ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
ПЛАТЕЖНЫЙ МОНИТОРИНГ - ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Перераспределение хозяйственных функций между Центром и регионами ставит на повестку дня поиск новых методов и инструментов укрепления экономики отдельных территорий. Новая модель функционирования и развития их должна обеспечивать социально-экономический подъем региона, его экологическое оздоровление.
Считаем, что подобная система может быть построена на базе регионального учета платежного оборота в форме матричного материально-финан-сового баланса и встраивании его в рыночные условия хозяйствования. По данным учета платежных документов можно оперативно получать необходимые данные о перемещении ресурсов и изменении финансовых источников их формирования. Наиболее рациональной формой записи ротации платежных данных является диграфная система счетов, все дебеты которых расположены по вертикали, а кредиты - по горизонтали. Из записей в такой матрице видны характер экономической операции, время ее осуществления, источник поступления ценностей и их получатель.
Путем соответствующей группировки счетов в матрице можно в заранее установленной форме отразить взаимосвязь всех существенных производственно-хозяйственных операций, совершенных хозяйственным звеном. Важно и то, что в матричном балансе сальдо сверх определенного размера по каждому счету является сигналом отклонения от равновесия на определенном участке хозяйствования.
При регистрации данных платежных операций информация об экономических процессах поступает непрерывно. Она идеально приспособлена для обработки на ЭВМ. А поскольку отчетность, составляемая путем регистрации платежных операций, является высокодинамичной и конкретной, она позволяет управленческому органу незамедлительно принимать меры по ликвидации недостатков в работе.
В.Д ШТУНДЮК, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, доктор экономических наук
Информация, получаемая путем регистрации платежных операций, не связана с особыми материальными затратами. Она составляется не специально, а поступает автоматически в ходе повседневной деятельности хозяйственных структур.
Наиболее рациональная форма записи данных платежного оборота - квадратная матрица (см. табл.). Запись их производится в ячейке на пересечении счетов по пассиву и активу. Каждая такая запись отражает характер, сущность экономической операции, источник поступления ценностей и их получателей. Из матрицы всегда можно черпать сведения о количестве произведенной стоимости, адресате, ее реализации, распределении или перераспределении. Более того, поскольку матрица состоит по приходу и расходу из идентичных счетов, сальдо по каждому счету - индикатор какого-то сдвига в ходе производственно-хозяйственного процесса.
Путем соответствующей группировки счетов, обеспечения между ними органической согласованности в матрице можно отразить последовательную взаимосвязь всех операций, совершаемых подразделением в процессе производства и обращения, получить "фотографию" процесса воспроизводства. При шифровании операций по их экономическому содержанию в комбинации с номерами счетов плательщика и получателя обеспечивается автоматическое заполнение платежного баланса.
Матричный баланс одноприроден с системой учета и статистики в форме национальных счетов. Поэтому внедрение матричной формы записи конечных показателей и информационного обеспечения на основе учета платежного оборота находится в русле Государственной программы перехода Российской Федерации на принятый в международной практике порядок ведения общественного счетоводства. Классификация счетов матричного баланса платежного оборота, его содержание
Таблица
Матричный баланс
БАЛАНС ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ФИНАНСОВО-КРЕД 1ИТНАЯ СИСТЕМА
Общественный продукт и рациональный доход Основные народнохозяйственные процессы Доходы и расходы хозяйственных единиц Финансовая система Кредитная система
Производство Потребление Накопление кредит и околокредитные операции
Продукция Первичные доходы Фонд воз-ме- ще-ния Продукция в ценах про-из-вод-ства Налоги в ценах на продукцию отраслей Затраты на потребление Фи-нан-сиро-вание потребления Фонды (основные и материальные, оборотные) Фи-нанси-рова-ние накопления по отраслям Про-из-вод-ствен- ная сфера Не-про-из-вод-ствен- ная сфера На-се-ле-ние Учреждения финансовой системы Средства бюджета Вне-бюд-жет-ные средства Учреждения кредитной системы Кредитные ресурсы Кредитные вложения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 23 24 25 26 27 28
Наименования счетов по строкам идентичны их наименованиям по столбцам 1 1.4 1.6
2 2.4
3 3.4
4 4.1 4.5
5 5.1
6 6.7
7 7.10 7.11 7.12
8 8.12
9 9.10 9.11 9.12 9.28
10 10.10 10.11 10.12 10.25 10.28
11 11.10 11.11 11.12 11.25 11.28
12 12.2 12.10 12.11 12.12 12.25 12.28
23 23.10 23.11 23.12 23.23 23.24 23.25
24 24.2 24.10 24.11 24.12
25 25.10 25.11 25.12 25.23
26 26.10 26.11 26.12 26.25 26.27
27 27.10 27.11 27.12 27.23 27.25 27.26 27.28
28 28.10 28.11 28.12 28.25
зависят от характеристик плановой и отчетной документации, экономических операций и хозяйственных субъектов плательщиков и получателей средств, номенклатуры потребляемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, получаемых и оказываемых услуг.
В матрице должны быть отражены все показатели, которые предусматриваются существующими формами статистической и бухгалтерской отчетности. Поскольку матричный баланс хозоргана - инструмент непрерывного анализа успешной работы, ликвидации возникающих в ее ходе отклонений от состояния равновесия, исходные балансовые качественные и количественные характеристики должны быть не только репрезентативными, но и легко управляемыми. Это - "кнопки", нажатие которых позволяет быстро и эффективно нормализовать хозяйственную обстановку.
Матрица, составленная на основе информации о расчетных отношениях, характеризует начальные и конечные характеристики деятельности хозяйственного органа. Перемещения стоимости внутри предприятия, организации и между его юридически несамостоятельными учреждениями в платежном обороте не отражаются. Остаются "непроница-
емыми" для матричного платежного учета все нестоимостные показатели. Для повседневного управления бизнесом необходима информация о конечных показателях, "входных" и "выходных" стоимостных и натуральных параметрах. Именно эти данные фиксируются в матрице учета платежного оборота по платежным документам. Определенные статистические и бухгалтерские данные нужны в установленной форме финансовым и статистическим органам. Отсюда следует, что матричный учет платежного оборота хозяйственных органов должен обеспечивать возможность получения важнейших отчетных сводок - бухгалтерского баланса, основных финансовых результатов, кассового плана. Очевидно, что все эти формы нужны по истечении определенных временных интервалов. Вместе с тем машинный учет платежного оборота позволяет вносить в память ЭВМ и хранить в ней все соответствующие текущие сведения мгновенно и в любое время в случае необходимости предоставлять их пользователю.
Использование хозяйственными структурами матричного материально-финансового баланса открывает перед предприятиями и объединениями большие перспективы в совершенствовании управ-
ления и хозяйственного механизма, особенно улучшении организации финансирования, кредитования, расчетов.
С реорганизацией организационной структуры аппарата управления предприятий и объединений применительно к счетам, блокам, группам блоков матричного баланса платежного оборота управленческие функции смыкаются с соответствующими информационными потоками. В результате становится возможным пролонгирование внутризаводского финансового планирования до заданий по конкретным управленческим местам, функциональным действиям.
Новая система учета имеет огромное значение для повышения эффективности работы предприятий и других хозяйственных структур.
В области прогнозирования, программирования и оперативно-производственного планирования такие балансы создают информационные предпосылки для непрерывного составления и постоянной корректировки текущих, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, научно-технических и коммерческих программ, календарных графиков производства и обращения. Открываются возможности для "проигрывания" различных балансовых альтернативных предплановых решений.
В области управления можно оперативно осуществлять балансовое регулирование производства и обращения, учитывать хозяйственную конъюнктуру и требования маркетинга, оценивать результаты своих действий, выявлять причины неудач, регулировать производственно-хозяйственную деятельность. В результате радикально совершенствуется управленческая технология, резко повышается качество решений й производительность труда аппарата управления, упрощается организационная структура хозяйственных подразделений.
"Второе дыхание" получает маркетинг. Благодаря матричному платежному экрану производственно-хозяйственной деятельности, в частности движения товарных ресурсов, предприятия, фирмы могут непрерывно наблюдать за состоянием запасов, оперативно управлять процессом формирования и выполнения планов снабжения и сбыта в балансовой корреспонденции со всеми другими сторонами функционирования промышленных и других хозяйственных звеньев. При балансовом наблюдении по данным учета платежного оборота за движением материальных и денежных фондов маркетинговые службы получают возможность регулировать состояние производственных запасов при осуществлении каждой финансовой операции, упреждать неэффективное использование оборотных средств. При этом данные о состоянии материально-технического обеспечения вписаны в единый
балансовый массив методически согласованных сведений, характеризующих всю деятельность предприятия, что позволяет в минимально короткий срок находить причины срывов в поступлении ресурсов, быстро принимать меры по их устранению, приобретать сырье и материалы в пределах своих финансовых возможностей.
Оперативный контроль за каждой конкретной операцией по отгрузке готовой продукции и поступлению за них денег от покупателей, другими многообразными маркетинговыми действиями создает благоприятные условия для выявления емкости рынка, динамики интересов и предпочтений потребителей, рентабельности продукции по заказам, видам изделий. По матричному платежному балансу можно быстро получать и анализировать соответствующие фактические результаты, вносить в принятые решения необходимые коррективы, оценивать риск перехода к новой коммерческой линии, мобильно ориентироваться в новой обстановке и реагировать в любой момент времени даже на незначительные сдвиги в потребительском спросе.
Новая информационная технология способствует также ускорению отгрузки заказанных товаров за счет запасов готовой продукции. Обязательность сокращения сроков поставки - это и результат незамедлительной регистрации в матрице поступивших от потребителей новых заказов и срочного оформления заявок цехам и участкам на их выполнение. В этом случае общехозяйственное регулирование по матрице учета платежного оборота благодаря использованию головной ЭВМ сочетается с управлением производственными процессами с помощью мини-ЭВМ.
В области учета и отчетности резко сокращается объем счетной работы, ее выполнение рассредоточивается во времени, можно оперативно получать любые нужные материальные и финансовые данные или их балансовые сводки, повысить качество последних, свести к минимуму бухгалтерский аппарат.
В области оценки деятельности, материального стимулирования становится возможным непрерывное отслеживание результативности функционирования хозяйственных органов, вскрытие внутренних резервов, переход к системе поощрения, стимулирующей работников к поддержанию оптимального соотношения между "ключевыми точками" матричного баланса, к конкретным достижениям в управленческой деятельности.
Крупные предприятия, объединения, корпорации и биржи могут и самостоятельно вести учет платежного оборота по матричной формуле, подключив при создании в банке информационного и
расчетного мониторинга на основе матричного учета платежного оборота ЭВМ. Это позволит им периодически получать от банков все необходимые сведения, давать запросы и задания по купле-продаже товаров, ценных бумаг, осуществлению других платежных операций, повысить скорость денежного обращения.
Регулярно предоставляя матричные балансы платежного оборота, обычные бухгалтерские балансы, другие формы отчетности, оказывая различные услуги клиентам за определенную плату, банк с лихвою может окупить расходы на ведение матричного учета платежного механизма.
Массовая регистрация данных платежных документов в соответствии с логикой матричного баланса благоприятно сказывается на модификации и диверсификации банковского обслуживания, расширении оказываемых услуг, облегчает поиск компромиссных развязок, внедрение нововведений, связанных с глубоким знанием финансового положения клиентов и учетом взаимных интересов клиентов и банка. Это, в частности, позволяет на новом уровне выполнять работу по составлению конъюнктурно-экономических и прогнозных обзоров, рекламных проспектов для клиентуры, бюджетному проектированию, предоставлению деловой информации, консультированию по размещению средств и управлению инвестициями. Внедрение в банке информационной технологии многостороннего наблюдения за деятельностью клиентов и банковской системы в целом вслед за осуществлением платежной операции создает информационный простор для развертывания лизинга, факторинга, трастовых услуг, банковского жирооборота, выпуска чеков, овердрафта, манипулирования валютными курсами.
С переходом от обработки периодически накапливаемых в хаотичной мозаике сведений к непрерывной фиксации платежной информации в балансовом виде интенсифицируются расчетные отношения, легче дифференцируются их условия. Усиливается и подвижность банковских учреждений при оперировании ценными бумагами, становится возможным более прицельный выбор момента реализации ценных бумаг, прекращения сделок. Круг предпринимательских звеньев, потребности которых в обороте ценных бумаг могут быстро обслуживать банки при опоре на свою массовую платежную информацию, компьютерную сеть и программные средства, весьма широк. Прежде всего, это - структуры, нуждающиеся в индивидуальном подходе к оперированию ценными бумагами, различные фирмы, имеющие традиционные связи с данным банком; бизнесмены, заинтересованные во всестороннем анализе сделок, не-
большие предприятия, которые не в состоянии отслеживать рынок ценных бумаг.
В кредитных учреждениях приумножаются возможности для посреднической деятельности по встречным предложениям клиентов и других агентов, проведения для них с помощью матричного баланса сложных финансовых комбинаций, увязывания всех их операций в единую платежную цепь совместных действий с целью получения дохода.
При внедрении высокой информационной технологии в форме матричного баланса платежного оборота банковские органы могут четко устанавливать на любой момент времени рейтинг банковских клиентов, намечать улучшение их финансового положения, обоснованно отказываться от предоставления ссуд. В новых информационных условиях банки могут быстро и тщательно выверять обеспеченность активов и их эффективность с учетом перспектив развития отношений с кредитополучателем, практически исключить возможность непогашения обязательств.
По возникающим в матричном балансе платежного оборота сальдо между одноименными счетами банки могут сразу же по их возникновении распознавать зоны, требующие пристального внимания, вовремя начинать бить тревогу, предпринимать последовательные шаги по нормализации положения путем перегруппировки и маневрирования ресурсами.
С налаживанием системы учета платежного оборота, дающей ежедневно исчерпывающие сведения о материальных и финансовых отношениях, банковские учреждения освобождаются от подавляющей части работы по проверке деятельности клиентов путем выезда банковских работников к клиентам и запроса различных документов, многократно уменьшается бумажный вал, ускоряется обслуживание клиентов, повышается культура банковской работы.
Машинное получение матричного платежного баланса может быть "запараллелено" с получением по общей математической программе и на основе единого информационного платежного массива бухгалтерского банковского баланса, счета "Доходы и расходы банка", других отчетных банковских форм.
Возможность тонкого "улавливания" разнообразных особенностей коммерческой деятельности служит толчком к более узкой специализации банковских учреждений, нахождению каждым из них своей собственной ниши в структуре банковского бизнеса, снижению коммерческой уязвимости мелкого и среднего кредитно-расчетного предпринимательства. С помощью матрицы учета платежного оборота возрастают потенции для расширения сфер
банковского влияния, концентрации банковского дела путем увеличения количества обслуживаемых предприятий различных отраслей и гаммы выполняемых операций, обеспечивается рациональное управление сложным банковским механизмом.
Компьютеризация и непрекращающееся поступление информации ведут к колоссальным изменениям в технологии обслуживания банковской клиентуры. В частности, мощный импульс получает автоматизация и универсализация банковских операционных постов, резко возрастают информированность и ответственность работников, постоянство ритма в работе вкупе с осознанием, разграничением и согласованием их функций; упрощается организационная структура при одновременном повышении ее способности к перестройкам; улучшаются условия для решения банком аналитических задач с использованием ЭВМ, внедрения математических методов и системного анализа. Зачастую именно такой подход позволяет установить пропорциональность между ресурсами производства, конечными целями и затратами, на деле повлиять на обстановку в регионе. Вместе с тем банки, внедрившие принципиально новую информационную технологию, могут получать особенно большой эффект за счет поочередного, каскадного предоставления заемных средств хозорганам.
Например, ссуда вначале предоставляется предприятию на высвобождение из оборота большой денежной массы. Затем часть высвобожденных и осевших в банке средств сразу же перенаправляется на финансирование другого местного хозяйственного образования, что, как видно из регионального матричного баланса, также может дать значительный эффект и т.д.
Если регион обслуживается несколькими банками, то сводный территориальный матричный баланс платежного оборота можно получать в соответствующем расчетно-кассовом центре по данным, поступающим ему от соответствующих кредитных учреждений.
При включении в классификатор матричного баланса платежного оборота платежей за вредные техногенные выбросы и другой ущерб, наносимый окружающей среде, дезактивацию территории, других стоимостных потоков, характеризующих жизнеобеспечение территории, матрица дает единую системную картину территориального экономического, социального и экологического положения. Формируется исключительно подвижное, обширное по совокупности показателей информационное территориальное поле. В результате автономные коммерческие действия региональных подразделений осуществляются в общем русле согласованного, взаимоувязанного развития территории.
Коренная модернизация информационного обеспечения в регионах позволяет ликвидировать информационную изолированность территориальных производственно-хозяйственных структур, способствует повышению управляемости, укрупнению единичных размеров производства, улучшению отбора включаемых в их состав подразделений, зарождению глубокой территориальной информационной технологии и совершенствованию форм организации территориальных производственно-хозяйственных структур.
С созданием системы информационного "рентгена" можно более гармонично связывать предприятия в хозяйственные комплексы за счет развития региональных централизованных производств, создания вокруг расположенных в регионе крупных предприятий узкоспециализированных фирм - "спутников".
Территориальные государственные организации, предприниматели получат возможность на основе регистрации поступающих информационно-регулирующих сведений о процессах в регионе выявлять и сглаживать различные отклонения в региональном развитии. Расширятся возможности маневрирования запасами сырья и материалов. Станет более оперативной загрузка временно свободных мощностей, более рациональным использование транспорта, повысится гибкость использования централизованных бюджетных средств с учетом местных условий. Природоохранные органы, учреждения здравоохранения и другие организации смогут постоянно отслеживать ситуацию в своих сферах и принимать меры по восстановлению нормального образа жизни на территории.
Матричная регистрация платежных потоков имеет отношение и к обеспечению экономической безопасности территорий. Такой мониторинг облегчает быструю сбалансированную переналадку регионального хозяйства при возникновении таких форс-мажорных обстоятельств, как "взвинчивание" таможенных пошлин, экономическая блокада, забастовки. Благодаря быстроте получения и объективности информационного оттиска жизнедеятельности региона станет возможным более оперативное выявление причин "перекосов" (и их устранение) вследствие ошибок, действий ведомственных и местных органов в ущерб интересам региона, "выпрямление" уклонов в их работе, влияние на цены, финансы, доходы населения, природную среду.
С вводом системы информационного слежения возрастают выгоды от увеличения масштабов централизованного обслуживания предприятий транспортными средствами, создания общих подъемных путей, складов, строительных баз, подразделений
по комплектации материальных ресурсов и других структур, обслуживающих основное производство.
Внедрение интегрированных информационных расчетных механизмов "Банк - клиенты" позволяет поднять на новый качественный уровень управление региональной экономикой. Формируется исключительно подвижная, широкая по совокупности показателей, охвату расположенных на данной территории хозяйств, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, информационная база регионального регулирования хозяйства, социального развития, экологического состояния. Руководители региональных государственных и хозяйственных подразделений, предприятий, коммерческих структур получают возможность оперативно реагировать на сбои в развитии экономического района, на переменчивые требования территориальной социально-хозяйственной конъюнктуры. При этом "сбои" устраняются не путем аврала, принятия чрезвычайных мер, а постепенно. Одновременно подготавливается база для устранения ведомственности, замкнутости в управлении региональным производством, расширяются границы его управляемости, создаются предпосылки для совершенствования региональных органов управления, меняются методы работы его персонала.
С налаживанием региональной системы информационного отслеживания и быстрого реагирования на "сбои" и "перекосы", изменением организации производства и управления им, уточнением территориальных и управленческих границ создаются существенно более благоприятные условия для развития в районах государственных, акционерных, смешанных, частных, межотраслевых централизованных производств по выпуску продукции массового назначения. Одновременно значительно увеличиваются возможности региональной промышленности для формирования и успешного функционирования технически высокооснащенных небольших по численности персонала и вместе с тем выпускающих значительный объем однородной продукции предприятий для прилегающих к региону крупных заводов и фабрик на основе использования местного сырья, попутных продуктов переработки.
С переходом к предлагаемой модели адаптивного регионального регулирования в сочетании с новейшей информационной технологией качественно повышается эффективность налогов как регулятора социально-экономического и экологического развития региона в одном направлении.
С фиксацией в матричной платежной информатике чрезмерного повышения спроса на местные товары налоги могут сразу же повышаться на
определяемую по матрице величину (с принятием во внимание всего "шлейфа" вызываемых этим балансовых изменений). В связи с повышением региональных налогов уменьшаются или вообще "замораживаются" различные местные налоговые льготы и скидки. В этом случае районные налоги -чуткий ограничитель ранее поставленных целей, "перегрева" территориальной экономики, аккумуляции средств в местном бюджете.
Предвестник целесообразности проведения в районе рестрикционной налоговой линии - существенное активное сальдо местного бюджета. Оперирование регулирующей территориальной структурой размерами налоговых отчислений применительно к местной обстановке усиливает мощность налогового рычага в обеспечении нормальной эволюции района.
Благодаря высокоскоростной технологии "манипуляция" налогами в интересах увязанного по всем направлениям развития региона может сочетаться с варьированием размеров амортизационных отчислений. Повышение налогов комбинируется районным управленческим звеном с ростом норм амортизации.
Перечисление денежных средств предприятий и организаций в бюджет и небюджетные фонды в твердо установленные сроки порою вызывают у хозорганов финансовые затруднения, а то и общее расстройство их финансового положения. Вместе с тем оседание излишних денег в обороте хозяйственных звеньев позволяет им в течение определенного периода пользоваться не принадлежащими им денежными ресурсами. С введением же матричного учета платежного оборота перевод средств происходит по взаимной договоренности между предприятием и территориальным финансовым органом гибко, с глубоким балансовым замером состояния производства и обращения. Одновременно уменьшается и риск подрыва финансового положения хозяйственных звеньев из-за огульного изъятия действительно необходимых им денежных ресурсов.
Финансовый план региона может прорабатываться непрерывно на базе конвейерно поступающих платежных экономических, социальных, экологических данных, их систематической корректировки в едином ритме, с учетом приближения отслеживаемых параметров к предельно допустимым размерам, выполнения комплекса зональных программ.
Территориальные регулирующие органы становятся способными выявлять по данным платежного мониторинга самые первые признаки зарождающихся в глубинных пластах региональной экономики здоровых и болезненных тенденций в их
взаимном переплетении, не доступных поверхностному анализу пороговых состояний, сложных поворотов в хозяйствовании, социальном развитии, экологии и т.д. Это позволяет предотвратить негативные последствия отрицательных тенденций, способствовать развитию положительных мер, обеспечивает более высокую степень предсказуемости в развитии региона.
С введением системы чуткого информационного реагирования на изменения банковское управление региональным платежным оборотом становится одной из форм регулирования экономики, социального прогресса, экологии в регионе. В этом случае экономическое программирование, административное и банковское воздействие сливаются с оперированием денежными средствами, с управлением платежным оборотом в интегрированных интересах территории. Регулирование перемещения товарных и денежных потоков кредитным учреждением, тесное переплетение платежного оборота со всеми сторонами жизни региона становится еще одним рычагом координации его производства, социального развития, экологии, финансов.
Благодаря систематическому формированию баланса с попарными связями между партнерами по платежным операциям их сегодняшняя виртуальная кредиторская и дебиторская задолженность приобретает реальный по размеру характер. В матричном областном балансе автоматически само собою на основе зачета встречных требований происходит взаимопогашение задолженности. В итоге на лицевом счете каждого из банковских клиентов остается лишь их объективная задолженность по всей цепи их операций с всеми своими территориальными контрагентами. Многократно уменьшаются задержки в поступлении денег и отказы от платежей, существенно ускоряется оборот индивидуальных капиталов, оживляется работа предприятий, уходит в прошлое барьер. Одновременно качественно снижается потребность предпринимателей в заемных средствах, их расходы по оплате кредита, а значит, и издержки на выпуск продукции. У банков же появляется полная ясность в финансовом положении клиентов, эффективности и погашаемое™ выдаваемых ссуд, рационализируется операционный цикл, качественно удешевляются расчеты, снижаются потребные кассовые остатки и т.д.
По существу, в процессе движения денег по новой модели его учета происходит не сдвиг, а коренной переворот во взаимоотношениях между клиентами и банками, кредитовании, значение которого трудно переоценить.
Отражаемые в матрице и за ее балансовыми границами показатели по прибыли, объемам про-
изводства и продаж, розничным ценам, заработной плате и другим видам личных доходов, товарным запасам и т.д. разносторонне и полно характеризуют региональную экономическую, социальную и экологическую обстановку. Территориальные инвесторы на основе изучения динамики соответствующей совокупности конъюнктурных матричных признаков выбирают исходя из своего свободного капитала, коммерческих интересов и пристрастий, жизненного опыта и т.д. сферу приложения своих денежных ресурсов.
Конъюнктурные колебания - имманентно присущий атрибут свободной рыночной экономики. В фазах депрессии и подъема местные предприниматели, несмотря на наличие региональных матричных балансов платежного оборота, в силу своих частнохозяйственных интересов не могут обеспечить с должной быстротой и эффективностью переналаживание региональной социально-экономической жизни, ее перевод в новое равновесие. Поэтому представляется необходимым, чтобы в административно-хозяйственных образованиях инициатива бизнесменов органически подкреплялась регулирующими матрично выверенными действиями территориальной администрации. Так, муниципальные органы в период депрессии, опираясь на матричную хронику платежных сведений, могут массированно воздействовать на складывающуюся в области, крае обстановку путем снижения ставок региональных налогов и различных сборов, форсирования местных общественных работ, наращивания муниципальных кредитов и т.п. В фазе же подъема местная администрация, наоборот, прилагает усилия к срезанию избыточной покупательной силы населения, проводит политику бронирования свободных денежных ресурсов, повышения ссудного процента, таможенных ставок, ограничения налоговых льгот и пр.
Обе вышеназванные линии в территориальном финансовом регулировании сводятся к обеспечению денежного равновесия варьированием частными и муниципальными инвестициями. При этом оперирование региональной властью капитальными вложениями для стабилизации хозяйственного и социального положения на местах дает особенно значительный результат. Дело в том, что для фаз подъема и депрессии свойственно усиление несоответствий в структуре территориального производства, а следовательно, в загрузке производственных мощностей, уровне занятости и т.д. Обычное рыночное привлечение частных и личных инвестиций для восстановления сбалансированности через обеспечение нормального спроса связано с постепенным изменением вектора платежных потоков, длительным лагом накопления и перераспре-
деления капиталов и их затяжным инвестированием по многочисленным участкам несопряженности интегральной цепи территориальной экономики. Точечное же и напрямую подключение муниципальных инвестиций к выявляемым по матричному балансу платежного оборота основным очагам районной диспропорциональности позволяет существенно снизить амплитуду конъюнктурных колебаний, убыстрить стабилизацию в экономике и потреблении, повысить общий уровень использования территориальных производительных сил.
Матричная расстановка управленческих кадров, получение ими информации о всех нужных для выполнения своих обязанностей процессах вслед за их прохождением дает возможность построить областной аппарат по балансовому принципу с разбивкой по отраслям, сделать его компактным, сконцентрировать выполнение отраслевых функций в руках небольшой группы специалистов, контролировать положение на данном участке от начала до конца.
Коренным образом меняется назначение органа региональной власти. Его основными задачами становятся разработка территориальных программ, отслеживание по данным учета платежного оборота смещений в территориальных социально-экономических процессах, поддержания в соотношении между бюджетными и коммерческими источниками финансирования, интенсификация пространственного экономического роста. Губернская власть активно занимается сегментацией и координацией в рыночной сфере, совершенствованием взаимодействия государства и региональных деловых кругов, может использовать информацию о матричных материально-финансовых потоках для формирования региональных прогнозов, целевых территориальных, экономических, научно-технических, социальных, и других программ, разработки оперативных планов по их выполнению, их постоянного аналитического исследования, принятия необходимых превентивных мер для достижения индикативных ориентиров.
Специалисты регулирующего органа постоянно отслеживают по платежным данным ход выполнения районных программ. По экранам терминалов выявляют "сбои" в функционировании региональной жизни, в случае необходимости вносят в курс развития региона необходимые коррективы. Управленцы могут по заранее составленным алгоритмам в нужный момент при возникновении отклонений от территориальных программ, появлении в матричном балансе нежелательных сальдо рассматривать через призму матричного баланса различные варианты восстановления равновесия в регионе. В ходе перебора возможных вариантов каж-
дый управленческий функционер для получения наилучшего балансового решения может прибегнуть к диалогу с базовой ЭВМ, обменяться мнениями со специалистами, отвечающими за корреспондирующие с проводимым решением блока.
Разрозненные управленческие решения сотрудников зональной администрации и управленцев хозяйственных звеньев принимаются с позиции целостности, взаимно дополняя друг друга, без "диких выстрелов". Достигается устойчивое к различным возмущениям развитие всех сфер территории при самом интенсивном использовании местных ресурсов.
Экономическое программирование и административное сливаются с оперированием денежными средствами, с управлением платежным оборотом в интегрированных интересах территории.
В составе региональной инспекции могут быть всего три-четыре структурных подразделения: аналитическое, бюджетно-финансовое, балансово-ре-гулирующее, поддержки предпринимательства. При обнаружении по балансу платежного оборота запутанных "узлов" в функционировании социально-экономического организма региона в аппарате создаются временные проблемные группы, неотступно отслеживающие по информационному матричному экрану результаты разрабатываемых и осуществляемых ими нормализационных мер. Индикативное влияние зональной администрации осуществляется без неоправданного вторжения в деятельность предпринимательских структур, приказов, кабинетных распоряжений, начальственного нажима, других командных методов руководства. Региональное регулирование базируется на анализе матричной поточной отчетности, непосредственном деловом партнерстве и живых контактах, возможности быстрой мобилизации экономическими методами внутренних ресурсов территории (бюджетные средства, кредиты местных банков, муниципальные займы и т.д.) с учетом баланса интереса расположенных в районе хозяйственных субъектов. Оно связано и с возможностью быстрой адаптации хозяйственных структур к постоянно меняющимся условиям рынка, преодолением разобщенности, несогласованности в действиях государства и бизнесменов. Территориальное регулирование хозяйственной динамики - это также и воздействие на бюджетные и коммерческие структуры финансового контроля, системы норм, параметров, учета всей совокупности региональных условий, информационное обеспечение предпринимательства в государственном и рыночном пространстве с учетом возникающего в нем множества случайностей. Такое регулирование нивелирует несоответствие между составляющими региональной
хозяйственной инфраструктурой, срезает амплитуду колебаний региональной конъюнктуры, с помощью матрично-платежной информации, синхронизирует хозяйственные усилия администрации и предпринимателей.
Между губернскими специалистами по конъюнктуре и бизнесом устанавливается повседневная живая непосредственная связь. Деловая основа такого сотрудничества - консультирование по коммерческим контрактам по анализу матричных данных, применению результатов анализа для решения управленческих задач, предоставление советов предпринимательству, государственным, региональным и местным органам по пресечению ошибок, преодолению допускаемых бизнесом уклонов, смещений от оправданной региональной хозяйственной линии, оперативному реагированию на переменчивые требования районной обстановки, управлению финансами, запасами, ценами, фондовыми операциями, финансовыми рисками и т.д.
Благодаря балансовому перепостроению губернского аппарата "в привязке" к матричному балансу принципиально улучшается взаимодействие его специалистов, обеспечивается выполнение однородных или сходных функциональных обязанностей губернского управления одним работником, формирование аппарата только из укрупненных функциональных подразделений, использование принципиально новой управленческой технологии. Открывается практическая возможность избежать больших расходов на содержание территориальных служб регулирования, устанавливать их штаты не субъективно, а на базе объективных и одинаковых для всех субъектов РФ аналитических установок, нормативов в зависимости от объема и структуры регионального платежного оборота, устранить штатные извращения. Одновременно устраняется ведомственность, замкнутость в регулировании территорий, создаются предпосылки для слияния различных структурных частей губернского административного органа на основе единого матричного информационного массива. В результате возрастает управляемость территориальных органов, появляется возможность пересмотреть выпавшие из экономических пазов границы большинства областей и краев - укрупнить их, привести административные сочетания территорий в соответствие со сложившимся в регионе совокупным воспроизводственным процессом. Упрощение и консолидация всей административно-хозяйственной регулирующей механики на основе перехода к новым информационным балансово-упорядоченным системам дает основания для вывода о возможности отказа в ряде областей от районного деления, слияния некоторых из субъектов РФ.
Может выявиться и то, что возникающие в данной местности трудности - последствия некомпетентных действий, нецелевого расходования денег, махинаций, далеких от мест их конечного проявления. Вместе с тем устранение определенных диспропорций и трудностей в районе порою связано с проведением структурных преобразований, большими капиталовложениями, длительным временным лагом, согласованием текущего средне- и долгосрочного регулирования территориального экономического роста.
Подобные прорывы, с указанием, что и где надо предпринимать, попадают под матричный информационный "колпак", и позывные сигналы об их существовании будут подаваться вплоть до их устранения. Если такие вопросы в районе не могут быть решены собственными силами, то они выносятся на рассмотрение областных и федеральных органов, которые принимают соответствующие меры, подкрепляют их выделением необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Финансирование Центром развития национальной экономики региональных регулирующих и стабилизирующих мероприятий в зависимости от их характера целесообразно осуществлять из двух источников. Дополнительные расходы, связанные с воплощением в жизнь общенациональной социально-экономической стратегии в регионах, возникновением новых тенденций в интеграции региональных рынков, финансированием затрат по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.п. могут возмещаться за счет резервных средств федерального бюджета национальной экономики. Вместе с тем Центр развития национальной экономики - важный канал оказания краткосрочной финансовой помощи административно-хозяйственным образованиям. Средства данного источника могут направляться на финансирование межрегиональных объектов, мобильного "заблокирован™" действия территориальных факторов, вызывающих угрожающее осложнение местной обстановки, ее экономический обвал из-за срыва поставок продукции из других регионов и т.д. Данный источник ресурсов текущего "экономического выживания" мест может по взаимному согласию территорий формироваться Советом Федерации путем внесения каждым районом определенной доли его общей величины. Распределять же эти средства по регионам можно за некоторым исключением по конкурсу в зависимости от расчетного экономического эффекта. Подобный порядок покрытия затрат, ограниченных рамками районов, способствует спрямлению путем оказания денежной поддержки, смягчению иждивенческих настроений, решению специфических зональных задач с
учетом сложившегося на местах положения, обеспечивает надзор территорий за рациональным использованием ассигнований. Достигается симметрия регулирующей поддержки мест, городов, регионов на макро- и микроуровне, повышается динамизм и эффективность использования местного и общего финансового потенциала.
Независимо от источника финансирования парализации локальных социально-экономических возмущений, оказание банковской поддержки местам в стабилизации положения должно основываться на определенных правилах и принципах. Это, прежде всего, приоритет экспертизы и консультирования по цифрам матричного поля платежного оборота в принятии решений по преодолению внезапно возникших препятствий в развитии территорий путем консолидации их усилий. В некоторых случаях, особенно по проблемным районам, государство может брать на себя существенную часть риска по выравниванию положения на местах. К обязательным нормам поддержки Центром развития национальной экономики зон высокой напряженности относится адресность целей пополнения регионального бюджета, гибкий постоянный пересмотр предоставления добавочных ресурсов, плавный переход от оказания денежной и иной поддержки к самофинансированию.
Один из принципов хозяйственных маневров Федерального Центра развития национальной экономики в целом по активизации жизнедеятельности регионов и диверсификации их развития, без соблюдения которого все усилия пойдут впустую, -полная самостоятельность территорий в изыскании конкретных способов преодоления грозных неблагоприятных моментов; обновление и гармонизация на основе сочетания свободной конкуренции и государственного регулирования.
Конкретные методы преодоления неблагоприятных моментов регионы в общем и целом выбирают самостоятельно, ориентируясь лишь на требования рыночной конъюнктуры, строят свои отношения с Федерацией на принципах взаимовыгодного сотрудничества без какого-либо чиновничьего давления сверху. Центр кроме правовых методов, предоставления ресурсов, разработки норм и стандартов манипулирования экономическими инструментами устранения кризисных точек, поддержки деловой активности бизнеса, оказания консультативной помощи не обладает даже в остроконфликтных ситуациях какими-либо другими средствами воздействия на пространственные рыночные процессы. В результате все больше сдают свои позиции региональный монополизм и протекционизм, повсеместно объективизируются цены, нивелируются правила бизнеса, условия сво-
бодной конкуренции регионов. "Второе дыхание" получают на местах дерегулирование и либерализм, усиливается подвижность локальных капиталов и инвестиций, коммерческих кредитов, ценных бумаг, личных сбережений, создаются объективно равные для всех регионов условия в свободной конкурентной борьбе, формируется единое рыночное пространство. С взаимодополнением локальных рынков, их коммерческим сплочением сближаются интересы населения, предпринимательства, регионов и государства, прогрессирует соотношение между рыночными и властными методами воздействия на производство, обращение, условия жизни людей. С освоением в Центре и на местах высокодинамичной информационной технологии возникают новые подвижки в интенсификации взаимовыгодных связей между коммерческими структурами разных районов, их специализации, нахождении каждой из них своей экономически оправданной ниши в межрегиональном предпринимательском поле, рационализации сочетания мелкого, среднего и крупного бизнеса.
Вводиться региональная система наблюдения и поддержания балансового равновесия в региональных структурах должна частями, вначале в главном с последующим дополнением деталями, после тщательной выверки всех обстоятельств и последствий принимаемых решений. Недоучет какой-либо детали может привести к необходимости переделки всей работы, дезорганизации действующего управленческого механизма, компрометации проекта изменения характера жизни в регионе.
К проектированию системы должны быть привлечены высококвалифицированные специалисты по банковскому делу, автоматизации бухгалтерского учета, финансам, программисты.
В ходе апробирования системы информационного балансового оповещения и хозяйственного регулирования в хозяйственных структурах должны быть внедрены и экспериментально отлажены соответствующие уникальные информационные технологии, позволяющие поднять деятельность банка и хозяйственных структур на качественно более высокий уровень, сделать их лидерами в соответствующем предпринимательстве. Учитывая, что матричная платежная информационная технология создает предпосылки для коренной рационализации всего российского банковского бизнеса, часть расходов по ее экспериментальному внедрению может оплатить Российская ассоциация коммерческих банков. Может быть, стоит для привлечения зонального коммерческого банка к предлагаемой реорганизации пойти на временное снижение у него налоговых отчислений в бюджет. После апробации проекта в одной из "умирающих зон"
может быть поставлен вопрос о внедрении системы информационного "слежения" и быстрого реагирования в других аварийных регионах, а затем в областях, краях, автономных образованиях РФ. Вся эта работа должна осуществляться как единый процесс.
Создание навигационных информационно-логических систем на основе использования платежных сведений давно уже вышло из стадии научных изысканий, встало на практические рельсы. Коллективом работников Академии наук и ГВЦ Госбанка проведено экспериментальное заполнение матричного баланса платежного оборота большой размерности, в частности по документам Ленинградского отделения МГК Госбанка, банковских учреждений Нижнего Новгорода. Были разработаны классификатор платежных операций по их экономическому содержанию, алгоритм автоматизированного заполнения матричного баланса, откорректирована форма матричного баланса, выявлены основные направления и техника практического использования банковских информационных систем для качественного повышения успешности работы банков, предприятий, финансовых структур, улучшения развития регионов. Результаты экспериментов были одобрены Правлением Госбанка, кибернетическая матричная информационная и платежно-расчетная модель была принята в качестве аванс-проекта на составление технического задания подсистемы платежного оборота АСУ -Госбанка.
Предлагаемый информационно настраивающий механизм носит пионерный характер и не имеет аналогов в мире. Поэтому внедрять его возможно только силами специалистов, имеющих опыт матричного учета платежного оборота.
Первый шаг - изучение организации хозяйства в районе, охватываемых актуальных потребностей его производства и населения.
Второй шаг - пропаганда в местной и центральной печати, разъяснение коллективам регионального банка, хозяйственных структур, социальных, медицинских и природоохранных учреждений, местных органов власти принципов организации системы информационного оповещения и профилактического регулирования хозяйственной и социальной динамики в соответствующем регионе. Раскрываются возможности системы в увеличении объема производства, получаемой прибыли, насыщении товарного рынка, саморазвитии и самофинансировании в районе.
Третий шаг - разработка формы матричного баланса для региона и его структурных хозяйственных звеньев. При этом в матрицу и классификатор учета платежного оборота, помимо операций, от-
ражающих функционирование производства и обращения, обязательно должны быть включены позиции, показывающие динамику здоровья населения, экологической среды, затрачиваемые на их восстановление ресурсы, получаемые результаты.
Четвертый шаг - внедрение матричного учета платежного оборота в государственно-коммерческой банковской структуре района, затем частями и в различных территориальных хозяйственных звеньях вплоть до формирования законченной системы информационного "просвечивания" и регулирования развития региона, всех его структурных звеньев, обеспечение их равновесного поступательного развития.
Пятый шаг - обобщение опыта функционирования системы информационного отслеживания воспроизводства, здоровья населения, природных условий и быстрого реагирования на нежелательные в этом отношении сбои; это и внесение необходимых корректив в матричный баланс, классификатор платежных операций, алгоритм заполнения матрицы, математическую программу регистрации платежного оборота.
Шестой шаг - составление методических материалов по управлению на основе поточно получаемых данных балансового учета платежного оборота процессом социально-экономического развития территории.
Вводиться региональная система наблюдения и поддержания балансового равновесия в банке и региональных структурах должна частями, вначале в главном с последующим дополнением деталями, после тщательной выверки всех обстоятельств и последствий принимаемых решений. Недоучет какой-либо детали может привести к необходимости переделки всей работы, большим дополнительным затратам, потере темпа, дезорганизации действующего хозяйственного механизма. Вместе с тем нельзя рассчитывать, что проект может быть реализован в сжатые сроки без затруднений. Ориентировочный срок осуществления и сдачи всей системы - 3 года. Очевидно, что при прочих равных условиях, чем больше будет стартовый объем финансирования, шире фронт работ, тем быстрее она будет идти, меньше суммарные затраты на ее проведение.
К проектированию региональной системы слежения и быстрого реагирования должны быть привлечены высококвалифицированные специалисты по банковскому делу, автоматизации бухгалтерского учета, финансам, программированию. В ходе апробирования системы информационного балансового оповещения и хозяйственного регулирования в зональном государственно-акционерном банке, хозяйственных структурах, природоохранных
организациях и т.д. должны быть внедрены и экспериментально отлажены соответствующие уникальные информационные технологии, позволяющие поднять деятельность банка, хозяйственных и прочих структур на качественно более высокий уровень, сделать их лидерами в соответствующем деле. Учитывая, что матричная платежная информационная технология создает предпосылки для коренной рационализации всего российского банковского бизнеса, часть расходов по ее экспериментальному внедрению может оплатить Российская ассоциация коммерческих банков. Возможно, стоит для облегчения привлечения зональных коммерческих банков к предлагаемой реорганизации их работы пойти на временное снижение у них налоговых отчислений в бюджет. После апробации проекта в отдельных районах может быть поставлен вопрос о внедрении системы информационного отражения и быстрого реагирования в масштабе какой-либо области, а затем и в других областях, краях, автономных образованиях России.
Предлагаемый в статье платежный мониторинг создает предпосылки и для информационной поддержки стабилизирующих народнохозяйственных действий. Так, в условиях перехода к рынку, коренного обновления и демократизации хозяйственных структур роль финансового механизма заметно возрастает. Опираясь на непрерывно действующую информационную технологию, он становится еще более разветвленным, мощным и сложным, занимает в свободной экономике особое место.
С переходом к рыночным формам хозяйствования важным направлением поддержания стабильности денежной системы с помощью описания движения хозяйственной конъюнктуры в балансовых таблицах платежного оборота становится оперирование условиями обращения казначейских ценных бумаг. Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком России систематически, вслед за высвечиванием по блокам 8.12, 27.12 и т.д. баланса платежного оборота, избыточного спроса, отставания производства от общественных потребностей рефондируют государственную задолженность с приближающимся сроком погашения в долгосрочные правительственные ценные бумаги. С этой целью диверсифицируются условия подписки на ценные бумаги, сроки их погашения и размеры учетных ставок. По специально введенным в матрицу платежного оборота позициям постоянно прослеживается соотношение между прибылью, получаемой в результате эмиссии выпускаемых ценных бумаг, и убытком, вызванным снижением учетной ставки изымаемых из обращения государственных облигаций,
осуществляется корректирование структуры задолженности.
Поворот в сторону изменения структуры долга сужает возможности предоставления Центральным банком России средств кредитным учреждениям. Это вызывает повышение банковского процента, стабилизирует рынок долгосрочных государственных обязательств и таким образом уменьшает привлекательность капиталовложений в отрасли, производящие продукцию группы "А". В связи с этим финансовые и кредитные органы с помощью своих информационных систем делают крен на свертывание среднесрочного и долгосрочного кредитования отраслей и производства, выпускающих продукцию, потребность в которой отстает от предложения. Такое манипулирование казначейскими ценными бумагами расширяет совокупный спрос и выравнивает развитие отраслей народного хозяйства, смягчает циклические и инфляционные явления.
В ответ на матричные информационные посылы находящихся в тесной координации и взаимозависимости данных блоков 1.4, 1.6, 6.7, 8.12, 27.10 и других о полярном изменении соотношения между спросом и предложением сразу же диаметрально меняется и вектор государственной антициклической реакции. Теперь Центральный банк России, а вслед за ним и Министерство экономики, и Министерство финансов эмитируют для поддержания стабильности и пропорциональности общественного воспроизводственного цикла крупные партии долгосрочных правительственных обязательств. Такой поворот в финансовой политике в соответствии с требованиями данной фазы экономического цикла приводит к экспансии долгосрочных кредитов, удешевлению банковского процента по данному виду ссуд, росту инвестиций с длительным лагом освоения как по заранее составленным программам, так и по оперативно отбираемым для этого по балансу платежного оборота наиболее слабым точкам экономики.
Однако инвестирование ресурсов кредитных учреждений в государственные облигации, повышение процентов по долгосрочным обязательствам может через определенное время привести (как это видно по данным блоков 4.1, 7.10, 7.11, 7.12, 26.10, 26.11, 26.12 и другим) к неправомерному росту цен и денежной массы в обращении, уменьшению предоставления ссуд, вызвать опасные противоречия, деформацию формы экономического цикла. Вот почему финансовые органы пристально следят по данным соответствующих блоков матричного баланса платежного оборота за последствиями роста процентов по казначейским обязательствам, оценивают ситуацию с балансовой точки
зрения, проверяют целесообразность лонгирования ранее принятой в этом отношении линии.
При появлении первых симптомов превышения допустимых границ инфляции, перенасыщения денежного рынка ценными бумагами Министерство экономики и Министерство финансов Российской Федерации нацеливают весь арсенал финансово-кредитных рычагов - государственные капиталовложения, кредиты, цены, налоги и т.д. - на блокирование дальнейшего раскручивания дезорганизующей спирали. В частности, ужесточается доступ к заемным средствам, усиливается балансовое регламентирование использования кредитов, осуществления сделок с ценными бумагами. Кроме того, возрастает норма минимального банковского резерва, предпринимаются меры к повышению материальной заинтересованности клиентов в сохранении вкладов. Для недопущения инфляции, замедления скорости оборота денег и депозитов в период повышенного денежного спроса осуществляется систематический экономический контроль по данным матричного баланса платежного оборота за кумулятивным состоянием соответствующих точек хозяйственной конъюнктуры (блок 27.10 и др.).
Важное направление управления финансами, основанное на повседневном наблюдении за ключевыми производственными и финансовыми параметрами экономики и целевом воздействии на них (блоки 26.10, 26.11, 26.12 и т.д.), - это адаптивное регулирование по матричному балансу платежного оборота состава и структуры держателей облигаций государственных займов.
Задолженность национальных банков, размещенная в промышленных структурах, правительственных учреждениях, предопределяет размеры кредитования. Поэтому при опережении спроса товаров и услуг над их предложением (блоки 8.12, 27.12 и др.) резко сокращается путем координированного варьирования нарицательной стоимости облигаций, условий и сроков их погашения, реализации банковским учреждениям и другим подписчикам ценных бумаг. С этой целью оказывается экономическое давление на кредиторов посредством установления лимитов на приобретение банками государственных облигаций, облегчения и стимулирования их покупки небанковским подписчиками, а также повышения в общей сумме задолженности доли долгосрочных долговых обязательств, что можно проследить по блокам 26.10, 26.11, 26.12 и др. Подобная линия предоставления ссуд местным органам управления, государственным хозяйственным структурам содействует направлению стихийных процессов по балансовому руслу.
С появлением балансовых сигналов об отставании платежеспособности (данные блоков 1.4, 1.6, 29.10, 29.11 и т.д.) от предложения товаров и услуг начинается выброс облигаций на финансовый рынок. Осуществляются другие сложносинтезиро-ванные по платежному балансу программы по динамизации спроса в отраслях, выпускающих товары широкого потребления.
Оживление конъюнктуры с помощью займов сверх объективно предопределенного размера приводит через некоторое время к излишнему отвлечению свободных денежных средств с финансового рынка, повышению банковского процента и в конечном счете к снижению темпов развития производства, его стагнации. Это вызывает необходимость тщательного отслеживания и диагностики финансовыми структурами динамики данных показателей общественного счетоводства в практике финансового управления, их нарастающего отрицательного влияния на экономику, а также отказа на определенном этапе от продажи на свободном рынке облигаций государственного займа.
К основным финансовым орудиям централизованного вторжения в общественное воспроизводство и обращение относится и налоговая система. Посредством варьирования размеров, структуры, периодичности налогов по данным блоков 5.1, 24.10, 24.11 и 24.12 можно гибко управлять использованием государственной части национального дохода, заблаговременно устранять неравновесие между спросом и предложением, поддерживать денежный курс, способствовать созданию макроэкономических условий для обеспечения занятости населения. С переходом к модели адаптивного управления в генезисе с мощной информационной структурой сбора, передачи, обработки и раннего реагирования на хозяйственные сдвиги эффективность налогов как антициклического регулятора, средства формирования и расходования ресурсов резко возрастает.
С фиксацией в национальной информационной матричной сети инфляционных тенденций, вызванных превышением спроса на товары народного потребления, налоги будут возрастать на определяемую по матрице величину с принятием во внимание всего шлейфа вызываемых этим балансовых изменений, отражаемых в блоках счетов 23 и 24. Одновременно с повышением налогов уменьшаются или вообще замораживаются различные налоговые льготы и скидки (на экспорт товаров, инвестиции на приобретение оборудования, с отчислений в бюджет с доходов иностранных и смешанных компаний и т.д.). В этом случае налоги станут ограничителем ранее поставленных целей, неоправданно высоких темпов развития националь-
ного хозяйства, ускоренной аккумуляции средств в государственном бюджете. Повышению налогов сопутствует процесс сокращения излишних расходов, урезывания ассигнований на развитие непроизводственной сферы, социальное обеспечение. Проводится политика "глушения" спроса на потребительские товары, а затем и на средства производства.
Налогообложение характеризуется новыми акцентами в расходовании бюджетных средств. Это наращивание государственных ассигнований на научно-исследовательские работы, интенсификация финансирования рисковых проектов и операций, подготовка кадров новых специальностей, помощь мелкому бизнесу, безвозмездная передача ему государственных инноваций и другие прогрессивные формы перелива и инвестирования бюджетных средств, связанных с научно-техническим прогрессом. Предвестник и гарантия целесообразности осуществления такой финансовой линии -существенное активное бюджетное сальдо. Следовательно, началу ее проведения должно обязательно предшествовать скрупулезное изучение ликвидности бюджета и его структуры по матричному балансу платежного оборота (соотношение данных счетов 23 и 24 по доходу и расходу).
При первых балансовых признаках спада происходит переориентация налоговой политики в интересах ослабления снижения спроса и оживления развития производства. Соответственно уменьшаются размеры налогов, увеличиваются налоговые льготы и скидки, за счет ранее накопленных в бюджете средств производится финансовое "накачивание" разл'пных отбираемых по балансу платежного оборота отраслей, в первую очередь производство со свободными мощностями, трудовыми и материальными ресурсами. Дополнительные средства "вливаются" в социальное обеспечение и развитие непроизводственной инфраструктуры. При этом предпочтение отдается отраслям, развитие которых при прочих равных условиях вызывает наибольший рост потребительского спроса (реконструкция городов, строительство дороги т.д.).
Государственное финансирование при дефицитности бюджета благоприятствует росту спроса высокими темпами, повышению эффективности бюджетных затрат, ускоренному восстановлению условий реализации совокупного общественного продукта. Для ликвидации возникшего разрыва между платежеспособностью и производством, создания условий для хозяйственного подъема по матричному балансу платежного оборота изыскивается и мобилизуется экономия по различным бюджетным статьям, а также привлекаются средства государственных займов. Меняются установки и в расхо-
довании денежных ресурсов: стимулируется создание лизинговых компаний, расширяется предоставление ссуд на льготных условиях предприятиям, участвующим в реализации государственных программ, и т.д. За счет интенсификации бюджетного финансирования по мере роста спроса и производства все более увеличиваются отчисления средств в казну.
Таким образом, в период снижения темпов экономического развития налоговое бремя может послабляться, в период же "бума" налоги увеличиваются. Подобное финансовое лавирование осуществляется с обязательным вскрытием производственных и социальных корней возникающих явлений, их первопричин и с рассмотрением по матричному балансу платежного оборота альтернативных экономических решений. В итоге дефицит доходов в период спада покрывается превышением доходов над расходами в период подъема и ростом правительственного долга, стабилизируется экономический рост, выравнивается государственный бюджет и т.д.
Равновесие доходной и расходной частей бюджета должно соблюдаться не на протяжении года, а в динамике. При достаточно высоких темпах развития экономики правомерно отрицательное сальдо государственного бюджета в крупных размерах. В каждый конкретный момент объективно обусловленное соотношение между доходной и расходной частями бюджета - результат правильно проводимой по балансу платежного оборота финансовой политики, периодической смены финансовых "вех" применительно к непрестанно меняющейся хозяйственной конъюнктуре.
Манипуляция налогами в интересах устойчивого и равномерного развития экономики может сочетаться с варьированием методов и норм амортизационных отчислений. При подъеме повышение налогов комбинируется с ростом норм амортизации, размером прибыли, зачисляемой в амортизационный фонд. При кризисе же амортизация замедляется, за счет чего возрастают капиталовложения. Такая амортизационная практика расширяет возможные границы самофинансирования хо-зорганов, позволяет полнее учитывать моральный износ основных производственных фондов, требования хозяйственной ситуации.
Чем выше подвижность налогов, тем при прочих равных условиях гибче их воздействие на стабилизацию хозяйственной обстановки. Высокомобильное оперирование размерами налоговых отчислений применительно к конъюнктуре, отражаемой многоуровневым балансом платежного оборота, систематическая, вплоть до ежемесячной, смена налоговой политики и даже в отдельных случаях
поворот от налоговых изъятий на дотации, точный выбор объектов и моментов обложения существенно повышают роль и значение фискального инструментария в поддержании устойчивости экономики.
Однако воздействие налоговой системы на общественное воспроизводство на основе постоянного балансового описания функционирования экономики само по себе не обеспечивает полное материальное и финансовое согласование, стабильность денежного обращения. С вводом непрерывной информационной симптоматологии развития хозяйства налоговое компенсирование воспроизводственного цикла может поддерживаться системой специальных государственных финансовых, денежных и кредитных мер, четко скоординированных с прочитываемыми по балансу тенденциями в изменении налоговых приоритетов. В совокупность таких стабилизационных мер входят прежде всего субсидии, госзаказы, в основном заранее запланированные капиталовложения, цены на продукцию госпредприятий, гарантии по внешнеэкономическим обязательствам, займы другим странам, пенсии и пособия по социальному страхованию.
Классические формы содействия проведению эффективного налогового регулирования органически дополняются новыми компенсаторными инструментами и рычагами взаимного динамического уравновешивания интересов государства, предпринимательства, населения - беспошлинный ввоз оборудования, фиктивный капитал, проценты по казначейским обязательствам, государственный долг, дефицитное финансирование. По получении сигнальной информации системы учета платежного оборота о вступлении экономики в стадию оживления и подъема, повышении в связи с этим заработной платы и других доходов населения (блоки 1.4, 2.4, 12.10 и т.д.) производится мобильная переналадка механизма управления финансами на сглаживание противоречия между спросом и предложением путем снижения размера компенсаторных платежей, изменения условий финансирования. Повышаются налоговые ставки, аккумулируются и депонируются денежные резервы. Помимо того, часть текущих государственных расходов может переноситься в доходы последующего квартала или года, снижаются ассигнования на общественное обслуживание, предоставляются займы на льготных условиях.
Чрезмерный бюджетный дефицит вызывает резкое повышение стоимости ценных бумаг, денежной массы. В свою очередь это ведет к необоснованно высокому росту нормы процента, заработной платы и спроса, уменьшению инвестиций,
несопряженности в движении товарных и стоимостных потоков, прослеживаемых в блоках 26.10, 26.11, 26.12, 12.10 и т.д. Данные процессы в конечном итоге могут вывести из строя весь механизм регулирования финансово-кредитного комплекса. Следовательно, в обстановке спада и депрессии обязательным условием является перманентное отслеживание с помощью анализа платежного оборота правительственной задолженности, ее критической массы, оперативный балансовый контроль за расходованием бюджетных средств.
В современных условиях все большее значение приобретает использование финансового и денежно-кредитного инструментария для предотвращения и преодоления структурных кризисов и нерационального территориального размещения производительных сил. С наладкой системы информационного отслеживания мощность традиционных финансовых рычагов ускорения структурного прогресса и изменения дислокации промышленности (ассигнования на поддержание существующих отраслей, правительственные субсидии новым производствам, финансирование объектов общехозяйственного назначения в интересах структурного урегулирования и т.д.) существенно возрастает. Текущее варьирование структурного экономического инструментария в новой информационной среде сочетается с осознанием характера первопричин нарушения структурной и пространственной динамики, условий их устранения, места, балансовых последствий.
С запуском балансовой системы сбора, обработки платежных сведений и оперативной регламентации на их основе хода хозяйственного развития управление структурным равновесием экономики усиливается за счет выбора времени, способов и повышения мобильности перелива материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами синхронно с требованиями технического перевооружения, социального прогресса, новых подходов к социально-экономическому развитию. Одновременно проводится сложное координирование правительственных программ, их финансирования за счет многообразных источников денежно-кредитного комплекса и роста национального дохода.
Совершенно недопустима медлительность в переходе к новой информационной базе. Работу по освоению матричного платежного информационного процесса нужно развернуть в ближайшее время как можно шире. Одна из первоочередных задач в становлении матричной системы сигнализации о причинах, мешающих нормальной работе, - это разработка единых правил функционирования банковских учреждений, классификатора платежных
операций, присущих рыночному хозяйству, типовых, наиболее тяжелых хозяйственных ситуаций и матрично-балансовых процедур их преодоления. К первоочередным мерам относится также составление алгоритмов и программ заполнения баланса платежного оборота применительно к различным временным интервалам (декада, месяц, квартал, год).
В дополнение к уже проведенным экспериментальным заполнениям матричного баланса по платежным документам необходимо провести соответствующие эксперименты, согласовав их с рыночными условиями хозяйствования. Исключительно важно экспериментально отработать получение на основе единого поля платежной информации и интегрированной математической программы машинного заполнения матричного баланса платежных операций, баланса банка, его счета доходов и расходов, бухгалтерского баланса хозорганов, выполнения ими финансовых результатов и кассового плана. Соответствующая работа уже проводится.
Успешное приведение учета в соответствие с достигнутым уровнем развития производительных сил, превращение его в эффективное орудие регулирования финансов, денег, кредита требует научных изысканий в области матричной фиксации развивающихся во времени экономических явлений и цепной связи между ними. Не менее важно всесторонне разобраться в сложном комплексе взаимного влияния новой информатики и управления, социальной психологии, индивидуального и группового поведения в банковских и хозяйственных трудовых коллективах, их оптимальной организации. Одновременно следует продолжить исследования по эффективному формированию экономических информационных потоков между различными иерархическими уровнями системы управления национальным хозяйством, экономизации матричного учета на основе использования электронно-вычислительной техники, математических методов.