Научная статья на тему 'Перспективы развития налоговой системы в условиях современных трансформаций'

Перспективы развития налоговой системы в условиях современных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРИЗИС / TAX SYSTEM / TAX INCENTIVES / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солнышкова Юлия Николаевна, Шевченко Лариса Михайловна

В исследовании рассмотрены направления реформирования налоговой системы и налогового стимулирования с целью оживления экономического роста. Данная проблема представляется особенно актуальной ввиду приостановления деятельности во многих сферах и отраслях в целях предотвращения угрозы распространения вируса, в результате чего произошло падение потребительского спроса, промышленного производства и доходов, возникла угроза банкротства малого и среднего бизнеса. В статье исследованы современные проблемы, с которыми столкнулись предприятия малого и среднего бизнеса в результате введения ограничительных мер, проанализированы меры, которые приняты на федеральном и региональном уровнях в целях поддержки наиболее пострадавших сфер деятельности. Сделаны выводы о недостаточности мер государственной поддержки и налогового стимулирования малого и среднего бизнеса. Обоснована необходимость внесения изменений в налоговое законодательство в отношении единого налога на вмененный доход, предложен ряд мероприятий, направленных на сокращение издержек бизнеса, а также частичное предотвращение снижения доходов региональных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TAX SYSTEM IN THE CONTEXT OF CURRENT ECONOMIC CHANGES

The article examines the ways of reforming the system of taxation and tax incentives in order to revive economic growth. This problem is particularly urgent now in view of the restrictions faced by many businesses that were introduced to stop the spread of the coronavirus; as a result of those restrictions there was a considerable drop in consumer demand, industrial production and income, and now many bankruptcies of small and medium-sized businesses are expected. The article analyzes the problems faced by small and medium-sized businesses as a result of the launch of restrictive measures, and studies the measures taken at the federal and regional levels to support the most affected areas of industry. It is concluded that the measures of state support and tax incentives for small and medium-sized businesses are insufficient. The authors stress the necessity of making changes to the tax legislation regarding the the tax on imputed income, and propose a number of measures aimed at reducing business costs and partially preventing a fall in regional budget revenue.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития налоговой системы в условиях современных трансформаций»

Yulia Nikolaevna Solnyshkova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of finance and taxation, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Larisa Mikhaylovna Shevchenko,

PhD in Economics,

associate professor of the department of finance and taxation, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Юлия Николаевна Солнышкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

kf-su@yandex.ru

Лариса Михайловна Шевченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

lara-shevchenko@yandex.ru

УДК 336.0/.5

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В исследовании рассмотрены направления реформирования налоговой системы и налогового стимулирования с целью оживления экономического роста. Данная проблема представляется особенно актуальной ввиду приостановления деятельности во многих сферах и отраслях в целях предотвращения угрозы распространения вируса, в результате чего произошло падение потребительского спроса, промышленного производства и доходов, возникла угроза банкротства малого и среднего бизнеса. В статье исследованы современные проблемы, с которыми столкнулись предприятия малого и среднего бизнеса в результате введения ограничительных мер, проанализированы меры, которые приняты на федеральном и региональном уровнях в целях поддержки наиболее пострадавших сфер деятельности. Сделаны выводы о недостаточности мер государственной поддержки и налогового стимулирования малого и среднего бизнеса. Обоснована необходимость внесения изменений в налоговое законодательство в отношении единого налога на вмененный доход, предложен ряд мероприятий, направленных на сокращение издержек бизнеса, а также частичное предотвращение снижения доходов региональных бюджетов.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое стимулирование, государственная поддержка, малый бизнес, кризис.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TAX SYSTEM IN THE CONTEXT OF CURRENT ECONOMIC CHANGES

The article examines the ways of reforming the system of taxation and tax incentives in order to revive economic growth. This problem is particularly urgent now in view of the restrictions faced by many businesses that were introduced to stop the spread of the coronavirus; as a result of those restrictions there was a considerable drop in consumer demand, industrial production and income, and now many bankruptcies of small and medium-sized businesses are expected. The article analyzes the problems faced by small and medium-sized businesses as a result of the launch of restrictive measures, and studies the measures taken at the federal and regional levels to support the most affected areas of industry. It is concluded that the measures of state support and tax incentives for small and medium-sized businesses are insufficient. The authors stress the necessity of making changes to the tax legislation regarding the the tax on imputed income, and propose a number of measures aimed at reducing business costs and partially preventing a fall in regional budget revenue.

Keywords: tax system, tax incentives, state support, small business, crisis.

Налоговая система является одним из важнейших инструментов регулирования экономических процессов, и от того, насколько она адекватна общей ситуации в стране, во многом зависит дальнейшее развитие национальной экономики в целом.

Национальные налоговые системы не только призваны выполнять собственно фискальную функцию, но и должны способствовать росту экономической безопасности страны посредством обеспечения устойчивого и достаточного для нормальной деятельности государства притока доходов в казну, формирования привлекательного инвестиционного климата, развития социальной сферы.

Как отмечают многие исследователи, в любой стране развитие системы налогообложения и уровень

ее оптимальности являются показателями экономического и социального развития государства.

Особенно острыми вопросы реформирования налоговой системы становятся именно в периоды экономических кризисов и потрясений. И это не случайно. В таких кризисных ситуациях особенно остро ощущается потребность в финансовых ресурсах, приток которых в бюджет обеспечивают преимущественно налоговые платежи. Экономическая активность хозяйствующих субъектов в эти моменты снижается, многие предприниматели становятся банкротами, налоговые доходы бюджета снижаются. И тогда практически перед каждым правительством встает вопрос о поиске дополнительных источников доходов. Наиболее очевидным и про-

ISSN 1994-5094 ♦-

145 -♦

стым выходом из сложившейся ситуации представляется повышение налогов. Однако опыт реформирования налоговых систем многих стран показывает, что это не совсем так. Более того, многие страны, которые на определенных этапах налоговых реформ пошли по пути усиления налогового бремени, вынуждены были впоследствии снижать налоговую нагрузку, так как рост налогов не принес ожидаемого эффекта. Прошлый мировой кризис показал, что в этих странах восстановление экономики происходило гораздо медленнее, часто рост ВВП опять сменялся спадом. Напротив, наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто именно в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась. Справедливости ради следует отметить, что самый существенный положительный эффект налоговые реформы принесли в тех странах, где они не являлись исключительно авральными антикризисными мерами, а были тщательно взвешены, подготовлены и начали претворяться в жизнь еще до масштабного развертывания кризиса.

Кроме того, последним налоговым реформам большинства стран были присущи еще две особенности. Практически все страны пытались упростить процесс налогообложения, сделать налоговые системы более прозрачными и понятными. Большинство реформ, помимо реформирования собственно национальных налоговых систем, также имели целью устранить возможности для незаконной минимизации налоговых обязательств как на национальном, так и на межнациональном уровне.

Эпидемия COVID-2019 и последовавший мировой кризис, который сравнивают с Великой депрессией, четко дали понять: нынешняя модель мировой экономики морально устарела и не может реагировать на вызовы XXI века.

И российские, и международные эксперты сходятся в одном - ситуация бьет по глобализму, т.е. политике интеграции экономической деятельности стран и континентов. Разрыв цепочек поставок привел к остановке многих предприятий, стали очевидны сложности быстрого налаживания производства важного оборудования. Приходится констатировать, что экономика оказалась беззащитна перед вызовом, который может повториться когда угодно.

Ситуация осложняется еще и тем, что сильно упала цена на нефть (в апреле 2020 г. она составила по нефти сорта Urals около 16 долл. за баррель) [4], вырос курс валют - при таких условиях многие эксперты прогнозируют ухудшение во многих отраслях экономики России. Глобальное распространение коронавируса оказывает отрицательное влияние на уровень экономической активности практически во всех секторах экономики - не только нефтегазовом. Есть риски серьезного недопоступления налогов и других ненефтегазовых доходов бюджета РФ [11, с. 163].

Среди отраслей, пострадавших больше всего, следует отметить следующие: туристический, го-

стиничный, ресторанный бизнес, авиа, ж/д и автоперевозки, салоны красоты, кинотеатры, сфера развлечений, непродовольственные магазины, бары/кафе, фитнес-клубы, ремонтные услуги, страховые компании и самозанятые.

В текущей ситуации, когда определенная часть предприятий, в первую очередь сектора малого и среднего бизнеса, закрыта, предприниматели обеспокоены рядом потенциальных проблем. Согласно опросу, проведенному аппаратом уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, среди наиболее актуальных для бизнеса вопросов - падение спроса, убытки, необходимость сокращения персонала или расходов на фонд оплаты труда и вероятный срыв обязательств по выплате налогов в бюджет [7]. Предприниматели в разных регионах России также часто называли среди проблем: невозможность оплачивать арендные и коммунальные платежи, обслуживание обязательств перед банками и лизинговыми компаниями [12, с. 25], срыв договорных обязательств и рост стоимости или ограничение по объемам импортного сырья и оборудования.

Для малого бизнеса основным вызовом в период пандемии является падение потребительского спроса практически до нуля. Это означает нулевую или близкую к нулю выручку, а в отсутствие резервов - закрытие предприятия или его резкую переориентацию на новую нишу. Резко переориентировать команду на новое направление могут единицы руководителей, это такое же искусство, как и способность открывать новый бизнес с нуля.

По данным компании «Эвотор», занимающейся производством, сборкой и обслуживанием онлайн-касс (смарт-терминалов), в России приостановили работу 37% торговых точек, а по Москве аналогичный показатель находится на уровне 73% [14]. Закрывшиеся заведения общепита могут стать причиной появления до 500 тыс. безработных, и это источник социальной нестабильности. Высокая закредитованность населения и отсутствие сбережений у 63% граждан не оставляют надежды на восстановление спроса в течение следующих 6 месяцев.

Федеральный бюджет РФ в 2020 г. может недополучить ненефтегазовые доходы на 1 трлн руб., при этом в экономику планируется направить более 5 трлн руб. из Фонда национального благосостояния, который, в свою очередь, формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета (налога на добычу нефти и природного газа, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку и экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и природный газ) и доходов от управления его средствами [3, с. 35]. Общий объем фискальной поддержки, по некоторым оценкам, составит более 6,5% ВВП [15].

На заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики был одобрен список сфер деятельности,

наиболее пострадавших от распространения коро-навирусной инфекции. Организации и предприниматели, занятые в этих сферах по основному виду экономической деятельности, получат первоочередную адресную поддержку.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 24.04.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» были определены следующие сферы деятельности: авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты); стоматологическая практика.

ФНС России реализовала меры по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство [8]. В числе мер поддержки следует отметить следующие: приостановлены проверки для всех налогоплательщиков до 31 мая включительно; продлены сроки сдачи налоговой отчетности и сроки представления документов по требованию налоговых органов [10, с. 78]; перенесены сроки уплаты налогов и страховых взносов; приостановлены меры взыскания налоговой задолженности [9, с. 76]; введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве [13, с. 31].

Около 80 млрд руб. предусматривается в качестве финансовой поддержки малым и средним компаниям пострадавших отраслей в размере 1 МРОТ на одного занятого на решение текущих задач, в том числе на сохранение уровня оплаты труда сотрудников.

В части мер поддержки бюджетов субъектов РФ на 70 млрд руб. будут предоставлены отсрочки по выплате или реструктуризации бюджетных кредитов, более 200 млрд руб. планируется направить на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов.

Правительство дало возможность временно не вносить арендные платежи, но только в случае, если арендатором выступает государство или муниципальные органы власти. Помимо этого, были приостановлены не только налоговые, но и таможенные и прочие проверки малого и среднего предпринимательства.

Определенные меры по поддержке бизнеса принимаются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Многие регионы приняли меры поддержки организаций-владельцев налогооблагаемого имущества. Такие полномочия высшие исполнительные органы власти субъектов РФ получили в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

На заседании рабочей группы комитета по бюджету Саратовской областной думы обсудили очередную инициативу по поддержке бизнеса в связи с ухудшением финансово-экономического положения из-за коронавируса. Министерством экономического развития региона был представлен законопроект, представляющий льготы по налогу на имущество организаций. Согласно данному законопроекту предполагается освобождение с начала года от уплаты налогов наиболее пострадавших сфер деятельности: творческая деятельность, искусство и организация развлечений; спорт, отдых; физкультурно-оздоровительная; санаторно-курортные организации, турагентства и другие организаций сферы туризма; дополнительное образование; услуги по дневному уходу за детьми; организация конференций и выставок; ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения; стирка и химчистка текстильных и меховых изделий; парикмахерские и салоны красоты [6]. Также учтены организации, деятельность которых попала под действие запрета или была приостановлена: кинотеатры; прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах; розничная торговля информационным и коммуникационным оборудованием, прочими бытовыми изделиями, товарами культурно-развлекательного назначения, прочими товарами в специализированных магазинах (кроме аптек).

Полное освобождение от налога предусмотрено также для арендодателей при соблюдении ряда условий: в частности, аренда должна считаться основным видом экономической деятельности (снижение ставки для арендаторов не менее чем на 25%). Деятельность арендатора должна относиться к числу пострадавших или попавших под ограничения из-за коронавируса. Площадь предоставляемого им имущества должна составлять не менее 40% площади всех помещений зданий, принадлежащих налогоплательщику, кроме помещений общего пользования.

Кроме того, предусмотрена льгота застройщикам в отношении введенных в эксплуатацию, но нереализованных нежилых помещений.

Также предусмотрена поддержка рекламного и полиграфического бизнеса, которые не включены в федеральный перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, но в нынешних условиях испытывают существенные трудности. Для этих сфер установлены пониженные налоговые ставки 2% и 7,5% по упрощенной системе налогообложения.

Во многом введенные меры смогут облегчить нагрузку на бизнес в условиях резкого падения спроса и сфокусироваться на том, как пройти этот непростой период, не отвлекаясь на другие острые моменты, которые также благодаря антикризисным мерам утратили свою актуальность. Хотя следует отметить, что для бизнеса в условиях отсутствия выручки этих мер, конечно же, недостаточно: отсрочка по налогам не решит всех проблем. Куда более необходимыми мерами в этих условиях было бы снижение ставок и кредитные каникулы [2, с. 57].

НБЫ1994-5094 ♦-

147 -♦

Сейчас очевидно, что на плаву останутся не все, в случае если возвращение к привычной жизни после спада эпидемии коронавирусной инфекции будет отсрочено. Счет может буквально идти на недели. Так, по оценкам Торгово-промышленной палаты, затягивание распространения СОУШ-19 приведет к угрозе банкротства 3 млн предпринимателей, в итоге без работы могут оказаться 8,6 млн человек, или каждый восьмой работник [5].

Большинство предпринимателей отмечают, что меры поддержки, принятые правительством, мягко говоря, недостаточны. Вероятно, многие предприниматели будут либо уходить в тень, либо всячески сокращать издержки (увольнять людей, экономить на всем).

Многие предприниматели вынуждены были приостановить работу с сохранением заработной платы своим сотрудникам, а кроме того, им необходимо заплатить аренду/коммуналку и нести другие траты. Поэтому многие из них уже готовятся закрывать свои фирмы, так как наладить бизнес будет гораздо труднее, нежели начать все с чистого листа.

Хуже всего ситуация у плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Если по другим режимам налогообложения (общему режиму налогообложения, упрощенной системе налогообложения) в случае отсутствия дохода отсутствует сам налог, то проблема данного режима налогообложения в том, что ЕНВД рассчитывается не от реального дохода, а от вмененного. И для целей уплаты ЕНВД не имеет значения, есть ли у предпринимателя реальный доход и получает ли он прибыль. Плательщик ЕНВД платит фиксированную сумму, рассчитанную по нормам НК РФ и регионального закона о введении ЕНВД на территории определенного субъекта РФ.

Просто прекратить платить ЕНВД из-за корона-вируса и представить по итогам квартала нулевую декларацию налогоплательщик не может. У плательщиков ЕНВД, приостановивших деятельность из-за коронавируса, единственная возможность снизить налоговую нагрузку - это подать заявление о снятии с учета в качестве вмененщика. Тогда за квартал, в котором вмененная деятельность не велась, можно будет заплатить ЕНВД пропорционально дням работы в общем количестве дней месяца (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). А впоследствии, когда деятельность возобновится, можно будет снова подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Это необходимо сделать в течение 5 рабочих дней после начала ведения вмененной деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

Конечно, в отношении плательщиков ЕНВД в связи с карантином государством приняты определенные меры для снижения нагрузки, например продлены сроки уплаты налога: так, за I квартал 2020 г. налог можно уплатить не позднее 26.10.2020 г., а за II квартал - не позднее 25.11.2020 г. Кроме того, во многих регионах снизили ставку ЕНВД. В частности, в г. Саратове с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

ставка ЕНВД снижена, вместо 15% она составит 7,5% для предприятий, которые осуществляют деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от ограничений, введенных в связи с распространением СОУШ-19. Однако, с нашей точки зрения, этих мер явно недостаточно.

Налоговой базой по ЕНВД является величина вмененного дохода, которая определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за квартал, и величины физического показателя по данному виду деятельности. А базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2. И если базовая доходность установлена НК РФ, т.е. на федеральном уровне, и повлиять на нее местные органы власти не могут, то К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, который устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов власти и учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы, величину доходов, и иные особенности ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно, и если нормативным правовым актом муниципального органа власти значения коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года или не вступили в силу с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.

Мы считаем, что в связи со сложившимися условиями можно было бы пересмотреть это положение и разрешить изменять К2 в течение года, а также снизить нижний предел коэффициента с 0,005 до 0. А местным органам власти установить на период карантина в отношении таких предпринимателей коэффициент К2 в размере 0 или хотя бы минимального его значения 0,005.

Поскольку вследствие снижения налоговой нагрузки пострадают в первую очередь региональные и местные бюджеты, то также считаем целесообразным внести поправки в законодательство в отношении НДФЛ как одного из весомых источников поступлений в региональный и местный бюджет и определить уплату НДФЛ по месту жительства сотрудника, а не по месту его работы, т.е. нахождения налогового агента.

Эта проблема уже неоднократно обсуждалась, однако до сих пор не решена, а сейчас в свете последних событий снова становится актуальной. Появилась эта проблема в связи с огромным притоком граждан в крупные города с целью получения работы, у большинства из которых при этом место прописки не совпадает с местом работы, а также в случае контрактов и удаленной работы в крупных компаниях, которые также находятся, как правило,

в крупных городах. А поскольку НДФЛ уплачивается работодателем в свою инспекцию, то огромная часть поступлений поступает непосредственно в московский бюджет (если для примера опять же взять столицу), а бюджеты других регионов фактически лишаются дополнительного источника поступлений. А кроме того, местные бюджеты не только недополучают, но еще и теряют часть своих доходов в тех случаях, когда налогоплательщик претендует на налоговые вычеты по НДФЛ, так как в этом случае возврат налога осуществляется по месту регистрации налогоплательщика, а не по месту нахождения работодателя.

Хотя многие эксперты полагают, что принимаемые правительством меры, в том числе и в отношении отраслей, переживающих очень трудные времена, в принципе правильные. Но еще более правильным решением было бы оказать государственную поддержку всему российскому бизнесу -и малому, и среднему, без оглядки на формы собственности, сферы деятельности и размеры производства. Именно таким образом сейчас поступают в западных странах, которые в рыночных условиях существуют дольше России. И там накопили достаточный опыт и понимание того, что экономика держится в первую очередь на спросе, и в его отсутствие промышленное производство и бизнес просто придут в упадок [1, с. 170]. А обеспечить спрос можно только увеличением доходов граждан.

И в современных условиях это можно сделать, например, фискальным способом - снизить налоговую нагрузку на население и бизнес, какой бы тяжелой в этом случае нагрузка ни оказалась для бюджетов. Именно по этому пути пошли и США, и Евросоюз, и другие страны, введя беспрецедентные меры по снижению налоговой нагрузки для своих граждан. И хотя, вероятнее всего, профицит бюджета станет дефицитом, но у граждан появятся свободные деньги, которые смогут увеличить спрос.

1. Азманова Е.Г. Современное состояние банковского кредитования малого бизнеса // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 163-177.

2. Азманова Е.Г. Специфика кредитных потребностей предприятий малого бизнеса // Финансы и кредит. 2011. № 46 (478). С. 54-58.

3. Барулин С.В., Скрипниченко Б.Р. Налоговое регулирование как основной инструмент государственной политики развития нефтегазового комплекса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 35-39.

4. Информация Министерства экономического развития РФ от 6 мая 2020 г. «О средней цене на нефть сорта «Юралс» за апрель 2020 года» // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1373117/ (дата обращения: 08.05.2020).

5. Королева А. Беспокойство среди предпринимателей нарастает // Журнал «Эксперт». URL: https://expert.ru/ 2020/04/2/panika-sredi-predprinimatelej-narastaet (дата обращения: 05.05.2020).

6. Официальный сайт Министерства экономического развития Саратовской области. URL: https://saratov.gov.ru/ news/minekonomrazvitiya_dlya_saratovskikh_ predprinimate-ley_razrabotan_vtoroy_paket_mer_podderzhki_/?month=03 &year= 2020 (дата обращения: 06.05.2020).

7. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. URL: http://ombudsmanbiz.ru (дата обращения: 08.05.2020).

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/ (дата обращения: 08.05.2020).

9. СевостьяновИ.А. Особенности механизма взыскания налоговой задолженности за счет имущества физического лица // Наука и общество. 2016. № 3 (26). С. 76-81.

10. Севостьянов И.А. Специфика функционирования камерального налогового контроля // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 75-80.

11. Скрипниченко Б.Р. Проблемы косвенного налогообложения нефтегазового комплекса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74). С. 162-164.

12. Травкина Е.В. О теории, принципах и классификации мониторинга банковских рисков // Финансы и кредит. 2011. № 11 (443). С. 25-28.

13. Травкина Е.В. Факторы, обуславливающие необходимость проведения мониторинга рисков российского банковского сектора // Финансы и кредит. 2013. № 1 (529). С. 29-33.

14. URL: https://evotor.ru (дата обращения: 07.05.2020).

15. URL: https://www.interfax.ru/business/704583 (дата обращения: 08.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.