Научная статья на тему 'ПРЕКРАЩЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ПРЕКРАЩЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / UNIFIED TAX ON IMPUTED INCOME / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / PROFESSIONAL INCOME TAX / PATENT TAX SYSTEM / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова К.А., Шария А.С., Горбунова В.Б.

В современных условиях развития рыночной конъюнктуры приоритетным направлением для России является укрепление роли малого и среднего предпринимательства в создании ВВП, обеспечения занятости населения и формирования доходов бюджетной системы. Важным направлением развития бизнеса со стороны государства является как прямая, так и косвенная его поддержка, в том числе за счёт создания эффективной налоговой системы. В статье рассматриваются меры по изменению действующих специальных налоговых режимов, а также, исходя из реалий достигнутого уровня налогового администрирования, обосновывается необходимость продления специального налогового режима в виде единого налога на вменённый доход, в том числе в целях поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINATION OF THE UTII AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

In the current conditions of market development, the priority direction for Russia is to strengthen the role of small and medium-sized businesses in building GDP, providing employment and generating revenue in the budget system. An important area of business development on the part of the state is both direct and indirect support of it, including through an effective tax system. The article considers measures to change the existing special tax regimes, and also, based on the realities of the achieved level of tax administration, justifies the need to extend the special tax regime in the form of a single tax on imputed income, including in order to support small and medium-sized businesses during the new coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ПРЕКРАЩЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

DOI 10.46845/2541-8254-2020-5(27)-2-2 УДК 336.221

ПРЕКРАЩЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА

К.А. Романова, студентка 5-го курса, e-mail: chri stma.romanova@ji st. ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический

университет»

А.С. Шария, студентка 5-го курса, e-mail: agniya.xd.98@mail.ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический

университет»

В.Б. Горбунова, канд. экон. наук, доц. e-mail: viktoriya. gorbunova@klgtu.ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный университет»

В современных условиях развития рыночной конъюнктуры приоритетным направлением для России является укрепление роли малого и среднего предпринимательства в создании ВВП, обеспечения занятости населения и формирования доходов бюджетной системы. Важным направлением развития бизнеса со стороны государства является как прямая, так и косвенная его поддержка, в том числе за счёт создания эффективной налоговой системы. В статье рассматриваются меры по изменению действующих специальных налоговых режимов, а также, исходя из реалий достигнутого уровня налогового администрирования, обосновывается необходимость продления специального налогового режима в виде единого налога на вменённый доход, в том числе в целях поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: единый налог на вменённый доход, малый и средний бизнес, налог на профессиональный доход, патентная система налогообложения, теневая экономика

ВВЕДЕНИЕ

Важным инструментом содействия предпринимательству со стороны государства является налоговое стимулирование, а совершенствование налогового законодательства - его главная задача [1]. Единый налог на вменённый доход долгое время являлся эффективным инструментом поддержки малого и среднего предпринимательства, однако срок его действия подходит к концу, а Правительство РФ не поддерживает инициативу его продления, создавая менее благоприятные условия для предпринимателей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является специальный налоговый режим «Единый налог на вменённый доход», а также альтернативные варианты, которые разрабатываются для его замены.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является анализ действующей системы налогового администрирования.Для достижения поставленной цели был определены задачи, требующие решения, а именно:

- рассмотреть меры по изменению действующих специальных налоговых режимов;

- обосновать необходимость продления «Единого налога на вменённый доход».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе работы были использованы методы сравнения и анализа, а также эмпирическое исследование сведений из общедоступных источников информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Налогообложение является основным финансовым инструментом, который держит в балансе отношения государства с малыми и средними предприятиями [2]. Одним из методов налогового стимулирования бизнеса в России является единый налог на вменённый доход (ЕНВД), который всё ещё остается одним из самых популярных налоговых режимов среди малых предпринимателей. По данным Федеральной налоговой службы РФ, на конец 2019 г. его применяли около 280 тыс. юридических лиц (ЮЛ) и около 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей (ИП) [3].

Главным преимуществом является то, что ЕНВД не требует ведения сложного бухгалтерского учета, а при его исчислении и уплате размер реально полученного дохода значения не имеет, так как налогоплательщики руководствуются Налоговым кодексом РФ.

Также организации, перешедшие на уплату ЕНВД, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество, а ИП - от налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. Кроме того, и те, и другие не платят налог на добавленную стоимость - НДС (за исключением НДС при импорте).

С 1 января 2021г., согласно действующему Налоговому кодексу, режим налогообложения с вменённым доходом прекращает свое действие. Однако с 1 января 2020 г. начался переходный период, в котором список тех, кто может применять ЕНВД, сократили в связи с введением дополнительных ограничений [4].

На сегодняшний момент налоговыми службами предлагаются два альтернативных варианта, которые должны заменить ЕНВД для малого и среднего бизнеса.

Одним из таких вариантов является патент. Данный налоговый режим менее популярен среди предпринимателей, чем ЕНВД: на начало 2020 г. его применяло 325 тыс. человек. На это есть весомая причина: у данного налогового режима есть значимый недостаток, суть которого заключается в том, что ИП не могут вычесть из налога сумму страховых взносов, которые они уже уплатили.

Однаков 2020 г. начались обсуждения по поводу внесения поправок в действующее налоговое законодательство, что позволит предпринимателям вычитать из налога сумму уплаченных взносов. На сегодняшний день поправки по данному вопросу были отклонены Государственной Думой РФ в первых чтениях.

Другим вариантом замены ЕНВД является налог на профессиональный доход (налог для самозанятых) - НПД, который был введен в целях создания стимулов для выхода из «тени» самозанятых граждан. По официальным данным теневая экономика в РФ составляет более 40 %, следовательно, рост налоговых поступлений в бюджет страны может оказаться очень значительным [5].

С начала 2019 г. в четырёх регионах России - в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области проходил эксперимент с использованием данного налогового режима. С начала 2020 г. эксперимент распространился еще на 23 региона страны. В связи с пандемией 31 марта 2020 г. Президент РФ подписал закон о распространении с 1 июля 2020 г. эксперимента по применению НПД на всю территорию

РФ, новые регионы, помимо 23 уже участвующих в эксперименте, самостоятельно принимают решение о введении НПД на своей территории [6].

На данный момент в 84 регионах уже введен режим самозанятости, в том числе и в Калининградской области [7]. Не охваченной этой системой остается только Республика Ингушетия.

Граждане, самостоятельно продающие свой товар или услуги и имеющие доход не более 2,4 млн. руб. в год или не более 200 тыс. руб. в месяц, могут работать без онлайн-касс и различных налоговых деклараций, а налог в виде 4-6 % можно отчислять прямо через мобильное приложение «Мой налог» для самозанятых.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) можно сделать вывод, что этот эксперимент показал положительный результат (по результатам на 23.12.2019 г.). Однако число перешедших на данную систему налогообложения насчитывает более 330 тыс. человек, что составляет чуть более 10 % от общего числа самозанятого населения (по оценкам экспертов общее число самозанятых в этих четырех регионах составляет около 3 млн. чел.). В связи с ускоренным переходом на данную систему налогообложения, на начало августа 2020 г. число зарегистрировавшихся более 850 тыс. чел. Данный факт является результатом того, что Государственная Дума только в августе отклонила два законопроекта о продлении ЕНВД до 2024 и 2025 гг.

Таким образом, предприниматели вынуждены заранее переходить на новые системы налогообложения, в том числе и из-за выплат субсидий (в размере налога, уплаченного за

2019 г.) и получения налоговых бонусов (в размере 1 МРОТ -минимальный размер оплаты труда) в соответствии с поручением Президента РФ с 1 июня

2020 г. [3].

По данным ФНС, суммарный денежный итог за почти год экспериментальной работы системы налогообложения для самозанятых составил примерно 1,06 млрд. руб., увеличив общую сумму налоговых поступлений в консолидированный бюджет на 6 %, а в федеральный - на 4 % (по сравнению с 2018 г.). Однакопо оценкам экспертов суммарно налоговые поступления должны быть порядка 5 млрд. руб.

Анализируя эксперимент с использованием налога на профессиональный доход, а именно структуру зарегистрировавшихся (таблица), и рассматривая каждый регион отдельно, можно сделать вывод, что подобный вариант осуществим лишь в тех регионах, где показатели рентабельности предприятий, доходов населения и производительности труда находятся на среднеевропейском уровне. Ранее сказанное позволяет заключить, что, кроме как в Москве и Московской области, данный вариант не может быть реализован в том виде, который сегодня был предложен бизнесу.

Таблица - Структура зарегистрировавшихся предпринимателей

Регион Количество зарегистрировавшихся, чел. Количество человек по оценке экспертов Процент количества зарегистрировавшихся от количества самозанятых по оценке экспертов

Москва 192 000 1 500 000 13

Московская область 70 000 550 000 13

Татарстан 59 000 700 000 8

Калужская область 9 000 250 000 4

Также не стоит забывать об очевидных минусах этого режима:

1. Его нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

2. Перевод сотрудников в статус «самозанятых»: увольнение сотрудника с последующим оформлением отношений как с «самозанятым» с помощью гражданско -правовых договоров. Это позволяет вместо 13 % (НДФЛ) уплачивать 4 %, а также не уплачивать за работника страховые взносы, не говоря уже о том, что денежные средства, выплачиваемые по договору, могут варьироваться выгодным для обеих сторон образом и

учитываться у организации в качестве расхода, тем самым уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль.

3. Предприниматель не может нанимать работников по трудовому договору.

4. ИП не могут вычесть из налога сумму страховых взносов, которые они уже уплатили.

По данным ФНС, после перехода с ЕНВД на альтернативные режимы налогообложения государство планирует увеличить налоговые поступления в бюджет на 51 млрд. руб. в год (прирост в 3,2 % от всех налогов). Для примера можно сказать, что ежегодное содержание Президента РФ составляет около 24 млрд. руб. в год.

Изначально ЕНВД вводился как инструмент для вывода из тени большого количества мелких предпринимателей, которые работали на себя, не отчисляя налоги государству. Сегодня налоговые службы считают, что в продлении ЕНВД нет необходимости, поскольку ею злоупотребляют некоторые компании: отчисляют значительно меньше налогов, чем необходимо при данном уровне заработка (при этом этот же минус присущ и НПД, которым хотят заменить ЕНВД).

Однако абсолютно очевидно, что из-за отмены ЕНВД пострадают честные владельцы малого и среднего бизнеса, перед которыми встанет выбор - «затянуть пояса потуже» или уйти с рынка, в том числе и в «тень». Исходя их данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), публикуемых ФНС, за период пандемии в России пострадало порядка 67 % малых, средних и крупных предприятий и ИП (4 млн. компаний и ИП от общего числа 6,05 млн.), 20 % из которых ликвидировались или ушли в тень.

Таким образом, получается круговорот: в целях снижения уровня теневой экономики создаются такие налоговые режимы, которые заставляют одних граждан «покинуть тень», а других - уйти в «тень». Как итог: уровень теневой экономики в лучшем случае - не изменяется, в худшем - возрастает. Последствия отмены ЕНВД представлены на рисунке.

Стремление Минфина увеличить налоговую прибыль бюджета вызовет массовое банкротство малых и средних предприятий, сокращение налоговых выплат, а также увеличение числа безработных и падение доходов. В конечном счёте последствия от отмены ЕНВД скажутся не только на бизнесе и населении, но и на экономике государства в целом.

На сегодняшний день, в том числе в связи с уже имеющимися и грядущими негативными последствиями влияния пандемии новой коронавирусной инфекции, сохранение ЕНВД необходимо малому и среднему бизнесу минимум до 2024 г. С учётом текущей рентабельности данная мера позволит обеспечить дальнейшее функционирование

Рисунок - Последствия отмены ЕНВД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

как предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. Также появится возможность снизить риски сокращения налоговых поступлений от предпринимательской деятельности, часть из которых, скорее всего, просто уйдёт «в тень».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы экономической безопасности: новые решения в условиях ключевых трендов экономического развития: монография / под ред. А.В. Карпушкиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. - 461 с.

2. Горбунова, В.Б. Малый и средний бизнес как основа развития туристского потенциала региона // III Балтийский морской форум: материалы Международного морского форума. 2015. - С. 857-862.

3. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 16.09.2020).

4. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 29.06.2012 N 97-ФЗ.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 16.09.2020).

6. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

7. Правительство Калининградской области [Электронный ресурс]. - URL: https://gov39.ru (дата обращения: 15.09.2020).

TERMINATION OF THE UTII AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF SMALL

AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

C.A. Romanova, student, e-mail: christina.romanova@list.ru Kaliningrad State Technical University

A.S. Sharia, student, e-mail: agniya.xd.98@mail.ru Kaliningrad State Technical University

V.B. Gorbunova, Associate Professor, e-mail : viktoriya.gorbunova@klgtu.ru Kaliningrad State Technical University

In the current conditions of market development, the priority direction for Russia is to strengthen the role of small and medium-sized businesses in building GDP, providing employment and generating revenue in the budget system. An important area of business development on the part of the state is both direct and indirect support of it, including through an effective tax system. The article considers measures to change the existing special tax regimes, and also, based on the realities of the achieved level of tax administration, justifies the need to extend the special tax regime in the form of a single tax on imputed income, including in order to support small and medium-sized businesses during the new coronavirus pandemic.

Key words: unified tax on imputed income, small and medium-sized businesses, professional income tax, patent tax system, shadow economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.