Научная статья на тему 'Финансово-экономические аспекты развития академии'

Финансово-экономические аспекты развития академии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / РЫНОК / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MANAGEMENT / STRATEGY / INNOVATION / MARKET / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич

Рассмотрены особенности финансово-экономической деятельности академии, а также приоритетные направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The financial and economical aspects of academy development

The article focuses on the financial and economical aspects of development of academy.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические аспекты развития академии»

разования // Роль программы дической видеоконференции, посвя-

ТЕМПУС в создании общеевропейско- щенной 20-летию программы

го образовательного пространства: Ма- ТЕМПУС. 17 мая 2010 г. Тюмень: Тюм-

териалы Международной научно-мето- ГНГУ, 2010. С. 45—52.

ZAVYALOVA, FEDOROVA M. MODERNIZATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS' TRAINING FOR SCIENTIFIC WORK

The article looks at the possible ways of modernization of technical university students' training system for scientific work, as well as the ways of including students' research activity into the whole system of the university scientific work.

Keywords: technical university students' training system for scientific work, educational trajectory, student-researcher.

В.В. БИРЮКОВ, профессор, проректор по экономике, заочному и дополнительному образованию

Финансово-экономические аспекты развития академии

Рассмотрены особенности финансово-экономической деятельности академии, а также приоритетные направления ее развития.

Ключевые слова: управление, стратегия, инновации, рынок, модернизация.

Конкурентоспособность любого вуза во многом зависит от имеющихся финансовых ресурсов и используемых организационно-экономических механизмов. Совершенствование организационной, экономической и финансовой деятельности СибАДИ за пятилетний период привело к значительному улучшению ее финансово-экономического состояния. Соответствующие оценки позволяют утверждать, что академия имеет стабильное финансовое положение с тенденциями роста экономического потенциала; это подтверждается положительной динамикой всех видов доходов с ростом показателей по каждому виду деятельности. Так, общий объем доходов академии за 2005-2009 гг. увеличился с 347,6 до 578,7 млн. руб. (в 1,7 раза), в том числе бюджетных поступлений - с 116,2 до 290,1 млн. руб. (в 2,5 раза), внебюджетных поступлений - с 231,5 до 288,5 млн. руб. (в 1,3 раза).

Сложившиеся конкурентные пози-

ции СибАДИ на рынках труда и интеллектуальных услуг во многом определяются ростом кадрового потенциала академии и улучшением его структуры в результате проводимой кадровой политики. Последняя, в свою очередь, зависит от доходов вуза, которые в

последнее время позволили существенно повысить уровень заработной платы персонала; по этому показателю академия находится в числе вузов-лидеров Омской области.

Существенно укрепилась материально-техническая база, отремонтированы все корпуса и общежития. За последние три года общая стоимость основных фондов академии увеличилась с 4925,1 до 5056,7 млн. руб., или на 2,7%. Вместе с тем в академии по-прежнему широко используются устаревшие технические средства, высоким остается износ машин и оборудования, а также транспортных средств - более 75%. Сложившаяся на сегодня финансово-экономическая ситуация во многом осложняется тем, что по установившейся практике выделения бюджетных средств целый ряд статей расходов либо вообще не финансируется, либо финансируется в крайне ограниченных размерах. В связи с этим многое финансируется за счет собственных ресурсов.

В академии значительное внимание уделяется развитию системы дополнительных образовательных услуг. Этим занимается Институт повышения квалификации и дополнительного образования (ИПК и ДО). Довузовское обучение осуществляется в рамках подготовительных курсов, где реализуются разные по продолжительности (от 3-х недель до 2-х лет), по интенсивности и формам занятий (дневная, воскресная, вечерняя) учебные программы. На курсах обучаются ученики 9-11-х классов общеобразовательных школ, учащиеся техникумов, колледжей, а также работающая молодежь. Кроме того, на базе лицея № 149 и профцентра СибАДИ создан ресурсный центр довузовской подготовки.

В Центре дополнительного образования (ЦДО) проводится обучение слушателей по программам повышения

квалификации и профпереподготовки, а также организуются дополнительные курсы для студентов. Учебно-исследовательским центром в сфере строительства реализуются программы повышения квалификации специалистов предприятий и организаций, вступивших в саморегулируемые организации в области строительного проектирования и капитального строительства. Региональным центром повышения квалификации (РЦПК) проводится работа по повышению квалификации специалистов автотранспорта, реализуются программы по направлению «Дорожное строительство» с СРО НП «Межрегиональное объединение дорожников "Союздорстрой"», а также с НП СРО «Союз строителей Омской области».

Важное место в формировании финансовых ресурсов академии занимает выполнение научно-исследовательских работ. Объем финансирования научных исследований академии составляет 80-100 млн. руб.

Как свидетельствует проведенный анализ внутренней и внешней среды вуза, качественно новый этап развития СибАДИ в стратегической перспективе будет резко отличаться от прошедшего, что связано с исчерпанием наличных источников развития и с освоением принципиально новых подходов как в подготовке специалистов к научно-инновационной деятельности, так и в организации управления финансово-экономической системой. Усиление конкуренции на рынке образовательных и интеллектуальных услуг, существенные социально-демографические, организационно-экономические и научно-технологические изменения в обществе, а также реализуемая политика модернизации сферы образования способствуют актуализации проблемы выбора приоритетов развития академии. Стратегические направления развития

образовательной, научно-инновационной, организационной и финансово-экономической деятельности академии должны обеспечить адекватный ответ на вызовы и угрозы долговременного периода, позволяя решать специфические задачи деятельности академии как субъекта рыночных отношений, удовлетворения рыночного спроса в условиях нарастающей конкуренции.

Решение задач поддержания высоких и устойчивых темпов роста финансовых ресурсов академии во многом связано с ее переходом на инновационную модель развития и экономически обоснованной диверсификацией образовательных и научных услуг. Это предполагает последовательное осуществление комплекса мер по формированию адекватных запросам государства и общества структур, ориентированных на создание вуза инновационно-предпринимательского типа. Важно, чтобы данный комплекс мер охватывал все сферы деятельности академии, всю систему довузовского, вузовского и послевузовского образования, а также сферу научных разработок. При этом осуществляемые изменения должны способствовать развитию конкурентных преимуществ академии и адекватно учитывать возникающие в перспективе угрозы, финансово-экономические риски и вызовы нового времени.

Стратегические цели академии связаны с необходимостью реализации ее ключевых преимуществ в образовательной, научно-экономической деятельности, а стратегические задачи -с необходимостью разработки и внедрения механизмов, адекватных меняющейся внешней и внутренней среде. В целом проведенный нами SWOT-ана-лиз позволяет сделать вывод о том, что, хотя по каждому отдельному виду деятельности у академии нет возможности занять абсолютно лидирующее

место в масштабах страны или Сибири, в перспективе принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. В этом плане СибАДИ имеет значимые достоинства. Именно взаимосвязанность и дополнительность всех потенциальных источников роста (ресурсы; местоположение; достигнутый уровень, структура и перспективы деятельности; научно-образовательный потенциал и др.) способны существенно повысить общую конкурентоспособность академии на рынке образовательных услуг.

Проблему развития и реализации конкурентных преимуществ академии, включая использование резервов повышения производительности труда за счет роста инициативы и предпринимательской активности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, невозможно решить стандартным способом в рамках традиционной организационной структуры. Она требует новых подходов, связанных с радикальным изменением принципов организации деятельности академии, взаимоотношений со структурными подразделениями, с децентрализацией ресурсов и полномочий, ростом самостоятельности, мотивации и ответственности. Стратегические направления развития организационной и финансово-экономической сфер включают в себя модернизацию организационно-управленческих механизмов, формирование многоканальной системы привлечения финансовых средств, обеспечение оптимизации расходования ресурсов.

В современных условиях возникла необходимость модернизации системы управления академией, включая планирование и проектирование деятельности, привлечение ресурсов к реализации проектов, организацию, мотивацию, контроль и мониторинг. Модернизация предполагает наличие опыта осуществления преобразований

в указанных сферах текущей деятельности. Для освоения такого опыта предлагается одновременно осуществить комплекс пилотных проектов с целью их последующего тиражирования на всю академию. Субъектами разработки и реализации пилотных проектов должны стать кафедры, факультеты и другие структурные подразделения. Для руководства вуза важным становится применение идеологии «ресурсы в обмен на модернизацию», причем критерием выделения ресурсов на развитие факультетов и кафедр должны стать не спекулятивные обоснования, а реальные результаты.

Как показал аудит, важной проблемой остается недостаточная проектная культура и узость спектра инструментов управления сложной деятельностью в учебной, научной, финансовой и организационно-управленческой сферах. Модернизация СибАДИ и ее преобразование в вуз инновационно-предпринимательского типа предполагают усиление проектной составляющей в управленческой деятельности. В настоящее время, обладая кадровыми и другими ресурсами, мы не можем их задействовать в полной мере для проведения реформ, поскольку не налажена необходимая для этой цели система взаимосвязей между учебной, научной, проектно-внедренческой и предпринимательской сферами. Отсутствие такой эффективной системы часто воспринимается как данность и негативно сказывается на результатах деятельности. Для преодоления указанных трудностей предлагается разработка проектов модернизации подразделений (институтов, факультетов, кафедр, лабораторий) на основании новых регламентов.

Современная экономика - это преимущественно инновационная экономика знаний и наукоемких технологий. Для эффективного финансово-эко-

номического обеспечения процессов создания и передачи знаний в академии необходимо разработать новые механизмы использования имеющихся ресурсов и привлечения дополнительных средств. В настоящее время важным становится формирование вокруг СибАДИ кластера инновационного бизнеса - системы предприятий, которые, оказывая друг другу услуги, снижают общий для них барьер вхождения в рынок. В кластер могут войти проектно-инжиниринговые, юридические, бухгалтерско-аудиторские, внедренческие фирмы, выделяющиеся из академии. Необходимо участие академии в доходах этих предприятий в обмен на использование кадровых, научных и иных ресурсов; частично это решает задачу закрепления молодых сотрудников, а также проблему практики студентов и их распределения.

Укрепление конкурентных позиций СибАДИ на основе формирования вуза инновационно-предпринимательского типа предполагает его развитие в следующих направлениях:

• диверсификация системы многоканального привлечения финансовых средств из федеральных, региональных и местных бюджетов, отраслей, предприятий и физических лиц, фондов отечественных и международных организаций;

• оптимизация организационной структуры и структуры персонала академии, совершенствование системы менеджмента качества;

• переход к бюджетированию и улучшение использования финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов;

• внедрение новых форм организации деятельности факультетов, кафедр и других структурных подразделений, способствующих существенному росту творческой активности и предприим-

чивости в образовательной и научно-инновационной деятельности;

• совершенствование механизмов мотивации с использованием рейтинговых методов комплексной оценки результатов деятельности кафедр и сотрудников;

• развитие корпоративной культуры в соответствии с потребностями модернизации академии, предполагающее отказ от иждивенческих настроений, инициативное и ответственное отношение к выполнению должностных обязанностей;

• улучшение условий труда и отдыха персонала.

На современном этапе развития страны, когда профессиональное образование в его неразрывной связи с наукой становится определяющим фактором модернизации экономики и общества, возникла настоятельная необходимость в проведении качественных изменений в деятельности академии, превращения её в системообразующий образовательно-инновационный комплекс, способствующий эффективному решению задач развития автомобильно-дорожной отрасли, а также других отраслей экономики на Востоке страны.

BIRYUKOV V. THE FINANCIAL AND ECONOMICAL ASPECTS OF ACADEMY DEVELOPMENT

The article focuses on the financial and economical aspects of development of academy. Keywords: management, strategy, innovation, market, modernization.

в.н. Кузнецова, профессор, Магистратура:

декан факультета проблемы становления

Модернизация высшей школы России, переход на двухуровневую систему подготовки кадров влечет за собой возникновение ряда проблем, решение которых необходимо для становления магистратуры как звена системы образования.

Ключевые слова: магистратура, профессиональная подготовка, компетентност-ная модель, индивидуальная образовательная траектория.

С 2007 г. в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии реализуется подготовка магистров техники и технологии по направлениям подготовки «Строительство», «Наземные транспортные системы», «Эксплуатация транспортных средств». Она ведется на факультете магистерской и послевузовской подготовки, который был создан как отдельное структурное подразделение вуза для интеграции управления процессами деятельности магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Руководите-

лями направлений и программ подготовки магистров являются ведущие ученые факультетов «Нефтегазовая и строительная техника», «Автомобильный транспорт», «Автомобильные дороги и мосты», «Экономика и управление», Инженерно-строительного института, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук: В.Б. Пермяков, А.В. Смирнов, Т.В. Боброва, Н.С. Галдин, В.В. Евстифеев, Э.А. Сафронов, Н.Г. Певнев, С.М. Моча-лин, В.С. Прокопец, С.А. Макеев, Е.Е. Витвицкий, А.М. Сизиков. В скором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.