ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
© Авченко М.В.*
Уссурийское суворовское военное училище МО РФ, г. Уссурийск
В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, которые признаны во всем мире ключевым фактором повышения качества человеческого капитала, развития научно-технического прогресса. Вряд ли сегодня кто сможет предложить более реальный и действенный фактор повышения качества и доступности образования, чем внедрение и активное использование в учебном заведении информационно-коммуникационных технологий.
Главной целью использования ИКТ в образовании является «подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации [2].
Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей по-
* Методист лаборатории технических средств обучения.
зволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютера и интерактивной доски помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Интерактивная доска позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки. Преподаватели рассуждают вслух, комментируя свои действия на доске, постепенно вовлекают учащихся в учебный процесс и побуждают их записывать идеи прямо на доске.
Интерактивные доски позволяют использовать разнообразные динамичные ресурсы и улучшать мотивацию, делать занятия увлекательными и для учителей, и для учеников на уроке информация представляется не статичной, не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Работа с ней помогает учителям проверить знания учащихся. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания всего класса. И к тому же, если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, они обеспечивают хороший темп урока. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты. Учителю сетевые ресурсы предоставляют возможность принять участие в Интернет-конференциях, дистанционных мастер-классах, Интернет-конкурсах. На образовательных сайтах опубликовать свои материалы по различным направлениям деятельности, высказать своё мнение к обсуждаемым вопросам на форумах. Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий по предмету, лекции, справочные материалы, дидактические материалы - это далеко не полный перечень того, что может почерпнуть для себя учитель [1].
Учитель должен первым обжить пространство Internet и сделать его безопасным для учеников. Для этого намечаются пути поиска информации учениками, разрабатывая задания для работы в сети с указанием конкретных
адресов сайтов, которые должен посетить ученик для решения той или иной задачи, сообщаются правила Ыегле^этикета, памятка по безопасному поведению в сети, планируется работа по воспитанию толерантности и др.. Именно, руководя путешествием учащихся по глобальной компьютерной сети, можно сделать ее средством, открывающим дорогу в многообразный мир науки, культуры и человеческого общения.
Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.
В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Проекты, созданные учащимися с помощью Интернет-ресурсов, участвуют в различных конкурсах. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся в сборе, хранении, обработке информации, научить вести интерактивный диалог, использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем. Использовать Интернет для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации.
Для увлеченного ученика Интернет может стать настоящим помощником в учебе.
Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов и т.д., которые создают учащиеся средствами ИКТ. Безусловно, каждый педагог, исходя из целей и задач проектной деятельности, должен разработать критерии оценки проекта самостоятельно.
Перечислю основные виды уроков с использованием ИКТ:
1. Обычный урок по теме, на котором ИКТ используется
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.
2. Интегрированный урок (межпредметные связи).
3. Подготовка докладов, сообщений. Работа с ресурсами Интернета. Учащихся нужно обучать, как пользоваться поисковой системой, не затрачивая много времени на поиск.
4. Мультимедийная школьная лекция.
Для этого учитель готовит к уроку для демонстрации на экране: наименование разделов выступления, основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеоряд, динамические компьютерные модели, мультипликацию). Продумывает поддержку выступления в форме цитат, изображения и звука. Выступление учителя обязательно должно содержать ссылки на используемые электронные ресурсы, источники информации в Интернет, которые затем могут быть использованы учащимися в самостоятельной работе. Выступление учителя в дальнейшем может быть напечатано, представлено в форме аудио- или видеозаписи, размещено в сети Интернет на школьном сайте (если таковой имеется).
5. Виртуальная экскурсия.
Главное преимущество виртуальных экскурсий - не покидая класса ознакомиться с объектами, расположенными за пределами города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.
В ходе экскурсии учащиеся не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности - будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
- Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения [2].
Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся [3].
Список литературы:
1. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании»: в 3 частях. Часть 1 / Отв. ред.: проф. Н.В. Софронова; Чебоксары, 25 апреля - 1 мая 2011 г. - Чебоксары, 2011. - 223 с.
2. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm.
3. Что такое урок с использованием ИКТ? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shkola3-chp.ucoz.ru/uroksispol-zovaniemikt.pdf.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BIM-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 270800 «СТРОИТЕЛЬСТВО»
© Голдобина Л.А.*
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
Статья содержит обоснование необходимости повышения качества подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 «Строительство» за счет внедрения BIM-технологий в образовательный процесс на примере изучения дисциплин «Инженерная графика» и «Компьютерная графика в проектировании».
Ключевые слова образование, информационные технологии, системы автоматизированного проектирования, BIM-технологии.
* Профессор кафедры «Начертательная геометрия и графика», доктор технических наук, профессор.