

96 95,4

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Зкв. 2019

Источник: данные Татарстанстата [28] Рис. 1. Динамика реальных доходов населения Республики Татарстан за период с 2012 г. по 3 квартал 2019 г.

Динамика реальных доходов населения Республики Татарстан за период с 2012 г. по 3 квартал 2019 г. свидетельствует об их стаг-

нации. Данные диаграммы показывают, что в 2018-2019 годах, несмотря на рост доходов по сравнению с 2017 годом, так и не удалось достигнуть уровня 2012 года.

В условиях низких реальных доходов населения важно проанализировать структуру его расходов. Показатель конечных расходов домашних хозяйств, представляет собой сумму потребительских расходов на продукты питания, включая денежную оценку стоимости натуральных поступлений продуктов, непродовольственные товары, услуги и алкогольные напитки. Структура расходов на конечное потребление отдельных категорий домашних хозяйств в 2018 г. представлена на рисунке 2.

Источник: данные Татарстанстата [28] Рис. 2. Структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств в 2018 г. в Республике Татарстан (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)

Прежде всего, следует обратить внимание на такую значимую социально-экономическую характеристику положения населения, как объем и состав питания. «В США бедным считается тот, у кого доля расходов на питание больше 30% душевого дохода» [25, с. 84]. Сравнение структуры потребления всех домашних хозяйств и домо-хозяйств с детьми показывает, что в домохозяйствах с двумя и более детей 37,5% расходов уходит на питание. А расходы на непродовольственные товары значительно меньше, чем у домохозяйств с одним

ребенком и у всех домохозяйств в целом. То есть при существенных расходах на еду, население вынуждено экономить на товарах. При этом доля расходов на услуги (27%) превышает расходы остальных выделенных групп. Значительный удельный вес расходов на услуги может свидетельствовать о большом объеме обязательных платежей, связанных с образованием и здравоохранением в этой группе домо-хозяйств. Таким образом, структура конечного потребления семей с двумя и более детей в целом, может свидетельствовать о невысоком уровне жизни этой социальной группы населения.

Анализ состава питания населения Республики Татарстан показал, что потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2018 году по ряду важных компонентов ниже рациональных норм, разработанных Минздравом РФ (рисунок 3) .

1 - Хлебные продукты

2 - Картофель

3 - Овощи и бахчевые

4 - Фрукты и ягода

6 - Молоко и молочные продукты

7 - Яйца, штук

8 - Рыба и рыбопродукты

9 - Сахар и кондитерские изделия

5 - Мясо и мясопродукты 10 - Масло растительное и другие

Источник: данные Татарстанстата [28] Рис. 3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах некоторых социально-экономических категорий в 2018 г. в РТ

(на члена домохозяйства в месяц; килограммов)

Рациональные нормы разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, а так же профилактики заболеваний, обусловленных недостатком пищевых веществ [23]. Так, согласно современным рекомендациям Минздрава, рекомендуется съедать в среднем на одного человека 140 кг овощей и бахчевых культур в год и 100 кг фруктов и ягод. Все домохозяйства Татарстана в целом потребляют по 103,2 кг овощей и 86,4 кг фруктов и ягод на одного члена домохозяйства в год. С молоком и молочными продуктами, яйцами, аналогичная ситуация. По нормам рекомендуется потреблять 325 кг молока и молочных продуктов, и 260 шт. яиц на одного человека, все домохозяйства потребляют по 286,6 кг молока и молочных продуктов и 225,6 яиц. Причем, прослеживается тенденция - чем больше в семье детей, тем ниже потребление основных компонентов здорового питания: мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, овощей и фруктов (рисунок 3). Например, в домохозяйствах с двумя детьми молоко и молочные продукты потребляют в среднем по 219,4 кг, яиц 168 штук, овощей 80,4 кг, фруктов и ягод 62,4 кг, рыбы 15.6 кг на одного человека. О тенденции снижения потребления на человека в зависимости от количества членов домохозяйств, свидетельствуют и данные таблицы 1.

Таблица 1.

Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах некоторых социально-экономических категорий в 2018 г в РТ (на члена домохозяйства в месяц; килограммов)

Хлебные продукты Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Мясо и мясопродукты Молоко и молочные продукты Яйца, штук Рыба и рыбопродукты Сахар и кондитерские изделия Масло растительное и другие

Все домохозяйства 91,2 70,8 103,2 86,4 80,4 286,8 225,6 19,2 34,8 9,6

Домохозяйства из 1 человека 130,8 80,4 151,2 132 103,2 470,4 328,8 33,6 50,4 14,4

Домохозяйства из 2 человек 105,6 74,4 124,8 115,2 91,2 332,4 271,2 21,6 42 10,8

Домохозяйства из 3 человек 88,8 69,6 104,4 84 82,8 289,2 234 19,2 36 9,6

Домохозяйства из 4 и более человек 76,8 67,2 81,6 64,8 70,8 226,8 177,6 15,6 28,8 8,4

Источник: данные Татарстанстата [28]

Конечно, объемы потребления продуктов у детей ниже, чем у взрослых, тем не менее, можно констатировать снижение качества питания в семьях по мере роста количества детей.

Рассмотрение состава питания показывает, что население Татарстана в целом потребляет сахара и кондитерских изделий, а так же мяса и мясных продуктов больше, чем нужно для здорового питания. Так, но рекомендациям Минздрава нужно потреблять в среднем 73 кг мяса и мясных продуктов и 24 кг сахара и кондитерских изделий в год. Все домохозяйства Татарстана потребляют по 80,4 кг мяса и мясопродуктов и 34,8 кг сахара и кондитерских изделий. Даже в домохозяйствах с двумя и более детьми потребление сахара и кондитерских изделий выше норм Минздрава - 27,6 кг на человека. То есть, можно сделать вывод, что рацион питания населения республики в целом и особенно семей с детьми является недостаточно сбалансированным по важнейшим и необходимым для здоровья и жизнедеятельности продуктам.

Используя данные о средней величине минимального потребительского бюджета на одного члена трудовой семьи, можно примерно рассчитать, какой общий семейный доход необходим для удовлетворения базовых потребностей семьи с детьми в 2018 году (см. таблицу 3). Так, для семьи из трех человек с одним ребенком необходим доход не менее 44 829 руб., с двумя детьми не менее 59 772 руб., а с тремя детьми - 74715 руб.

Если в семье из двух взрослых с одним ребенком один занимается уходом за детьми, а второй работает, то при наличии одного работающего при средней заработной плате в регионе 35 172,2 руб., семья уже попадает в категорию малоимущей. И чем больше в семье детей, тем ниже будет ее уровень жизни.

Учитывая, что доля оплаты труда в 2018 году в структуре денежных доходов населения Республики Татарстан занимала 46,1%, почти половина населения республики живет на заработную плату, важность ее роста имеет определяющее значение для роста уровня жизни. Заработная плата, прежде всего, должна выполнять свою главную - воспроизводственную функцию в экономике, а не быть просто «ценой труда» на рынке рабочей силы. В ситуации, когда заработная плата не способна в полной мере обеспечить социально-

приемлемый уровень жизни работника и его семьи, важную роль приобретают социальные выплаты семьям.

Таблица 2.

Величина минимального потребительского бюджета* и среднемесячная номинальная и реальная заработная плата в Республике Татарстан

Показатель\Год 2014 2015 2016 2017 2018

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (руб.) 28293,6 29147,1 30224,4 32324,3 35172,2

Реальная начисленная заработная плата (в процентах к предыдущему году) 101,3 91,3 98,3 104,0 106,2

Величина минимального потребительского бюджета (руб.): - на члена типовой семьи 11729 13331 13935 14481 14943

- мужчина труд. возраста 13169 14991 15409 15813 16300

- женщина труд. возраста 13804 15671 16302 16717 17243

- беременная женщина 14152 16001 16655 17086 17601

- ребенок до 1,5 лет 7807 8920 9432 9682 10005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ребенок от 1,5 лет 6970 7936 8276 8663 8979

- мальчик от 3 лет 9104 10261 11074 11734 12130

- девочка от 3 лет 9059 10216 11037 11702 12092

- мальчик от 7 лет 10778 12323 12864 13556 13990

- девочка от 7 лет 11319 12956 13556 14249 14768

* Татарстанстат проводит расчеты минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 28.10.2017 №816 «Об утверждении стоимостной величины минимального потребительского бюджета в целом по Республике Татарстан».

Источник: данные Татарстанстата [28]

Система социальных выплат Республики Татарстан предусматривает 82 меры социальной поддержки. Долю социальных выплат в общем объеме денежных доходов населения в 2018 году составляет 16,1%. На поддержку семей с детьми приходится 80% от общих расходов на региональные меры поддержки [18].

В соответствии с Законом РФ №418 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 г. в рамках национального проекта «Десятилетие детства» в республике выплачивается ежемесячное пособие на первого ребенка, рожденного не раньше 2018

года. В 2018 и 2019 годах пособие выплачивалось тем семьям, чей среднедушевой доход не превышал полуторакратную величину регионального прожиточного минимума для детей (за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой) и до тех пор, пока ребенку не исполнится 1,5 года. В 2018 году размер прожиточного минимума, принимаемый для установления выплаты, был равен 13 713 руб., в 2019 году - 14 034 рубля. Таким образом, для назначения пособия доход семьи из трех человек в 2018г. не должен превышать 41 139 руб., а в 2019 году - 42102 руб. Размер выплаты в 2018 году составлял 8490 руб., а в 2019 году - 8896 руб.

Конечно, для молодой семьи такая выплата является серьезной поддержкой, однако порядок ее назначения, на наш взгляд, имеет ряд недостатков. То, что для установления выплаты берется величина прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года, которая ниже чем величина минимального потребительского бюджета на текущий период (см. таблицу 3) отсекает часть семей, доходы которых ниже минимального потребительского бюджета от получения поддержки. Кроме того, прожиточный минимум обеспечивает лишь физиологическое выживание. Минимальный потребительский бюджет близок прожиточному минимуму, но имеет и ряд отличий, он включает в себя более широкий ассортимент продуктов, а так же стоимость некоторых непродовольственных товаров и услуг, рассчитанных по рыночной стоимости [4, 13]. Хотя и его расчёт несовершенен на сегодняшний день, он все-таки более точно учитывает расходы, необходимые для удовлетворения основных потребностей человека, чем прожиточный минимум.

В.Н. Бобков и группа авторов, в своей работе рассчитали стоимостную величину социально приемлемой потребительской корзины, которая адекватно отражала бы жизненные потребности населения. Её стоимость должна была составлять в 2018 году в среднем на душу населения 31087 руб. в месяц, что в три раза превышает стоимость минимальной потребительской корзины 2018 года (9 590 руб.) [4].

Считаем, что сложившийся порядок назначения социальных выплат является скорее средством бюджетной экономии, чем реальной заботой о росте уровня жизни населения.

Позитивным сдвигом в совершенствовании социальной поддержки семей с детьми является продление ежемесячной выплаты на первого ребенка до достижения им возраста трех лет с 01.01.2020 г., в соответствии Федеральным законом №305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Теперь выплата будет предоставляться семьям, чей среднедушевой доход не превышает двух прожиточных минимумов. То есть, семья со среднедушевым доходом в 2020 году не менее 20 170 руб. может претендовать на выплату. Ее размер в 2020 году составит в Татарстане 9373 руб.

В Ежегодном Послании Президента РФ В.В. Путин предложил предусмотреть ежемесячные выплаты на детей с трех до семи лет включительно, причем уже с 01.01.2020 г. [22]. Предполагается, что выплату будут получать семьи, чей среднедушевой доход не превышает одного прожиточного минимума. На первом этапе размер выплаты будет составлять половину прожиточного минимума, в дальнейшем возможно увеличение до полного прожиточного минимума в регионе.

Для семей с доходом ниже полуторакратного прожиточного минимума, у которых после 1 января 2018 года родится второй ребенок (или будет усыновлен), предусмотрены ежемесячные выплаты до достижения ребенком полутора лет за счет средств материнского капитала. Размер выплаты предусмотрен в размере прожиточного минимума для детей в республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты [29].

Отдельная мера поддержки предусмотрена для женщин, проживающих в сельской местности. Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2018 г. № 67 «О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка» с 1 января 2018 года введена единовременная выплата женщинам в возрасте до 25 лет, при рождении первого ребенка, в размере 50 000 рублей; в возрасте до 29 лет, при рождении третьего ребенка, в размере 100 000 рублей [20].

Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты населения Республики Татарстан для категории «Семьи с детьми» в 2019 году сгруппированы нами в таблице 3.

Таблица 3.

Меры социальной поддержки семьям с детьми в Республике татарстан в 2019 году

Категории семей Меры социальной поддержки

Семьи с детьми до 16 лет, среднедушевой доход у которых ниже величины прожиточного 321 рубль;

849 рублей - на ребенка одинокой матери;

480 рублей - на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно;

480 рублей - на ребенка военнослужащих, проходящих службу по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата и матроса, а также в случае нахождения отца ребенка в военном образовательном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы.

Семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных субсидия в размере 30 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан;

субсидия в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет в размере 131 рублей в месяц;

ежемесячная субсидия на проезд обучающимся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет в размере 295 рублей;

ежемесячная субсидия на проезд обучающимся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет в размере 295 рублей;

единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 10000 рублей на каждого ребенка;

ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до полутора лет, в размере 1000 рублей на каждого ребенка;

ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет).

Окончание табл. 3.

Семьи, имеющие детей, посещающие дошкольные образовательные организации

Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования:

- на первого ребенка - в размере 20% среднего размера родительской платы;

- на второго ребенка - в размере 50%;

- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70% размера указанной платы.

Дополнительная компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования гражданам, среднедушевой доход которых не превышает 20 000 рублей в месяц (дифференцированная по размерам среднедушевого дохода)

Источник: данные Министерства труда, занятости и социальной защиты Республика Татарстан [18]

С 2020 года в Татарстане предусмотрены еще три новые меры социальной поддержки многодетным семьям, чьи доходы ниже прожиточного минимума [27]. Во-первых будут введены электронные сертификаты на лекарственные средства в размере 10 тысяч рублей в год для детей до трех лет. Во-вторых, для семей, имеющих пять и более детей, будут введены ежемесячные пособия, доводящие среднедушевой доход каждого члена семьи до прожиточного минимума. И в третьих, семьи, воспитывающие трех и более детей, будут полностью освобождены от родительской платы за детский сад.

Таким образом, система социальных выплат в Республике Татарстан, в первую очередь, направлена семьям, доходы которых ниже предусмотренных критериев бедности.

Обсуждение

Анализ социальных индикаторов, предлагаемых официальной статистикой Российской Федерации и Республики Татарстан позволяет очень ограниченно оценить уровень жизни семей с детьми в республике. Необходимы дополнительные обследования, и изучение показателей, позволяющих осуществить комплексную оценку уровня жизни семей с детьми, используя разные подходы.

Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реальные доходы населения республики продолжают стагнировать, несмотря на рост номинальных показателей (заработной платы, пенсий, пособий и т. д).

Анализ структуры конечного потребления домашних хозяйств, свидетельствует о невысоком уровне жизни семей с двумя и более детьми по сравнению с остальными группами домохозяйств. Исследование состава питания населения Республики Татарстан показывает, что в целом питание населения несбалансированное, потребление хлебных, мясных и кондитерских изделий превышает рациональные нормы питания, а по овощам, фруктам, рыбе, молочной продукции не достигает норм. Причем, в домохозяйствах с детьми качество питания ниже, чем во всех домохозяйствах в целом.

Заработная плата не способна в полной мере обеспечить социально-приемлемый уровень жизни работника его семьи. Семьи с детьми с одним работающим родителем имеют высокие риски оказаться за чертой бедности.

Анализ применяемых мер социальной поддержки семей с детьми по критериям нуждаемости и многодетности в Республике Татарстан показывает, что руководствуясь принципом адресности, социальные выплаты направляются в первую очередь, малоимущим слоям населения, доводя их доходы до величины прожиточного минимума. Эти меры позволят семьям, попавшим в ситуацию крайней бедности, выйди на уровень жизни, обеспечивающий физиологическое выживание и, конечно, положительно скажутся на официальной статистике бедности. Но семьи, доходы которых близки к прожиточному минимуму, остаются вне системы государственной поддержки, а их доходы, в первую очередь, заработная плата, не способны поддержать достойный жизненный уровень, необходимый для раскрытия человеческого потенциала.

Европейские страны накопили значительный опыт в области социальной поддержки семей с детьми, нацеленной на преодоление неравенства доходов и стимулирование рождаемости.

В некоторых европейских странах, например, в Швеции, наиболее дорогостоящие мероприятия в сфере семейной политики направлены на все семьи с детьми [17]. Каждая семья с одним ребенком на ижди-

вении получает пособие не зависимо от уровня дохода. Семьи с двумя и более детьми сверх пособия получает дополнительные надбавки. Существуют пособия и для обоих родителей для возмещения потерь доходов во время и после рождения ребенка. Высокое качество дошкольного воспитания, обеспечиваемое властями, дает возможность родителям продолжать работать. Дополнительные преимущества население получает за счет бесплатного получения школьного и высшего образования (для студентов из стран Евросоюза). Во Франции так же оказывается поддержка всем семьям имеющим детей. До достижения ребенком трехлетнего возраста пособие выплачивается не зависимо от размера дохода, предусмотрены и дополнительные выплаты для малоимущих семей. Одной из сильных сторон французской системы социальной поддержки является развитая система услуг присмотра за детьми до трех лет, позволяющая женщинам эффективно сочетать материнство и трудовую деятельность [5]. Опыт европейских стран можно учесть для разработки направлений совершенствования социальной поддержки в России и Татарстане.

Заключение

Для комплексной оценки уровня жизни семей с детьми в регионе имеющихся данных официальной статистики не достаточно. Необходимо дальнейшее совершенствование системы сбора и открытой публикации данных региональной статистики, описывающей уровень жизни семей с детьми.

Государство поставило цель выйти на устойчивый естественный рост численности населения. Однако рождение ребенка зачастую отбрасывает семью за черту бедности, поэтому без повышения уровня жизни эту задачу не решить.

В качестве мер повышения уровня жизни можно предложить следующее. Уточнить критерии определения бедности. Возможно совершенствование в рамках абсолютного подхода, определяя бедность по величине минимального потребительского бюджета, рассчитанного из реальных потребностей семьи, нацеленной на развитие ее человеческого потенциала, а не на поддержание физи-

ологического минимума. А так же использование для оценок бедности относительного и субъективного подхода в дополнение к абсолютному. Например, можно обратиться к опыту стран ОЭСР, где черта бедности определяется на основе процента (как правило, 50 или 60 процентов) от медианного дохода в конкретной стране.

На основе уточненных критериев бедности необходимо выстраивать систему социальной поддержки семей с детьми. Семьи с детьми имеют самые высокие риски бедности и поэтому нуждаются в пристальном внимании со стороны государства. Необходим подробный анализ факторов бедности семей с детьми, совершенствование системы социальной поддержки в сторону усиления взаимосвязи между факторами бедности и размерами и формами социальной поддержки. Организация реальной помощи социально уязвимым группам населения, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях, речь идет о различных вариантах дифференцированной кредитной, налоговой, доходной политики в отношении расходов на жилье, образование, организацию бизнеса.

Список литературы

1. Аганбегян А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и потреблению в России // ЭКО. 2017г. № 9. С. 66-84.

2. Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Оценка уровня жизни семей с детьми: аналитические возможности обследований Росстата // Уровень жизни населения регионов России. 2019. №1. С. 65-79.

3. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Методологические подходы к усилению адресности социальной поддержки малоимущих семей с детьми // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 1. С. 9-19.

4. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В., Сафронова А.М. Социально приемлемая потребительская корзина // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2. С. 8-26.

5. Гокова О.В. Сравнительный социально-экономический анализ проведения молодежной пронаталистской политики в Германии и Франции // Вестник ОмГУ Серия: Экономика. 2016. №2. С. 136-144.

6. Гонтмахер Е.Ш., Малева Т.М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. №2. С. 61-72.

7. Гришина Е.Е. Различные аспекты бедности семей с детьми //ЭКО. 2018. № 3. С. 7-26.

8. Гришина Е.Е., Дормидонтова Ю.А., Казакова Ю.М., Ляшок В.Ю., Цацура Е.А. Анализ эффективности социальной поддержки семей с детьми в России: на примере Алтайского края и Самарской области. М., 2015. 78 с. (Препринт).

9. Гришина Л.Л. Депривационный подход к оценке бедности семей с детьми в России и странах Европы. // Финансовый журнал. 2017. № 4. С. 47-55.

10. Елизаров В.В., Синица А.Л. Бедность семей с детьми: проблемы определения и измерения, региональные особенности // Уровень жизни населения регионов России. 2018. №2. С. 24-33.

11. Елизаров В.В., Синица А.Л. Факторы бедности семей с детьми и перспективы ее снижения // Уровень жизни населения регионов России. 2019, №2. С. 63-75.

12. Жеребин В.М. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы оценки: монография / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2015. 592 с.

13. Известия. URL: https://iz.ru/847525/anna-rvushkina/kazhdomu-po-trudu-chinovniki-po-novomu-otceniat-nuzhdy-rossiian

14. Колосницына М., Филиппова А. Детские пособия и бедность в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 118-153.

15. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М, Тер-Акопов С.А. Материальные депривации в оценках бедности // Народонаселение. 2019, №2. С. 51-63.

16. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М., Попова Р.И., Филоненко Ю.В., Фурса Е.В. Немонетарное измерение бедности и социальной уязвимости населения России // Народонаселение. 2015. № 1 (67). С. 82-94.

17. Международный опыт организации системы социальной помощи. На примере пяти стран. Москва: Международное бюро труда, 2004. 124 с.

18. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ URL: http:// mtsz.tatarstan.ru/rus/smi.htm?pub_id=1992369

19. Овчарова Л.Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт / Л.Н. Овчарова; Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. М.: М-Студио, 2009. 268 с.

20. Официальный Татарстан URL: http://bavly.tatarstan.ru/rus/index.htm/ news/1324900.htm

21. Пишняк А.И., Попова Д.О. Бедность и благосостояние российских семей с детьми на разных этапах экономического цикла // SPERO. 2011. № 14. С. 57-78.

22. Послание Президента Федеральному Собранию 15.01.2020г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582

23. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 614 от 19 августа 2016 года об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/

24. Прокофьева Л.М., Корчагина И.И., Попова Р.И., Белокрылова О.С., Филоненко Ю.В., Фурса Е.В. Бедность и социальная исключенность глазами разных групп населения // Народонаселение. 2014. № 4 (66). С. 61-81.

25. Ржаницина Л.С. Бедные в Москве: способы измерения, меры социальной политики // Социологические исследования. 2018. № 10, С. 77-89.

26. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: докл. к XX Апр. междунар. науч.конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / С.С. Бирюкова, Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова и др.; под ред. Л. Н. Овча-ровой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 153, [3] с.

27. События. URL: https://sntat.ru/news/society/05-06-2019/tri-novye-mery-sotspodderzhki-v-2020-godu-dlya-mnogodetnyh-tatarstana-elektron-

nye-sertifikaty-na-lekarstva-ezhemesyachnye-posobiya-i-besplatnyy-dets-kiy-sad-5647817

28. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. URL: https://tatstat.gks.ru/

29. Электронное образование в Республике Татарстан. URL: https://edu. tatar.ru/aktanysh/dou4/page3538156.htm

30. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. The inequality of the quality and standards of life of the population of the regions // Economy of Region. Issue 2, 2012,рр. 170-178.

31. Gubaidulina T., Ivanova N., Theoretical and practical aspects of quality of life in the economic security system // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol.12, Is.19, рр. 4990-4994.

32. Kalachikova O.N., Gruzdeva M.A. Social vulnerability of families with children in modern Russia // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 2, pp. 147-160. DOI: 10.15838/ esc.2019.2.62.9

33. Ovcharova L.N., Popova D.O., Rudberg A.M. Decomposition of income inequality in contemporary Russia // Zhournal Novoi Ekonomicheskoi Associacii. 3(31), рр. 170-186.

References

1. Aganbegyan A.G. Preodolenie bednosti i sokrashchenie neravenstva po dokhodam i potrebleniyu v Rossii [Overcoming poverty and reducing inequality in income and consumption in Russia]. ECO. 2017 No. 9, рр. 66-84.

2. Arkhangelsky V.N., Elizarov V.V., Dzhanaeva N.G. Otsenka urovn-ya zhizni semey s det'mi: analiticheskie vozmozhnosti obsledovaniy Rosstata [Assessment of the standard of living of families with children: analytical capabilities of Rosstat surveys]. Uroven'zhizni naseleniya re-gionovRossii [Living standards of the population of Russian regions]. 2019. No. 1, рр. 65-79.

3. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V. Metodologicheskie pod-khody k usileniyu adresnosti sotsial'noy podderzhki maloimushchikh semey s det'mi [Methodological approaches to strengthening the tar-

geting of social support for poor families with children]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [Living standards of the population of the regions of Russia]. 2019. No 1, pp. 9-19.

4. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V., Safronova A.M. Sotsi-al'no priemlemaya potrebitel'skaya korzina [Socially acceptable consumer basket]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [Living standards of the population of the regions of Russia]. 2019. No 2, pp. 8-26.

5. Gokova O.V. Sravnitel'nyy sotsial'no-ekonomicheskiy analiz provedeni-ya molodezhnoy pronatalistskoy politiki v Germanii i Frantsii [Comparative socio-economic analysis of youth pronatalistic policies in Germany and France]. Vestnik OmGU. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Omsk State University. Series: Economics ]. 2016. No2, pp. 136-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gontmakher E.Sh., Maleva T.M. Sotsial'nye problemy Rossii i al'ter-nativnye puti ikh resheniya [Social problems of Russia and alternative ways to solve them]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics]. 2008. No2, pp. 61-72.

7. Grishina E.E. Razlichnye aspekty bednosti semey s det'mi [Various aspects of poverty of families with children]. ECO. 2018. No. 3, pp. 7-26.

8. Grishina E.E., Dormidontova Yu.A., Kazakova Yu.M., Lyashok V.Yu., Tsatsura E.A. Analiz effektivnosti sotsial'noy podderzhki semey s det'mi v Rossii: naprimere Altayskogo kraya i Samarskoy oblasti [Analysis of the effectiveness of social support for families with children in Russia: the example of the Altai Territory and Samara Region]. M., 2015. 78 pp. (Preprint).

9. Grishina L.L. Deprivatsionnyy podkhod k otsenke bednosti semey s det'mi v Rossii i stranakh Evropy [The deprivation approach to poverty assessment of families with children in Russia and European countries]. Finansovy zhurnal [Financial magazine]. 2017. No. 4, pp. 47-55.

10. Elizarov V.V., Sinitsa A.L. Bednost' semey s det'mi: problemy opredele-niya i izmereniya, regional'nye osobennosti [Poverty of families with children: problems of definition and measurement, regional features]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [Living standards of the population of Russian regions]. 2018. No 2, pp. 24-33.

11. Elizarov V.V., Sinitsa A.L. Faktory bednosti semey s det'mi i perspektivy ee snizheniya [Poverty factors of families with children and prospects for its reduction]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [Living standards of the population of Russian regions]. 2019. No. 2, pp. 63-75.

12. Zherebin V.M., Romanov A.N. Uroven'zhizni naseleniya: osnovnye kategorii, kharakteristiki i metody otsenki [The standard of living of the population: main categories, characteristics and assessment methods]: monograph. Moscow: INFRA-M, 2015. 592 p.

13.Izvestia. https://iz.ru/847525/anna-ivushkina/kazhdomu-po-trudu-chi-novniki-po-novomu-otceniat-nuzhdy-rossiian

14. Kolosnitsyna M., Filippova A. Detskie posobiya i bednost' v Rossii [Children's allowances and poverty in Russia]. Ekonomicheskaya poli-tika [Economic policy]. 2017. V. 12. No. 4, pp. 118-153.

15. Korchagina I.I., Prokofieva L.M, Ter-Akopov S.A. Material'nye depri-vatsii v otsenkakh bednosti [Material deprivations in poverty estimates]. Narodonaselenie [Population]. 2019, No. 2, pp. 51-63.

16. Korchagina I.I., Prokofieva L.M., Popova R.I., Filonenko Yu.V., Fursa E.V. Nemonetarnoe izmerenie bednosti i sotsial'noy uyazvimosti naseleniya Rossii [Non-monetary measurement of poverty and social vulnerability of the population of Russia]. Narodonaselenie [Population]. 2015. No. 1 (67), pp. 82-94.

17.Mezhdunarodnyy opyt organizatsii sistemy sotsial'noypomoshchi. Na primere pyati stran [International Experience with Social Assistance Schemes. Five Country Case Studies]. Moscow: ILO, 2004.

18.Ministerstvo truda, zanyatosti i sotsial 'noy zashchityRT[The ministry of Labor, Employment and Social Security of the Republic of Tajikistan]. http://mtsz.tatarstan.ru/rus/smi.htm?pub_id=1992369

19. Ovcharova L.N. Teoreticheskie i prakticheskie podkhody k otsenke urovn-ya, profilya i faktorov bednosti: rossiyskiy i mezhdunarodnyy opyt [Theoretical and practical approaches to assessing the level, profile and poverty factors: Russian and international experience]; Establishment of the Russian Acad. Sciences, Institute of Social and Economics. population problems RAS. M.: M-Studio, 2009. 268 p.

20. Ofitsial'ny Tatarstan [Official Tatarstan]. http://bavly.tatarstan.ru/eng/ index.htm/news/1324900.htm

21. Pishnyak A.I., Popova D.O. Bednost'i blagosostoyanie rossiyskikh se-mey s det'mi na raznykh etapakh ekonomicheskogo tsikla [Poverty and well-being of Russian families with children at different stages of the economic cycle]. SPERO. 2011. No 14, pp. 57-78.

22.Poslanie PrezidentaFederal'nomu Sobraniyu 15.01.2020 [The message from the President to the Federal Assembly 01/15/2020]. http://kremlin. ru/events/president/news/62582

23. The order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 614 of August 19, 2016 on the approval of recommendations of rational food consumption standards that meet modern requirements for a healthy diet. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/

24. Prokofieva L.M., Korchagina I.I., Popova R.I., Belokrylova O.S., Filonen-ko Yu.V., Fursa E.V. Bednost' i sotsial'naya isklyuchennost' glazami raz-nykh grupp naseleniya [Poverty and social exclusion through the eyes of different population groups]. Narodonaselenie [Population]. 2014. No. 4 (66), pp. 61-81.

25. Rzhanitsina L.S. Bednye v Moskve: sposoby izmereniya, mery sotsi-al'noy politiki [The Poor in Moscow: measurement methods, measures of social policy]. Sotsiologicheskie issledovaniy [Sociological studies]. 2018. No. 10, pp. 77-89.

26.Biryukova S.S., Gorina E.A., Goryainova A.R. et al. Sem'i s det'mi v Rossii: uroven' zhizni i politika sotsial'noy podderzhki dokl. k XX Apr. mezhdunar. nauch.konf. poproblemam razvitiya ekonomiki i ob-shchestva, Moskva, 9-12 apr. 2019 [Families with children in Russia: the standard of living and social support policies: report Apr 20 Int. scientific conference on the problems of economic and social development, Moscow, April 9-12, 2019]; under the editorship of L. N. Ovcharova; the Nat. research University "Higher School of Economics". M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. 153, [3] p.

27. Sobytia [Events]. https://sntat.ru/news/society/05-06-2019/tri-novye-mer y-sotspodderzhki-v-2020-godu-dlya-mnogodetnyh-tatarstana-elektron-nye-sertifikaty-na-lekarstva -ezhemesyachnye-posobiya-i-besplatnyy-dets-kiy-sad-5647817

28. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Tatarstan [Territorial authority of the Federal State Statistics Service of the Republic of Tatarstan]. https://tatstat.gks.ru/

29. Elektronnoe obrazovanie v Respublike Tatarstan [E-education in the Republic of Tatarstan]. https://edu.tatar.ru/aktanysh/dou4/page3538156.htm

30. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. The inequality of the quality and standards of life of the population of the regions [The inequality of the quality and standards of life of the population of the regions]. Economy of Region. Issue 2. 2012, рр. 170-178.

31. Gubaidulina T., Ivanova N., Theoretical and practical aspects of quality of life in the economic security system. Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol.12. Is.19, рр. 4990-4994.

32. Kalachikova O.N., Gruzdeva M.A. Social vulnerability of families with children in modern Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 2, pp. 147-160. DOI: 10.15838/esc.2019.2.62.9

33. Ovcharova L.N., Popova D.O., Rudberg A.M. Decomposition of income inequality in contemporary Russia. Zhournal Novoi Ekonomicheskoi As-sociacii. 3(31), pp. 170-186.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Иванова Наталья Валерьевна, доцент кафедры Экономической теории и эконометрики Института управления экономики и финансов, кандидат экономических наук

Казанский федеральный университет

ул. Кремлевская, д.18, г. Казань, Республика Татарстан,

420008, Российская Федерация

[email protected]

Маркова Светлана Валерьевна, доцент кафедры Экономической теории и эконометрики Института управления экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент Казанский федеральный университет

ул. Кремлевская, д.18, г. Казань, Республика Татарстан,

420008, Российская Федерация

[email protected]

Ерина Татьяна Валерьевна, доцент кафедры Учета, анализа и аудита Института управления экономики и финансов, кандидат экономических наук

Казанский федеральный университет

ул. Кремлевская, д.18, г. Казань, Республика Татарстан,

420008, Российская Федерация

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Ivanova Natalya Valerievna, Associate Professor, Department of Economic Theory and Econometrics, Institute of Management of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences

Kazan Federal University

18, Kremlevskaya Str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420008,

Russian Federation

[email protected]

Markova Svetlana Valerievna, Associate Professor, Department of Economic Theory and Econometrics, Institute of Management of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Kazan Federal University

18, Kremlevskaya Str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420008,

Russian Federation

[email protected]

Erina Tatyana Valerievna, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, Institute of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences

Kazan Federal University

18, Kremlevskaya Str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420008,

Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.