Научная статья на тему 'Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем'

Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / STRATEGIC MANAGEMENT APPROACHES TO STRATEGY DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / DIVERSIFICATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Момотова Оксана Николаевна, Воронцова Галина Владимировна

Рассмотрены вопросы исторической обусловленности выбора стратегии диверсификации как оптимального подхода к развитию региональных социально-экономических систем в условиях ускорения изменений во внешней среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Момотова Оксана Николаевна, Воронцова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION STRATEGY AS AN ACCEPTABLE VARIANT OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The questions of historical implications choice diversification strategy as the best approach to the development of regional socio-economic systems in conditions of accelerated change in the environment.

Текст научной работы на тему «Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем»

Государственная поддержка городских агломераций

I

Е

Локализация Бюджетная Поддержка Согласование

федеральных поддержка экспансионных межтерриториальных

учреждений венчурных инициатив вопросов

и монопольных и социальных территориального

структур проектов развития и застройки

Государственный заказ градообразующим и пропульсивным предприятиям

Стимулирование реализации проектов по организации зон экологического выскококомфортного проживания

Завершение разграничения государственных федеральных, региональных и муниципальных сервитутов

Прямое бюджетное финансирование новых объектов инфраструктуры полиуслугового типа

Социальная поддержка внешних и смежных категорий населения

Создание режима наибольшего благоприятствования для трансрегионального и транстерриториального бизнеса и инвесторов

Для формирования в глобальном пространстве благоприятного имиджа города необходимо также наличие соответствующей информации на официальном региональном сайте и достаточного количества ссылок на неофициальные информационно-развлекательные, туристические и познавательнообразовательные порталы [1].

Рисунок 2 - Приоритетные векторы государственной поддержки развития городских агломераций с учётом фактора терциаризации

Примечания:

1. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю.

Совершенствование системы мониторинга социально-экономического развития региона: микро- и мезоэкономический аспект : монография / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков. -Ставрополь : Альфа-Принт, 201 1. - 203 с.

DIVERSIFICATION STRATEGY AS AN ACCEPTABLE VARIANT OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS Momotova Oksana Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]

Vorontsova Galina Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Managment, North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]

The questions of historical implications choice diversification strategy as the best approach to the development of regional socio-economic systems in conditions of accelerated change in the environment.

Keywords: strategic management approaches to strategy development; regional development strategy; diversification strategy.

УДК 332.012.23

© Момотова О.Н., 2011 © Воронцова Г.В., 2011

СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ КАК ПРИЕМЛЕМЫМ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Социально-экономическая диверсификация как фактор стабилизации экономического развития Республики Беларусь и Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации в посткризисный период", проект # 1 1 -22-01 01 2а/ Bel".

Рассмотрены вопросы исторической обусловленности выбора стратегии диверсификации как оптимального подхода к развитию региональных социально-экономических систем в условиях ускорения изменений во внешней среде.

Ключевые слова: стратегический менеджмент; подходы к разработке стратегий; стратегии развития региона; стратегия диверсификации.

МОМОТОВА

Оксана

Николаевна,

кандидат

экономических наук, доцент

[email protected]

Исторически развитие стратегического управления проходило ряд последовательных этапов. Для первого этапа был в целом характерен приоритет внутреннихаспектов деятельности фирмы, для второго

- несомненен акцент на внешнее окружение, особенностью третьего этапа стал возврат на обновленной интеллектуальной основе к внутренним способностям [4]. Поиск конкурентных преимуществ фирмы внутри нее вызвал развитие направления, получившего названия ресурсного подхода. Активно в последние годы развивается теория "динамических способностей".

Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел

и К. Прахалад разработали главные подходы [5] к формированию стратегий, основные положения которых приведены в таблице 1.

Основным результатом первого этапа развития теории стратегического управления стало изменение подхода к пониманию стратегии. "Теперь этим понятием обозначался выбор товарных рынков, на которых фирма будет конкурировать, и ключевые политики, определяющие то, как она будет конкурировать. Было показано различие между корпоративными, деловыми и функциональными стратегиями, разработаны методики их создания и аналитические интерпретации их влияния на результаты компаний" [4,11].

Таблица 1 - Подходы к разработке стратегий

Разработчики Основное содержание разработок Стратегия Период

К Эндрюс вМОТ-анализ Экономическая 1970-е гг.

М. Портер Пять сил конкуренции, типовые стратегии Стратегия бизнеса 1980-е гг.

Г. Хэмел, К. Прахалад Стержневые компетенции Стратегия лидерства 1990-е гг.

Г. Минцберг, Д. Тис, Г. Пизано, А. Шуен, Р. Нельсон, Р. Амит, П. Шумейкер, Б. Когут, У. Зандер, Р. Хендерсон, И. Кокбурн Конфигурации Динамические способности Комбинация вариантов 2000-е гг. по сегодняшний день

Невозможность использования моделей планирования, основанных на базовых допущениях многих прежних концепций стратегического управления, в условиях роста неопределенности внешней среды привела к поиску новых теоретических подходов. Наиболее существенными исследованиями данного периода стали труды М. Портера. Они свидетельствуют о важной особенности второго этапа - переносе акцента с фирмы на анализ отрасли, в которой она конкурирует [1].

Рассматривая вклад второго этапа развития, следует отметить, что в этот период значительно расширилось содержание процесса стратегического управления, были разработаны методики стратегического анализа, предпринимались попытки анализа стратегий на основе измеримых переменных. Дальнейший рост нестабильности внешней среды и изменение структуры многих отраслей под действием не только экономических, но и технологических и социальных факторов, привели к ограничению возможности использования жестких схем анализа, так как наряду с устоявшимися силами приходилось учитывать большое количество случайных факторов. Специфические внутрифирменные параметры стали оказывать большее влияние на различия в успехе предприятий, чем отраслевые характеристики. Исследования поведения фирм и разработки стратегий в основном перешли от вопросов установления связи стратегии и ее внешнего окружения к проблемам зависимости стратегии и внутренних ресурсов и навыков организации. Это объясняется все возрастающим динамизмом внешней среды. Изменения в составе и предпочтениях клиентов компаний, эволюция технологий и способов удовлетворения потребностей приводят к тому, что ориентация вовне фирмы не может служить основой для выработки долгосрочной стратегии на большинстве рынков. В этих условиях определение бизнеса в терминах того, что фирма в состоянии делать, опираясь на собственные ресурсы и способности, "может дать более прочную базу для ее стратегии, чем основанное на потребностях, которые бизнес стремится удовлетворить" [6, С. 50].

В начале 1990-х гг. стал бурно развиваться третий этап - ресурсный подход, характеризующийся переносом акцентов с внешней среды на внутренние аспекты деятельности фирмы и уделяющий большее внимание процессу реализации стратегии. "Данный подход акцентирует внимание на рентах, достающихся собственникам редких, специфических относительно фирм ресурсов, а не на экономических прибылях от позиционирования на товарных рынках" [7, С. 142].

Основное внимание представителей ресурсного подхода сосредоточено на выгодах, которые может давать фирме наличие у нее

29

ВОРОНЦОВА Галина

Владимировна,

кандидат

экономических наук, доцент,

кафедра Менеджмента,

Северо-Кавказский

государственный

технический

университет,

Ставрополь

[email protected]

егионалиетика

уникальных ресурсов и способностей, отсутствующих у других фирм. Внутри ресурсного подхода существуют различные направления, по-разному объясняющие причины неоднородности ресурсов и, следовательно, приоритеты в деятельности менеджеров.

Так, К. Прахалад и Г. Хэмел вводят понятие "стратегическая архитектура". Стратегическая архитектура - это план широкого овладения возможностями, показывающий организации, какие возможности ей необходимо наращивать прямо сейчас, запросы каких новых групп потребителей начать понимать немедленно, какие новые каналы изучить уже сегодня, к каким новым приоритетам развития стремиться в настоящий момент для того, чтобы перехватить будущее. Вопросы, которые решает стратегическая архитектура, - что надо сделать уже сегодня, чтобы подготовиться к овладению значительной долей будущих доходов на арене возникающих возможностей.

Возрастание неопределенности внешней среды привело к дальнейшему развитию идей о создании долгосрочного преимущества посредством экономической и управленческой эффективности [8; 9].

Осмысление источников конкурентного превосходства привело к появлению теории динамических способностей. Это четвертый и на сегодняшний день действующий этап развития стратегического управления.

Динамические способности рассматриваются как "потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстроизменяю-щейся среде" [7, С. 148].

Предвидение возможных изменений позволяет организациям дольше двигаться в стратегически верном направлении, что является конкурентным преимуществом.

Именно низкие динамические способности, неспособность компании быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять знаниями, являются одной из наиболее значимых причин слабой конкурентной позиции российских предприятий. Компания,стремящаяся к лидерству, должна обеспечивать высокий инновационный потенциал во всем: маркетинге, разработке продуктов, управлении взаимоотношениями с клиентами, производстве, логистике, управлении персоналом и т. д. [10]

История развития теории стратегического управления свидетельствует о том, что смена этапов не означает полного отказа от идей, господствовавших на предыдущих этапах. Идеи авторов различных направлений взаимопроникаемы, их методы исследования комбинируются [8]. Например, господство ресурсного подхода не исключает ведущую роль на рынках, отличающихся относительной стабильностью, стратегического анализа и позиционирования [1; 9]. Очевидно, и в дальнейшем теория будет

развиваться, пытаясь найти адекватные ответы на вызовы современной экономики.

Наиболее востребованной стратегией в условиях, когда современные рынки быстро насыщаются, а жизненный цикл продукта измеряется коротким отрезком времени, становится диверсификация. Диверсификация - это развитие компании с помощью новой продукции и новых рынков. Она может привести к эффекту синергизма и способствовать распределению риска за счет увеличения портфеля продуктов и рынков [2]. Эта стратегия набирает популярность и на уровне крупных субъектов: муниципальных образований, регионов, округов.

Диверсификация реализует идеи "концентрированной децентрализации", то есть концентрации ресурсов в нескольких узлах экономической системы, которые выступают в качестве генераторов экономического роста региональных социально-экономических систем.

Необходимо отметить, что исторически в нашей стране преимущество отдавалось стратегиям моноцентрического развития и специализации. Что связано как с общемировыми тенденциями развития теоретических подходов в стратегическом управлении, так и со спецификой российской политико-экономической ситуации.

Стратегия специализации связана стем, что каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны [3].

Главным проявлением стратегии специализации является концентрация капитала и бизнес-усилий. Данная форма экономического развития региона требует мощного государственного воздействия и финансирования.

Таким образом, стратегия региональной специализации применима в условиях стабильной конъюнктуры рынка либо при избытке ресурсов государства. В современных же условиях такая модель государственной поддержки является абсолютно неконкурентоспособной.

Стратегия концентрации направлена на создание условий для концентрации производственных и трудовых ресурсов на нескольких экономически перспективных направлениях и становления "полюсов роста".

Концентрация на какой-либо отрасли экономики часто связана стем, что данная территория богата природными ресурсами, или с наличием крупного промышленного конгломерата.

Стратегия концентрации имеет некоторые риски, связанные стем, что в прошлом деятельность "полюсов роста" протекала в условиях плановой экономики. При прежних режимах создавались предприятия-монополисты, атак-

же крупные промышленные конгломераты, способные обеспечить завершенную цепочку производства. В результате целые города и даже крупные регионы оказывались зависимыми от одной отрасли производства или одного крупного предприятия-налогоплательщика и работодателя.

Стратегия дифференциации - одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ (М. Porter. Competitive Strategy. USA, 1980). Дифференциация заключается в стремлении региона к уникальности в каком-либо аспекте, который является важным в общегосударственном масштабе, что является основой ресурсного подхода в стратегическом управлении. В зависимости от специфики региона он наделяется одной или несколькими приоритетными сферами деятельности и работает в них таким образом, чтобы удовлетворить общегосударственные потребности. Это в конечном итоге приводит к повышению издержек производства.

Экономика страны во многом зависит от состояния базисных отраслей промышленности, но в тоже время узкоспециализированное развитие порождает зависимость бюджета региона от работы одного предприятия. Переход от односторонней, часто базирующейся лишь на производстве одного или нескольких продуктов производственной структуры региона к многопрофильной деятельности позволяет повысить эффективность и устойчивость экономики и улучшить состояние окружающей среды, благодаря чему диверсифицированные регионы в целом оказываются более устойчивыми, конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными.

Под региональной диверсификацией понимается развитие в регионе отраслей, связанных с профильной деятельностью структурообразующего ядра [3]. Структурообразующее ядро региона представляет собой доминирующую отрасль или группу отраслей, в которых регион имеет конкурентные преимущества.

Концепция формирования "генераторов экономического развития" предусматривает перераспределение ресурсов в пользу создания механизмов саморазвития на наиболее перспективных территориях, отличающихся более высокими показателями инфраструктурной обустроенности, предпринимательской активности, качества рабочей силы, сосредоточенным на них научно-производственным потенциалом, т.е. формирование своеобразныхтерриториальных лидеров, развитие которых должно способствовать "притягиванию" и развитию периферии [3].

Экономической причиной применения концепции "генераторов экономического роста" является концентрация ограниченных ресурсов в пределах отдельных территорий, где эти ресурсы могут обеспечить максимальный и длительный экономический эффект в результате запуска механизма саморазвития бизнес-окружения,

который усиливается за счет синергетического взаимодействия с периферией других генераторов экономического роста.

Популярность теории и стратегии диверсификации может объясняться появлением привлекательной идеи "концентрированной децентрализации". Под этим принципом понимается концентрация государственных ресурсов в нескольких узлах экономической системы, региона, которые и являются генераторами экономического роста [3].

По нашему мнению, теория генераторов экономического роста имеет огромное значение для экономики, которая, как и любая система, представляет собой набор элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Некоторые из элементов являются базовыми, их можно назвать ядрами, без которых система разрушится, а остальные - второстепенными. Первые в этом случае являются доминирующими, они способны оказывать значительное влияние на последние и определять их развитие. Таким-образом, достаточно укреплять и развивать только базовые элементы для того, чтобы добиться стабильного развития всей системы. Сильные ядра, формируемые в результате целенаправленного государственного воздействия самостоятельно укрепляют связи как между собой, так и с второстепенными компонентами, которые, вслед за ядрами, сами начинают развиваться.

Таким образом, в условияхтрансформации экономической системы очень важно определить ключевые узлы или точки, на которые мог бы опираться процесс формирования новых отношений и нового экономического порядка. Тем более необходимо иметь в виду ограниченность ресурсов экономики, которые должны использоваться с максимальной эффективностью, избегая распыления. Отсюда вытекает целесообразность применения принципа децентрализованной концентрации, который лежит в основе формирования стратегии диверсификации [3].

Основными преимуществами "генераторов экономического развития" от других базовых стратегий является [3]:

- синергетический эффект;

- системный подход;

- эффект выравнивания уровней социальноэкономического развития регионов;

- снижение конъюнктурных рисков.

Исходя из вышесказанного, под генератором

экономического роста следует понимать структурообразующее ядро (отрасль/группу отраслей), притягивающее диверсифицированный комплекс сопутствующих отраслей, эффективное взаимодействие которых приводит к возникновению синергетического эффекта в их развитии и способствует межрегиональной и международной интеграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31

егионалиетика

Другими словами, генератор экономического роста - это некая движущая сила экономического развития региона за счет доминирующей отрасли в совокупности с периферийными отраслями.

Структура производства конкретного региона должна быть построена таким образом, чтобы между ее элементами существовали устойчивые связи. Наилучший вариант, когда все отрасли в процессе своей деятельности взаимодействуют не только с ядром, но и друг с другом. Это дает возможность передачи экономического потенциала развития от конкурентоспособных отраслей тем, которые еще не достигли такого уровня.

Теория "генераторов экономического развития", на наш взгляд, полностью отвечает требованиям нового подхода в стратегическом управлении, в ней сочетаются элементы конфигурационного подхода и подхода сточки зрения развития"динамических способностей", грамотного использования внутренних и внешних компетенций. Она предполагает диверсификацию экономики региона, поэтому обеспечивает безопасность и устойчивое развитие региональных социально-экономических систем в условиях ограниченных государственных ресурсов, ускорения темпов экономического роста и формирования экономики, основанной на знаниях.

Литература:

1. Верховская О.Р. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / О.Р. Верховская, О.П. Са-вичев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 128 с.

2. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.rus.ec

3. Молчан А.С. Формирование генераторов развития и модернизации экономического потенциала региональных социально-экономических систем [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.icp-ua.com/ru

4. Катькало В.С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Научные доклады Центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СПбГУ. - 2002. - № 14.-29 с.

5. Инвестиционная политика / под ред. Ю.Н. Ла-пыгина. - М. : Кнорус, 2005.

6. Грант Р. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. - 2003. - Вып. 3. -С. 47-75.

7. Тис Д. Динамические способности фирмы и стратегическое управление / Д. Тис, Г. Пизано,

Э. Шуен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. - 2003. - Вып. 4. - С. 1 86208.

8. Воронцова Г.В. Проблемы повышения эффективности и качества стратегических решений / Г.В. Воронцова // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Том 1. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2011.- С. 162-166.

9. Момотова О.Н. Теоретические аспекты формирования структурно-функционального механизма управления организацией / О.Н. Момотова / / Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы : материалы II Международной научно-практической конференции. - Т. 1. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 201 1.

10. Инноватика в подходах к формированию стратеги приближении предприятий (статья) Образование и науката на 2 век - 2009 : материа-ли за 5-ф Международна научна-практична конференция (София, 17-27 октомври 2009 г.). -София, 2009. - Т. 2. Икономики.

CHALLENGES AND PROSPECTS FOR REGIONAL MARKET ROAD SERVICE Ponomareva Elena Anatolievna, Associate Professor,

Chaire of Economics and Management,

North Caucasian State Technical University, Stavropol

We consider the economic substance of the regional market of road transport services, transport management problems in the market, the pricing mechanisms of the transport market.

Keywords: regional market; market mechanism; market of transport services; transport infrastructure; supply and demand factors; prices for transport services.

УДК338.467:629:332.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(4706) РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

© Пономарева Е.А., 2011 В статье рассматриваются экономическое содержание регионального рынка автотранспортных услуг, проблемы управления транспортом в условиях рынка, механизмы ценообразования рынка транспортных услуг.

Ключевые слова: региональный рынок; рыночный механизм; рынок транспортных услуг; транспортная инфраструктура; факторы спроса и предложения; тарифы на услуги транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.