Научная статья на тему 'Особенности уроков с применением информационных технологий'

Особенности уроков с применением информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акабирова Лола Хусейновна, Атаева Гульсина Исроиловна

В статье анализируются уроки с применением информационных технологий, которые требуют особого подхода в современном информационном обществе. Учитель должен в таких случаях обладать определёнными навыками и умениями использования ИКТ для того, чтобы регулировать учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности уроков с применением информационных технологий»

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ Акабирова Л.Х.1, Атаева Г.И.2

'Акабирова Лола Хусейновна — преподаватель, кафедра информационно-коммуникационных технологий,

Бухарский инженерно-технологический институт; 2Атаева Гульсина Исроиловна — старший преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются уроки с применением информационных технологий, которые требуют особого подхода в современном информационном обществе. Учитель должен в таких случаях обладать определёнными навыками и умениями использования ИКТ для того, чтобы регулировать учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: эффективность, информационный, технологии, образование, электронный ресурс, учебно-воспитательный процесс, учитель.

Человеческое общество требует решения некоторых сложных вопросов, таких как сбор людей в определенную общину. С этой целью более совершенные информационные системы не могут заменить человеческую коммуникацию, но информационные технологии позволяют повысить эффективность их участия и автоматизировать творческую деятельность людей.

Достижения информационных технологий в совершенствовании процессов самоконтроля и образования человеческой личности являются очень важными. Например, очень важна роль современных информационных технологий в дальнейшем совершенствовании нормального коммуникационного процесса, повышении эффективности межличностных отношений.

Развитие современной науки и техники, с одной стороны, улучшает процесс образования, с другой стороны, приводит к потере у учащихся устойчивого интереса к знаниям, так как вместо упорного творческого поиска и твёрдой воли учащегося, сегодня их место занимают бездеятельность, нежелание учиться. Другими словами, они становятся «рабами готовой информации», потому что компьютеры, калькуляторы облегчают умственный труд человека, избавляя его от умственного напряжения.

При этом роль учителя, являющегося организатором и управляющим образовательным процессом, играет важную роль. Потому что правильная организация процесса должна исключать вышеперечисленные недостатки и создавать возможности для поиска и эффективного использования возможностей информационных технологий. Правильная организация процесса зависит от того, как педагог определит и выполнит свои обязанности.

Какова роль учителя в такой учебной среде? Во-первых, вместо когнитивной функции учителя в традиционном обучении возникает задача управления учебным процессом, консультирования учащегося на всех этапах учебной программы, контроля качества его знаний. Во-вторых, задача воспитания.

Образование - это сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств. «Живое» общение в процессе воспитания личности является основой существования человеческого общества.

Рассмотрим основные функции педагога в применении информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий, как и всех отраслей мировой экономики, ставит перед педагогами новые задачи. Обеспечение этой отрасли зрелыми квалифицированными кадрами является требованием времени, а применение информационных технологий в обучении требует от педагога знать следующее:

- получение знаний из информационного потока и творческий подход к использованию полученной информации;

- информационные и творческие процессы в науке и культуре;

- информацию о проблемах развития общества;

- информационные системы и методы использования искусственного интеллекта;

- технические средства информации и телекоммуникационные средства;

- знание и использование информационной системы учебных материалов;

- универсальные и проблемно-дистанционные информационные технологии, представляющие собой программные средства реализации;

- основы моделирования информации;

- система автоматизации обучения и управления;

- использование глобальной компьютерной сети Интернет;

- применение пакетов прикладных программ в процессе обучения;

- составление тестовых вопросов, проведение контрольных работ и экзаменов для проверки знаний учащихся;

- список источников для углубленного изучения материала;

- организация вебинаров, телеконференций, семинаров, тренингов по определённым темам;

- дать рекомендации по анализу и совершенствованию результатов обучения.

Стоит отметить, что электронные образовательные ресурсы служат средством повышения возможностей педагогов, но естественно, что они не могут заменить педагога как воспитателя, педагог, являющийся управляющим процессом обучения, на определенной основе направляет и воспитывает учеников, для достижения цели образования учащихся. Совместная деятельность и общение происходят в условиях социального контроля, что позволяет контролировать не только учащихся, но и учителя.

Использование компьютера в процессе обучения изменяет традиционное обучение. При этом учитель возлагает часть своих обязанностей на компьютер, однако сохраняет за собой управленческую роль. Он также определяет типы «обратной связи». То есть, на компьютере отображаются результат работы учащихся и на этой основе осуществляется контроль знаний учащихся.

По мере совершенствования технологий роль учителя становится все более управляемой в процессе обучения. Но эта ситуация никак не уменьшает место учителя в образовании и не оставляет его в стороне. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения кардинально меняет обязанности учителя. В традиционном образовании функция учителя заключается в информировании (объяснении предмета, повторении, укреплении и т.д.), то при применении информационно-коммуникационных технологий часть этих функций выполняет компьютер и основной задачей учителя становиться управление познавательной деятельностью учащихся, планирование и контроль учебного процесса.

В образовании есть особенности использования уроков, организованных с помощью информационно-коммуникационных технологий. Учебно-воспитательные аспекты таких уроков состоят в следующем:

- учитель учитывает не объем и правильность знаний ученика, а степень осознанности;

- проверить уровень знаний и способности практиковать знания на данный момент;

- обзор ответов учащегося с указанием его плюсов и минусов.

Еще одним важным аспектом использования компьютерных инструментов является использование инновационных методов, которые носят характер коллективных исследований. Эти методы направлены на поиск решения проблем при самостоятельной творческой деятельности ученика и принятие самостоятельных решений.

Поэтому использование информационных технологий на уроках вызывает у учащихся интерес к урокам, вызывает стремление овладеть новыми знаниями. На таких уроках повышается мотивация ученика к получению знаний.

Список литературы

1. Бердиева С.М., Имомова ШМ. Использование инновационных технологий на уроках

информатики// Наука, техника и образование, 2018. 10 (51). С. 28-31.

2. Ядгарова Л.Д., Файзиева Н.Б. Специфика и структура педагогического процесса // Ученый

XXI века. № 11 (24), 2016. С. 44-45.

3. Атаева Г.И., Акобирова Л. About role of information technologies in modem éducation //

Молодой ученый, 2016. № 10. С. 1165-1166.

4. Исмоилова М.Н., Имомова Ш.М. Интерполяция функции // Вестник науки и образования,

2020. № 3 (81). Часть 3. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.