ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ1
О. Н. МОМОТОВА, Г. В. ВОРОНЦОВА
Рассмотрены вопросы обусловленности выбора стратегии диверсификации для развития региональных социально-экономических систем на современном этапе развития экономики.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегии развития региона, стратегия диверсификации, региональные аспекты диверсификации, показатели диверсификации.
Все имеющиеся стратегии регионального социально-экономического развития должны быть нацелены на выявление точек экономического роста и в конечном счете на повышение уровня конкурентоспособности регионов. Именно конкурентоспособность становится решающим фактором развития экономики и одной из основных целей стратегического развития региона [10].
Прежде чем рассматривать стратегические альтернативы социально-экономического развития регионов, необходимо выработать подходы к определению количественных характеристик конкурентоспособности региона [11].
Европейский эксперт Д. Сепик отмечает, что существуют определенные сложности в определении конкурентоспособности на уровне региона, которые успешно разрешены на уровне отдельного хозяйствующего субъекта - предприятия [13]. Это обусловлено следующими причинами:
- конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос;
- отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне;
- само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени - так, в странах ЕС экономика считается конкурентоспособной, если их население имеет достаточно высокий и расту-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта Международный конкурс РГНФ-БРФФИ 2011 «Социально-экономическая диверсификация как фактор стабилизации экономического развития Республики Беларусь и Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации в по-сткризисный период», проект № 11-22-01012а / Ве1.
щий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе [14].
А. З. Селезнев конкурентные позиции регионов на уровне рынков предлагает определять на основе комплекса показателей: мощности производимого на территории региона сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов; обеспеченности производственной, рыночной и социальной инфраструктурой; степени износа оборудования и перспективы его замены; отдаленности поставщиков и потребителей основной массы ввоза-вывоза (не менее 60 % объема); наличия транспортных скоростных магистралей, морских и речных портов, инфраструктуры международной связи; экологической обстановки; обеспеченности высококвалифицированными кадрами и др. [8].
С этой точки зрения, конкурентоспособность региона - это свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях [10; 12].
Известен факторный аспект конкурентоспособности региона. Под фактором конкурентоспособности будем понимать движущую силу этого явления, определяющую его характер или отдельные черты. В рамках задачи формирования факторов конкурентоспособности региона, это понятие целесообразно рассматривать как способность создавать условия для устойчивого развития территории путем стимулирования и воздействия на отдельные аспекты конкурентоспособности.
Кроме типовых факторов конкурентоспособности регионов в каждом территориальном образовании следует выделять специфические детер-
минанты. Например, для Северо-Кавказского федерального округа к ним можно отнести благоприятные возможности развития туристско-рекреационного и агропромышленного комплексов.
В первую очередь, к факторам, обусловливающим конкурентные преимущества региона, относятся [2]:
- наделенность природными ресурсами;
- исторически сложившийся уклад регионального хозяйства;
- социально-экономические условия;
- культурно-идеологические условия;
- геополитические условия;
- диверсифицированность экономической среды.
Конкурентоспособное состояние экономики региона может быть реализовано с помощью разных стратегических альтернатив, предполагающих моно- или полицентрическое развитие. Каждый из возможных вариантов имеет преимущества и недостатки, обуславливающие область его применения. Но необходимо отметить, что оптимальный уровень диверсификации способствует снижению возможных рисков.
Все известные стратегические альтернативы регионального развития имеют преимущества, недостатки и область применения [9].
Стратегия специализации связана с тем, что каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны [6].
Причем какой-то один или несколько видов деятельности являются доминирующими, формирующими существенную часть доходов данного региона. В любом случае, при использовании стратегии специализации доминирующая деятельность хозяйственной макросистемы основывается на каком-либо природном ресурсе, в избытке находящемся в данном регионе. И проблема для дальнейшего успешного экономического развития возникает тогда, когда такой экономический ресурс иссяк или иссякнет в ближайшем будущем. В этом случае необходимо прибегнуть к диверсификации деятельности хозяйственной системы, переключившись на другой ресурс. Каждая хозяйственная макросистема должна стремиться использовать все свои ресурсы максимально эффективно. Необходимо осуществлять
мониторинг таких базовых ресурсов, на базе которых регион может диверсифицировать свою деятельность, если он еще не использует эти ресурсы или использует не полностью.
Главным проявлением стратегии специализации является концентрация капитала и бизнес-усилий. Данная форма экономического развития региона требует мощного государственного воздействия и финансирования.
Характерные примеры формирования «точек роста» за счет активной государственной поддержки показывают, что зачастую поддерживаемые социально-экономические системы функционирует исключительно за счет государственной поддержки, не уделяя должного внимания повышению своей конкурентоспособности [10].
В Северо-Кавказском федеральном округе имеются определенные направления для реализации стратегии специализации: отрасль сельского хозяйства либо туристско-рекреационный комплекс. Однако, специализация на какой-то одной из этих отраслей, по нашему мнению, не целесообразна ввиду описанных выше причин. Так, преимущественное развитие сельскохозяйственного производства в регионе не эффективно без серьезных капиталовложений в модернизацию и техническое перевооружение отрасли, которые возможны в настоящее время только за счет масштабной государственной поддержки. Кроме того, сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию машиностроения (комбайны, трактора) и ГСМ, диктат цен перерабатывающих сельхозпредприятий и оптовых торговых звеньев, а также рискованный характер земледелия в нашем регионе, наличие ресурсов для реализации иных стратегических альтернатив развития делают нецелесообразным обеспечение экономической безопасности и социальной стабильности только за счет использования данной стратегической альтернативы.
Таким образом, стратегия региональной специализации применима в условиях стабильной конъюнктуры рынка либо при избытке ресурсов государства. В современных условиях посткри-зисного развития российской экономики такая модель стратегического развития региона не является конкурентоспособной, не обеспечивает стабилизации социально-экономической ситуации, и тем более роста.
Стратегия концентрации направлена на создание условий для концентрации производственных и трудовых ресурсов на нескольких экономически перспективных направлениях и становление «полюсов роста».
Концентрация на какой-либо отрасли экономики часто связана с тем, что данная территория богата природными ресурсами или с наличием крупного промышленного конгломерата. Стратегия концентрации имеет некоторые риски, связанные с тем, что регион оказывается зависимым от одной отрасли производства или одного крупного предприятия-налогоплательщика и работодателя.
Если сравнить динамику доходов экономически диверсифицированных регионов и регионов с концентрацией в «сырьевых» отраслях, то окажется, что при снижении цен на сырьевую продукцию доходы последних падают резче, а при повышении цен - возрастают быстрее.
Концентрация экономики влияет и на уровень занятости. Реструктуризация промышленности в странах Центральной Европы, недавно вошедших в ЕС вызвала массовые увольнения и, соответственно, рост безработицы. Аналогичным образом реструктуризация, происходящая в российских регионах с концентрированной структурой экономики, способна привести к безработице и, следовательно, к проблемам со сбором налогов.
Стратегия дифференциации заключается в стремлении региона к уникальности в каком-либо аспекте, который является важным в общегосударственном масштабе, что является основой ресурсного подхода в стратегическом управлении. В зависимости от специфики региона он наделяется одной или несколькими приоритетными сферами деятельности и работает в них таким образом, чтобы удовлетворить общегосударственные потребности. Это в конечном итоге приводит к повышению издержек производства.
Одним из существенных недостатков межрегиональной дифференциации является перенаправление потока инвестиций в экспортно ориентированные отрасли и регионы, что способствует обострению неоднородности экономического пространства России и препятствует ее экономическому росту.
Экономика страны во многом зависит от состояния базисных отраслей промышленности, но в тоже время узкоспециализированное развитие порождает зависимость бюджета региона от работы одного предприятия.
В СКФО данная стратегическая альтернатива развития региона могла бы базироваться на уникальности имеющихся ресурсов туристско-рекреационного комплекса. Однако, для выхода данной отрасли на конкурентоспособный мировой уровень необходимы серьезные меры по финансовой господдержке. Ситуация, когда уни-
кальные природно-климатические ресурсы региона не обеспечены соответствующей инфраструктурой, сложная геополитическая обстановка препятствуют притоку туристов в регион и созданию курортов мирового уровня.
Под диверсификацией региональной экономики понимается рассредоточение рисков цикличности развития региональной экономической системы, связанных с конъюнктурой, специфическими ресурсами, геополитическими, инфраструктурными условиями функционирования социально-экономической системы региона [5].
Переход от односторонней, часто базирующейся лишь на производстве одного или нескольких продуктов производственной структуры региона к многопрофильной деятельности позволяет повысить эффективность и устойчивость экономики и улучшить состояние окружающей среды, благодаря чему диверсифицированные регионы в целом оказываются более устойчивыми, конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными.
Исходя из данного понимания диверсификации, важнейшая цель ее определяется нами как формирование в регионе нескольких структурообразующих ядер и переход от мононаправленной структуры экономики к полинаправленной. Если моноотраслевой регион ограничен в развитии спросом, то диверсифицированная экономика имеет дополнительные возможности для своего развития и повышения эффективности производства.
На сегодняшний день наиболее приемлемой с точки зрения усиления конкурентоспособности региональных систем, по нашему мнению, является реализация принципа децентрализованной концентрации и концепции генераторов экономического развития.
Концепция формирования «генераторов экономического развития» предусматривает перераспределение ресурсов в пользу создания механизмов саморазвития на наиболее перспективных территориях, отличающихся более высокими показателями инфраструктурной обустроенности, предпринимательской активности, качества рабочей силы, сосредоточенным на них научнопроизводственным потенциалом, т. е. формирование своеобразных территориальных лидеров, развитие которых должно способствовать «притягиванию» и развитию периферии [6].
Популярность стратегии диверсификации может объясняться появлением идеи «концентрированной децентрализации». Под этим принципом понимается концентрация региональных ресурсов в нескольких узлах экономической систе-
мы, которые и являются генераторами экономического роста.
По нашему мнению, теория генераторов экономического роста имеет важное значение для экономики, которая, как и любая система, представляет собой набор элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Некоторые из элементов являются базовыми, их можно назвать ядрами, без которых система разрушится, а остальные - второстепенными. Первые в этом случае являются доминирующими, они способны оказывать значительное влияние на последние и определять их развитие. Таким образом, достаточно укреплять и развивать только базовые элементы для того, чтобы добиться стабильного развития всей системы. Сильные ядра, формируемые в результате целенаправленного государственного воздействия самостоятельно укрепляют связи, как между собой, так и с второстепенными компонентами, которые, вслед за ядрами, сами начинают развиваться.
В условиях посткризисного развития экономической системы важно определить ключевые узлы или точки, на которые мог бы опираться процесс формирования новых отношений и нового экономического порядка. Необходимо иметь в виду ограниченность ресурсов экономики, которые должны использоваться с максимальной эффективностью, избегая распыления. Отсюда вытекает целесообразность применения принципа децентрализованной концентрации, который лежит в основе формирования стратегии диверсификации.
Основными преимуществами «генераторов экономического развития» от других базовых стратегий регионального развития являются:
- эффект выравнивания региональной асси-метрии;
- синергетический эффект за счет оптимального взаимодействия компонентов региональной социально-экономической системы;
- снижение конъюнктурных рисков.
Структура производства конкретного региона
должна быть построена таким образом, чтобы между ее элементами существовали устойчивые связи. Наилучший вариант, когда все отрасли в процессе своей деятельности взаимодействуют не только с ядром, но и друг с другом. Это дает возможность передачи экономического потенциала развития от конкурентоспособных отраслей тем, которые еще не достигли такого уровня.
Таким образом, побудительными мотивами региональной диверсификации являются: увеличение операционных издержек на рынке, эффек-
тивность внутреннего использования ресурсов, создание эффективной внутренней системы капиталовложений и потока капитала.
Планирование роста производств диверсифицированной экономики должно базироваться на анализе ресурсов региона и определении структурообразующих ядер.
Под региональной диверсификацией понимается развитие в регионе отраслей, связанных с профильной деятельностью структурообразующего ядра. Структурообразующее ядро региона представляет собой доминирующую отрасль или группу отраслей, в которых регион имеет конкурентные преимущества [4].
На наш взгляд, именно обоснованное использование диверсификации является важнейшим фактором стабилизации регионального развития в условиях посткризисной экономики. Диверсифицированная экономика дает возможность сохранять общую динамику развития региона, даже, несмотря на некоторые колебания и трудности в отдельных ее областях, связанные с изменениями на региональных рынках или с иными объективными факторами.
Однако, методологические аспекты оценки диверсификации развития региона не достаточно освещены в специальной литературе.
На сегодняшний день, существует несколько методик, позволяющих оценить уровень и эффективность протекающих диверсификационных процессов в экономике региона. Каждая из них имеет право на существование. Одна из рассматриваемых нами предложена А. Ю. Даванковым, Е. А. Колесник и предполагает изучение эффективности диверсификационных процессов специфических регионов - монопромышленных городов [3].
На наш взгляд, теоретические воззрения авторов могут быть использованы в процессе оценки диверсификационных процессов на региональном уровне (уровень краев, областей, республик) и на уровне федеральных округов.
По мнению авторов, эффективность перехода от моноцентрической к полицентрической структуре экономики определяется качеством диверси-фикационных процессов. Также эффективность диверсификационных процессов оказывает непосредственное воздействие на качество развития изучаемого субъекта (региона, республики, округа). Авторы предлагают методику оценки качества данного процесса. Эффективной стратегию диверсификации можно будет признать в том случае, когда полученный эффект в виде роста основных социально-экономических показателей превысит
суммарные затраты на его получение. При диверсификации данные затраты должны быть связаны с освоением новых для данного субъекта видов социально-экономической деятельности и созданием
организаций, деятельность которых отлична от установившейся специализации.
Логическая схема применения разработанной авторами методики представлена на рисунке 1 [3].
Рис. 1. Логическая схема применения методики оценки социально-экономической деятельности субъекта, предложенная А. Ю. Даванковым и Е. А. Колесник
Методика оценки качества развития изучаемого субъекта при переходе к использованию стратегий диверсифицированного роста позволяет количественно измерить темпы изменения основных социально-экономических показателей изучаемого субъекта и соотнести их с величиной, ха-
рактеризующей темпы диверсификационных изменений. Диверсификацию можно, по мнению авторов, считать эффективной, если полученный коэффициент (Dj) больше l и превышает значения, рассчитанные аналогичным способом для анализируемого субъекта на более ранних этапах
диверсификации, либо до ее начала, а также при условии превышения среднего для аналогичных субъектов коэффициента.
Авторы предполагают сопоставлять результаты диверсификации в аналогичных по численности населения и структуре экономики субъектах. По-нашему мнению, определить группы субъектов с аналогичными возможностями диверсификации позволяет рисковый подход к оценке инвестиционного климата. С использованием данного подхода экспертами ежегодно формируются кластеры, объединяющие регионы, обладающие сходными возможностями по привлечению инвестиционных ресурсов. Выделяемые группы динамичны, а информация по их составу ежегодно представляется в журнале «Эксперт».
Роль инвестиций в диверсификации и реструктуризации экономики регионов, безусловно, является определяющей. Без создания благоприятного инвестиционного климата в регионах дальнейшая реструктуризация их экономик может остаться под вопросом. Кроме того, степень реализации диверсификационного потенциала определяется спецификой условий, сложившихся на территории субъекта. То есть понятие инвестиционного риска и уровня развития законодательства в субъектах, используемые в рисковом подходе к оценке инвестиционного климата, также близки диверсификационным процессам.
На наш взгляд, состав социально-экономических и диверсификационных показателей, предложенных А. Ю. Даванковым и Е. А. Колесник, не достаточно точно отражает цель нашего исследования, как и сущность диверсификацион-ных процессов в целом. Социально-экономические показатели, предложенные авторами, представлены в основном социальными показателями и недостаточно затрагивают экономическую сторону. Кроме того, номинальная зарплата, как показатель в условиях инфляционной экономики, вызывает некоторое сомнение. Мы предлагаем откорректировать состав показателей следующим образом:
- естественный прирост населения;
- объем валового регионального продукта на душу населения;
- среднедушевой объем инвестиций в основной капитал;
- численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда;
- реальные среднедушевые денежные доходы;
- среднедушевой объем вводимого жилья.
Показатели диверсификации, предложенные
авторами, на наш взгляд, не отражают изменения
в структуре экономики и инновационную составляющую, которая является неотъемлемым элементом диверсификационных процессов в экономике. Рассматриваемые показатели дают некоторую, но недостаточно полную количественную характеристику происходящих процессов, которая не отражает качественные изменения в структуре экономики. На наш взгляд, состав показателей может быть следующим:
- доля услуг, обрабатывающих производств, строительства в совокупном региональном продукте;
- доля инновационной продукции и предприятий в экономике;
- число патентов и изобретений;
- доля оборота малого и среднего бизнеса в совокупном объеме производства;
- затраты на НИОКР на душу населения;
- структура спроса на специалистов в экономике (численность требуемых работников на вакантные рабочие места);
- среднегодовое число занятых в одной организации;
- среднегодовая численность организаций, приходящихся на 1000 чел. экономически активного населения;
- коэффициент официальной ликвидации предприятий.
На наш взгляд, с учетом предложенных изменений, данная методика может использоваться для выявления региональной асимметрии социально-экономических систем, имеющих избыточную специализацию, например, монопромышлен-ных городов, а также для оценки эффективности реализующихся диверсификационных процессов.
Для оценки состояния и направления развития развертывающихся диверсификационных процессов в других регионах, в частности, в СКФО необходима разработка специальных методических инструментов, основывающихся на оценке структуры региональной экономики. Оптимальные направления диверсификационных процессов, приоритетные изменения в структуре экономики возможно определить, основываясь на глубоком изучении потенциала территории и полноты его использования, исследовании кластеров [7], структурообразующих ядер и сопутствующих им производств, полюсов роста, а также основных направлений стратегического развития округа.
В настоящее время определение стратегических направлений диверсификации социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа, в силу сложившейся геополи-
тической ситуации, требует принятия взвешенных политических и социально-экономических решений на всех уровнях управления. Согласно принятой стратегии развитии СКФО до 2025 г., в ближайшее время он должен стать территорией с развивающейся и модернизирующейся экономикой, социально-политической стабильностью, комфортными условиями жизни.
Безусловно, полюсом роста в данном регионе в настоящее время является Ставропольский край. Программа социально-экономического развития Ставрополья до 2020 г. преследует серьезные цели: создание более 47 тысяч новых рабочих мест, увеличение продолжительности жизни до 72 лет, доведение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте до 20 %. Кстати, по итогам 2010 г. она выросла почти на 7 %.
Край сегодня ориентирован на модернизацию производства на основе кластерного инновационного подхода [8]. Ряд проектов вошел в число приоритетных в рамках стратегии развития СКФО и получил федеральную поддержку. Созданы шесть региональных индустриальных парков - индустриальные парки в г. Невинномысске, г. Георгиевске, г. Буденновске, пос. Солнечно-дольске, туристско-рекреационный парк в г. Же-лезноводске и агроиндустриальный парк в Тру-новском районе.
В крае разработан фармацевтический кластер, который будет создан на одном из действующих предприятий краевого центра, куда со временем войдут новые производства.
Агропромышленный кластер для Ставропольского края является очень значимым, так как край выступает продовольственным донором России, и перед ним стоит задача - обеспечение россиян экологически чистыми продуктами питания. Другое направление регионального развития - инновационно-исследовательский кластер, предполагающий создание нанотехнологических центров, где будут проходить апробацию новые технологии.
В рамках экономической диверсификации в регионе развивается и международное сотрудничество. В частности, проект создания автопромышленного комплекса в г. Михайловске предусматривает выпуск 60 тыс. малотоннажных грузовиков в год.
Действующие в крае преференции для инвесторов и создание индустриальных парков на Ставрополье - это аргумент в пользу повышения диверсифицированности экономической среды региона.
К факторам социальной диверсификации регионального развития СКФО, на наш взгляд, от-
носятся благоприятные возможности формирования региона - центра знаний - особенно после создания Северо-Кавказского федерального университета. При реализации данной стратегической альтернативы регионального развития территория получает преимущество от агломерации экономики, чей рост основан на межотраслевом развитии. Регион призван стать центром знаний и информации, более открытым для международной деятельности, предлагающим наилучшие возможности для карьеры, обеспечивая лучшее соответствие между спросом и предложением на рабочую силу. Предполагается повышение уровня НИОКР, развитие предпринимательства, создание новых предприятий, количества выдаваемых патентов. Ключевыми детерминантами конкурентоспособности станут высокое качество человеческих ресурсов, хороший доступ на международные рынки и к информации, доступность капитала, услуг для бизнеса и т. д.
Степень диверсификации социально-экономического развития Северо-Кавказских республик, на наш взгляд, достаточно низка. Для того, чтобы преодолеть территориальные диспропорции в развитии отдельных частей региона и обеспечить успешное посткризисное развитие, стратегия регионального развития должна опираться на несколько точек роста [1; 11]. Конечно же, свое развитие регион должен базировать на традиционных ядрах роста: сельском хозяйстве, туристско-рекреационном комплексе, но на наш взгляд, необходимо также развитие промышленности, включая те отрасли, которые были ранее развиты в регионе.
Таким образом, в посткризисный период важным фактором стабилизации экономического развития регионов России является их социальноэкономическая диверсификация.
Литература
1. Воронцова Г. В. Проблемы повышения эффективности и качества стратегических решений // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: мат-лы Второй Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2011.
2. Грант Р. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. Сер. 8. Вып. 3.
3. Даванков А. Ю., Колесник Е. А. Диверсификация социально-экономических процессов монопро-мышленного города // ЭФР: Экономика, Финансы, Рынок: науч. журн. Челябинск, 2008. иКЬ: http://www. риЬИсайош.сБи. ги
4. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Науч-
ные доклады Центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СПбГУ. 2002. № 14.
5. Кофанов А. А. Диверсификация региональной экономики: теория и практика. Краснодар, 2009.
6. Молчан А. С. Формирование генераторов развития и модернизации экономического потенциала региональных социально-экономических систем. 2011. иКЬ: http://www.icp-ua.com/ru
7. Момотова О. Н., Калугин М. А. Мотивация организаций в целях кластеризации экономики региона // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия Экономика. Ставрополь, 2009. Вып. 4 (21).
8. Островская В. Н. Стратегии приближения предприятий конкурентной отрасли к эталону и оценка их эффективности // Экономические науки. М., 2008. № 11 (48).
9. Парахина В. Н., Максименко Л. С., Панасен-ко С. Н. Стратегический менеджмент: учебник. 5-е изд., перераб. М., 2011.
10. Парахина В. Н., Ушвицкий Л. И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия Экономика. № 1. Ставрополь, 2005. С. 6-14.
11. Парахина В. Н., Перов В. И. Российская экономика: некоторые аспекты управления // АКСОР. № 3 (14). 2010. С. 114-119.
12. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М., 1999.
13. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход // Регион: экономика и социология. М., 2005. № 2.
14. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. 2005. иЯЬ: http://www.recep.ru
* * *
ADVANTAGES OF USE OF STRATEGY OF THE DIVERSIFICATION FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL
SOCIALLY-ECONOMIC SYSTEMS
O. N. Momotova, G. V. Vorontsova
The issues of conditionality choice of diversification strategy for the development of regional socially-economic systems at the present stage of economic development are considered.
Key words: strategic management, regional development strategy, diversification strategy, regional aspects of diversification, diversification rates.