Научная статья на тему 'Преимущество магистратуры - повышение индивидуальной образовательной мобильности'

Преимущество магистратуры - повышение индивидуальной образовательной мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Виктория Николаевна

В статье приведен краткий анализ преимуществ двухуровневой системы высшего образования, реализуемой в СибАДИ, с точки зрения кадрового потенциала академии и повышения академической мобильности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущество магистратуры - повышение индивидуальной образовательной мобильности»

some of the Omsk technical higher schools, par- Суслов Иван Николаевич - канд. пед. наук, ticularly, Technical University and SibADI. проф. кафедры иностранных языков Сибирской

государственной автомобильно-дорожной академии.

ПРЕИМУЩЕСТВО МАГИСТРАТУРЫ - ПОВЫШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

В.Н. Кузнецова

Аннотация. В статье приведен краткий анализ преимуществ двухуровневой системы высшего образования, реализуемой в СибАДИ, с точки зрения кадрового потенциала академии и повышения академической мобильности студентов.

Ключевые слова: магистратура, двухуровневой системы высшего образования, академическая мобильность, аспирантура/

Введение

В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же были введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптско-му (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге. 20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.

Реализация целей и задач магистратуры

В наши дни после присоединение к Болонскому процессу в России вводится двухуровневая система образования. Обучение в магистратуре возможно только после получения степени бакалавра или специалиста. В Сибирской государственной автомобильнодорожной академии (СибАДИ) магистратура реализуется по ряду направлений и магистерским программам подготовки. Целью обучения в магистратуре СибАДИ является подготовка граждан к самостоятельной деятельности, требующей инновационного подхода, широкого образования в соответствующем направлении и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-

педагогической работы. Диплом магистра позволяет его обладателю претендовать на руко-

водящую должность, работать в области аналитики или в исследовательской сфере.

Подготовка магистров производится на факультете «Магистерской и послевузовской подготовки» СибАДИ. Руководство магистерской программой по конкретному направлению осуществляется научным руководителем магистерской программы. Это высококвалифицированные специалисты, доктора наук и профессора, имеющие огромный опыт преподавания (таблица 1) в вузе.

Как известно, основными целями Болонской декларации являются: развитие мобильности выпускников вузов с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы, повышение престижности в мире европейской высшей школы; повышение качества образования; повышение центральной роли вузов в развитии европейских культурных ценностей, в которой они рассматриваются как носители европейского сознания.

Достижение этих целей невозможно без глубокого знания иностранных языков. Учебными планами подготовки магистров СибАДИ предусмотрена углубленная подготовка студентов по основным видам речевой деятельности иностранных языков. В области аудирования - понимание развернутых докладов и содержащейся в них сложной аргументации по тематике профессиональной деятельности. В области чтения - понимание больших сложных текстов по профессиональной тематике и специальных статей и технических инструкций большого объема, даже если они не касаются сферы деятельности. В области говорения -довольно свободное участие в диалогах, активное участие в дискуссии по знакомой проблематике, обоснование и отстаивание своей точки зрения; умение понятно и обстоятельно

высказаться по широкому кругу интересующих - умение писать тексты и письма, выделяя те

вопросов; умение объяснить свою точку зре- события и впечатления, которые являются

ния по актуальной проблеме, высказывая все особенно важными.

аргументы «за» и «против». В области письма Таблица 1 - Сведения о магистратуре СибАДИ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Сервис и эксплуатация строительной, дорожной и коммунальной техники и оборудования доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой ЭСМиК Пермяков В. Б.

Организация и управление транспортными процессами доктор технических наук, доцент, зав. кафедрой ОПУТ Витвицкий Е. Е.

Техническая эксплуатация и сервис автомобилей доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой ЭиРА Певнев Н. Г.

Транспортная логистика доктор экономических наук, профессор, декан ф-та ЭиУ Мочалин С. М.

Организация и безопасность дорожного движения доктор технических наук, проф. каф. О и БД Сафронов Э. А.

СТРОИТЕЛЬСТВО Экологические проблемы при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог доктор технических наук, зав. кафедрой ИЭиХ, проф. Сизиков А. М.

Проектное управление инновационным развитием в саморегулируемых организациях строительной отрасли доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Э и УДХ Боброва Т. В.

Технология строительных материалов, изделий и конструкций доктор технических наук, зав. кафедрой СМ и СТ, проф. Прокопец В. С.

Теория и проектирование зданий и сооружений доктор технических наук, зав. кафедрой СК, проф. Макеев С. А.

Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог доктор технических наук, зав. кафедрой СЭД, проф. Смирнов А. В.

НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ Машины и оборудование для разработки грунтов доктор технических наук, зав. кафедрой ПТТМ и ГП, проф. Галдин Н. С.

Автомобили доктор технических наук, зав. кафедрой КМ и СТ, проф. Евстифеев В. В.

Магистранты, планирующие дальнейшее ния глубоких теоретических знаний, практиче-обучение в аспирантуре СибАДИ, имеют ряд ских навыков и умений. преимуществ. Результаты выпускных магистерских экзаменов по иностранному языку могут быть засчитаны в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если это было предусмотрено в индивидуальном плане работы магистранта. Магистрантами могут быть сданы кандидатские экзамены по иностранному языку по программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ, если это было предусмотрено в индивидуальном плане работы магистранта.

Заключение

Преимущества, которыми обладает магистратура как система подготовки по направлениям высшего образования, необходимо использовать как ускоренную и более качественную альтернативу второму высшему образованию, а также как возможность получе-

Библиографический список

1. Гусев К.В., Розов Б.С. Кадры советской науки (К 50-летию советской системы аттестация научных и научно-педагогических кадров) / Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История»; № 7 М.: Знание, 1982. С. 5.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 22 марта 2006 года № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».

3. Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 года № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Российской Федерации».

The preference of magistracy is improvement of self-employment educational mobility

V.N. Kuznetsova

The article contains the material on analysis preference of two-level system higher education point of view personnel potential and academic mobility.

Кузнецова Виктория Николаевна - д-р техн. наук, декан факультета «Магистерской и послевузовской подготовки» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - взаимодействие рабочего оборудования дорожных, строительных и землеройных машин с контактной средой. Имеет более 60 публикаций, в том числе монографию. e-mail: kuznetsova_vn@sibadi.org

ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ ТЕМПУС-ТАСИС С ГРУППОЙ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.

Л.А. Белоусова

Аннотация. Статья сообщает об опыте работы преподавателя немецкого языка с группой студентов факультета АДМ в рамках ТЕМПУС-проекта. В статье называются приемы и методы развития языковых навыков у студентов инженерной специальности.

Ключевые слова: методика преподавания немецкого языка, иностранный язык, технический вуз.

В проекте Темпус-Тасис, направленном на улучшение системы языковой подготовки студентов, изучающих инженерные специальности, я как преподаватель немецкого языка работала со студентами факультета «Автомобильные дороги и мосты». Группа студентов, получавшая дополнительную подготовку по немецкому языку в рамках проекта Tempus, состояла из 10 человек (студенты группы АД-07Д3). Занятия в группе в осеннем семестре проводились в общем объеме 3 дополнительных часа в неделю (102 часа в семестре), а в весеннем семестре 2 дополнительных часа в неделю (32 часа в семестре).

После 10 дневной стажировки в Центре иностранных языков при Ганноверском университете в октябре 2008 года была составлена программа для курса дополнительной языковой подготовки студентов-дорожников. Работая в библиотеке университета, в общении с профессором Ю. Хотаном были отобраны темы и материалы, которые являются зна-

чимыми при подготовке инженеров-дорожников как в нашем вузе, так и в университете Ганновера. Нужно отметить, что неоспоримо ценную помощь в подборке актуального и аутентичного языкового материала была оказана профессором факультета Дорожного строительства Ю. Хотаном.

В октябре 2008 года мы начали работать по плану, часть структуры которого представлена в таблице 1 «Структура курса «Немецкий язык для инженеров-дорожников». В глобальной теме «Е^Ьаи»\«Земляные работы» были выделены 4 подтемы: Boden-mechanische Ен genschaften; Verarbeitbarkeit des Bodenbaustof-fes; Durchfйhrung der Erdbauarbeiten;Lбsen, F6rdern, ЕтЬаи und Verdichten. Каждая подтема была проанализирована с точки зрения лексико-грамматического состава и на основании этого были выделены лексические, грамматические, речевые особенности, а также стратегии обучения, на которых акцентировалось внимание в ходе учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.