Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРЕИМУЩЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салиева Олима Камаловна, Шарипова Назира Рахматиллоевна

Преподаватель должен обладать определенными навыками и умениями по использованию ИКТ чтобы регулировать учебный процесс. В статье анализируются уроки с использованием информационных технологий, требующие особого подхода в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVEMENTS OF LESSONS USING INFORMATION TECHNOLOGIES

In such cases, the teacher must have certain skills and abilities to use ICT in order to regulate the educational process. The article analyzes the lessons with the use of information technologies, which require a special approach in the modern information society.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

14. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

15. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45

Menshchikov Mikhail Petrovich, senior lecturer (e-mail: [email protected]),+79507829895

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia Zaviryukha Alexander Mikhailovich, senior lecturer (e-mail: [email protected]),+79083112357

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia Shalygin Vyacheslav Gennadievich, teacher (e-mail: [email protected]),+79533903296

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia METHODS OF DEVELOPING THE MANAGEMENT COMPETENCE OF TRAINERS OF THE MIA

The article deals with the methods of development of the managerial competence of the cadets of the Ministry of Internal Affairs. Based on the analysis of scientific and methodological sources on the research problem, the most effective methods for the development of managerial competence have been determined: pedagogical support and mentoring, modeling of managerial situations, reflexive method.

Key words: managerial competence, cadets, Ministry of Internal Affairs, personal development.

ПРЕИМУЩЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Салиева ОлимаКамаловна, к.т.н., доцент Шарапова Назира Рахматиллоевна, педагог (e-mail: [email protected]) Бухарский инженерно - технологический институт г.Бухара, Республика Узбекистан

Преподаватель должен обладать определенными навыками и умениями по использованию ИКТ чтобы регулировать учебный процесс. В статье анализируются уроки с использованием информационных технологий, требующие особого подхода в современном информационном обществе.

Ключевые слова: преподаватель, эффективность, информация, учебный процесс, технологии, образование, электронный ресурс.

Очень важны достижения информационных технологий в улучшении процессов самоконтроля и обучения человеческой личности. Например, очень важна роль современных информационных технологий в дальнейшем улучшении нормального процесса общения и повышении эффективности межличностных отношений. Человеческое общество требует решения некоторых сложных вопросов, таких как объединение людей в определенное сообщество. С этой целью более совершенные информационные системы не могут заменить человеческое общение, но информационные

технологии могут повысить эффективность их участия и автоматизировать творческую деятельность людей.

Включение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет:

1) организовывать разнообразные формы учебно-познавательной деятельности на уроках;

2) сделать активным и целенаправленным самостоятельную работу учащихся;

3) обеспечить широкий доступ к учебной информации с помощью компьютерных технологий поиска, доступа, отбора и структурирования информации в сетях Интернет;

4) обеспечить доставку и хранение информации;

5) обеспечивать возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию личност-но-ориентированного подхода в организации процесса обучения;

6) обеспечивать возможности объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров;

7) привлекать к учебному процессу ведущих педагогов и специалистов;

8) обеспечивать создание распределенной научной лаборатории (когда оборудование находится не только в разных комнатах, но и в разных зданиях, городах и даже странах);

9) организовать совместные научные эксперименты и образовательные программы;

10) обеспечивать новые формы контроля и оценки знаний.

Развитие современной науки и технологий, с одной стороны, улучшает учебный процесс, с другой - приводит к утрате у студентов устойчивого интереса к знаниям, потому что вместо настойчивого творческого поиска и сильной воли ученика сегодня их место занимает бездеятельность, нежелание учиться. Другими словами, они становятся «рабами готовой информации», потому что компьютеры, калькуляторы облегчают умственную работу человека, избавляя его от умственного напряжения.

Какова роль преподавателя в такой учебной среде? Во-первых, вместо познавательной функции преподавателя при традиционном обучении возникает задача управления учебным процессом, консультирования учащегося на всех этапах учебной программы, контроля качества их знаний. Во-вторых, задача воспитания.

Обучение - сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств. «Живое» общение в процессе личного воспитания - основа существования человеческого общества. При этом важную роль играет роль преподавателя, который является организатором и руководителем учебного процесса. Ведь правильная организация процесса должна устранить перечисленные выше недостатки и создать возможности для поиска и эффективного использования возможностей информационных технологий. Правильная организация процесса зависит от того, как

преподаватель определяет и выполняет свои обязанности. Рассмотрим основные функции преподавателя в применении информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Обеспечение этой отрасли зрелым квалифицированным персоналом -это требование времени, а использование информационных технологий в обучении требует, чтобы преподаватель знал следующее:

- получение знаний из информационного потока и творческий подход к использованию полученной информации;

- информационные и творческие процессы в науке и культуре;

- информация о проблемах развития общества;

- информационные системы и методы использования искусственного интеллекта;

- технические средства информации и телекоммуникаций;

- знание и использование информационной системы учебных материалов;

- универсальные и проблемно-удаленные информационные технологии, являющиеся инструментами программной реализации;

- основы информационного моделирования;

- система автоматизации обучения и управления;

- использование глобальной компьютерной сети Интернет;

- использование пакетов прикладных программ в процессе обучения;

- подготовка тестовых вопросов, проведение тестов и экзаменов на проверку знаний студентов;

- список источников для углубленного изучения материала;

- организация вебинаров, телеконференций, семинаров, тренингов по конкретным темам;

- дать рекомендации по анализу и улучшению результатов обучения.

Динамичное развитие информационных и коммуникационных технологий, а также всех секторов мировой экономики ставит перед учителями новые задачи. Стоит отметить, что электронные образовательные ресурсы служат средством повышения возможностей преподавателей, но естественно, что они не могут воспроизвести учителя. Преподаватель, который управляет процессом обучения, направляет и обучает студентов на определенной основе для достижения цели обучения студентов. Совместная деятельность и общение проходят в условиях социального контроля, что позволяет контролировать не только учеников, но и учителей.

Использование компьютера в процессе обучения меняет традиционное обучение. В этом случае преподаватель возлагает часть своих обязанностей на компьютер, но сохраняет за собой управленческую роль. Он также определяет типы «обратной связи». Другими словами, компьютер отображает результаты работы студентов и на их основе контролирует знания студентов.

По мере совершенствования технологий роль учителя в процессе обучения становится более управляемой. Но такая ситуация не снижает места

учителя в образовании и не оставляет его в стороне. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения в корне меняет обязанности преподавателя. В традиционном образовании функция учителя состоит в том, чтобы информировать (объяснять предмет, повторять, закреплять и т. При использовании информационно-коммуникационных технологий часть этих функций выполняет компьютер и основная задача преподавателя - управлять познавательной деятельностью учащихся, планировать и контролировать учебный процесс.

В образовании есть особенности использования уроков, организованных с использованием информационных и коммуникационных технологий. Образовательные аспекты таких уроков следующие:

- преподаватель учитывает не объем и правильность знаний ученика, а степень осведомленности;

- проверить уровень знаний и способность применять знания на практике на данный момент;

- обзор отзывов студентов с указанием их плюсов и минусов.

Поэтому использование информационных технологий на уроках у учащихся вызывает интерес на уроках, вызывает желание овладеть новыми знаниями. Эти уроки повышают мотивацию ученика к получению знаний.

Другой важный аспект использования компьютерных инструментов -это использование инновационных методов, которые носят характер коллективных исследований. Эти методы направлены на решение проблем в самостоятельной творческой деятельности студента и принятие самостоятельных решений.

Один из этих методов - метод проектов. В этой технологии для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся рационально сочетаются теоретические знания и их практическое применение. Основной смысль современного понимания этого метода - "все, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как эти знания я могу применить", и он привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В методе проектов имеют ввиду способ достижения дидактической цели с помощью детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным, понятным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это можно увидеть, осмыслить и применять в реальной практической деятельности. Для того чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Информационные и коммуникационные технологии позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в свое время в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными, или в силу определенных объективных причин не могли дать должного эффекта. Взять хотя бы метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы считается обучение в сотрудничестве, когда на смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием средств информационных и коммуникационных технологий оказывается намного эффективнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Работая совместно в группах, учащиеся разрабатывают план совместных коллективных действий, находят источники для поиска информации, способы достижения целей, распределяют роли между собой, выдвигают и обсуждают идеи, при этом все оказываются вовлечены в познавательную деятельность. Роль преподавателя заключается в направлении, корректировке этой деятельности. При этом важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения выступали фактором мотивации обучения и соответствовали реальным и потенциальным возможностям учащихся. Метод проектов как раз и ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств информационных и коммуникационных технологий, когда проявляются преимущества и особенности этого метода, такие как

■ работа учащихся в группах с сетевыми партнерами;

■ усвоение общекультурных знаний;

■ развитие коммуникативной письменной речи.

Традиционные технические и аудиовизуальные средства всегда дополняли и сопровождали учебный процесс в той или иной степени, но никогда не определяли его лицо. Компьютер и соответствующие средства информационных и коммуникационных технологий позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности этих средств обучения и, тем самым, конструирование и проведение всех занятий.

Список литературы

1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М. : Академия, 2005. - 192 с.

2. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

3. Салиева О.К., Атоева Ш.Ш. Развитие познавательного интереса студентов при организации самостоятельной работы. Международная научная конференция перспек-

тивных разработок молодых ученых «Наука молодых - будущее России», г. Курск,15-16 декабря 2016 года, том 2

4. Кулдашева Ф.С., Шарипова Н.Р. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения «Проблемы науки» Научный журнал, Россия, 2019, № 06 (40), С. 103-104

5. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33

6. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

Saliyeva Olima Kamalovna

candidate of technical Sciences, associate Professor

Bukhara engineering and technological Institute, Uzbekistan, Bukhara city

Sharipova Nazira Rakhmatilloevna - Teacher

ACHIEVEMENTS OF LESSONS USING INFORMATION TECHNOLOGIES Abstract: In such cases, the teacher must have certain skills and abilities to use ICT in order to regulate the educational process. The article analyzes the lessons with the use of information technologies, which require a special approach in the modern information society. Keywords: teacher, efficiency, information, educational process, technologies, education, electronic resource.

РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Сохов Анзор Баширович, старший преподаватель Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик, Россия

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся роли физического воспитания в организации учебного процесса высших учебных заведений. Физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки.

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, высшее образование, здоровье.

На сегодняшний день система высшего образования выдвигает учащимся новые стандарты и множество новых дисциплин для освоения ими учебной программы выбранной специальности. Все это повышает интенсивность процесса обучения и требует от студента выдерживать большие психо-эмоциональные нагрузки.

Давно известен факт: физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки [1]. Физическая культура имеет все средства для воспитания у сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.