ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И РЕГИОНОВ ПУТЕМ УЧЕТА ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА В ФОРМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАТРИЧНЫХ БАЛАНСОВ
В.Д ШТУНДЮК, доктор экономических наук (ЦЭМИ РАН)
Каждый платежный документ - информационный слепок осуществления конкретной производственной или коммерческой операции, связанной с применением ценностей. Платежные документы впитывают самую различную экономическую информацию, которая разбросана в десятках различных отчетных форм. Поэтому при массовой регистрации содержания расчетных документов можно получать информацию о непрекращающемся изменении форм стоимости в процессе приобретения сырья и материалов, реализации продукции, полученной прибыли и ее распределении, состоянии основных фондов, о работе хозоргана и ее результатах во всей их политике. Таким образом, при фиксации перемещения ценностей раскрывается вся многообразная производственно-хозяйственная деятельность того или иного звена воспроизводства в виде непрерывной ленты материальных и финансовых фактов.
Такой учет, обладая огромными преимуществами по сравнению с каждым из существующих четырех видов учета - бухгалтерским, калькуляционным, статистическим и оперативным, соответствует самым высоким требованиям, предъявляемым к информированию и финансовому контролю современными условиями хозяйствования, задачами сегодняшнего дня. Это вытекает из того, что учет по своей природе должен быть единым. Ведь учет - не самоцель, а средство организации производства и управления, его данные независимо от их формы отражают различ-
ные стороны или различные моменты движения одного и того же объекта или явления. Именно поэтому научно обоснованные аналитические выводы о экономических процессах могут делаться только на основе сведений всех видов учета, их интеграции.
Бухгалтерский учет отражает движение материальных ценностей и денежных средств хозяйственного органа путем регистрации соответствующих данных в системе специальных синтетических и аналитических счетов.
Специфические задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом и отчетностью в их традиционном виде, предопределяют его исчерпывающий характер с точки зрения учета перемещения имущества: абсолютно все единичные объекты и факты, связанные с изменением отдельных составных элементов, закрепленных за хозорга-ном ресурсов и его имущественного положения в целом, являются объектом бухгалтерских записей. Поэтому в бухгалтерском учете отражается не только общая сумма, но и все отдельные ее составляющие. Задачи, поставленные перед бухгалтерской учетной системой, предопределяют, что ее данные характеризуют лишь изменение экономической оценки, общего имущественного состояния хозоргана на определенный период времени. Отсюда следует, что по бухгалтерским сведениям в основном анализируют только сохранность имущественных ценностей и денежных средств, состояние финансирования и кредитования, например, обеспеченность собственными
оборотными средствами, соблюдение платежной и кредитной дисциплины, внеплановую иммобилизацию денежных ресурсов в капитальное строительство, незавершенное производство и т.д. Следовательно, бухгалтерский учет призван отвечать на вопрос, сколько и какого имущества имеет хозорган на определенный момент времени. Вместе с тем по данным бухгалтерского учета и отчетности нельзя судить о том, какие факторы и элементы обусловили данные баланса в целом и каждого его счета, о периоде и источниках этих данных.
Бухгалтерское счетоводство, в подавляющем большинстве случаев, ведется не для выявления характера определенных комплексных экономических процессов, а в соответствии с принятой номен^атурой счетов, устанавливаемой по другим различным признакам (например, счет дебиторов и кредиторов, счет реализации). В результате, с одной стороны, на счете контрагента сливаются записи по операциям, относящимся к самым разнообразным экономическим процессам, а с другой стороны, составные части того или иного экономического процесса в зависимости от своего характера распыляются по разным бухгалтерским счетам. Вследствие этого экономические процессы не фиксируются бухгалтерией во всей своей целостности и в динамике, его данные разрозненны. Из бухгалтерских ведомостей нельзя с достаточной полнотой выбрать необходимые для управления сведения о том, какие составные операции конкретного экономического процесса уже осуществлены, а какие еще надо произвести.
Бухгалтерский учет, вследствие специфики используемых для его осуществления технических счетных приемов, фиксирует, наряду с оборотами по счету и балансу с реальным экономическим содержанием, различные записи на регулирующих и промежуточных счетах, связанных с внутренним передвижением ценностей, ответвлениями от основной экономической операции и не имеющих никакого значения для выявления результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений. Значит, бухгалтерский баланс не является копией, не отражает механически текущих счетных записей в том виде, в каком они повседневно фиксируются. Данное обстоятельство в сочетании с ведением текущего бухгалтерского учета в подавляющем большинстве случаев независимо от основных комплексных экономических операций не позволяет системно и последовательно использовать сводные бухгалтерские показатели в материальном и финансовом контроле.
Хотя бухгалтерская регистрация экономических процессов совершается безукоризненно в момент их прохождения, бухгалтерская отчетность составляется периодически, на определенную дату. В результате отчетные бухгалтерские документы формируются на основе данных, относящихся к различным моментам времени, дают результирующие итоги за определенный прошлый временной интервал, не сопряжены во времени с учитываемыми ими экономическими процессами, затрудняют использование сведений бухгалтерского учета для систематического отслеживания складывающихся финансовых результатов. Существенным методологическим пороком бухгалтерского учета, объективно вытекающим из самой его сущности, а потому неразрешимым в рамках данной учетной системы, является постоянная неразнесенность сведений части документов по соответствующим бухгалтерским счетам, вследствие чего бухгалтерия не может быстро дать нужную справку о финансовом положении хозорга-на. Не достигается полный ажур бухгалтерского учета и в результате оперативной изолированной выверки всех частных цифр счета и выведения его общего итога. Подобная сумма, не сверенная с синтетическими итогами других счетов, - это не готовый финансовый продукт, а всего лишь полуфабрикат; она крайне ненадежна, может оказаться неполной или неверно подсчитанной. Вы-балансировка же сводных данных всех бухгалтерских счетов, интеграция их в единую систему может осуществляться только по оборотным ведомостям, что связано с громоздкой, кропотливой работой, которую практически можно проводить не чаще одного раза в месяц.
Крупный изъян пачиоловской бухгалтерии -трудность выявления ошибок, возникающих в отчетности из-за неправильного отнесения денежных выдач на не соответствующие им счета. Единственный путь избавления от такого засорения -генеральная расчистка, сплошная ревизия учетных карточек по всем первичным бухгалтерским документам.
Одно из больных мест бухгалтерского учета -его бюрократичность, весьма обременительный большой бумажный оборот. Любая операция бухгалтерского учета оформляется пятиступенчатым каскадом бухгалтерских записей: оформление первичного бухгалтерского документа, его регистрация в журнале, дифференцированная запись по счетам с выписыванием нового документа, отражение в оборотной ведомости, а затем в балансе.
Статистический учет - действенный и незаменимый инструмент составления прогнозов, выявления закономерностей. Его задача - индук-
тивное познание явлений на основе изучения не единичных объектов и фактов, а их целой однородной серии, массовое наблюдение за осуществлением этих явлений и определение перехода количественных изменений в качественные, причинной взаимосвязи между ними, закономерностей их осуществления. Поэтому статистику единичные объекты и факты интересуют не сами по себе, а лишь как исходный материал для обобщения и получения общих результатов по закону больших чисел. Вследствие этого при статистическом учете конкретные индивидуальные данные специально обрабатываются с целью получения синтетических выводов, средних и относительных количественных показателей по разнообразным общим признакам.
Поскольку объект статистического учета -большие массы однородных фактов, обладающих общими признаками, то он осуществляется периодически, через определенные промежутки времени; оперирование статистическими данными за короткий промежуток времени неправомерно. В результате статистическая отчетность сконденсирована во времени. Вместе с тем процесс производственно-хозяйственной деятельности по своей природе непрерывен.
Агрегированная по времени статистическая информация дает представление лишь о суммарных или средних результатах деятельности хозяйственного органа за определенный период времени. В средних цифрах ошибки, просчеты и другие упущения в работе в одни периоды могут перекрываться достижениями в другие периоды. Кроме того, поскольку статистическая отчетность дает картину статистического состояния результатов деятельности хозоргана за определенный промежуток времени, то есть фиксирует уже свершившееся, - она малоподвижна, между фактическим отклонением от нормальных условий работы и выявлением этих недостатков проходит определенное время. В результате меры по ликвидации хозяйственных погрешностей или их локализации могут приниматься лишь с определенным временным сдвигом, не обеспечивая повседневный контроль и своевременное упорядочивающее вмешательство в ход производственно-хозяйственной деятельности.
Данные статистической отчетности агрегированы и по содержанию. Поскольку на статистических результатах сказывается действие большой комбинации противоположных факторов, то по сведениям статистической отчетности нельзя достаточно быстро, а порой вообще невозможно, разобраться в сущности и значимости конкретных экономических процессов, вызвавших отста-
вание на определенном участке работы, и их взаимовлиянии. Из-за специфических целевых особенностей статистическая отчетность пригодна только для общего ретроспективного исследования производственно-хозяйственной деятельности и недостаточна для осуществления эффективного руководства производством.
Что же касается оперативного учета (отчетность о ходе производственного процесса, отгрузке продукции и ее реализации, выполнении платежного календаря, кредитной заявки и т.д.), то его объектами являются характерные количественные и качественные свойства элементов и действий, из которых слагается учитываемая экономическая операция как определенная часть совокупного производственно-хозяйственного оборота. Оперативный учет позволяет определять правильность развертывания производственно-хозяйственных операций, последовательность осуществления во времени и пространстве, взаимосвязь их составных этапов и элементов, а также успешность применения средств и способов, выбранных для достижения поставленных производственно-хозяйственных задач. Таким образом, оперативный учет основывается на аналитическом разложении целостной операции на составные элементы, описания их конкретной индивидуальности. Из изложенного очевидно, что оперативный учет, отражая динамику операций и технику их осуществления, не раскрывает, в отличие от бухгалтерского и статистического учетов, их конечной экономической выгодности. Кроме того, оперативный учет фрагментарен, носит вспомогательный характер, лишь восполняет пробелы бухгалтерской и статистической отчетности.
Для преодоления общности, недостаточности, несвязанности и нежизненности данных существующих видов учета, обеспечения руководства производством наряду с существующими видами отчетности эпизодически составляются различные справки, объяснительные записки, собираются дополнительные сведения. Если при составлении отчетности затрачивается время на синтезирование исходных данных, то при сборе дополнительной информации, по существу, стихийно проводится работа по дезагрегированию ранее синтезированных сведений. Поскольку дополнительные сведения случайны и отрывочны, то они дублируют друг друга, громоздки, противоречивы, порою между ними нет даже элементарной арифметической связи. В итоге получается, что несмотря на наличие четырех видов учета, ведущихся в известной мере параллельно, и большие трудовые затраты на сбор и обработку информации, управленческие работники хозор-
ганов не располагают необходимыми им сведениями, не могут постоянно выявлять трудности и устранять их.
Вместе с тем по своей природе учет должен быть единый. Это единство вытекает из того, что учет - не самоцель, а средство организации управления, его данные независимо от их формы отражают различные стороны (различные моменты) движения одного и того же объекта (явления). Именно поэтому научно обоснованные аналитические выводы об экономических процессах могут делаться только на основе данных всех видов учета, их интеграции. Разделение же учета, своеобразие его отдельных видов связано не с содержанием и характером учитываемых процессов, а лишь со спецификой техники - местом, службой и периодичностью его проведения. Ин-теграционность - свойство, присущее только учету платежного оборота.
Очевидно, что чем выше, гуще частота учетных временных интервалов, чем больше стадий и временных интервалов в движении экономических явлений отражает отчетность, тем она конкретнее и полнее, тем лучше позволяет измерить и познать характер процесса, его тенденцию и критические точки развития. При регистрации данных платежных операций информация об экономических процессах поступает непрерывно, поточно, что обусловливается сразу же по получении платежных документов отражения результатов хозяйственных операций. При этом регистрация платежных операций может осуществляться с любой степенью дробности, конкретности.
Информация, получаемая путем регистрации платежных операций, полностью документальна. Она обладает исключительно высокой степенью достоверности. Ведь все платежи проверяются финансовыми работниками предприятия, отражаются в бухгалтерском учете получателя и плательщика, их действия контролируются Банками плательщика и поставщика. Важно и то, что использование платежных документов практически не связано с затратами; для учета они составляются не специально, а поступают автоматически как побочный и продукт текущей, повседневной деятельности предприятия.
Обработку информации о платежных операциях предприятия необходимо осуществлять на ЭВМ. Обязательное условие электронной обра-
'Матричный метод записи экономической информации разработан д.э.н. Исаевым Б Л. См., например, Исаев Б. Л. Интегрированные балансовые системы в анализе и планировании экономики. - М.: Наука, 1969. - С.; Исаев Б.Л. Балансы межотраслевых финансовых связей. - М.: Наука, 1973. - С. 278.
ботки сведений - единообразие форм всех первичных платежных документов и единые правила записи в них показателей, трафаретизация документов. Существующая платежная документация соответствует таким требованиям.
Подавляющая часть работы по составлению отчетности осуществляется предприятиями в конце соответствующего отчетного периода (месяц, квартал, год). Проведение большого объема по подбору, группировке и суммированию данных в ограниченные сроки вызывает необходимость отвлечения многих счетных работников от выполнения ими своих текущих функций, ведет к девальвации качества счетной продукции. Ежедневное ведение учета платежного оборота позволяет равномерно рассредоточить выполнение существенной части счетной работы в течение всего отчетного периода, повысить добротность отчетных сведений, сконцентрировать внимание бухгалтерско-финансового персонала на содержательном анализе экономической информации, усилить его текущий контроль за соблюдением финансовой дисциплины, режима экономии.
Перманентная обработка сведений и расчетных отношений оказывает рационализирующее воздействие и на сам платежный оборот, показатели деятельности предприятий. Это связано с тем, что ускоряется, дисциплинируется оформление платежных документов, ускоряется оборачиваемость оборотных средств предприятий.
Непрерывная регистрация данных платежного оборота позволяет намного раньше существующих сроков составлять квартальные годовые отчетные данные о работе предприятий и отраслей и других сфер воспроизводства, что имеет немалое народнохозяйственное значение.
Наиболее рациональной формой записи данных платежного оборота, позволяющей коренным образом повысить аналитическую емкость регистрируемых сведений без механического увеличения их объема, является блочная матрица, представляющая собой квадратную систему счетов, все дебеты которых расположены по вертикали, а кредиты - по горизонтали. Запись производится в ячейке, образуемой пересечением счетов дебитора и кредитора. Таким образом, вместо дублирующей записи данных, как это делается в бухгалтерском учете, в матрицу результат вносится только один раз. Очевидно, что каждая запись в матрице соответствует определенной корреспонденции счетов и выражает смысловую связь дебета одного счета с кредитом другого1.
Положительные и отрицательные величины, недостаточные сами по себе для исчерпывающей характеристики функций и их осуществления, за-
меняются в матрице синтезом двойных чисел. Из каждой такой записи видны характер, сущность экономической операции, совершаемой хозорга-ном в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности, источник поступления ценностей и их получатели.2
В бухгалтерском балансе регистрируется только сумма оборота по каждому счету. Следовательно, счета в бухгалтерском счетоводстве характеризуют определенный совокупный производственный или хозяйственный процесс. В матричном балансе регистрируются индивидуальные операции как составные части совокупного производственного или хозяйственного процесса, отражаемого соответствующим счетом. Таким образом, каждый счет матричного баланса регистрирует не только прохождение совокупного процесса, но и движение его составных частей.
Поскольку в матрице каждая операция регистрируется как доход по одному счету и расход по другому, а также выводятся конечные и начальные остатки по всем счетам, матричная форма регистрации данных обеспечивает их сбалансированность, уравнение дебетовых и кредитовых итогов.
Путем систематизированной группировки счетов в матричном балансе можно отражать последовательную взаимосвязь всех хозяйственных операций, по сальдо счетов выявлять все отклонения в деятельности предприятия и их причины.
Сумма значений его блоков по горизонтали равняется их сумме по вертикали, а общая величина по всем блокам по горизонтали. Матричный баланс платежного оборота может быть полностью описан системой соответствующих балансовых равенств, а структурные части матрицы взаимосвязаны между собой. Поэтому завуалирова-ние неправильной записи в любом из блоков квадратного баланса невозможно без фальсификации данных всех его других блоков, а следовательно, и изменения платежных взаимоотношений между охватываемыми данной матрицей внутренними и внешними по отношению к региону плательщиками и получателями. Никто из них не хочет ни больше положенного заплатить, ни меньше получить. Получается, что предумышленное искажение матричного баланса требует всеобщего совершенно немыслимого преступного межрегионального сговора, что абсолютно исключается.
Что же касается возможных случайных ошибок и технических сбоев, то их выявление при
2Исаев Б.Л. Интегрированные балансовые системы в анализе и планировании экономики. - М.: Наука, 1969. - С. 336.
матричной технике учета не вызывает никаких трудностей.
Помимо этого в разработанной схеме матричного баланса платежного оборота в забалансовых блоках показываются попарные расчетные отношения между плательщиками и получателями денег в разбивке по сферам деятельности. Такие блоки имеют самостоятельную существенную аналитическую ценность, они отражают денежные потоки между различными секторами региональной экономики и ее контрагентами. Вместе с тем это и средство страхования, дополнительного контроля от ошибок и сбоев в учете. Дело в том, что все многочисленные матричные учетные проводки по перемещению товаров и денег в соответствии с математическим алгоритмом заполнения матричного баланса воспроизводятся в едином числе, в каждом соответствующем блоке адекватно сумме, указанной в первичном платежном документе. Поэтому сбой, ошибка повторяются во всех заполняемых в данном случае ячейках матричного баланса. При заполнении же предлагаемых забалансовых блоков можно предусмотреть автономную регистрацию в них соответствующих платежных данных. В результате расхождение между оборотами платежей по балансу и соответствующими внесистемными данными - сигнал для выверки всех условий занесения платежных сведений в баланс платежного оборота и внесения в него необходимых коррективов.
Рассмотрим содержание отдельных блоков матрицы и ее основные балансовые соотношения.
Продукция подразделяется на произведенную и реализованную хозорганом и отражаемую в блоке 4.1, и на продукцию, полученную им, регистрируемую в блоке 25.1. Используется продукция для осуществления текущих материальных затрат (блок 1.4), накопления (блок 5.6) и поставок внешним хозорганом в другие области, края, республики (блок 1.25). Таким образом, балансовое соотношение для первого счета следующее:
1.4 + 5.6 + 1.25 = 4.1 + 25.1.
Чистый продукт (ЧП) отражается в блоке 2.4, а его первичное распределение - в блоках 7.2 (доходы, остающиеся в распоряжении хозоргана); 8.2. (первичные доходы работников хозоргана; 18.2 (доходы бюджета первичного характера). Балансовое соотношение второго счета имеет вид
2.4 = 7.2 + 8.2 + 18.2
Счет 3 - фонд производственного возмещения.
Балансовое равенство счета 4 характеризует формирование стоимости продукции. Очевидно, что балансовое равенство этого счета имеет следующий вид:
1.25 + 4.1 = 3.4 + 2.4.
На счет 5 относятся данные, раскрывающие движение основных и материальных оборотных фондов (блок 5.6). Изменение основных фондов по этому счету равняется фонду накопления.
Счет 6 - это отражение процесса формирования фонда накопления за счет собственных средств хозоргана (блок 6.7), бюджетного финансирования капитальных вложений (блок 6.19) и долгосрочного кредитования капитальных вложений (блок 6.22). Балансовое равенство имеет вид 5.6 — 6.7 + 6.19 + 6.22. Счет 6 дает финансовый эквивалент накопления, регистрируемого в счете 5. Поэтому 1.5 = 5.6.
Счета с 7 по 9 - финансовый баланс хозоргана. На счет 7 вносятся данные, относящиеся к движению денежных средств объединения. Приход составляет первичные доходы от других хо-зорганов и населения (блоки 7.8. и 7.9), бюджетное финансирование текущей производственно-хозяйственной деятельности (блок 7.19), краткосрочные кредиты банка (блок 7.22). Получение наличных денег (блок 7.23) учитывается за балансом и в итог по строке не входит.
К расходам относятся финансирование производственного потребления, накопления (блок 6.7), денежные платежи персоналу объединения (блок 8.7), перераспределительные платежи в бюджет (блок 18.7), возврат кредитов (блок 21.7) и за балансом внесение в банк наличных денег (блок 23.7). Балансовое равенство по строке и столбцу этого счета означает совпадение прихода с расходом.
На счете 11 зачитывается движение денежных средств работников объединения. Приход составляет первичные доходы персонала (блок 11.2), его перераспределительные доходы из производственной и непроизводственной сфер, поступления населению из финансовой (блок 11.19) и кредитной (блок 11.22) систем и получение наличных денег (забалансовый блок 11.24).
Поскольку по ряду платежей информация иногда не позволяет определить плательщика, а также направление расходования средств, в матрицу введен счет 9, на котором регистрируются все нераспределенные поступления и выплаты.
В пространстве матрицы, отражающей платежный оборот, содержание блоков на пересечении счетов 10-16 является очевидным, а балансовые равенства по этим счетам означают равен-
ство всех приходов и расходов по каждому из контрагентов платежного оборота.
На счете 17 отражается распределение платежей объединения в бюджет по каналам финансовой системы (блок 17 - 18), их перераспределение (блок 17.17) и распределение по видам расходов (блок 19.17) с выделением доходов над расходами (блок 21.17).
На счете 18 отражается формирование доходов бюджета из доходов первичного характера (блок 18.2) и их поступление в финансовую систему (блок 17.18).
Такие балансы создают информационное поле для балансового ориентирования на всех участках деятельности фирм, улучшения на несколько порядков оперативного планирования, его пролонгирования до управленческих рабочих постов, "проигрывания" балансовых альтернативных управленческих решений, перехода к непрерывной нормализации функционирования, экономического программирования, маркетинга, финансирования, быстрейшего привлечения заемных средств и организации расчетов, улучшения на несколько порядков организации финансового контроля.
Предоставляя клиентам в любой момент цифры, балансовые выборки, отчетные формы, матричный баланс в соответствии с запросами хозяйственных структур, банк с лихвой может окупить свои расходы по ведению платежного оборота.
Переход к информированию предприятий, организаций, учреждений с помощью матричных балансов платежного оборота приводит к коренным сдвигам в системе учета звеньев общественного воспроизводственного процесса, важнейшего из факторов организации финансового контроля.
С получением предприятиями и организациями необходимых им сведений из матричного информационного фонда платежного оборота отпадает потребность в ведении ими громоздкого дорогостоящего давно отжившего свой век бухгалтерского учета, он постепенно упраздняется. Оперативный же учет сливается с матричным учетом платежного оборота, с оперативным учетом происходит метаморфоза перевоплощения.
Изо дня в день нанизываемые друг на друга в матричной модели баланса оперативные данные платежного оборота постепенно трансформируются в соответствующие статистические показатели - объем реализации продукции, размер прибыли, капитальных вложений, ассигнований из бюджета, основных фондов и т.п. По учитываемым в СМФБ параметрам можно получать и нужные относительные статистические показатели
(рентабельность, фондоотдача, производительность труда, материалоемкость и др.). Очевидно, что многие статистические параметры при принятом в настоящее время порядке не являются объектами расчетных отношений, не связаны с банковскими платежами, а поэтому, естественно, не могут отражаться в матричном учете платежного оборота. Это, к примеру, такие показатели, как общая численность населения и его демографический состав, количество безработных, рождаемость и смертность, экологическое состояние природной среды. Вместе с тем учет изменения численного значения многих из таких характеристик необходим для повседневного регионального изучения и регулирования социально-экономической и экологической эволюции. Введение минимальной, а во многих случаях просто мифической платы государством, юридическими лицами, населением при совершении подобных актов обеспечивает их учет в кредитных учреждениях сразу же по поступлении в них соответствующих первичных платежных документов. Очевидно, что далеко не всегда подобные показатели могут естественно вписываться в логику и содержание принятых форм матричных балансов платежного оборота по экономическому содержанию учитываемых в них операций. В таких случаях статистические данные могут отражаться на соответствующих забалансовых счетах в несистемном матричном учете.
Общие принципиальные предпосылки полной интеграции оперативных данных движения платежных средств и статистической отчетности, в принципе, еще совершенно не означают целесообразности полного совмещения этих двух видов информационных потоков в единое целое.
Дело в том, что статистика обширна и многообразна, ею фиксируется огромное количество признаков, так или иначе взаимосвязанных с общественным воспроизводством. К тому же многие статистические данные требуют большой предварительной счетной обработки. Однако далеко не все статистические показатели необходимы для текущего рабочего анализа факторов, операций, процессов и регулирования территориального развития. Перенос же всех статистических характеристик в матричный учет платежного оборота крайне утяжелит и усложнит его конструкцию, лишит матричный банковский мониторинг его сущностных преимуществ перед всеми другими видами учета - высочайшего динамизма, достоверности, бесплатности. Из сказанного следует, что несмотря на возможность переноса некоторых показателей из региональной статистики в матричный учет платежного оборота, в регионах
статистика останется самостоятельным видом территориального учета. Было бы наивным полагать, что конкретная селекция переключаемых из статистики в матричную запись платежного оборота показателей может быть делом одного исследователя. Решение данной задачи является крайне сложным делом, требует коллективных усилий, большого числа специалистов в области учета, носит по своей природе общественный характер.
По нашему мнению, нет оснований и для слияния в регионах матричной регистрации банковских органов с учетом, осуществляемым на местах различными межведомственными.
Что же касается калькуляционного учета, то характер и глубина его трансформации в связи с переходом к матричной платежной информации требует дополнительных исследований. Однако общий вектор ее очевиден. Платежная матрица содержит конкретную содержательную и адресную необходимость для калькулирования информацию. Поэтому трудоемкость этого вида учета должна снизиться, технология упроститься, четкость и ясность повыситься.
Платежная информация коммерческими банками периодически передается в зональный РКЦ ЦБР, который может по ней составлять матричный баланс платежного оборота по всей административно-хозяйственной системе области в разрезе каждого входящего в нее подразделения.
Внедрение интегрированных информационных расчетных механизмов "банк - клиенты" позволяет поднять на новый качественный уровень регулирование региональной экономики. Формируется исключительно подвижная, широкая по совокупности показателей информационная база регионального хозяйства. Руководители региональных государственных и хозяйственных подразделений, предприятий, коммерческих структур получают возможность оперативно реагировать на сбои в развитии экономического района. Одновременно расширяются границы территориальной управляемости, создаются предпосылки для совершенствования региональных органов управления, меняются методы работы его персонала.
Параметры сводного матричного материально-финансового баланса платежного оборота -широчайший и надежнейший информационный фонд для оценки успешности функционирования производственно-хозяйственного подразделения, региона в целом.
Матричный баланс платежного оборота охватывает, по существу, все сферы многообразной деятельности производственно-хозяйственной системы и ее структурных частей. Из баланса можно выбирать любые данные, необходимые для
полного комплексного анализа процесса расширенного воспроизводства в хозяйственных системах высокой сложности применительно к каждому конкретному участку хозяйствования. Матричный платежный информационный массив позволяет сразу же видеть возникновение очага диспропорций, перепроверять одни данные другими, улучшать смысловую переработку информационных сведений, критически оценивать полученные выводы, сочетать целостную оценку слитых в единое целое результатов хозяйствования с выявлением индивидуальных недостатков в работе.
Выявление итогов функционирования территории и ее составных частей можно осуществлять с необходимой степенью частоты - за месяц, декаду, пятидневку. В результате становится возможным перманентно измерять успешность развития хозяйственной системы, непрерывно исследовать и изучать факторы и условия, влияющие на ее величину, оперативно принимать возможные превентивные меры по устранению и предупреждению негативных хозяйственных явлений.
Показатели матричного платежного баланса - это результирующие обороты по мере совершенствования соответствующих экономических операций. Поэтому в матричных данных платежного оборота элиминируются действия различных случайных, спорадических обстоятельств. Это обусловливает высокую степень непротиворечивости, аналитической ценности матрично-балан-совых сведений, а значит, и обоснованность умозаключений о характере эволюции хозяйственных результатов анализируемых производственно-хозяйственных звеньев.
Отношение двух экономических взаимосвязанных показателей - сравнительная характеристика объемов двух различных хозяйственных совокупностей. Поэтому индекс двух показателей, позволяющий уяснить изменение темпа и характера хозяйственного явления, обладает большей содержательной емкостью, чем абсолютный размер одного из них.
Несмотря на радикальное улучшение информационного обеспечения и оценки работы хозяйственных объектов любого масштаба и сложности и неоспоримые аналитические достоинства индексных балансовых величин, по этим отношениям, взятым сами по себе, принимать суждение о качестве работы невозможно. Во-первых, по разрозненным относительным балансовым показателям трудно, а порою невозможно ана-
3МересТе У.И. О матричном методе анализа экономической эффективности производства. // Экономика и математические методы, т. XVIII, 1982, № 1.
литически выявить взаимную связь тенденций и их симптомов. Во-вторых, изучаемые балансовые отношения достигнутых результатов могут отличаться друг от друга по направлению и размерам изменения. Отсюда следует, что без суммирования падающих и возрастающих экономических параметров, интеграции их противоречивого движения нельзя судить об интегральной сравнительной экономичности эволюции различных производственно-хозяйственных структур и их частей, тенденции их развития. Следовательно, для выведения общей достаточно правдоподобной оценки эффективности регулирования производственно-хозяйственного объекта нужно множество индивидуальных балансовых пропорций привести к какой-то сводной величине, сфокусировать в ней всю существенную разноречивую информацию о деятельности анализируемого комплекса.
Матричный баланс платежного оборота - схема, модель, раскрывающая анатомию производственно-хозяйственной деятельности системы по всем ее основным экономическим показателям и причинно-следственным связям между ними. Теоретический анализ данной схемы, исследование взаимосвязей между ее показателями, проверочные эмпирические расчеты, проведенные в Таллиннском политехническом институте, позволяют сделать вывод о возможности получения по относительным, индексным балансовым показателям агрегированного измерителя, дающего более или менее корректную тотальную сравнительную оценку работы производственно-хозяйстве-ного комплекса.
Результаты повышения эффективности хозяйствования по данным матричного баланса неплохо характеризуются средней величиной элементов индексной матрицы, значения которых растут по мере повышения эффективности:
* 211* Ьу
ЕФ~ п2-п '
где
У* - элементы индексной матрицы, численное значение которых растет по мере повышения интенсивности производства;
п - количество исходных матричных балансовых показателей3. Синтетический индекс отражает интегральные результаты регулирования в данном производственно-хозяйственном звене и анализируемом периоде.
При разных вариантах схем и проектов развития подразделений общественного производства синтетический индекс не отвечает на вопрос и о сравнительной эффективности.
Для получения такой оценки частные матричные балансовые индексные величины, а следовательно, и синтетический индекс эффективности должны быть исчислены по отношению к объективному критерию. Известно, что прогрессивность, обоснованность нормативов в регионах может быть далеко не одинаковой. Поэтому сравнение фактических матричных балансовых данных территорий при разных проектах их развития и выведение на их основе синтетического индекса эффективности конкретной области недостаточно для их ранжирования по степени эффективности. Известное представление о сравнительных уровнях успешности функционирования пространственных звеньев при разных технико-экономических вариантах можно получить, если сопоставить слагаемые эффективности с соответствующими фактическими показателями за предыдущие периоды. Однако и этого недостаточно для окончательных выводов, поскольку отчетные показатели за предыдущие периоды в подавляющем большинстве случаев по-разному отражают использование внутрипроизводственных резервов. У.И. Мересте пришел к выводу, что сопоставление фактических показателей анализируемого подразделения само по себе не может служить основанием для окончательных выводов об эффективности регулирования и достигаемых результатах, о принципиальной невозможности выявления сравнительной эффективности производственно-хозяйственных объектов с различными экономическими параметрами. Автор отчета до данного рубежа следовал логике исследования У.И. Мересте. Здесь же автор свернул в сторону и пришел к совершенно противоположному выводу.
Степень использования соответствующих производственных и финансовых возможностей -общий объективный критерий оценки как индивидуальных, так и общего индекса сравнительной эффективности по различным проектам регионального развития.
Выведение сравнительной оценки различных вариантов развития сводному материально-финансовому матричному балансу платежного оборота производственно-хозяйственных систем связано с выполнением некоторых дополнительных требований к информационному оценочному фонду, исходным информационным данным и отношениям:
для подсчета синтетического индекса предельной эффективности индивидуальных балансовых показателей, отражающих различные сущностные свойства исследуемого варианта развития хозяйственного объекта, устанавливаются предельно возможные величины;
при невозможности исчисления потенциального предела в использовании того или иного хозяйственного фактора подбирается параметр-дублер, по своей природе примерно совпадающий с соответствующей предельной величиной;
если какой-либо производственно-хозяйственный фактор нельзя измерить в целом, то он разлагается на автономно исчисляемые составные части, в случае необходимости вплоть до комплекса соответствующих элементарных показателей.
Синтетический индекс предельной эффективности - это общий первоначальный базис для гипотетического предположения о сравнительной степени успешности эволюции изучаемого подразделения, общего ориентирования в его сложном непрямолинейном ходе на сравнительном фоне функционирования других матричных вариантов его развития. Синтетический индекс предельной эффективности - один из инструментов, приемов рациональной экономической логики, старт процедуры выведения оценки сравнительной степени успешности развития территории по данному конкретному сценарию. Поэтому данный индекс нельзя абсолютизировать, абстрактно вырывать из комбинаторного богатства хозяйственно-экономических отношений, частных индексных параметров как системных свойств состояния и развития системы и ее структурных частей.
Синтетическая оценка успешности работы должна сочетаться со структурным дифференцированием свойств изучаемого сложного объекта, логическим осмыслением совокупности частных балансовых сопоставлений, индивидуальных индексов, отражающих наиболее важные производственные и обращенческие процессы. Окончательное суждение выносится как на основе синтетической предельной оценки развития территории по соответствующему проекту, так и конкретного анализа сравнительной степени успешности функционирования региона, сколь бы достоверными и надежными они ни представлялись. Рассмотрение матричных схем социально-экономического развития и выбор наилучшей из их совокупности должны подкрепляться критическим изучением всех исходных данных и предложений, коллективным здравым смыслом, опытом, интуицией, аргументированной борьбой мнений. В связи с этим необходимо, чтобы выбранный администрацией области проект ее развития на очередной год совместно с проектном годового бюджета выносился на рассмотрение и утверждение областного представительного собрания.
Матричный учет платежного оборота на предприятиях ведется непрерывно, синхронно с
осуществлением экономических операций, фиксируемых в платежных банковских документах. Следовательно, введение быстротечной регистрации первичных сведений о платежных операциях позволяет давать прогноз об отклонениях сразу же по возникновении самых первых даже незначительных положительных или неблагоприятных аналитических симптомов.
Первичными организационными звеньями формирования прогнозов на основе данных платежных документов являются предприятия. Специалисты предприятий лучше чем кто-либо знают свой участок работы, могут логически анализировать обстоятельства, влияющие на его функционирование, обладают профессиональной интуицией, повседневно получают детализированную матричную информацию о складывающейся на направлении их работы производственно-хозяйственной обстановке. В случае необходимости на предприятиях можно оперативно привлекать к прогнозированию и косвенно связанных с данным участком работы специалистов. Следовательно, введение подвижного балансового учета параметров платежных документов самым благотворным образом сказывается на познании природы быстротечного явления, его движущих сил и особенностей, краткосрочных конъюнктурных прогнозных экономических оценках, принятии превентивных оперативных мер по своевременному профилактическому регулированию производственно-хозяйственных процессов.
Надежность, фундаментальность среднесрочных и долгосрочных прогнозов возрастает с увеличением протяженности ряда прогнозируемых показателей.
Непрерывно поступающие системные сигналы матричного учета состояния экономических элементов всех этапов кругооборота продукции, денег и соответствующих их перемещению цепных хозяйственных связей между различными частями хозяйственной системы могут накапливаться, группироваться, увязываться и систематизироваться по массовым признакам в однородные закономерно связанные между собой ряды, составляют добротную основу для среднесрочных и долгосрочных прогнозов.
Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы всесторонне взаимосвязаны и взаимообусловлены, диффузируют друг в друга, представляют различные части единой находящейся в равновесии прогнозируемой системы.
Каждый из трех существующих видов прогнозов дает для других видов важную аналитическую информацию для проверки, уточнения, скрещивания. Реальность вероятностных прогнозов на
длительную перспективу находится в прямой связи с использованием данных среднесрочных прогнозов, а последних - с учетом характера развертывания всех причудливых текущих конъюнктурных моментов экономического развития.
Высокодинамичная индустрия тщательно выверенной экономической информации на основе учета конвейерно возобновляющихся сведений платежного оборота позволяет разрабатывать прогнозы всех трех видов с весьма высокой цикличностью, проверять, взаимокорректиро-вать, согласовывать, пригонять их в единую систему, осуществлять скользящее микро-, мезо- и макропрогнозирование.
Исключительно важно обеспечение аддитивности прогнозов, их сводимость по уровням управления. При матричном учете платежного оборота банковский документ - единственный, сквозной источник информационного обеспечения прогнозов. Все прогнозы по горизонтали и вертикали общественного производства основываются на единой балансовой методологии строго в привязке к реально сложившейся управленческой оргструктуре. Таким образом, при динамическом прогнозировании по текущей платежной банковской информации обеспечивается полная аддитивность всех прогнозов по всем уровням управленческой иерархии, в частности в регионах в связке "предприятие -ведомство - губернское руководство".
Пропорциональность прогнозных материальных и финансовых показателей, получаемых только путем продления соответствующих временных рядов вследствие недостаточной корректности и представительности исходных данных, погрешностей в математической формализации тренда, различных случайных изменений автоматически в прогнозе не воспроизводится. "Вмонтирование" системы территориальных балансовых соотношений обеспечивает переход от модели прогноза развития региона, состоящей из автономных временных функций, к модели взаимосвязанных математических прогнозных пропорциональных отношений, повышает степень адекватности отображения матричной схемой требований взаимосвязанности, движения региона по балансовому руслу. В результате губернское прогнозно-аналитическое управление может отслеживать по регулярно получаемым от службы Главного контролера текущим матрицам платежного оборота соответствие между различными матричными блоками, выявляет "узкие" места и диспропорции в финансировании воспроизводства и целевых комплексных программах в области за счет бюджета и внебюджетных фондов, соблюдение законности в их расходовании. Одновременно прогнозно-
аналитическое управление может регулярно составлять и матричные прогнозы развития своего района. В случае необходимости губернская администрация разрабатывает выправляющие меры по изменению режима финансирования в области путем увеличения бюджетных ассигнований или, наоборот, свертывания фронта работ, привлечения ресурсов от негосударственных источников -муниципалитетов, банковских учреждений, коммерческих фирм, иностранных инвесторов, региональных займов, наращивания госзакупок, госзаказов, субсидирования, преференций. Данные текущих и прогнозных матричных балансов платежного оборота позволяют предпринимать корректирующие усилия с учетом как текущего момента, так и перспективы, точно в очагах неравновесия (объект, отрасль, район), выбором наиболее подходящего рыночного инструмента, с принятием во внимание глубины возникающих противоречий, продолжительности их устранения, нахождением конкретных виновных лиц. Новая информационная индустрия в регионах открывает возможности для систематического контроля целевого использования местами дополнительных предоставляемых им средств, стремительно проводить поиски новых подходов в политике развития районных хозяйственных систем, оперативно перенаправлять финансовые потоки для восстановления территориального порядка. Таким образом, матричное отражение платежного разворота в области - это и информационная база поддержания и совершенствования территориальных пропорций и финансового контроля, и координации использования в ней государственных финансов. Внедрение матричной платежной информационной технологии в областях напрямую связано с преобразованием структуры и методов работы губернского аппарата.
Матричная расстановка управленческих кадров, получение ими информации о всех нужных для выполнения своих обязанностей процессах вслед за их прохождением дает возможность построить областной аппарат по балансовому принципу с разбивкой по отраслям, сделать его компактным, сконцентрировать выполнение отраслевых функций в руках небольшой группы специалистов, контролировать положение на данном участке от начала до конца.
Коренным образом меняется назначение органа региональной власти. Его основными задачами становятся разработка территориальных программ, отслеживание по данным учета платежного оборота смещений в территориальных социально-экономических процессах, поддержание в соотношении между бюджетными и ком-
мерческими источниками финансирования, интенсификация пространственного экономического роста. Губернская власть активно занимается сегментацией и координацией в рыночной сфере, совершенствованием взаимодействия государства и региональных деловых кругов, могут использовать информацию о матричных материально-финансовых потоках для формирования региональных прогнозов, целевых, территориальных, экономических, научно-технических, социальных и других программ, разработки оперативных планов по их выполнению, их постоянного аналитического исследования, принятия необходимых превентивных мер для достижения индикативных ориентиров. Территориальные регулирующие органы становятся способными выявлять по данным платежного мониторинга самые первые признаки зарождающихся в глубинных пластах региональной экономики здоровых и болезненных тенденций. Это открывает возможность предотвращения различных прорывов, обеспечивает высокую степень предсказуемости в развитии территории. В этом случае экономическое программирование и административное сливаются с оперированием денежными средствами, с управлением платежным оборотом в интегрированных интересах территории.
В составе региональной инспекции могут быть всего три-четыре структурных подразделения: аналитическое, бюджетно-финансовое, балансо-во-регулирующее, поддержки предпринимательства. При обнаружении по балансу платежного оборота запутанных "узлов" в функционировании социально-экономического организма региона в аппарате создаются временные проблемные группы, неотступно отслеживающие по информационному матричному экрану результаты разрабатываемых и осуществляемых ими нормализаци-онных мер. Индикативное влияние зональной администрации осуществляется без неоправданного вторжения в деятельность предпринимательских структур, приказов, кабинетных распоряжений, начальственного нажима, других командных методов руководства. Региональное регулирование базируется на анализе матричной поточной отчетности, непосредственном деловом партнерстве и живых контактах, возможности быстрой мобилизации экономическими методами внутренних ресурсов территории (бюджетные средства, кредиты местных банков, муниципальные займы и т.д.) с учетом баланса интереса расположенных в районе хозяйственных субъектов. Оно связано и с возможностью быстрой адаптации хозяйственных структур к постоянно меняющимся условиям рынка, преодолением разоб-
щенности, несогласованности в действиях государства и бизнесменов. Территориальное регулирование хозяйственной динамики - это также и воздействие на бюджетные и коммерческие структуры финансового контроля, системы норм, параметров, учета всей совокупности региональных условий, информационное обеспечение предпринимательства в государственном и рыночном пространстве с учетом возникающего в нем множества случайностей. Такое регулирование нивелирует несоответствие между составляющими региональной хозяйственной инфраструктуры, срезает амплитуду колебаний региональной конъюнктуры, с помощью матрично-платежной информации синхронизирует хозяйственные усилия администрации предпринимателей.
Существенные изменения в видах первичного учета на предприятиях, организациях, в учреждениях, естественное отмирание некоторых из них на основе перехода к регистрации платежного оборота по экономическому содержанию банковских операций и связанные с этим реконструктивные процессы в методах, технологии, организации финансового контроля в регионах вызывают объективную необходимость перепостроения финансовых и налоговых органов на общегосударственном уровне. Это относится, прежде всего, к созданию в аппарате Министерства финансов РФ Генеральной инспекции главных контролеров и ликвидации в связи с этим Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ, упразднением Министерства налогов и сборов РФ, постепенному сужению сферы деятельности и видоизменению функций Налоговой полиции. В свою очередь Генеральная инспекция главных контролеров должна подчиняться Первому заместителю Министра финансов РФ, наделяться самыми широкими полномочиями. На Инспекцию помимо руководства главными контролерами областей, краев, республик можно было бы возложить проведение комплексных ревизий и проверок финансовой дея-тельнорти центральных учреждений страны, контроль всех документов по зачислению и использованию средств федерального бюджета, подго-
товку крупных предложений по рационализации формирования и использования денежных фондов государства.
Введение учета платежного оборота по матричной формуле сводит к минимуму бухгалтерский учет в существующем ныне виде во всех подразделениях общественного производства. Данный процесс интенсифицируется возможностью получения наряду с матричным балансом платежного оборота также баланса, других существующих форм финансовой отчетности предприятий от банковских учреждений. Естественным следствием данного процесса является выдача необходимых денежных средств на организационно-хозяйственные расходы государственным организациям, коммерческим структурам, выплата населению с личного индентификационного счета заработной платы, других денежных доходов в наличной форме независимо от суммы учреждениями Сбербанка РФ. С этого же идентификационного счета оплачиваются по перечислению, аккредитивами, чеками все покупки населением недвижимости, другого дорогостоящего имущества, предметов роскоши, антиквариата, пожертвования. Такая мера рационализирует и эконо-мизирует расходы на эмиссию, по организации налично-денежного оборота, а главное, ставит под банковский надзор и делает совершенно ненужным предоставление населением в налоговые органы деклараций о своих совокупных доходах и расходах. Максимально упрощаются налоговые взаимоотношения государства и населения, предельно повышается и ускоряется налоговая упла-чиваемость, улучшается использование личного времени трудящихся, до предела сжимаются возможности денежных хищений и махинаций.
Очевидно, ч!о реорганизационные процессы в регулировании территорий на базе информации о пронизывающих их платежных потоках, как и при модернизации системы финансового контроля в регионах, не могут не привести к сдвигу в функциональных взаимоотношениях центра и мест, изменениям в правах, функциях, организационной структуре общегосударственных органов руководства национальной экономикой.