числяемое значение. На рис. 2 представлено окно с редактируемым заданием открытого типа с ответом типа «вычисляемое значение». В программе реализованы функции редактирования, поиска заданий по заданным критериям, экспорта таблицы заданий в формат, пригодный для печати (HTML, Excel).
Рис. 2. Окно с заданием
Вторая часть программного пакета составляет «тестер» - инструмент для тестирования. При его запуске происходит, так же как и в предыдущем случае, регистрация пользователя в системе с возможностью выбора общей учетной записи («лаборант» или «тестируемый»), после чего появляется второе окно регистрации учетной записи «тестируемого» с определенными уникальными данными.
После регистрации появляется окно выбора работы, шаблон которой можно создать, перейдя во вкладку «конфигурирование занятия», где задаются параметры занятия: время проведения работы, количество заданий, разделы предмета, устанавливаемые баллы за задания и пр. После выбора занятия начинается тестирование. Осуществляется запрос в базу данных, на сервере идет выборка данных с определенными условиями и передача заданий на клиентский компьютер. В конце занятия или по окончании тестирования результаты за-
носятся в базу данных, после чего их можно просмотреть или распечатать.
Данная система направлена на минимальное привлечение преподавателя к контролю. Преподаватель лишь формирует шаблон проводимой работы, который включает множество опций, например, разделы дисциплины, включаемые в контроль, количество заданий (открытого, закрытого типа, на соответствие и упорядочивание), наличие задания с возможными подсказками и т. д. После чего обучаемые выбирают из списка тему и выполняют ее под жестким контролем компьютерной программы.
Разрабатываемый программный пакет для тестирования проходит апробацию среди студентов первого и второго курсов факультета естественных наук и математики Томского политехнического университета при изучении курса физики и находится в стадии тестирования и доработки. Система постоянно дополняется удобными для работы функциями.
Анализ данных тестирования, полученных после изучения студентами разделов «Электростатика» и «Электромагнетизм», позволил как оценить знания студентов в целом, так и выявить вопросы, которые вызвали затруднения.
Таким образом, компьютерная система контроля качества знаний способствует повышению эффективности и качества преподавания физики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Склярова ЕА., Крючков Ю.Ю., Ерофеева Г.В. Разработка учебно-методического комплекса по физике // Сб. ст. XI Междунар. науч.-методич. конф. «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». - Пенза, 2004.
2. Ерофеева Г.В., Крючков Ю.Ю., Склярова ЕА, Малютин В.М. Методические аспекты создания обучающих систем по предметам естественнонаучного цикла // Известия ТПУ. - Томск, 2003. Т. 306. - № 2.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN SECONDARY SCHOOL
Р.М. Магомедов
В статье рассматриваются проблемы и перспективы использования средств информационных и
Magomedov R.M.
The author examines problems and prospects of using information and communication technology in
#
коммуникационных технологий в средней школе. В частности, исследуется один из методов проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий - метод проектов.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, метод, школа, ученик, обучение, проблема.
secondary school, in particular, the project method as one of the ways of teaching with the help of information and communication technology.
Keywords: information and communication technologies, method, school, pupil, training, problem.
В настоящее время российское образование переживает этап модернизации, вызванной в первую очередь протекающими в современном российском обществе социально-экономическими процессами.
Поскольку современное образование характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и различных устройств на их базе, обеспечивающих: доступ к глобальным ресурсам сети Интернет; функционирование систем автоматизации управленческой деятельности; применение электронных средств образовательного назначения, реализованных на базе технологий обработки аудиовизуальной информации и информационного взаимодействия; компьютерную психолого-педагогическую диагностику, - то среди основных задач и направлений модернизации педагогического образования можно особо выделить необходимость обучения педагогов использованию ИКТ в образовательном процессе.
Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1], развитие отечественного образования происходит в контексте общего процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
Сформулированные в Концепции требования и задачи определяют цели российского образования, в том числе и школьного, на современном этапе развития страны. Но достижение заявленных целей возможно только при соответствующей подготовке учителей. Изменения в педагогическом образовании можно условно разделить на две группы: 1) изменения, происходящие непосредственно в системе подготовки будущих учителей, которые отражаются в государственных стандартах и других нормативных документах; 2) изменения, происходящие в системе школьного образования, которые носят опережающий характер по отношению к системе педагогического образования. Поэтому для решения задач педагогического образования очень важно изучать и анализировать процессы, происходящие в системе школьного образования.
Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и модернизация образования рассматриваются в работах А.А. Кузнецова, С.А. Бешенкова, С.Г. Григорьева, С.А. Жданова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчи-ка, В.А. Извозчикова, Г.А. Бордовского, В.А. Болотова, В.С. Леднева, В.В. Лаптева, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, И.В. Роберт, Е.К. Хеннера и др.
Анализ отечественных исследований, материалов международных конференций, научных обзоров, нормативных и методических документов, выставок по проблемам развития образования позволяет сделать вывод, что традиционная модель школьного образования, отвечающая требованиям индустриального общества, не позволяет эффективно реализовать современные цели и выполнить социальные требования. Именно поэтому идет интенсивный поиск новых моделей образования, в том числе школьного. При этом в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривается развитие инновационных подходов к организации обучения (инновационное образование) на основе широкого и активного использования информационных и коммуникационных технологий. Поэтому становятся актуальными проблемы развития и разработки методов проведения учебных занятий в школе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
В обозримом будущем общеобразовательная школа по-прежнему останется классно-урочной, и перспективы повышения эффективности этой системы связывают с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения, с совершенствованием типов уроков и их модулей. Современная информационная технология, по мнению Г.К. Селевко, может быть реализована в трех вариантах:
- как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
- как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
- как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера) [2].
Добиться серьезных качественных изменений в организации обучения и его результатах без проникающих технологий, основанных на использовании в классно-урочном обучении доступных или наличных программных и учебных мультимедийных ресурсов, вряд ли возможно. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств ИКТ для системы образования. Обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. В этой связи на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды. Современные информационные и коммуникационные
#
технологии дают возможность говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с применением интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет проецировать изображение экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров человеку, находящемуся постоянно около доски, как это происходило бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь». Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями ИКТ. Для этого необходимы, прежде всего, образовательные электронные издания, которые можно легко встраивать в структуру урока. Н.Х. Розов пишет: «Одновременно с разработкой больших, "глобальных" продуктов весьма перспективно создавать и такие, которые можно назвать "набором миниатюр"» [3]. К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать учителю такие средства ИКТ, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. Одним из перспективных и важных может стать комплексный подход к использованию средств ИКТ при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы в условиях класса, оснащенного необходимым оборудованием. В настоящее время для школ наиболее доступными образовательными средствами ИКТ являются мультимедийные продукты, распространяемые на СР-дисках.
Правда, за редкими исключениями эти материалы (по форме и содержанию) пока мало отличаются от обычных печатных изданий и к тому же недостаточно согласованы с УМК, входящими в Федеральный перечень. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию; пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке. Использовать такие программы в качестве средств организации урока в классе практически невозможно, поскольку при работе с ними нельзя изменять и дополнять учебный материал, планировать урок по другой схеме, отличающейся от разработанной в данной программе. Такие средства ИКТ, как правило, рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу.
Необходимо переосмыслить и всесторонне использовать большой методический опыт, накопленный в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные записи), визуальные («немые» кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транс-
паранты - пленки с нанесенным на них рисунком - для графопроектора, наборы материалов для эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы). Имеется многочисленная методическая литература, посвященная использованию на уроке как отдельных технических средств, так и их комплексов. Описаны достоинства и недостатки конкретных технических средств обучения. Для разных видов технических средств разработаны рекомендации по их применению, созданы варианты заданий для самостоятельной коллективной и индивидуальной работы и пр. Несмотря на все сказанное, перечисленные технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс, но никогда не определяли его лицо. Компьютер и соответствующие средства ИКТ позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и тем самым преобразить конструирование и проведение всех уроков. Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т. п. Столь же просто реализовать наиболее популярные приемы работы с графопостроителем: наложение и снятие пленок, кэширование.
ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки. Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации учебной деятельности и управления ею и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Так, применение метода проектов при использовании мультимедийного проектора может заметно повышать познавательную активность учащихся. Возможные варианты проектов на уроках информатики:
- мультимедийный обучающий проект;
- реляционная база данных;
- приложение, разработанное в электронных таблицах Ехсе1;
- приложение, разработанное на объектно-ориентированном языке программирования;
- обучающая программа, разработанная на языке программирования;
- тестирующая программа, разработанная на языке программирования;
- подготовка к изданию материалов по дисциплинам;
- обучающий или информационный веб-сайт.
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием средств ИКТ оказывается намного эффективнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера). Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения.
В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности. Основными требованиями к применению метода проектов в обучении школьников с использованием средств ИКТ являются:
- использование значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, предполагающей интегративное применение различных знаний, проведение исследований и поиск решения;
- теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов проекта;
- самостоятельная (индивидуальная или коллективная) деятельность ученика;
- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач, обсуждение методов и средств решения проблемы (подбор адекватного программного и аппаратного обеспечения), анализ и оформление полученных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Выполнение проектного задания способствует:
- формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;
- выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;
- активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компью-терных исследований;
- развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
- воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;
- осознанию учениками себя творцами собственных знаний.
В процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности, как:
- работа учеников в группах с сетевыми партнерами;
- усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;
- использование новейших средств ИКТ;
- развитие коммуникативной письменной речи у школьников.
Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких учителей, объединению учебных и внеучебных форм работы, изменению содержания общего среднего образования, связанному с качественно новым доступом обучаемых к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех школьных учебных дисциплинах.
Совершенно очевидно, что обучение с использованием метода проектов - это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам:
- программа обучения формируется из целого ряда самостоятельных модулей, посвященных изучению конкретного раздела предмета. Каждый модуль содержит взаимопересекающиеся элементы;
- устанавливается перечень проектов и работ, которые могут быть выполнены учащимися в течение всего срока обучения;
- из данного перечня формируется индивидуальный образовательный проект студента;
- оценивание студентов ведется на материале проектных работ;
- учебный материал носит общетеоретический и консультативный характер, демонстрируются только основные технологические приемы. Освоение технологических тонкостей происходит в часы самостоятельной работы.
К образовательному проекту школьник может подключиться самостоятельно, если он уже обучен работе с телекоммуникационными системами и обладает умениями использования соответствующих средств ИКТ.
При реализации метода проектов вся проектная деятельность направлена на обучаемого, и не столь важно, пересекается он с ней в школе или дома. Самостоятельность в выборе учебной траектории позволяет школьнику выйти на новый, более высокий уровень работы с информационными и коммуникационными технологиями и рассматривать их как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося. Существующий опыт применения подобных методов в общем среднем образовании свидетельствует о наличии новых форм организации учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях, с существующим учебным материалом многих учебных предметов системы общего среднего образования,
высокой педагогической эффективности создания простейших средств ИКТ в результате коллективной поисковой и образовательной деятельности школьников. Следует также отметить, что целесообразность практического применения таких проектов доказывает существенный дидактический потенциал современных телекоммуникационных систем и соответствующих средств ИКТ, применяемых в обучении школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/02.31/t45. htm.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
3. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и продуктов при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». - № 1 (1). - М.: МГПУ, 2003.
4. Новые информационные технологии для образования / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Москва, 2000.