Научная статья на тему 'Формирование бренд бенчмаркетинга системы высшего профессионального образования'

Формирование бренд бенчмаркетинга системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / БЕНЧМАРКЕТИНГ / БРЕНД БЕЧМАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Витушкин Александр Николаевич

Рассмотрены вопросы использования бенчмаркетинга в системе высшего профессионального образования и бренд бенчмаркетинга для осуществления инновационных изменений в деятельности вузов и развития конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Витушкин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BRAND BENCHMARKETINGA HIGHER EDUCATION

Address the use benchmarketinga in higher education system and the brand benchmarketinga for innovative changes in the activities of universities and the development of competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Формирование бренд бенчмаркетинга системы высшего профессионального образования»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:371.321

ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНД БЕНЧМАРКЕТИНГА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Бирюков, А. Н. Витушкин

Аннотация. Рассмотрены вопросы использования бенчмаркетинга в системе высшего профессионального образования и бренд бенчмаркетинга для осуществления инновационных изменений в деятельности вузов и развития конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, инновации, бенчмаркетинг, бренд бечмаркетинг.

Введение

В инновационной экономике основными источниками развития становятся улучшение качества человеческих ресурсов и генерирования и трансфер инноваций [4]. Происходящие в условиях глобализации усиление конкуренции на рынке образовательных и интеллектуальных услуг, существенные социальнодемографические, организационно-

экономические и научно-технологические изменения в российском обществе, а также реализуемая политика модернизации сферы образования способствуют появлению проблемы выбора стратегии развития и формирования и эффективных механизмов. В связи с этим возникает потребность применения современных управленческих технологий, позволяющих успешно развивать конкурентные преимущества образовательным организациям, выявлять и использовать лучший опыт в сфере высшего профессионального образования [2,8].

Основная часть

Система высшего профессионального образования России переживает трудный период. Исследование формирования рыночных отношений в сфере образования и развития инфраструктуры рынка образовательных услуг позволило выявить их сложный и противоречивый характер [16]: с одной стороны, в результате активной адаптационной деятельности многих вузов, а также ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, наметились и развиваются позитивные тенденции: формируется новая законодательная база, происходит перераспределение управленческих функций, возникают элемен-

ты многоканального финансирования, функционируют негосударственные учебные заведения, обновляется содержание образовательных программ и др.; с другой стороны, обозначился ряд других проблем, к которым можно отнести недостаточный уровень финансирования, не достаточно эффективный и прозрачный механизм распределения бюджетных средств, усиление социальной дифференциации в доступе к качественному образованию, низкий уровень социальной поддержки работников системы образования и обучающихся, высокий износ основных фондов, отток и старение преподавательского состава и др.

Система высшего профессионального образования испытывает необходимость системной модернизации, повышении качества и удовлетворения потребностей личности, общества, экономики и государства. Государственная политика реформирования высшего профессионального образования и продолжающиеся процессы реструктуризации системы образования (в части: изменения структуры образовательных учреждений; совершенствования управления университетами на национальном, региональном и институциональном уровнях; изменения направлений и специальностей подготовки выпускников; введения новых образовательных стандартов; обновления содержания образования и методик обучения, их качества и эффективности; введения бакалавриата и магистратуры; расширение негосударственного сектора образования; диверсификации образовательных программ; введения дистанционного обучения и пр.) сопровождаются появлением но-

вых проблем микро- и макроэкономического характера: управления развитием образования (проблема бенчмаркетинга образования); исполнения должностных обязанностей работниками сферы образования (проблема рестрикционизма); доверия в обществе, стабильности в экономике, открытости в системах, достоверности в информации (проблема трансакционных издержек).

Проблемы бенчмаркетинга вузов, рек-трикционизма персонала и трансакционных издержек взаимозависимы и должны решаться в соответствии с запросами, интересами и потребностями, идущими от широкого спектра акционеров (государство в целом; органы управления образованием; промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные предприятия; коммерческие муниципальные организации; студенты, абитуриенты, родители; работодатели; банки и др.). Чтобы отвечать своему предназначению, образование как система должно обеспечивать на выходе хорошо подготовленных выпускников вузов, обладающих высоким качеством знаний, навыков, умений, компетентности, активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Этого можно достигнуть при правильной организации образовательного процесса (его содержании и оснащенности материально-техническими, информационными, кадровыми ресурсами) благодаря формированию в вузе своеобразного института человека, позволяющего каждому студенту стать личностью созидательного типа, способной к культуротворчеству, строительству собственной жизни, среды обитания и общения, к целеосмысленному общественному труду, к самореализации самосовершенствованию, к осознанию своего места и роли во взаимодействии с природой и общественными силами [6].

Для решения поставленных задач и укрепления своих конкурентных преимуществ вузы обращаются к современным управленческим технологиям, в частности, в бенчмаркетингу. Бенчмаркетинг это не только передовая технология конкурентного анализа, это -концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, поиску новых идей, их адаптации и последующего использования на практике [13].

Бенчмаркетинг как методология представляет собой учение о структуре, организации, методах и средствах улучшения деятельности организаций-партнеров (субъектов бенчмаркетинга) через выявление в них, изу-

чение и адаптацию лучшей практики. К объектам бенчмаркетинга могут относиться стратегии, товары, услуги, работы, процессы и другие составляющие деятельности организации. Как отмечается [11], ряд условий нынешнего времени делает бенчмаркетинг не просто приемлемым в сфере высшего образования, но практически обязательным. В данной ситуации вузы должны грамотно выбирать и применять методы совершенствования своей деятельности с учетом новых подходов, ориентируясь на лучших субъектов. При этом могут быть использованы разные виды бенчмаркетинга, которые отличаются по следующим признакам: 1) по уровню целей и задач по улучшению деятельности: стратегический и операционный; 2) по объекту бенчмаркетинга: проблемно-ориентированный и процессно-ориентированный (бенчмаркетинг

процесса, бенчмаркетинг результата, бенчмаркетинг ресурсов); 3) по субъекту бенчмаркетинга: внутренний и внешний (конкурентный, функциональный и глобальный бенчмаркетинг).

Методология бенчмаркетинга появилась на стыке менеджмента и маркетинга. Поэтому в ней от маркетинга идет ориентация на потребителя и постоянное улучшение, а от менеджмента - на производительность и эффективность. Производительность связана с минимализацией затрат [4]. В любой организации управление затратами требует адаптированной организационной структуры, системы принятия и реализации решений, развитой инфраструктуры для осуществления деятельности, методов распределения бюджетных средств, системы учета и структуры вознаграждения для стимулирования деятельности. К содержательным характерным особенностям бенчмаркетинга можно отнести следующие [15]: общесистемный характер, то есть охват всех аспектов деятельности организации, включая ее радикальное изменение как системы в целом; четкую нацеленность на достижение лучшего уровня, в том числе в масштабах глобального рынка; практическую прикладную ориентацию, то есть нахождение практических решений вопроса «Как осуществить необходимые улучшения?». Системный подход, лучший уровень и прикладная ориентация прежде всего означают практическое достижение конкретных конкурентных преимуществ.

Развитые страны, учитывая все возрастающую роль человеческого капитала в современной инновационной экономике, рассматривают бенчмаркетинг как новую сис-

тему менеджмента, которая определяется в широком смысле как типичное поведение экономических субъектов всех уровней (государство, сектор, отрасль, предприятие) в условиях рыночной экономики нового качества [12] - наукоемкой, высокотехнологичной, с высоким уровнем конкуренции, образованной и квалифицированной рабочей силой, системами эффективного управления информацией. Как отмечают эксперты, в международной практике система бенчмаркетинга в инновационной экономике является той ее частью, которая обеспечивает конкурентоспособность различных хозяйствующих и иных субъектов. Приоритетным направлением становится внутрифирменное непрерывное образование на базе осуществляемых фирмами «контрольных сравнений». Для обеспечения непрерывного образования собственных кадров (прежде всего менеджеров, с тем, чтобы данная корпорация всегда была в курсе наиболее передового делового опыта) учреждается система так называемых «корпоративных университетов», представляющих собой огромные многонациональные учебные заведения с широкой инфраструктурой студенческих городков, осуществляющих дорогостоящие учебные и научноисследовательские программы.

В настоящее время активно формируются корпоративные системы образования. Эти системы очень мобильны в отношении передового технологического обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. Корпоративные университеты устанавливают партнерские отношения с традиционными вузами (которые, по мнению экспертов, оказались не на уровне новых требований к подготовке специалистов), поставляют образовательные программы любым другим корпорациям, оказывают консультативные услуги, выпускают учебную литературу для любых пользователей и др. Система внутрифирменного образования выступает как важнейший управленческий фактор, призванный в рамках «менеджмента знаний» предложить организации достойную стратегию поведения в поиске собственной конкурентоспособной ниши.

Генеральная цель бенчмаркетинга заключается в максимальном удовлетворении потребностей и интересов в достижении идеального образа желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого всеми социальными стратами, компаниями и обществом. Заимствование же ставшим популярным в менеджменте понятия бренда

(как хорошо продуманная теория, сформулированная система идей, принципов и методов, обобщающих практический опыт и отражающая основные закономерности осуществляемых процессов) позволяет сказать [11,12,13,14,17], что бренд бенчмаркетинга - это:

1) развитие личности, ее адаптация к современным динамично меняющимся условиям жизнедеятельности, получение образования в соответствии со склонностями, способностями, жизненными ценностями и устремлениями;

2) обеспечение кадрового потенциала и подготовка специалистов, соответствующим меняющимся потребностям экономики и появлению новых видов деятельности;

3) гармонизация системы высшего профессионального образования России и движение в мировое образовательное пространство, укрепление конкурентных позиций на мировом рынке образовательных услуг;

4) уверенные действия в системе разноуровневых проектов (от организации в целом до личности каждого отдельного работника), продуктивное межпредметное, межпрофессио-нальное и межличностное взаимодействие;

5) выявление, сбор информации, заимствование и внедрение «у себя» передового организационно-управленческого опыта (на всех уровнях и во всех видах организаций);

6) осознание необходимости превращения «случайной» практики бенчмаркетанга в систему профессионального менеджмента и проведение в жизнь принципа: совсем не важно, где и кем высказана «передовая идея», но важно то, где и как работает эта «передовая идея»;

7) концепция, предполагающая естественное развитие у организаций стремления к непрерывному совершенствованию, поиску новых идей, их адаптации и последующего использования на практике;

8) учение о структуре, организации, методах и средствах улучшения деятельности ор-ганизаций-партнеров (субъектов бенчмаркетинга) через выявление в них, изучение и адаптацию лучшей практики;

9) системный подход, нацеленность на достижение лучшего организационнотехнологического уровня и прикладная ориентация (нахождение управленческих решений вопроса «Как осуществить необходимые улучшения?»;

10) новая система менеджмента, определяющая типичное поведение экономических и иных субъектов всех уровней (государство,

сектор, отрасль, организация) в условиях социально ориентированной инновационной экономики.

11) преобразование вуза в эффективную, самоокупающуюся систему, генерирующую инновационные идеи, осуществляющую научные идеи и разработки, оказывающую консультационные услуги и проведение экспертиз по заказу инновационных предприятий.

Задача государственных и негосударственных высших учебных заведений заключается в том, чтобы, опираясь на методологию бенчмаркетинга, найти, поддержать и реализовать те изменения (нововведения) (и связанные с ними конкурентные преимущества), которые максимально удовлетворяют бренду современности.

Для разработки мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и динамичного развития вуза важно учитывать, что финансовые источники такого развития могут формироваться за счет реализации разнообразных услуг (и продуктов), поступающих на соответствующие рынки при осуществлении образовательной, научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской деятельности. В связи с этим определение стратегических целей связано, прежде всего, с необходимостью развития и реализации ключевых сравнительных преимуществ данных видов деятельности, а стратегических задач -необходимостью разработки комплекса мероприятий, адекватных меняющейся внутренней и внешней среде [2]. Данный комплекс мероприятий должен охватывать все сферы деятельности вуза и при его разработке целесообразно опираться на результаты маркетингового анализа соответствующих рыночных сегментов и сопоставительного бенчмарке-тингового анализа в продуктовом и ресурсных разрезах.

Именно взаимосвязанность и дополнительность всех потенциальных источников роста (ресурсы; местоположение; достигнутый уровень, структура и перспективы деятельности; образовательный и научный потенциал и др.), развитие и использование динамических способностей эффектов кооперационно-инновационных взаимодействий, могут существенно повысить общую конкурентоспособность вуза и создают предпосылки для быстрого роста на основе получения различных видов инновационнопредпринимательской ренты [5,7,15].

Проблему формирования и реализации конкурентных преимуществ вуза, использование резервов повышения производительности

труда за счет роста инициативы и предпринимательской активности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников невозможно решить стандартным способом в рамках традиционной организационной структуры. Ее решение связанно с радикальным изменением принципов построения организации деятельности академии, взаимоотношений со структурными подразделениями, децентрализацией ресурсов и полномочий, ростом самостоятельности, мотиваций к труду и ответственности. Стратегические направления развития организационной и финансово- экономической деятельности могут включать в себя: модернизацию организационно- управленческих механизмов; формирование многоканальной системы привлечения финансовых средств; обеспечение оптимизации расходования ресурсов и др. Важным стратегическим ресурсом повышения качества образовательной, научно инновационной и предпринимательской деятельности является интеграция вуза и производства на основе кластерного подхода [8,9,10].

В настоящее время российские университеты включились в борьбу за достойное место в наиболее популярных рейтинговых системах. Однако опыт показывает по крайней мере две принципиальные ошибки, которые допускают они в процессе стремления войти в топ-листы глобальных рейтингов университетов [1]. В России традиционно действовала система специализированных институтов, и им конкурировать с сильно диверсифицированными западными университетами довольно проблематично. Существенно то, что российские вузы сложились как образовательные структуры, а не научно- образовательные, поэтому им сложно конкурировать на мировом исследовательском рынке. Наконец, борьба по чужим правилам (критериям) ставит российские образовательные заведения в заведомо невыгодное положение. Как, например, конкурировать с американскими вузами, которые действуют в родной языковой среде и обладают такими преимуществами, как эндаумент (endowment), который, к примеру, для Гарвардского университета составляет около миллиарда долларов? Во-вторых, российские вузы даже на национальном уровне ориентируются в основном на конкуренцию между университетами как таковыми, но важнее конкурировать по конкретным направлениям, которые представлены в вузе. Подмена профессиональной конкуренции по отдельным научным направлениям общеуниверситетской конкуренцией приводит к иска-

жению всей системы оценки и стимулов, правильнее ориентироваться на рейтинги университетских факультетов (РУФ). Кроме того, сегодня уже стало совершенно понятно, что справедливая международная конкуренция по целому ряду научных дисциплин просто невозможна.

Российская система вузов нуждается в рейтинговании, однако эти процедуры должны быть адаптированы к специфике образования России. Важно использовать следующие принципы. Во-первых, целесообразно разработать РУФ, а не общеуниверситетские рейтинги. Это позволит в значительной степени очистить оценку значимости университета по конкретному научному направлению от силы университетского бренда и общеуниверситетской репутации. Во-вторых, требуется - следует использовать национальные РУФ, а не глобальные [1]. В-третьих, необходимо формировать многофакторную рейтинговую систему, позволяющую вузам выявлять наиболее уязвимые составляющие своей деятельности и использовать лучшие практики.

Заключение

Качественно новый этап развития вузов в стратегической перспективе резко отличается от прошедшего периода и связан во многом с исчерпанием сегодняшних источников развития и необходимостью выработки принципиально новых подходов, как в подготовке специалистов и научно-инновационной деятельности, так и в организации управления финансово-экономической системы. Формирование стратегических направлений развития образовательной, научно-инновационной, организационной и финансово-экономической деятельности должно обеспечить адекватный ответ на новые вызовы и угрозы долговременного периода, позволяя решать специфические задачи деятельности вызов как субъектов рыночных отношений, удовлетворения рыночного спроса в условиях нарастающей конкуренции на рынках интеллектуального труда и интеллектуальной продукции.

Библиографический список:

1. Балацкий Е. Российская практика оценки эффективности университетских программ / Е. Балацкий // Общество и экономика. - 2012.- № 11.

2. Бирюков В. В. Финансово-экономические аспекты развития академии / Бирюков В. В. // Высшее образование в России.- 2011.- №1.

3. Бирюков В. В. Предпринимательское управление и механизм образования доходов / В. В. Бирюков // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования: матер.

VII Всерос. науч.-практ. конф. (с межд. участием) -Омск: СибАДИ, 2012. Кн.3.

4. Бирюков В. В. Формирование общества знания в России и активизация инновационных процессов / В. В. Бирюков, В. П. Плосконосова // Трансфер знаний и технологий в современной России: сборник научных трудов - Омск: СибАДИ, 2013.

5. Бирюков В. В. Развитие конкурентных преимуществ предпринимательских структур в сфере строительства в условиях инновационной экономики / В. В. Бирюков // Трансфер знаний и технологий в современной России: сборник научных трудов -Омск: СибАДИ, 2013.

6. Витушкин А. Н. Учебное сквозное проектирование: Учебное пособие / А. Н. Витушкин. -Омск: Издательство СибАДИ, 2005.

7. Кирничный В. Ю. Модернизация региональной системы профессионального и непрерывного образования и подготовки кадров высшей квалификации в сфере строительства / В. Ю. Кирничный // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурностроительного и дорожно-транспортного комплексов Россини: матер. Межд. 66-й науч.-практ. конф.-Омск: СибАДИ, 2012. Кн.2.

8. Практико-ориентированная подготовка кадров высшей квалификации в сфере строительства / В. Ю. Кирничный // Вестник СибАДИ. - 2012.-№5. - С. 168- 172.

9. Кирничный В. Ю. Внедрение конкурентоспособных технологий в региональный строительный комплекс и совершенствование форм его организации / В. Ю. Кирничный // Трансфер знаний и технологий в современной России: сборник научных трудов - Омск: СибАДИ, 2013.

10. Кирничный В. Ю. Региональные факторы активизации процессов внедрения конкурентоспособных технологий и эффективных методов строительного производства / В. Ю. Кирничный, В. В. Бирюков //Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурностроительных комплексов России: матер. Межд. 66-й науч.-практ. конф.- Омск: СибАДИ,2012. Кн.2.

11. Князев Е. А. Бенчмаркетинг для вузов: Учебно-методическое пособие / Е. А. Князев, Я. Ш. Евдокимова. - М.: Университетская книга, Логос, 2006.

12. Кузнецов М. Общечеловеческий прогресс через бенчмаркетинг / М. Кузнецов // Консультант директора. 2005, № 5.

13. Михайлова Е. А. Бенчмаркетинг / Е. А. Михайлова. - М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002.

14. Попов В. Н. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие / В. Н. Попов, В. С. Касьянов, И. П. Савченко; под ред. В. Н. Попова. - М.: КНОРУС, 2007г.

15. Романенко Е. В. Формирование и развитие динамических способностей малого предпринимательства / Е. В. Романенко // Трансфер знаний и технологий в современной России: сборник научных трудов - Омск: СибАДИ, 2013.

16. Серегин В. Н. Штурманы знаний: некоторые аспекты государственного регулирования рынка образовательных услуг / В. Н. Серегин // Российское предпринимательство. 2006, № 12.

17. Титова В. А. Современные аспекты управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения / В. А. Титова. О. А. Латуха // Менеджмент в России и за рубежом, 2007, № 6.

FORMATION OF BRAND BENCHMARKETINGA HIGHER EDUCATION

V. V. Biryukov, A. N. Vitushkin

Address the use benchmarketinga in higher education system and the brand benchmarketinga for innovative changes in the activities of universities and the development of competitive advantages.

Бирюков Виталий Васильевич - доктор экономических наук, проф., проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основные направления научных исследований: экономика и управление народным хозяйством, организациями сферы строительства и транспорта; экономики и предпринимательства. Общее количество опубликованных работ: более 200. E-mail:

prorector_nis@sibadi. org

Витушкин Александр Николаевич - кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры "Менеджмент" Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Основные направления научных исследований: феноменологический анализ формирования потенциала организации и определения приоритетных направлений ее развития, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений. Общее количество опубликованных работ: более 130. E-mail: [email protected]

УДК 37.013.46

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Е. В. Цупикова

Аннотация. Задача данной статьи - на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятия «мышление», «аспекты мышления», «развитие мышления», «мыслительные операции», показать слитность процессов развития мышления с процессами развития речи обучающихся, а также установить взаимосвязи между мыслительными операциями и типами умений, формируемых в ходе работы над учебным текстом.

Ключевые слова: мышление, мыслительные операции, внутренняя речь, авторефлексия.

Введение

Проблема развития мышления исследовалась многими психологами и дидактами (П. П. Блонский 1964, Л. С. Выготский 1982, П. Я. Гальперин 2000, А. Н. Леонтьев 1965, Ж. Пиаже 1969, Я. А. Пономарев 1967, С. Л. Рубинштейн 1989 и др.). Приведя достаточно подробный анализ понимания феномена мышления в современной научной литературе, Ю. В. Казакова приходит к выводу, что «единого представления о мышлении в науке нет» [1: 23]. Мы будем понимать под мышлением внутреннюю психическую деятельность субъекта, условно разделенную на внутреннюю речь, включающую мыслительные операции, а также алгоритмы авторефлексивной деятельности и опыт (память), элементами которых ЯВЛЯЮТСЯ комплексы СМЫСЛОВЫХ структур, подобные опорным схемам.

Вопрос о развитии мышления является объектом исследования многих выдающихся ученых. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из внешней деятельности. П. П. Блонский показал, что развитие мышления определяется способностью ребенка переводить действие в мысль, а мысль по своей природе призвана рождать действие. А. Н. Леонтьев под развитием психики понимал развитие как внешней, так и внутренней деятельности человека, показателем развития считалось изменение типа деятельности ребенка. П. Я. Гальперин в своей гипотезе поэтапного формирования умственных действий описал этапы перехода от внешнего действия к внутренним. Ведущим компонентом развития мышления В. В. Давыдов называет умение действовать без внешней опоры, Л. В. Занков - формирование понятий, Я. А. Пономарев - уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.