КОНЦЕПЦИЯ НЕОСОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.Д. Штщак, тир зкшмичесш п|к N31
Решение глобальных управленческих проблем немыслимо без качественного наращивания потенциала информационной энергетики, всеобщего применения ЭВМ, нахождения принципиально новых регулирующих технологий с учетом петель прямых и обратных связей, однотипности подхода ведущих стран мира к управленческому вызову XXI века, "завязывания" взаимно перекрещивающихся и подкрепляющих друг друга национальных управленческих систем через Интернет в мирохозяйственный регулирующий механизм.
В исследовании данной проблемы автором использовалась форма сводного матричного ма-териально-финансового баланса - СМФБ. Заслуга его разработки в России принадлежит выдающемуся стати стику-балансоведу, доктору экономических наук, профессору Б.Л. Исаеву. В 1971 - 1972 годах ЦЭМИ АН совместно с ГВУ Госбанка СССР провели экспериментальное заполнение матричных балансов большой размерности по данным платежных документов1. Участие автора в этой работе в качестве старшего научного сотрудника, руководителя проблемной группы от ЦЭМИ РАН благотворно сказалось на уразумении им возможностей учета платежного оборота для разработки системы управления национальным хозяйством, их возможной последующей интеграции через Интернет в мировой регулирующий механизм.
Коренное преобразование управленческого фундамента. Каждый платежный документ - это слепок целенаправленного действия работника по осуществлению операции, связанной с применением ценностей. Массовая систематизированная совокупность различных операций с учетом последовательности, периодичности и скорости их совершения описывает экономические пропор-
1В проведении экспериментов принимали участие д-р экон. наук А.М. Косой, канд. экон. наук А.Б. Вторювский, В.И. Соловое и др. (ГВЦ ЦБР); канд. экон. наук А.А. Каплун, В.З. Никитина, А.Г. Терушкин и т.д. (ЦЭМИ РАН).
ции между ценностными факторами деятельности хозоргана, структуру его платежного оборота в виде непрерывной ленты множества фактов.
Наиболее рациональная форма записи данных платежного оборота - блочная матрица, квадратная система счетов, все дебеты которых расположены по вертикали, а кредиты - по горизонтали.
Запись сведений в матрицу производится в блоках на пересечении соответствующих счетов. В матричном балансе сальдо по каждому счету сверх определенного предела - сигнал бедствия или, наоборот, сигнал неиспользования резервов на определенном участке хозяйствования. Матричный баланс может заполняться автоматически по разработанному алгоритму путем разнесения платежных сведений по комбинации шифра операции и номеров банковских счетов плательщика и покупателя.
При внесении в классификатор матричного баланса платежного оборота работ по дезакти-визации территорий, врачебно-профилактичес-ких услуг, штрафов за загрязнение водоемов и т.д. матричный баланс дает системную картину функционирования производства, социальной инфраструктуры, экологического состояния.
На основе перманентно поступающих данных матричного учета экономических элементов можно получать последовательно устойчивые динамические коэффициенты и временные тренды, по которым могут строиться оперативные планы, составляться прогнозы, составляться статистико-математические модели деятельности предприятий; производственно-хозяйственные звенья становятся информационно самодостаточными и самонастраивающимися системами.
Кроме того, управленцы могут автоматически по заранее составленным проводкам заполнения матрицы реагировать на все сальдо, выяснять их причины, докапываться до корней сбоев, давать установки по блокированию назрева-
ющего противоречия, ослаблению и преодолению развивающейся аномалии.
Матричный баланс платежных операций -это не только форма балансовой записи экономических показателей работы предприятия, но и одновременно модель его организационно-уп-равленческого механизма.
За каждым из блоков матричного баланса закрепляется специальный работник или их группа, отвечающие за проходящие по данному блоку однородные операции в соответствии с их классификатором. Можно определять количество регистрируемых в блоке операций, время на их контроль, устранять отклонения от оперативного плана, программ, нормировать численность менеджеров. Закрепленные за каждым блоком управленцы по конвейерно поступающей информации производят автоматически на высоких скоростях по всем взаимосвязанным матричным блокам информационные аналитические, координирующие и контрольные действия, исходя из характера курируемых ими платежных операций. Все указанные функции выполняются не порознь и последовательно, одна за другой, разными лицами с неодинаковыми способностями, уровнем делений, а в спайке, как одно интегрированное балансово завершенное целое. В результате изживается организационный сепаратизм, становятся ненужными многие структурные подразделения, минимизируются управленческие сбои и инерционность, уплотняется во времени процесс регулирования деятельности предприятия. Специалисты каждого блочного пункта наблюдения должны оплачиваться сдельно или сдельно-прогрессивно в соответствии со сложностью и важностью проводимых ими операций.
За счета матричного баланса отвечают руководители направлений. Эта категория менеджеров "держит в руках" управленческие посты, расставленные по блокам соответствующего счета, оплачивается при недопущении потрясений повременно-премиально.
Последствия их возможных решений могут вызывать возражения функционеров, курирующих другие матричные линии хозяйствования предприятия. В таких случаях принятию решений предшествует обмен мнением вначале между менеджерами, а при недостижении взаимопонимания - между руководителями направлений, отвечающими за корреспондирующие с прини-
1 Мерестс У.И. О матричном методе анализа экономической эффективности производства // Экономика и математические методы, т. XVIII. 1982. № 1. С. 140, 144.
т
маемой мерой матричные балансовые счета. Если стороны не могут достичь компромисса, вопрос выносится на рассмотрение руководителя маркетингового бюро. При ненахождении же им взаимоприемлемого балансово увязанного выхода разрешение коллизии - прерогатива руководства предприятия.
Решение руководства - комплекс скоординированных действий с применением специальных математических программ - что, где, когда, в какой последовательности надо изменить в движении товаров и денег для успешного выхода из сложившейся ситуации.
Технические и производственные службы предприятий должны приспосабливаться к требованиям маркетингового бюро по срокам, объему, номенклатуре выпуска продукции. Успешность работы этих подразделений предопределяется более общими постоянными факторами, эффективность их деятельности выявляется за длительные операционные интервалы. Поэтому здесь нужны и другие критерии деятельности и стимулирования.
При рассмотрении каждого из факторов деятельности производственно-хозяйственного звена одновременно как причины и как следствия его развития, в пассиве и в активе матричный баланс платежного оборота - модель, раскрывающая анатомию производственно-хозяйственной деятельности системы по всем ее основным экономическим показателям и причинно-следствен-ным связям между ними1.
В этом случае общий критерий рациональности управления и деятельности структур - синтетический индекс предельной эффективности, средняя величина индивидуальных предельных балансовых индексов матричных счетов. Предельные величины - максимально возможные границы использования определенных ресурсов.
Синтетическая оценка успешности работы должна сочетаться со структурным дифференцированием свойств изучаемого сложного объекта, осмыслением совокупности частных балансовых сопоставлений и индивидуальных индексов, отражающих производственные и обращен-ческие процессы на конкретных участках деятельности предприятия. Такая методология оценки работы аппарата управления предприятием делает возможным стимулирование различных управленческих ячеек по общему и соответствующим индивидуальным индексам.
Платежные документы предприятий поступают в обслуживающий их банк, где получение
собственных бухгалтерского баланса, счета "Доходы и расходы банка", экономических нормативов может быть "запараллелено" с формированием матричного платежного баланса по всей банковской системе в разбивке по клиентам коммерческого банка.
Предприятия, объединения, корпорации, биржи и т.д. могут по электронной связи периодически получать от банков все необходимые сведения, давать запросы и задания по купле-продаже товаров, ценных бумаг, осуществлению других платежных операций, повысить скорость денежного обращения, сократить свой персонал. Банки становятся основными очагами получения информационной энергии для предприятий и учреждений, происходит концентрация ее выработки в масштабе сотен и тысяч первичных подразделений, качественный скачок в эффективности использования ЭВМ.
Регулярно предоставляя матричные балансы платежного оборота, обычные бухгалтерские балансы, другие формы отчетности, оказывая различные услуги клиентам за определенную плату, банк сторицею может окупить расходы по ведению матричного учетного платежного механизма. Массовая регистрация данных платежных документов в соответствии с логикой матричного баланса благоприятно сказывается на модификации, диверсификации, доходности банковского бизнеса.
Свет в конце регионального туннеля
Если область обслуживается несколькими банками, то сводный территориальный матричный баланс платежного оборота можно получать от соответствующего расчетно-кассового центра, уполномоченного территориального КБ, регионального государственного банка.
Благодаря систематическому формированию регионального баланса с попарными связями между партнерами по платежным операциям само собою, самотеком на основе зачета встречных требований происходит взаимопогашение региональной задолженности. Многократно уменьшаются заминки в поступлении денег и отказы от платежей, ускоряется оборот индивидуальных капиталов, уходит в прошлое бартер, качественно снижаются потребность предпринимателей в заемных средствах, их расходы по оплате кредита.
Территориальные инвесторы на основе изучения динамики соответствующей совокупности конъюнктурных матричных признаков выби-
рают, исходя из своего свободного капитала, коммерческих интересов и пристрастий, жизненного опыта и т.д., сферу приложения своих денежных ресурсов.
В административно-хозяйственных образованиях инициатива бизнесменов может органически подкрепляться регулирующими матрично выверенными действиями территориальной администрации. Так, в период депрессии, опираясь на матричную хронику платежных сведений, региональная власть может массированно воздействовать на складывающуюся в области, крае обстановку снижения ставки региональных налогов и различных сборов, форсируя местные общественные работы, наращивая муниципальные кредиты и т.п. В фазе же подъема местная администрация, наоборот, прилагает усилия к срезанию избыточной покупательной силы населения, проводит политику бронирования свободных денежных ресурсов, повышения ссудного процента, таможенных ставок, ограничения налоговых льгот и пр.
Матричная расстановка управленческих кадров, получение ими информации о всех нужных для выполнения своих обязанностей процессах вслед за их прохождением дает возможность построить областной аппарат по балансовому принципу с разбивкой по отраслям, сделать его компактным, сконцентрировать выполнение отраслевых функций в руках небольшой группы специалистов, контролировать положение на данном участке от начала до конца.
В составе региональной инспекции могут быть всего три-четыре структурных подразделения: аналитическое, бюджетно-финансовое, балансо-во-регулирующее, поддержки предпринимательства. При обнаружении по балансу платежного оборота запуганных "узлов" в функционировании социально-экономического организма региона в аппарате создаются временные проблемные группы, неотступно отслеживающие по информационному матричному экрану результаты •разрабатываемых и осуществляемых ими норма-лизационных мер.
Между губернскими специалистами по конъюнктуре и бизнесом устанавливается повседневная живая непосредственная связь. Деловая основа такого сотрудничества - проведение конъюнктурных исследований, консультирование по коммерческим контрактам: анализу матричных данных, применению результатов анализа для решения управленческих задач; предоставление советов предпринимательству по пресечению
1 пи нтш
ошибок, управлению финансами, запасами, ценами, фондовыми операциями, финансовыми рисками и т.д.
Возрастает управляемость территориальных органов, появляется возможность пересмотреть выпавшие из экономических пазов границы большинства областей и краев, привести административные сочетания территорий в соответствие со сложившимся в регионе совокупным воспроизводственным процессом. Упрощение и консолидация всей административно-хозяйственной регулирующей механики на основе перехода к новым информационным технологиям дает основания для отказа в ряде областей от районного деления, слияния некоторых субъектов РФ.
Устранение определенных диспропорций в губерниях порою связано с проведением структурных преобразований, большими капиталовложениями, длительным временным лагом и т.д. Подобные перекосы, с указанием, что и где надо предпринимать, попадают под матричный информационный "колпак", и позывные сигналы об их существовании будут подаваться вплоть до их устранения. Если такие вопросы в области не могут быть решены собственными силами, то они выносятся на рассмотрение федеральных органов, которые принимают соответствующие меры, подкрепляют их выделением необходимых ресурсов.
Воспроизводство + мониторинг — регулирование экономики. Расчетно-кассовые центры областей, краев, республик периодически представляют матричную платежную информацию в ГВЦ ЦБ РФ по обслуживаемым территориям.
В свою очередь ЦБ РФ после сопряжения платежных балансов всех региональных звеньев в интегрированную национальную информационную сеть может предоставлять матричные сведения по договорным соглашениям федеральным и межрегиональным коммерческим концернам, ФПГ, министерствам. Эти подразделения, получая от Центрального банка балансовые данные платежного оборота, освобождаются от ве-" дения учета и отчетности, могут использовать матричные сведения для формирования программ, оперативных планов, их постоянного аналитического исследования, принятия необходимых превентивных и регулирующих мер на основе информатики и кибернетики и т.д.
С налаживанием информационной технологии, обеспечивающей поточно-массовое поступление взаимосвязанных конъюнктурных сведений по различным воспроизводственным срезам
в каждый данный момент хозяйственной динамики, можно создать при Совете Министров РФ совершенно новое организационное образование
- Высший совет народного хозяйства. ВСНХ - не управленческий орган, а информационно-аналитический центр, носитель общегосударственных начал в регулировании воспроизводства. Его назначение - контроль и анализ из единого центра, ни на йоту не запаздывая, поступающей информации, неустанное наблюдение за циклическими колебаниями, всеми аспектами складывающейся народнохозяйственной конъюнктуры, ее быстрая и уверенная оценка, "засечение" по "сальдовым ножницам" между матричными счетами симптоматических признаков только еще зарождающихся в недрах экономики тревожных явлений, течений, оповещение участников общественного воспроизводства о возникновении нежелательных стихийных проявлений рынка, путях их преодоления, превращения в отправную точку подъема. ВСНХ - это генеральный штаб рыночной экономики без права принудительного воздействия на ее структурные звенья. ВСНХ
- организация, ответственная за постоянное и сплошное обследование экономики и правильную постановку обработки национальной информации, ее интеграцию, вскрытие динамичных межотраслевых связей, проведение конъюнктурных исследований и разработку экономического барометра, предположительной социально-экономической политики страны, передачу данных по линиям связи, программирование, развитие информационной базы для практических и теоретических целей, оказание информационной помощи различным ведомствам.
Автором выведен арсенал матричных проводок, связанных согласно кейнсианской концепции с оперированием по народнохозяйственному сводному материально-финансовому балансу (СМФБ) в меняющейся экономической обстановке правительственными ценными бумагами, учетным процентом, размерами налогов, пошлин, амортизационных отчислений, норм денежных резервов и материальных запасов, бюджетным сальдо, другими приемами регулирования хозяйства для возврата экономики в состояние равновесия, обеспечения ее жизнестойкости, дальнейшего поступательного развития. При этом ВСНХ не должен непосредственно выделять дополнительные материально-финансовые ресурсы производственно-хозяйственным структурам. Это дело ЦБ РФ и Минфина РФ. В противном случае неизбежны поток хода-
таев в ВСНХ, возникновение незаконных меркантильных отношений, отвлечение органа эко-номико-статистического обследования, анализа и информирования от выполнения своих функциональных обязанностей.
Автоматический без промедления и заминок тонкий контурный настрой экономики при возникновении в ней различных "возмущений" на сбалансированный режим функционирования с помощью указанных социально-экономических регуляторов может производиться отработанными приемами по заранее составленным алгоритмам и программам.
Мониторинг многократно облегчает быструю сбалансированную переналадку обстановки при возникновении таких форс-мажорных динамичных моментов и обстоятельств, как внезапно разверзнувшийся хозяйственный кризис, экономическая блокада, взвинчивание ввозных таможенных пошлин, забастовки, стихийные бедствия, крупные катастрофы, террористические действия, массовый наплыв беженцев, социальные пертурбации. Благодаря быстроте получения и объективности информации становится возможным несравненно более оперативное выявление причин перекосов, разрывов и последовательности шагов по нормализации положения.
В классификатор, алгоритм, программы матрицы народнохозяйственного учета платежного оборота могут закладываться более частое предоставление сведений, повышение их дробности, изменение характера и маневренных приемов. Так, программы могут составляться с учетом изменения при необходимости приоритетности предприятий, диверсификации их производственного профиля, взаимозаменяемости продукции и топливных ресурсов, использования суррогатов, возможностей перехода на упрощенные технологические процессы, снижения норм производственного и личного потребления, перенесения сроков или, вообще, снятия с производства определенных видов изделий. В программы закладываются резервные схемы поставок продукции с как можно меньшим транспортным радиусом, более широкое использование местных ресурсов, новые точки приложения запасов и предоставление детальной информации о их расходовании и поддержании на складах остатков в установленных размерах, проведение других необходимых мобилизационных и инженерно-технических мероприятий. В программы включаются и параметры-директивы, которые при тревожной ситуации дополнительно пере-
даются федеральным, региональным органам управления.
Формируемый в условиях непрерывного регулирования по отклонениям матричный баланс народнохозяйственного платежного оборота - не мистическое, неподвижное, оторванное от жизни, лишенное внутренней связи административно-канцелярское построение. Это синтез свободного, всегда и везде операционного стремления государственных и коммерческих структур приспособиться во имя своих интересов к требованиям конъюнктуры и корректирующих действий ВСНХ по направлению социально-экономической эволюции в русло равновесия.
ВСНХ помимо организующего воздействия по народнохозяйственному СМФБ экономическими рычагами на балансовую организованность производства, обращения, потребления разрабатывает индикативный балансовый прогноз развития общественного воспроизводства.
Если из реального, формируемого в процессе хозяйственной жизни баланса народнохозяйственного платежного оборота ВСНХ видны подлежащие "заглушению" противоречия, меры их ослабления, то индикативный прогноз общественного производства служит для ориентирования при определении силы регулирующих рычагов в той или иной неупорядоченной хозяйственной ситуации. Баланс народнохозяйственного платежного оборота показывает, что и где желательно делать для увязки экономической ситуации с новыми задачами. Индикативный матричный прогноз - мера маневренных действий соразмерно генетике экономики в условиях поддержания в ней желательных экономических соотношений. Благодаря комбинированному использованию двух этих балансовых документов систематически сопоставляются фактические тенденции с прогнозируемыми для выявления отклонений между ними. При этом народнохозяйственная машина не только твердо стоит на рельсах, но и лучше управляется, передвигается, лавирует с высокой скоростью, более полно используются национальные ресурсы.
Тотальное матричное информирование и ВСНХ при свободной игре рыночных сил не сводят потери от несогласованности в экономике к нулю, не обеспечат ее функционирования с точностью часового механизма. Однако при предлагаемом новом типе рынка экономическое регулирование будет эластичнее и точнее, хозяйственные колебания меньше, решения быстрее, административное понуждение намного
слабее, эффективность общественного производства несравненно выше.
Суть составления и содержания данного народнохозяйственного баланса платежного оборота при их кратком изложении самыми широкими мазками в следующем.
По непрерывно аккумулируемым данным регистрации платежного оборота формируются статистические ряды, осуществляется их "зачистка" от искажающего воздействия различных факторов и погрешностей в исходной информации, выводятся тренды ориентирующих динамических рядов, по которым с учетом всех матричных равенств, ограничений и приоритетности финансовых источников строится статисти-ко-математическая модель, разрабатывается программа, рассчитываются индикаторные СМФБ.
С переходом к рынку все производственно-хозяйственные звенья в зависимости от формы их собственности распадаются на три группы.
Частные подразделения выпадают из системы государственного экономического управления, становятся в своей воспроизводственной деятельности в рамках действующих правовых норм полностью самостоятельными, предоставленными самим себе. Смешанные структуры контролируются и государством, и предпринимателями. В данном случае государство продолжает оставаться заинтересованным в результатах работы предприятий. Однако его интересы ограничиваются соблюдением смешанными подразделениями действующего хозяйственного законодательства, их индивидуальными участками работы, получением бюджетом причитающейся ему части их дохода, сохранностью вложенного в эти структуры капитала. Государство не вникает в повседневную операционную деятельность смешанных подразделений. Что же касается третьей части производственно-хозяйственных звеньев, то управление ими - прямая прерогатива власти. Естественно, что она призвана не допускать, чтобы государственные фирмы функционировали менее эффективно, чем частный бизнес, и должна ставить эти звенья в организационно-техническом отношении и по оплате персонала вровень с частным и смешанным секторами, обеспечивать равные условия для конкуренции между государственным, смешанным и частным предпринимательством. Вместе с тем налаживание в экономике постоянной циркуляции высококачественной информации позволяет предоставить государственным структурам свободу действий, возможность без промедле-
ния выходить из затруднений, проявлять инициативу, действовать в любую минуту во благо делу поддержания хозяйственного порядка. Этому способствуют и потенции ВСНХ помогать предприятиям в балансизации их деятельности, предвидеть далеко вперед ее результаты. В итоге на госпредприятиях изживаются командные способы руководства, волюнтаризм, они все больше замещаются коммерческими методами регулирования. Водораздел между структурами всех форм собственности будет проходить по линии эффективности их функционирования и необходимости оставления в орбите государства определенных предприятий.
Зарождение ВСНХ, заблаговременное оповещение о надвижении хаосных макроэкономических хозяйственных явлений, приспособление госструктур к конъюнктурным изменениям, более четкое взаимодействие всех уровней иерархии общественного производства создает дополнительные предпосылки сброса государственными предприятиями своих текущих функций на места. Новый импульс получает процесс рыночной самопланировки организационных структур в воспроизводственной сфере - ломки организационных форм, видоизменения, слияния и разъединения предприятий, роста их среднего размера, преобразования министерств в более сильные построения - концерны, ФПГ. Министерство экономического развития и торговли естественным образом сольется с ВСНХ. Министерства остаются лишь в отраслях со специфическими условиями функционирования (Министерство сельского хозяйства, Министерство атомной энергетики, Министерство торговли). Именно такая схема с теми или иными вариациями сложилась в ходе хозяйственной эволюции в развитых странах мира. Думается, что в совокупность указанных министерств в России должно войти и Министерство государственной собственности.
Введение в регулирование общественного воспроизводства снизу доверху аналитического информационно-консультационного звена -ВСНХ - таит в себе и гигантский потенциал рационализации деятельности высших исполнительных инстанций в стране, включая руководство Совета Министров РФ.
Дело в том, что, как это было показано выше, с развертыванием платежного мониторинга качественно упорядочивается функционирование предпринимательства, в частности его финансовое и материальное обеспечение. В ре-
зультате резко снижается объем работы Правительства по хаотичному пересмотру бюджетных ассигнований, выплате заработной платы, пенсий, пособий, дотаций, субсидий, источников финансирования; уменьшаются задержки в решении таких вопросов. Вместе с тем вся сеть государственных органов каждодневно обеспечивается платежными матричными сведениями о состоянии общественного хозяйства, бюджетных доходах и расходах, возникающих неувязках, силе вызывающих их причин, путях, способах, последовательности их изжития. Поэтому не только сужается сфера рассогласования, но и существенно облегчается рассмотрение остающихся и требующих оперативных усилий Правительства вопросов, оно получает дополнительные возможности для более капитального, без спешки и суеты, решения кардинальных проблем экономического и социального развития страны. Одновременно благодаря опоре на платежный СМФБ выходит на новый, более высокий уровень увязка деятельности министерств и ведомств по срокам и целевой направленности. Работа Совета Министров становится более комплексной, ана-литичной, из нее изготовляются догадки, прикидки, разорванность, сутолока, загрузка подведомственных звеньев массой неожиданных поручений; углубленная проработка кардинальных вопросов органично сливается с каждодневным правительственным оперированием по их претворению в жизнь с видением текущей обстановки, ее задач и проблем.
Матричный заслон разворовыванию и разгильдяйству
При отсутствии сильного финансового контроля систему национального управления нельзя считать завершенной. Ни одно государство независимо от общественного устройства, уровня развития, размера и т.д., не то что развиваться, а просто существовать не может. В стране, где нет твердой контрольной руки, неизбежны надорванность экономики, полное денежное опустошение, развал государственности.
Безостановочный и глубоко проникающий платежный мониторинг - информационная база нового поколения - открывает широкие перспективы и в устранении язвы сегодняшнего механизма регулирования воспроизводства в стране -хилости финансового контроля, создает информационный фундамент для проведения в стране реформы контрольно-финансовой системы.
Все платежные документы автоматически сортируются и систематизируются на однотипные группы исходя из экономического содержания отражаемых в них операций и в соответствии с позициями матричного баланса платежного оборота.
Поэтому отпадают затраты на подборку и разнос документов, их уяснение осуществляется в значительной мере механически. За считанные секунды тщательному осмыслению подвергаются лишь нетиповые операции, счет происходит с помощью электронных средств, становятся ненужными ведение учетных записей и накопительных документов, обработка расчетных сведений. Все это в сочетании с использованием электронных таблиц и данных в аналитической матричной форме, с поточностью проверочных действий благоприятствует сосредоточению работы по поддержанию финансового порядка в регионе в одних руках - службе ее Главного контролера.
Основные задачи главного контролера - исполнение в области бюджетов всех уровней, обеспечение ее финансового благополучия, всемерная и скорая мобилизация финансовых резервов, искоренение рвачества, разбазаривания, разграбления, коррупции, перекосов в структуре распределения и потребления.
Работники Службы главного контролера шаг за шагом, выборочно и на высоких скоростях без отрыва специалистов проверяемых структур от своих текущих обязанностей на составление справок, объяснений, подбор документов спокойно и вдумчиво изучают, проверяют по поступающим непрерывной чередой матричным платежным данным получение и расходование проверяемым звеном федеральных, региональных, местных и внебюджетных денежных ресурсов, корректность отражения финансовых операций и платежного оборота в целом в матричном балансе предприятий, организаций, населенных пунктов, области.
Служба главного контролера в помощью электронной информационной технологии высвечивает "рентгеновскими лучами" все поры функционирования государственных финансов, живо вскрывает ошибки и нарушения - использование бюджетных средств по нецелевому назначению, незаконные перебросы денег между бюджетными статьями, "застревание" в учреждениях полученных ими доходов и недофинансирование вследствие этого других бюджетных организаций и т.п. Очевидно, что при таком нео-
слабном наблюдении за бюджетными отношениями практически исключается возможность превышения открываемых агломерациям ассигнований и их использование не по назначению, других злоупотреблений, срывов в организации государственного финансирования, достигается при необременительном аппарате и низких затратах коренной перелом в проведении ревизий1.
Ключевая фигура Службы главного контролера - отраслевые инспекторы, отвечающие за платежный оборот региональных ведомств, могут вводиться в состав их распорядительных органов с правом совещательного голоса.
Представители Главного финансового контроля в учреждениях губернской администрации могут излагать и отстаивать еще на стадии рассмотрения решений свое мнение по участию в тендерах, наметках смет, накладных расходов бюджетных и некоммерческих организаций, контролировать цены, нормы, отпуск продукции по себестоимости, убытки и т.п2.
В пределах одного и того же временного интервала имеются многочисленные несоответствия в поступлении и расходовании государственных средств, вследствие чего то и дело возникают бюджетные дефициты, денежные разрывы в исполнении бюджета. Дело в том, что календарное движение доходов и расходов предопределяется большим количеством разнообразных факторов (сроки получения и расходования казначейских денег, преждевременное выписывание бюджетных кредитов, задержки в сроках сдачи средств, сезонный характер платежей, размещение капитала и т.д.). Непрерывный учет расчетных операций в форме матричного баланса по экономическому содержанию, "в привязке" к контрагентам по денежному потоку, дате проведения открывает возможность выявления инспекторами коротких временных разрывов, несоответствий, частных случайных платежных изменений, побуждает работников проверяемых учреждений к их эластичному устранению, достижению большей синхронизации, сопряженности, соразмерности, платежей во времени и пространстве, освобождению от излишних расчетов. Это означает проникновение ревизоров в глубинные пласты функционирования государственных структур, придание финансовому надзору нового,
1 Финансовый контроль и управление в регионах с использованием матричного учета платежного оборота // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2000, - № 5, с. 31. 2Там же, с. 35.
более высокого качества в исполнении бюджета, соблюдении режима экономии.
Успешность деятельности корпуса отраслевых инспекторов зависит от длительности их работы на одном и том же посту. Вместе с тем непродвижение по должностной лестнице ломает их служебную карьеру, ущемляет материальные и моральные интересы, вызывает боязнь за свое положение, повышенную текучесть среди таких специалистов. Данное противоречие может быть преодолено посредством введения в штатное расписание службы Главного отраслевого контролера нескольких прогрессивно возрастающих квалификационных категорий оплаты, которые могут присваиваться инспекторам при исправной работе по истечении определенного установленного временного интервала с расчетом, что за несколько лет до достижения пенсионного возраста оклад инспектора достигает, скажем, 80 - 90% заработка Главного контролера. Одновременно в этой связи следует предусмотреть за инспекторами право в случае их ухода с работы в Службе главного контролера на внеочередной возврат на нее, а также их перевод и отставку только по согласованию с Главным контролером.
Проверка составления отчетности, состояния учета и бюджетной дисциплины Службой главного контролера не может пускаться на самотек, она должна осуществляться по специально составляемым календарным программам, составленным на основе математически обоснованных методов сбора и обработки информации с учетом различных приоритетов и контрольных моментов.
Определенное значение имеют порядок и форма представления инспектором отчета по результатам обследования Главному контролеру. Сообщение, составленное по установленной форме, сперва дается инспектором проверяемому лицу, а затем руководителю его организации. В отчете отражаются их объяснения и возражения, меры по устранению недостатков и привлечению к административной ответственности, вплоть до возбуждения в суде дела о наложении на виновных денежного начета. После этого Записка с предложениями инспектора направляется Главному контролеру, который дает краткое заключение по отчету. Если докладная администрацией проверяемой организации не подписывается, Главный контролер направляет проект отчета губернатору области. В этом случае акт по соглашению между губернатором и Главным контролером подписывается или передается на
рассмотрение Инспекции главных контролеров России, которая и принимает окончательное решение. Предлагаемые в отчете меры должны обязательно учитываться при составлении организацией бюджета на следующий год. Думается, что такой алгоритм изучения и оформления ревизионного материала повышает его полноту и объективность, эффективность выправляющих действий, снимает недоуменные вопросы, значительную долю тяжб и споров, бюрократической круговерти между проверяемыми и проверяющими.
Второй магистральный канал финансового контроля в областях, краях, автономных образованиях - это выверка правильности исчисления и уплаты налогов региональными бюджетными и коммерческими структурами1.
При матричной технологии учета платежного оборота и наблюдения за ним предельно упрощается контроль за налоговыми поступлениями. Матричный платежный информационный массив позволяет сразу же видеть возникновение очагов фискальных диспропорций, перепроверять одни данные другими, улучшать смысловую переработку информационных сведений, критически оценивать полученные выводы, сочетать целостную оценку слитых в единое целое налоговых результатов хозяйствования с выявлением индивидуальных недостатков в работе. Выявление налоговых итогов функционирования территории и ее составных частей можно осуществлять с необходимой степенью частоты - за месяц, декаду, пятидневку. В результате становится возможным непрерывно исследовать и изучать факторы и условия, влияющие на величину податных начислений, оперативно принимать возможные превентивные меры по устранению и предупреждению негативных финансовых явлений. Механизм сбора и контроля поступления налогов становится быстротечным, надежным, жестким при одновременном учете на каждый момент времени объективных финансовых возможностей юридических и физических лиц. Благодаря такому обновлению контрольного организма снижаются трудоемкость налогового исполнения, многократно повышаются его потенциальные возможности, создаются предпосылки для воссоединения в Службе главного контролера области казначейского контроля с налоговым обследованием коммерческих подразделений и физических лиц.
'Там же, с. 38.
С освоением матричной концепции учета и информирования создаются предпосылки для балансового ориентирования, выбора из множества вариантов уплаты фискальных сумм наиболее выгодного для налогоплательщика на основе быстрого и глубоко осознанного расчета и представления результатов в простой лаконичной наглядной форме. При этом сразу же по появлении в матричном балансе нежелательных отклонений можно осуществлять регулирование налогообложения по размерам, времени и темпам, рассматривать различные альтернативы в замене вида уплачиваемого налога, изменении налоговой ставки, способах исчисления налогов, сроках их уплаты.
Совместное оперирование по данным матричного баланса предприятиями, организациями и налоговыми службами податными условиями -фискальными ставками и преференциями вплоть до полного освобождения на определенное время от налоговой повинности, сроками взимания, способами исчисления, видами налогов и т.п. при инвестировании налогоплательщиками получаемых от этого денежных средств в данном регионе открывает широкие перспективы для модернизации налогового контроля на основе компромисса интересов налоговых органов и налогоплательщиков в увеличении прибыли и суммарной налоговой массы, развития наиболее перспективного направления в финансовом деле.
Естественным следствием развертывания в субъектах РФ служб Главного областного финансового контролера является создание в Центре инспекции Генерального финансового контролера России.
Новая информатика в областях - это ключ для стремительного проведения поисков, новых подходов, поворотов в развитии пространственных хозяйственных систем, оперативной переброски материальных и финансовых потоков для устранения как дефицита, так и разбухания ресурсов в областях. Матричное "фотографирование" платежного разворота в губернии - информационная база поддержания твердого финансового порядка и единства в округах, усиления действия финансовых сил по вертикали. Дело в том, что развязка узла диспропорций и трудностей в областях порою связана с проведением крупных структурных преобразований, большими капитальными вложениями, а потому во многих случаях не может быть проведена собственными силами губернии, автономной республики. Неустройства с указанием, что, где,
когда надо предпринимать, попадают под матричный информационный "колпак", и соответствующие неоспоримые позывные сигналы подаются вплоть до их преодоления.
Финансирование таких коллизий в зависимости от их характера целесообразно осуществлять из двух источников. Дополнительные расходы, связанные с воплощением в жизнь социально-экономической стратегии в совокупности субъектов Федерации, долгосрочных межобластных проектов, возникновением новых тенденций в интеграции областных рынков, их распространением на окружное пространство, могут возмещаться за счет окружных резервных средств. Вместе с тем округ - источник оказания деловой краткосрочной финансовой помощи входящим в его состав областям. Средства данного источника могут по самому короткому пути направляться на мобильное "заблокирование" возможности экономического обвала в округе из-за срыва поставок продукции из каких-либо ее административных частей, неурожая, стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.д. Данный источник ресурсов текущего "экономического выживания" мест может по взаимному согласию территорий формироваться путем внесения каждой областью определенной доли его общей величины. Распределять же эти средства по губерниям можно за некоторым исключением по конкурсу в зависимости от расчетного экономического эффекта. Подобный порядок покрытия чрезвычайных затрат областей способствует стремлению путей оказания денежной поддержки, смягчению иждивенческих настроений, решению специфических зональных задач от начала до конца с учетом сложившегося на местах положения, обеспечению надзора самими территориями за рациональным использованием ассигнований, устойчивости областных бюджетов. Достигается симметрия финансовой поддержки областей, повышается динамика и эффективность территориального денежного обращения.
Независимо от источника финансирования-нейтрализации внезапно возникающих хозяйственных возмущений в областях, оказание им мобильной денежной поддержки округом должно основываться на определенных принципах и правилах. Это, прежде всего, - целостность подхода при проведении регулирующих мер под углом достижения максимального эффекта по округу, добровольность областей в оказании поддержки другим субъектам Федерации, приоритет анализа и контроля по цифрам матричного
поля платежного оборота в принятии решений для преодоления хозяйственных пертурбаций, бдительный надзор за адресностью финансирования, оказание содействия непосредственно в ходе повседневной текущей работы. К принципам финансового манипулирования в округе относятся глубоко продуманный гибкий пересмотр предоставления добавочных ресурсов, предупреждающее управление варьирующимися финансовыми потребностями, а не плетение в хвосте событий, плавный переход от получения денежной поддержки к самофинансированию, полная самостоятельность областей в изыскании конкретных способов и методов преодоления с помощью денежных средств, получаемых от других губерний, переживаемых ими неблагоприятных моментов, выверка и оценка конечных результатов межобластного денежного оперирования. При базировании на этих принципах сохраняются единое рыночное пространство, условия свободной конкуренции, подвижность и экономичность капитал ооборота, объективно равные возможности нахождения каждой из областей своей экономически оправданной ниши в межрегиональном предпринимательском пространстве.
Аккумуляция получаемых от соответствующего РКЦ платежных сведений в окружном балансе "затраты - результаты", их перманентное обновление делают возможным моментальное "улавливание" в процессе денежного обращения срочных финансовых потребностей областей и оказание им необходимой временной помощи с учетом окружной приоритетности преодоления губернских трудностей, прекращения распыления губернских сил и средств. Не менее важно и то, что новая информационная индустрия позволяет оперативно выявлять целевое использование областями средств временной денежной поддержки, в случае необходимости конкретно, со знанием пространственной рыночной обстановки быстро и решительно перенаправлять их под углом повышения финансовой стабильности по округу в целом, открывает новые источники накопления. Всю эту работу целесообразно возложить на окружного представителя Генерального контролера страны.
Обоснованность введения в округах поста представителя Генерального контролера органически вытекает из единства территориальных хозяйств и регулирования ими, необходимости повышения плотности денежно-аналитического контроля на местах, приближения Центра к запросам территориальной хозяйственной жизни,
большего мобильного сплочения Центра, областей, округов, устранения разброда в государственном финансовом управлении регионами. Таким образом, если налаживание платежного мониторинга на местах позволяет финансовому контролю в соответствии с требованиями рациональности и порядка проникать вглубь, в самую толщу деятельности предприятий, учреждений, губернских ведомств, то раздвижение границ до финансового контроля округов открывает перспективы проверки и улучшения хозяйствования вширь, в масштабе больших производственно-хозяйственных систем, сплетения воедино этих двух составляющих эффективного проведения финансово-контрольной работы. В итоге размещение капитала, полнота использования, гармоничность комбинации материальных и денежных фондов, темп их движения, другие условия успешного хозяйствования при высокоскоростном оперировании в межобластном пространстве будут выше механической суммы соответствующих параметров балансов входящих в округ областей. В принципе, чем больше округ, тем значительнее окружной эффект от улучшения циркуляции материальных и финансовых потоков во времени и пространстве в каждый данный момент.
Жизненность, полезность введения в округах поста представителя Генерального контролера естественно вытекает из необходимости эффективного решения в областях и округах большой совокупности других вопросов. Это, например, межобластное бюджетное наблюдение и регулирование для обеспечения сбалансированности бюджетов разных уровней, выявление негативных окружных тенденций в протекании бюджетного процесса, отведение от него опасности взрыва, разработка предложений по нормализации оборота капитала в округах на основе использования всех резервов в окружном перемещении материальных и финансовых потоков, консультирование и инспектирование областей по вопросам организации и функционирования платежной контрольно-финансовой технологии. К числу вопросов по улучшению взаимодействия между округом и областями на базе новой информатики относятся несравненно более быстрое ознакомление с их проблема?ли, оказание округом поддержки областям в преодолении чиновничьего автократизма, искоренении у местного служивого люда привычки к запаздыванию в выполнении обязанностей. Это и обеспечение соответствия между фактическим состо-
янием дел в областях, о котором сегодня толком никто не знает, отчетами губернаторов и не поддающимися приукрашиванию исчерпывающими данными матричного платежного оборота, составление объективного годового заключения о деятельности губернаторов.
Введение поста представителя Генерального контролера в сочетании с налаживанием матричной системы информационного управления округами сулит и немалые выгоды вследствие отпадения необходимости в командировании сотрудников в области за сбором данных, их обработки и сводки, посылке экстренных письменных запросов и переписке, контроля исполнения на местах, отрыва специалистов губернских органов финансового контроля от выполнения ими своих служебных обязанностей и тд. При этом нужная информация поступает сразу вслед за совершением действия с высокой степенью детальности в сжатом балансовом виде, без какого-либо вуалирования.
Введение поста окружного представителя Генерального контролера страны совершенно не означает утяжеления конструкции финансового контрольного механизма, эксцессов администрирования, роста управленческих расходов.
Благодаря автоматическому поступлению представителю Генерального контролера балансовой платежной информации от соответствующего РКЦ можно свести к минимуму его аппарат, избежать существенных административно-хозяйственных расходов. Одновременно устраняется ведомственность, замкнутость в регулировании территорий, создаются дополнительные информационные предпосылки для укрупнения, перестройки, реорганизации областей, отказа в некоторых из них от районного деления, слияния различных структурных частей губернского административного механизма, сокращения других представителей Центра, что само по себе с лихвою возмещает все затраты на создание окружной финансово-контрольной • инфраструктуры.
Вместе с тем Центр освобождается от необходимости повседневного решения части огромной массы с каждым днем все более и более усложняющихся межтерриториальных финансовых вопросов. Высшие органы управления получают, наконец, большую возможность заниматься узловыми пространственными проблемами, их системным прогнозированием, поиском альтернативных решений, анализом и оценкой получаемых территориями результатов, на-
хождением оптимального пути достижения генеральных территориальных целей, нового соотношения централизации и децентрализации в управлении.
Получается, что без создания контрольных финансовых звеньев в округах, крупномасштабных территориальных системах механизм регулирования общественного воспроизводства не завершен, нормально функционировать и поспевать за местами не может; межобластной финансовый контроль - неотъемлемая родовая часть аппарата финансового контроля и государственного управления Россией.
При перепостроении финансового контроля в стране наряду с институтом главных территориальных финансовых контролеров необходимо создать и такие же структуры для отраслей и внебюджетных фондов.
Главный министерский контролер постоянно и глубоко, с нужной степенью конкретности отслеживает по бесконечной динамике матричных данных весь отраслевой платежный оборот в подробной статистической разбивке, во всех балансовых аспектах и в самых различных организационных взаимосвязях и уровнях, выборочно анализирует и оценивает по матричному балансу крупные платежи с точки зрения их законности, своевременности, стратегической целесообразности, финансовую деятельность министерской администрации. Главный контролер составляет годовое Заключение с объяснительной запиской к нему и представляет их министру, генеральному контролеру страны, в Счетную палату. Кроме того, он должен давать заключение по каждому связанному с новыми бюджетными ассигнованиями министерскому проекту, участвует при утверждении расходных и доходных предположений по отраслевым ведомствам, привлекается МФ РФ при рассмотрении государственного бюджета на очередной год и Думой при утверждении отчета по исполнению годового бюджета. Главный министерский контролер не менее двух раз в год проводит ревизии* финансово-хозяйственной деятельности министерства, по каждой из них составляет специальную справку.
Создание института главных контролеров связано с организацией Генеральной финансовой инспекции, на которую помимо руководства главными контролерами министерств, областей, внебюджетных фондов, полномочными представителями по финансовому контролю в округах, возлагается постоянное отслеживание
финансового положения в стране в целом, систематическое и полное оповещение президента о состоянии государственных финансов, сигнализирование по данным матричного баланса платежного оборота о возникновении неблагоприятных тенденций и угроз в экономическом развитии страны.
Генеральная инспекция не должна подчиняться ни одному министерству, включая Минфин РФ, Правительству РФ. В своей контрольной деятельности она руководствуется только законами и Конституцией страны. Вхождение бюджетного контроля в систему государственной власти превращает его в структуру, отвечающую наряду с Правительством за финансовое расстройство, надлом, неурядицы. Самостоятельный статус Генеральной инспекции - это и залог недопущения гонений ее руководства из-за зигзагов в проведении политической линии и экономической политики, обеспечения авторитета национальной контрольной инспекции, доверия к ней народа в периоды самых тяжелых невзгод и испытаний.
Верховенство, обособленность государственного финансового контроля - это не результат кабинетных размышлений. Разворовывание горы золота, финансовое закабаление иностранным капиталом, катастрофы, военные поражения, национальная отсталость - вот в известной мере цена, которую заплатила дореволюционная Россия за долголетние шатания в вопросе суверенности ее Генерального контролера.
Гладко только на бумаге
Сегодняшняя управленческая конструкция лишь по форме частнохозяйственная. Воспитание, образование, знания, технология, образ мышления управленцев - все из нашего совсем еще недалекого прошлого. Капиталистической системе хозяйствования присущи свои органические пороки. Частнохозяйственная экономика вследствие своей внутренней сложности склонна к систематическим разрушительным кризисам, зигзагам, движениям вспять. Получается, что сложившийся к сегодняшнему дню управленческий механизм - скопище, дикая смесь управленческих противоречий двух исторических эпох.
Запад заплатил голодом, лишениями, войнами, кровью многих поколений за кризисные порухи своей экономики. Вместе с тем он эво-люционизировал, создал определенный механизм защиты от экономических потрясений.
В России в этом отношении - ни науки, ни приемов, ни методов, ни нужных резервов -ничего, в сущности, нет. Что есть - так это хилая экономика и сложнейшее геополитическое положение.
Страна не перенесла управленческих проблем социализма, она вступает в XXI век совершенно беспомощной перед неизбежными убийственными катаклизмами капитализма. Отечество непременно будет попадать из одного кризиса в другой, затем наступит общий перманентный коллапс, страна окончательно обессилит, ляжет на дно мировой хозяйственной жизни. Россию от ударов стихийных экономических законов не спасут ни огромные залежи газа, нефти, золота; "ни бог, ни царь и ни герой". Все пойдет прахом, точно так же, как несколько раньше достояние социализма. Прорыв через пертурбации и потрясения в азбучной истине - приведении управления вровень с уровнем развития производительных сил.
Система регулирования общественного воспроизводства на базе учета прихода и расхода ценностей фиксирует сразу вслед за совершением платежной операции движение всех хозяйственных моментов, обстоятельств в любой части народного хозяйства. При этом моментально осуществляются проникающие в самое нутро воспроизводства профилактические, выправляющие, действующие в унисон балансовые меры любого масштаба, раздробляются, свертываются, локализуются, нейтрализуются дезорганизующие процессы на всех "ярусах и этажах" общественного воспроизводства, расчищаются пути для прогресса, социальных отношений, экологии, поддержания экономической безопасности.
В налаживании системы матричного платежного оповещания, аналитики, контроля имеется многолетний задел. Но немало еще предстоит сделать. Сегодня экономика для глубокой трансформации информационного анализа, контроля, управления далеко не в лучшей форме. Платежный мониторинг легче всего "прописывается" в крупных хозяйственных подразделениях. Сейчас же большинство наиболее важных и мощных индустриальных комплексов распались на отдельные части, ФПГ, концерны, другие современные формы крупномасштабного бизнеса, невелики по своим размерам, находятся на примитивном технологическом и организационном уровне, не укомплектованы квалифицированными кадрами, не обладают финансовыми ресурсами, необходимыми для развертывания платеж-
ных оповещающих систем, деградируют. Вместе с тем очевидно и другое. Новый механизм регулирования воспроизводства - основа, плацдарм прогресса экономики и социальных отношений в эпоху быстродействующих ЭВМ, глобальной информатизации, все более растущих требований к управлению.
Матричный мониторинг - это уменьшение длительности производственного и снабженчес-ко-сбытового циклов, ускорение расчетов и документооборота, оживление оборачиваемости капитала, а значит, и расширение производства, рост его единичных размеров, снижение запасов сырья, материалов, готовой продукции, удельных издержек, высвобождение складских помещений, заметный рост накопления.
Немаловажно и то, что мониторинговая система регулирования в силу природно присущих ей свойств в своей основе объективно соответствует взглядам и интересам всех слоев современного общества, полярным политическим силам - либерально-демократическим, центристским, левым. Поэтому ее претворение в жизнь должно встретить общественную поддержку, содействовать столь необходимой в настоящее время консолидации внутриполитической обстановки в стране.
Сейчас принята и начинает проводиться в жизнь социально-экономическая программа развития России. Нельзя рассматривать данную программу и платежный матричный мониторинг как две взаимоисключающие альтернативы, автономные и конкурирующие между собою мероприятия. Это органические компоненты единого целого, две стороны одной и той же медали - вывода России из чудовищной разрухи на путь устойчивого динамичного развития. Предлагаемая информационно-аналитическая система - дело совершенно малоизведанное и сложное, требующее времени на доработку, наладку, внедрение, проверку, перепроверку и опять перепроверку. Опыт показывает, что только на отработку окончательной формы матричного платежного баланса, пересоставление классификатора, алгоритма и математической программы, заполнение матричного баланса платежного оборота, написание методики использования матричной формы платежных данных в анализе и управлении уйдет 1-1,5 года. Предстоит провести эксперименты, опытные включения матричных мониторинговых систем на предприятиях разных видов, в различных регионах, проанализировать их результаты, пройти международную экспер-
тазу. Поэтому, безусловно, страна будет развиваться в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Однако ее претворение должно идти с постоянным учетом состояния дела в налаживании платежного мониторинга, возможностей информационно-контрольной системы в реализации поставленных основными направлениями задач, переключения на новый управленческий механизм. Если в первые годы в роли коренного, ведущего в перестройке экономики и строя ее регулирования будут основные направления, то по мере решения поставленных задач и завершения работ по созданию информационно-контрольного устройства эта роль будет плавно передаваться последнему.
Встает вопрос о возможных источниках финансирования научно-методологических, проектных, наладочных и других работ по реформированию руководства экономикой на изложенных автором принципах.
Представляется, что, несмотря на исключительную масштабность и сложность поставленной задачи, при разумном подходе затраты на проведение преобразований будут не не столь уж и велики, посильны для страны. Основание для такого умозаключения в следующем. Расходы на проведение научно-методологических изысканий могут оплачиваться из бюджетных средств, выделенных на соответствующие цели РАН, другим ведомствам; затраты на выпуск новых инструкций, нормативных актов, измененных форм отчетности будут относиться на соответствующие статьи смет на содержание ЦБ РФ, Госкомстата, отраслевых министерств и т.д.; консультирование, выверка принимаемых разработчиками решений может осуществляться работниками ЦБ РФ, Минфина РФ и т.д. в рамках выполнения ими служебных обязанностей. Финансирование создания платежного мониторинга в известной мере может быть сопряжено и с проводимой в настоящее время работой по пе-' ре воду бухгалтерского учета в России на международные стандарты. На финансирование работ по созданию неосовременной системы управления можно обратить и ассигнования на свободные из года в год должности во многих академических и ведомственных институтах. Предприятия, банки, другие структуры, получившие весомую экономию в результате проводимых в ходе реформы преобразований, могли бы путем отчисления определенного процента от получае-
мого эффекта взять на себя часть перестроечных расходов, в частности, на переподготовку высвобождаемых работников.
На основе прикидочных расчетов и ранее проведенных экспериментов представляется, что при активном участии в работе по переходу к предлагаемой новой глубокой технологии регулирования народного хозяйства в рамках своих функциональных обязанностей Центрального банка России, Министерства экономического развития и торговли РФ, Минфина РФ, некоторых других ведомств методические вопросы налаживания матричного платежного мониторинга и соответствующей системы регулирования общественного воспроизводства могут быть решены и экспериментально апробированы специальным государственным межведомственным Центром. Его численность - 30 высококвалифицированных специалистов по банковским операциям, финансам, программированию, информатизации, анализу, системотехнике.
После решения методических вопросов и проведения опытных испытаний Центр совместно с отраслевыми и функциональными государственными ведомствами мог бы провести комплекс работ по практическому освоению матричного учета платежного оборота в деятельности бюджетных и коммерческих структур, использованию его результатов в анализе, хозяйствовании, контроле. Общая продолжительность цикла переворота в информатизации и регулировании экономики, социальных отношений, экологии в условиях вольного рынка примерно десять лет.
Опорные блоки предлагаемой информационной технологии - общие для всей мировой экономики: двойственный порядок записи данных, форма их регистрации - баланс типа input - onput, Интернет, свободные рыночные отношения и т.д. О том, что предлагаемая автором управленческая технология находится в створе с мировыми требованиями, говорит и то, что в США, Франции, Скандинавских странах в свое время предпринимались попытки конструирования мониторингового информационного механизма, на что были затрачены десятки миллионов долларов, а также открываемые мониторинговой системой перспективы обуздания мировых финансовых кризисов. При условии, что новшества в учете и информировании и возникающие в связи с этим возможности в регулировании мирохозяйственной системы встретят понимание на Западе, мож-
но надеяться на получение кредитов от Международного валютного фонда, Всемирного банка, переход в начале XXI века к новым управленческим технологиям всех ведущих стран мирового сообщества.
Финансирование создания системы регулирования воспроизводства на основе непрерывного углубленного учета платежных данных можно построить и другим образом, без международной финансовой помощи, наподобие тому, как это давно делается в инновационном предпринимательстве в США, в современном инновационном рынке индустриальных стран1.
Группа отечественных и зарубежных энтузиастов - юридических и физических лиц (науч-но-технические организации, финансовые институты, концерны, ФПГ, предприятия, индивидуальные инвесторы) создают инновационный Центр по разработке системы управления воспроизводством на базе матричного платежного мониторинга, формируют из своих средств Уставный фонд и денежные ресурсы на расходы по функционированию созданного поискового подразделения. Лица, вложившие средства в создание Центра, или их представители могут вводиться в состав Совета директоров поисковой структуры, участвовать в финансовом контроле за ее работой.
В случае необходимости государство может на первых стадиях перспективного, по его мнению, исследования субсидировать дополнительно необходимые средства на оценку концепции, разработку проекта организации работы по ее реализации, выявление перспектив коммерциализации результатов исследования.
В дальнейшем по мере повышения степени реалистичности и практической ценности изыскания разработка коммерциализуется. Центр выпускает акции, которые распространяются между создателями инновационного Центра, отечественными и зарубежными банками, финансовыми компаниями, научно-техническими структурами, предприятиями, индивидуальными инвесторами. После завершения исследования патент на использование разработки продается по рыночным ценам всем заинтересованным в его приобретении в России и за рубежом, а полученная прибыль распределяется между учредителями венчурной структуры, дру-
'Фирсов В.А. Венчурное инвестирование в малый инновационный бизнес // США. Экономика, политика, идеология. -1993. - № 12. - С. 12.
гими акционерами соответственно имеющимся у них акциям.
Государству же поступают налоги от полученной Центром прибыли, продажи акций и патентов. Самое же главное - страна получает, наконец, динамичную систему регулирования, соединяющую возможности рынка с финансовыми и материальными ресурсами, эффективной организацией производства, подъемом инициативы населения, дающую экономический и социальный эффект, который трудно переоценить.
Разработка матричного мониторинга путем регистрации платежных операций и единения учета, оперативного планирования, прогнозирования, балансово-регулирующих действий, поощрения уже давным-давно вышла из стадии научных изысканий, встала на практические рельсы. Коллективом высококвалифицированных специалистов ЦЭМИ АН и ГВЦ Госбанка проведено экспериментальное заполнение матричного баланса платежного оборота большой размерности по документам Ленинградского отделения МГК Госбанка, банковских учреждений Нижнего Новгорода, Эстонии. В числе разработчиков авторитетнейший банковский специалист Барковский Н.Д., д-р экон. наук Исаев Б.Л., д-р экон. наук Косой A.M., д-р экон. наук Штундюк В.Д., кан. экон. наук Вто-ровский А.Б., кан. экон. наук Каплун A.A., кан. экон. наук Соловов В.И., кан. экон. наук Теруш-кин А.Г. и многие другие. Результаты экспериментов были одобрены Правлением Госбанка, кибернетическая матричная информационная и платежно-расчетная модель принята в качестве технического задания подсистемы платежного оборота АСУ - Госбанка.
Внедрение в практику новейшего вида учета и информирования уже много лет буксует на месте, не идет дальше публикации В.Д. Штун-дюком книг и статей о том, как это много может дать для национальной экономики, мирохозяйственного ориентирования и нейтрализа-• ции финансовых, социальных и экологических аномалий. Публикации вызывают зачастую многочисленные телефонные звонки читателей из разных районов страны - от Калининграда до Находки и от Санкт-Петербурга до Саратова, порою читатели приезжают в Москву за разъяснениями, с деловыми соображениями, с выражением поддержки. Не то что "один в поле не воин". Поле уже очень большое, заросло чертополохом, стало тяжелым на подъем. Крайне необходимо создать ассоциацию юридических и
физических лиц - институтов, университетов, предприятий и т.д., ученых и специалистов, всех кто разделяет в мире идею о переводе регулирования сферы материального производства, социальных отношений, условий окружающей среды на рельсы матричного платежного мониторинга, перешагивании управления на этой основе в новый этап своей эволюции, хочет принять участие в этом деле. Основные задачи данной организации - поддержка и консолидация творческой инициативы и усилий сторонников концепции платежного балансового ориентирования и оперирования подразделений общественного воспроизводства, содействие в разработке единой в этом отношении методологии, формирование широкого международного общественного мнения о необходимости решительного отказа от бесконечного пережевывания прописных истин, коренного пересмотра взглядов и воззрений по регулированию народного хозяйства, преодоление мирового управленческого кризиса.
Важнейшая составная часть деятельности ассоциации - обсуждение сложных животрепещущих проблем модернизации управленческих отношений в национальном масштабе, становления на базе Интернет мирохозяйственного регулирующего механизма. Ассоциация - это и центр консультирования, информирования о новых идеях и методах исследований в области мониторингового управления. К данному направлению его деятельности относится и подбор распространения, и популяризация знаний по вопросам непрерывной балансизации хозяйствования по данным матричного учета платежных операций исходя из их экономического содержания, организации общих собраний, конференций, курсов, лекций теле- и радиопередач, издания бюллетеней, публикаций в прессе, выпуска учебных пособий, библиографических указателей, дискет, подбора соответствующей отечественной и иностранной литературы. Ассоциация призвана также заниматься созданием временных творческих коллективов, в том числе из исследователей разных стран, поддерживать с ними живую связь, делать все возможное для преодоления распыленности и кустарничества в работе ученых-управленцев всего мира, сосредоточению их усилий на перспективах, основных нерешенных направлениях, оказывать им помощь в отстаивании плодотворных идей, пре-
одолении сопротивления скептиков и маловеров, пропагандировать достигнутые крупные результаты, передовой опыт, обнажать причины, мешающие развитию управления и его глобальной интернационализации соответственно требованиям XXI века. Ассоциация может ставить вопрос перед правительственными инстанциями об оказании изыскателям финансовой поддержки, предоставлять им субсидии, средства за счет собственных источников для научно-технических командировок, проводить в этом отношении наднациональную политику, выступать с законодательной инициативой в организации, технике и методах управления, по переоценке управленческих стандартов, подготовке специалистов по регулированию деятельности бюджетных и коммерческих подразделений общественного воспроизводства и мировых управленческих отношений с учетом коренных сдвигов в их информатизации.
На основе прикидочных расчетов и ранее проведенных экспериментов представляется, что при активном участии в работе по переходу к предлагаемой новой глубокой технологии регулирования народного хозяйства в рамках своих функциональных обязанностей Центрального банка России, Министерства экономического развития и торговли РФ, Минфина РФ, некоторых других ведомств методические вопросы налаживания матричного платежного мониторинга и соответствующей системы регулирования общественного воспроизводства могут быть решены и экспериментально апробированы специальным государственным межведомственным Центром. Его численность - 30 высококвалифицированных специалистов по банковским операциям, финансам, программированию, информатизации, анализу, системотехнике.
После решения методических вопросов и проведения опытных испытаний Центр совместно с отраслевыми и функциональными государственными ведомствами мог бы провести комплекс работ по практическому освоению матричного учета платежного оборота в деятельности бюджетных и коммерческих структур, использованию его результатов в анализе, хозяйствовании, контроле. Общая продолжительность цикла переворота в информатизации и регулировании экономики, социальных отношений, экологии в условиях вольного рынка - примерно десять лет.