Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии'

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Флюза Ригатовна

В статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»

Где по строчкам с 1 до 10 - это мотивы изучения не кафедральных дисциплин: 1. Чтобы добиться полных и глубоких знаний; 2. Нравится получать хорошие оценки; 3. Данный предмет интересен; 4. Развивать техническое мышление; 5. Привлекаться к научной деятельности; 6. Предмет нужен для будущей профессии; 7. Нужен диплом о высшем образовании; 8. Работать по техническим специальностям; 9. Престижность технического образования; 10. Для получения повышенной стипендии.

Результаты ответов на анкету (выделяется мода на первом ранговом месте) видно 58% опрошенных ставят на первое место внешний мотив. На второе место в ранге мотивации к обучению не кафедральных дисциплин стоит получение повышенной стипендии - 42% опрошенных. Третье место мотив, набравший 27% - получение хорошей оценки на экзамене/зачете.

Предлагается переход к новым методам предоставления информации, таких как «совместной, активной и самостоятельной работы с вовлечением студента в процесс» обучения и применения компьютерных обучающих программ служащих учебным пособием преподавателю и студенту, которые не только могут обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т. д. [3, с. 90; 2, с. 91].

Литература

1. Козлова А. Т. Независимая оценка качества образования как конкурентное преимущество университета // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 11 (41). С. 140-143.

2. Подколзин Р. В., Гаршин В. В. Использование современных программных продуктов в осуществлении текущего и итогового контроля знаний студентов // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 21 (63). С. 91-93.

3. Селина В. О., Ассеева Е. Е. Возможности дистанционной самостоятельной подготовки студентов с помощью презентаций в курсе математики // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 5 (35). С. 87-90.

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках технологии Елисеева Ф. Р.

Елисеева Флюза Ригатовна /Е^ееуа ЕЦмш Rigatovna - учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 27, г. Абакан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коррекционное образование.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности. Стимулирование выполняет задачу - привлечь внимание учеников к теме, побудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес [1].

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако

осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

При использовании ИКТ на уроке создаются оптимальные условия для развития познавательной активности и самостоятельности школьников, формирования их интеллектуальной компетентности.

Формирование положительной мотивации к учению у школьников сегодня приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация - одно из важнейших условий успешности учения ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер. Применение ИКТ способствует усилению учебной мотивации школьников, открывает резервы образовательного процесса. Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.

Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Понятие «зона ближайшего развития» - логическое следствие закона становления высших психических функций [2].

Использование на уроках презентационных и мультимедийных технологий позволяет визуализировать изучаемые процессы, обеспечить дозированность получаемой информации, придать процессу обучения динамизм и выразительность, повысить информативность урока, интенсифицировать процесс обучения и в итоге увеличить его эффективность.

Разрабатывая и создавая с учащимися 8 - 9 классов проекты, мы столкнулись с тем, что информации представлено в различных источниках очень мало. Литература в школьной библиотеке по данному вопросу практически отсутствует, городскую библиотеку по состоянию здоровья учащиеся не посещают, поэтому возникла необходимость обращения к глобальной сети Интернет.

Говоря об учащихся, можно сказать, что они достигли определенного уровня информационной грамотности, используя информацию, найденную в глобальной сети Интернет, научились обработке на компьютере результатов работы.

Школьники работают с текстовым редактором Microsoft Word.

Вместе со мной пробуют создавать компьютерные презентации, работая в Microsoft PowerPoint. В изучении модулей «Гигиена девушки. Косметика», «Конструирование и моделирование изделий», «Мода и стиль в одежде» используем на уроках CD-диски. Показ рисунков и фотографий с сопровождением текстовой информацией способствует лучшему усвоению учебного материала.

Древняя мудрость гласит:

«Тебе скажут - ты забудешь,

Тебе покажут - ты запомнишь,

Ты сделаешь - ты поймешь».

Поэтому на своих уроках я использую электронные учебники.

Они позволяют эффективно организовать учебный процесс:

- развивают у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;

- автоматизирует систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Мною разработан электронный учебник «Кулинарные традиции мира». Данную разработку можно использовать на уроках технологии в разделе «Кулинария» или как элективный учебный предмет в 9 классе.

Теоретической базой основных разделов курса являются кулинарные школы русской, хакасской, европейской и восточной кухонь.

Закрепить или проверить полученные знания можно через тесты - опросники, которые обязательно составляются с учетом психофизических особенностей адресата. Отвечая на поставленный вопрос, ребенок выбирает ответ, по сути, нажимает выбранную меняющую кнопку, получает подтверждение правильности выбора и следующий вопрос. Решение такого теста проходит в форме компьютерной игры, что помогает прививать интерес к урокам труда, активизировать учебный процесс.

Целенаправленное включение ИКТ в структуру урока позволяет активизировать процессы мышления, внимания учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета технология способствует вхождению детей с ограниченными возможностями в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность. Приступая к планированию урока, необходимо:

• определить контингент слушателей: кто они?

• учесть возрастную группу;

• учесть уровень компьютерной грамотности: пользовались ли компьютером и интернетом или нет?

• выяснить уровень подготовки в области знаний планируемого курса.

Преимущества компьютера как средства поддержки и активизации учебного

процесса достаточно широки - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и ее поиска.

Возможности просмотра результатов моделирования в реальном времени для процессов, недоступных или сложно реализуемых в учебной обстановке. Эти и другие преимущества побуждают преподавателя к использованию информационно -коммуникационных технологий на занятиях, в качестве реальной модели какого-либо процесса (при наличии определенного программного обеспечения). Однако все это требует от педагога достаточно высокого уровня знаний и опыта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях.

Литература

1. Бабинский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Искусство,

1991.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Веремейчук Л. Н.

Веремейчук Людмила Николаевна / Veremeychuk Lyudmila МЫаеупа - заведующий, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 24 «Сказка», г. Ступино, Московская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема понимания смысла духовного воспитания. Путь к душе ребенка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно-нравственного.

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, эмоциональное благополучие, душевное тепло, любовь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.