чивости в образовательной и научно-инновационной деятельности;
• совершенствование механизмов мотивации с использованием рейтинговых методов комплексной оценки результатов деятельности кафедр и сотрудников;
• развитие корпоративной культуры в соответствии с потребностями модернизации академии, предполагающее отказ от иждивенческих настроений, инициативное и ответственное отношение к выполнению должностных обязанностей;
• улучшение условий труда и отдыха персонала.
На современном этапе развития страны, когда профессиональное образование в его неразрывной связи с наукой становится определяющим фактором модернизации экономики и общества, возникла настоятельная необходимость в проведении качественных изменений в деятельности академии, превращения её в системообразующий образовательно-инновационный комплекс, способствующий эффективному решению задач развития автомобильно-дорожной отрасли, а также других отраслей экономики на Востоке страны.
BIRYUKOV V. THE FINANCIAL AND ECONOMICAL ASPECTS OF ACADEMY DEVELOPMENT
The article focuses on the financial and economical aspects of development of academy. Keywords: management, strategy, innovation, market, modernization.
в.н. Кузнецова, профессор, Магистратура:
декан факультета проблемы становления
Модернизация высшей школы России, переход на двухуровневую систему подготовки кадров влечет за собой возникновение ряда проблем, решение которых необходимо для становления магистратуры как звена системы образования.
Ключевые слова: магистратура, профессиональная подготовка, компетентност-ная модель, индивидуальная образовательная траектория.
С 2007 г. в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии реализуется подготовка магистров техники и технологии по направлениям подготовки «Строительство», «Наземные транспортные системы», «Эксплуатация транспортных средств». Она ведется на факультете магистерской и послевузовской подготовки, который был создан как отдельное структурное подразделение вуза для интеграции управления процессами деятельности магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Руководите-
лями направлений и программ подготовки магистров являются ведущие ученые факультетов «Нефтегазовая и строительная техника», «Автомобильный транспорт», «Автомобильные дороги и мосты», «Экономика и управление», Инженерно-строительного института, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук: В.Б. Пермяков, А.В. Смирнов, Т.В. Боброва, Н.С. Галдин, В.В. Евстифеев, Э.А. Сафронов, Н.Г. Певнев, С.М. Моча-лин, В.С. Прокопец, С.А. Макеев, Е.Е. Витвицкий, А.М. Сизиков. В скором
будущем обучение магистрантов будет осуществляться и по целому ряду других востребованных образовательных программ и направлений.
Магистры техники и технологии могут подразделяться по признаку дальнейшей деятельности на магистров по специальности, магистров технических наук и инженерно-педагогических магистров. Магистр должен быть подготовлен к самостоятельной исследовательской, аналитической, консультирующей, педагогической и другим видам деятельности [1].
Основная цель, которой руководствуются в СибАДИ при наборе в магистратуру, - обеспечение преемственности бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Магистратура создана в качестве «плацдарма» для подготовки молодых и инициативных научных, научно-педагогических кадров как для академии, так и для других вузов региона. Насыщенность учебных планов подготовки магистров дисциплинами, стимулирующими исследовательскую деятельность, значительно облегчает освоение ими новейших достижений науки и производства. Это позволяет магистрантам не только активно проводить собственные исследования, но и участвовать в исследовательских проектах профессоров и преподавателей. Необходимой составной частью магистерской диссертации должен быть теоретический обзор и анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по проблематике диссертации, использование новейших методик, технологий в изучаемой научной области. В ходе подготовки диссертации магистрант должен приобрести умения проводить и оформлять научные исследования: аргументированно обосновывать проблему и актуальность исследования, выбирать теоретико-методологические позиции, структурировать
научный материал. Здесь эффективным методом является проведение совместных научных мероприятий (конференций, дискуссий, диспутов, семинаров-тренингов, научных кружков и др.) и учебных занятий магистрантов и аспирантов.
Становление магистратуры как самостоятельного института сопряжено с необходимостью отказа от «старой» системы подготовки специалистов, что влечет за собой изменение стереотипов не только во внешней для вуза среде (среди работодателей, на производственных, эксплуатационных предприятиях и в организациях), но и внутри учебного заведения - среди преподавателей и профессоров. Поэтому вполне очевидно, что подготовка магистров должна быть не только направлена на удовлетворение вузом своих внутренних потребностей (восполнение кадров), но и сориентирована на работодателя. Если подготовка бакалавров обеспечивает потребности промышленности в работниках среднего управленческого звена предпри-
ятий, то магистры будут формировать высшую структуру управления производством. Диалог между вузом и производством приобретает новый смысл: он должен способствовать формированию профессионально-ориентированных компетенций магистров, дополняющих компетенции бакалавров. Все это влечет за собой модернизацию лабораторной и материально-технической базы, научно-методического обеспечения образовательного процесса, ведь магистр должен быть готов к созданию, развитию, разработке новых научных направлений, инновационной деятельности на производстве, к получению и обработке результатов при проведении производственных экспериментов.
Профессиональная подготовка магистров должна учитывать, а иногда и предвидеть изменяющиеся запросы работодателей, общества в целом. Дисциплины программы подготовки объединяются в модули. Модульность учебного процесса означает построение обучения по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели [2]. В модуле предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, объединенных общей тематикой. В отличие от традиционной схемы образования, при модульной форме учитывается не отдельная дисциплина, а совокупность обязательных и дополнительных к ним курсов. Для этого требуется проведение достаточно сложной, кропот-
ливой научной и учебно-методической работы по формированию модулей, обозначению границ их проблематики, наполняемости курсов, созданию рациональных образовательных технологий.
Модульно-компетентностное обучение магистров предполагает создание условий для осознанного изучения студентами профессионально значимых дисциплин и развития у них способностей, позволяющих им быть востребованными на рынке труда. Оно ориентировано на планирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории, которая способствует академической мобильности обучающегося [3].
Сегодня осуществление академической мобильности зачастую оказывается практически невозможным, в том числе из-за разницы в учебных планах вузов в национально-региональном и вузовском компонентах, финансовых трудностей индивидуальной мобильности и т.п. На наш взгляд, необходимо создание системы поддержки магистрантов для участия в программах мобильности, учитывающих специфику социально-экономических условий России. Немаловаж-
ния оптимизации профессионального
обучения в системе многоуровневого образования. М.: ФИРО, 2010. 80 с.
2. Конышева А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 18-25.
3. Зверев Н.И., Семин Н.В, Демчук А.Л., Житникова М.Н, Ткач Г.Ф. Академическая мобильность: проблемы выдачи и легализации документов об образовании. М.: Изд-во МГУ. 2007. 148 с.
KUZNETSOVA V. MAGISTRACY: FORMATION PROBLEMS
Modernization of higher school of Russia, transition to two-level professional training system involves some problems which have to be solved for magistracy formation as an education system link.
Keywords: magistracy, vocational training, competence model, individual educational trajectory.
ным здесь является качественная подготовка магистрантов по иностранным языкам.
Таким образом, повышение качества подготовки магистров должно сопровождаться обстоятельной проработкой всех факторов, влияющих на организацию образования в конкретном вузе.
Литература
1. Пиралова О.Ф. Методология исследова-
С.М. МОЧАЛИН, профессор, Наст°ЯЩее И будущее
декан факультета экономического
д.и. заруднев, доцент фаКулЬтета
В статье освещена деятельность факультета «Экономика и управление» Сиб-АДИ за прошедшие годы и рассмотрены перспективы его развития.
Ключевые слова: факультет, специальность, экономика, управление, кафедра, учебный, процесс.
В 2010 г. факультету «Экономика и управление» СибАДИ исполнилось 30 лет. За этот сравнительно небольшой срок на факультете произошло немало изменений, что не только не помешало ему выпускать специалистов высокой квалификации, но и способствовало повышению качества образования во всей Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
СибАДИ, как и другие автодорожные вузы страны, всегда стремился к выпуску специалистов по всему спектру специальностей транспортной отрасли. В конце 80-х гг. в связи с формированием в стране рынка увеличился спрос на профессионалов с экономическим образованием.
Еще в 1966 г. на дорожно-строительном факультете была открыта кафедра «Экономика, организация и планирование производства », объединившая в учебных планах экономические дисциплины всех факультетов института. Ее первым заведующим стал К.А. Артемьев. Коллективом кафедры, где работало около 40 человек, были разработаны программы, планы и методические пособия, но главное - были подготовлены высококвалифицированные специалисты. В их числе А.Д. Гриценко, Н.В. Кабанов, В.А. Сухотин, В.И. Николин, А.Н. Витушкин и др., защитившие кандидатские диссертации. Все это позволило заложить основу для открытия нового факультета.