- сосредоточение взгляда на извлечении и приготовлении пистолета к применению, а не на противнике (месте его возможного появления);
- досылание патрона в патронник на вытянутых вперед руках;
- касание спускового крючка «рабочим пальцем» до момента прицеливания и производства выстрела вхолостую и после него;
- направление пистолета при работе с ним до или после выстрела вхолостую в случайных лиц или места возможного их появления;
- направление пистолета в себя, например, пронос слабой (обслуживающей) руки перед стволом.
Несоблюдение любого из перечисленных запретов следует признавать нарушением мер безопасности с выставлением за выполнение норматива неудовлетворительной оценки.
Выводы. Выполнение рассмотренных в нашем исследовании требований по соблюдению мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием позволит не допускать сотрудниками правоохранительных органов фатальных ошибок в своей профессиональной деятельности, обеспечит личную безопасность и безопасность третьих лиц в экстремальных условиях применения огнестрельного оружия, а также, пополнит арсенал полицейского необходимыми профессиональными навыками.
Литература:
1. Крючин, В.А. Практическая стрельба: практическое руководство / В.А. Крючин. - Челябинск: Аркаим, 2006.
2. О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон: [от 07.02.2011 № З-ФЗ]. - URL: http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/23
3. Приказ МВД России № 880 от 23.11.2017 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292172/ (дата обращения 02.11.2022 г.)
4. Светличный, Е.Г. Сравнительный анализ организации профессиональной (огневой) подготовки полицейских Российской Федерации и США / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Бизнес. Образование. Право. - Волгоград. - 2021. - № 1 (54). - С. 413-417
5. Светличный, Е.Г. Обучение сотрудников полиции по месту службы тактическим приемам безопасного обращения с огнестрельным оружием / Е.Г. Светличный, Р.Е. Токарчук // Вестник Краснодарского университета МВД России. -Краснодар. - 2019. - № 4 (46). - С. 138-144
6. Светличный, Е.Г. Условия формирования готовности курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, Д.А. Поштарук // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 184-187
7. Токарчук, Р.Е. Актуальные аспекты обучения безопасному обращению с оружием при выполнении первого норматива по огневой подготовке с пистолетом Макарова / Р.Е. Токарчук // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции 21-22 мая 2021 г. - Санкт-Петербург. - 2021. - Издательство: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Санкт-Петербург). - С. 568-572
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются преимущества и риски использования искусственного интеллекта в высшем образовании. Проведя теоретический обзор исследований по заявленной теме, стоит отметить следующее: с одной стороны, искусственный интеллект обладает набором бесспорных преимуществ, в число которых входят идеи персонализации обучения, свободный доступ к данным из многочисленных источников, их проверка и анализ с применением передового инструментария - машинного обучения и прогнозной аналитики. Предоставляемые возможности могут раскрыть многообещающий потенциал инновационных технологий в образовательном пространстве высшей школы, в связи с чем их использование запустит трансформацию системы образования, затронув всех участников образовательных отношений. С другой стороны, несмотря на бурное развитие и перспективы искусственного интеллекта, некоторые весьма серьезные проблемы по-прежнему остаются нерешенными и сопровождаются множеством рисков. Главные вызовы затрагивают проблему цифрового равенства, соблюдения этических аспектов, возникновения зависимости от технологий и непрерывного повышения квалификации.
Ключевые слова: искусственный интеллект, идеи персонализации обучения, высшее образование.
Annotation. The article discusses the advantages and risks of using artificial intelligence in higher education. Having conducted a theoretical review of research on the stated topic, it is worth noting the following: on the one hand, artificial intelligence has a set of indisputable advantages, which include the ideas of personalization of training, free access to data from numerous sources, their verification and analysis using advanced tools - machine learning and predictive analytics. The opportunities provided can reveal the promising potential of innovative technologies in the educational space of higher education, and therefore their use will trigger the transformation of the education system, affecting all participants in educational relations. On the other hand, despite the rapid development and prospects of artificial intelligence, some very serious problems still remain unresolved and are accompanied by many risks. The main challenges concern the problem of digital equality, compliance with ethical aspects, the emergence of dependence on technology and continuous professional development.
Key words: artificial intelligence, ideas of personalization of learning, higher education.
Введение. Современный мир погружен в четвертую промышленную революцию, предполагающую качественно новый подход к производству, в основе которого находится массовое внедрение информационных технологий не только в экономической отрасли, но и в других сферах жизнедеятельности. Соответственно, ядром данного процесса является
цифровизация. Когда речь заходит о процессе цифровой трансформации, в качестве передовой технологии, упоминаемой в этой связи, предстает искусственный интеллект.
Отвечая текущим вызовам времени, институты образования также оказываются вовлеченными в глобальные процессы, связанные с приходом иного технологического уклада и парадигмы ускоренного общественного развития и требующие нестандартных решений. В связи с этим наблюдаются кардинальные перемены в научно-образовательной среде, особенно в высшей школе. Суть подобных преобразований сводится к достижению обучающимися необходимых образовательных результатов. Это достигается с помощью установления в учебных учреждениях цифровой образовательной среды и формирования персонализированного подхода, основанного на неуклонно возрастающем потенциале цифровых технологий, включая методы искусственного интеллекта, средства дополненной и виртуальной реальности, а также реализацию ряда других задач [6, С. 36].
С опорой на существующие теоретические и эмпирические исследования удается обнаружить определенную полярность. Учебные организации не только успешно справляются с предъявляемыми им испытаниями и включаются в процессы цифровизации, но и подвергаются значительной трансформации, требующей научного осмысления и координации усилий педагогов и ответственных за разработку таких новшеств лиц [5, С. 425]. Наряду с многочисленными преимуществами, отражающимися в повышении качества, комфорта обучения и обретении соответствующих требованиям современности навыков, применение инновационных технологий неизбежно влечет за собой определенные риски, которые важно учитывать всем участникам образовательного процесса для обеспечения его эффективности.
Изложение основного материала статьи. Традиционно под искусственным интеллектом понимается свойство интеллектуальных машин и компьютерных программ осуществлять творческую деятельность, которую принято считать исключительной прерогативой человека [4].
Как полагают отечественные специалисты, данная инновация претендует на выполнение следующих функций в контексте образования:
1. Установление различий и опознавание образов предметов, которые могут быть восприняты с помощью зрительной или акустической системы.
2. Формулировка и решение профессиональных задач.
3. Осуществление поиска, обработки и использования различных форм информации и знаний.
4. Способность определять сущность конкретных актов социокультурной деятельности человека и его речи [3].
Стоит отметить и элементы, каждый из которых представляет собой часть структуры сложноорганизованной системы
искусственного интеллекта: 1) поисковая система, посредством которой становится возможным формирование единой базы данных, основанной на множестве различных информационных источников и ресурсов; 2) автоматизированная библиотека с набором электронных учебно-методических материалов; 3) база данных с контрольными заданиями, позволяющая учитывать результативность каждого отдельно взятого участника образовательных отношений; 4) цифровая система отслеживания уровня знаний, успеваемости и активности обучающихся; 5) система распределения воспитательной и учебно-педагогической нагрузки; 6) коммуникационная система, отвечающая целям установления взаимодействия всех участников образовательной группы [3].
Остановившись на основополагающих аспектах искусственного интеллекта, можно перейти непосредственно к обзору преимуществ и рисков его применения, которые выделяются в части научных трудов, посвященных заявленной проблематике. Так, например, в работе Н.А. Коровниковой предметом изучения является искусственный интеллект в современном образовательном пространстве с присущими ему проблемами и перспективными возможностями [3]. Автор сосредотачивает внимание на таких освещающих передовые технологии в положительном ключе особенностях, как возможность адаптивного и персонализированного обучения. Обращаясь к замечаниям других исследователей, Н.А. Коровникова отмечает, что искусственный интеллект дает возможность реализовать модели адаптивного обучения, базирующиеся на следующих учебных технологиях: метод экспертных оценок, воспроизведение комплексных образовательных систем, прикладное программное обучение, мультиагентный подход к решению задач. Бесспорные преимущества адаптивной составляющей технологий заключаются в предоставлении способности своевременного контроля успеваемости, определения желаемого порядка демонстрации материала в соответствии с интересами и потребностями участников образовательного процесса. Что же касается персонализированного подхода к обучению, его значимость практически не подвергается сомнению, будучи признанной абсолютным большинством профессионалов в сфере образования. Положительное отношение, прежде всего, связано с его направленностью на развитие личностного потенциала студента, который выступает в качестве главного потребителя обучения. Как следует из названия, такая модель нацелена на подчеркивание индивидуализации учебного процесса под конкретного обучающегося, в связи с чем его запросы, желания и цели выходят на первый план. Персонализация показывает свою действенность, способствуя вовлечению и активному взаимодействию всех участников образовательных отношений, тем самым повышая результативности выполняемой ими деятельности. Данный подход открывает доступ к оптимизации и дифференциации задач и темпа, применяемых в ходе учебного процесса методов и форм работы в зависимости от потребностей, умений и компетенций обучающихся. Помимо возможностей, которые становятся доступными благодаря принципам адаптивно-персонализированного обучения, эксперты выделяют следующие перспективные характеристики искусственного интеллекта:
- позитивное воздействие на развитие социального и эмоционального интеллекта участников образовательного процесса наряду с освоением актуальных умений, связанных с цифровым пространством. Это обеспечивается посредством открытого доступа и, соответственно, возможностью стремительного ознакомления с необходимыми образовательными ресурсами отечественного и зарубежного опыта. Технологии предоставляют шанс изучать материалы в комфортных условиях, поскольку выбор времени и места остается за обучающимся;
- возрастание эффективности педагогической деятельности, которому сопутствуют экономия времени, ощущение внутреннего удовлетворения от использования достижений научно-технического прогресса, переход на более высокий уровень профессионального развития. Педагоги значительно расширяют собственный профессиональный инструментарий за счет совершенствования средств визуализации данных и применения цифровых учебных материалов на базе искусственного интеллекта. Кроме того, у них появляется возможность избавления от привычных и не имеющих высокой значимости нагрузок с осуществлением перехода к роли так называемого «экспертного наставника», в рамках которой эти субъекты образовательного процесса могут продемонстрировать совокупность накопленного опыта со знаниями, умениями и методами работы. Иначе говоря, инновации способны отобразить скрытые стороны потенциала педагогического состава, побудить его участников верно распоряжаться имеющимися компетенциями в вопросах обучения;
- обеспечение взаимодействия и выполнение функции объединения субъектов образовательных отношений и их окружения в ходе обучения;
- осуществление своевременного и продуктивного контроля, а также аналитического оценивания результатов учебного процесса, что влечет за собой активизацию административно-управленческих отделов образовательных учреждений,
направляющих усилия на увеличение эффективности управления обучающими ресурсами, гарант социальной защищенности и поддержку педагогического звена наряду с нуждающимися социальными группами обучающихся;
- улучшение системы планирования и управления учебными ресурсами, а также создание согласованных образовательных программ на разных уровнях - от локального до международного;
- поддержание большого разнообразия и изменчивости используемых в процессе обучения форматов, методов и техник, для чего ориентиром во многом служат склонности, степень подготовки и развития тех или иных навыков обучающихся. Вариативность в ходе обучения дает возможность выбора образовательных услуг для студента как настоящего потребителя, а каждая учебная организация определяет собственный путь развития;
- разработанная автоматизированная процедура наблюдения и контроля за соблюдением установленных правил на экзамене или ином формате аттестации обучающихся, известная как прокторинг;
- усиление безопасности и обеспечение подконтрольности потенциальных рисков цифровых технологий на основе Интернета вещей - концепции сети передачи данных между устройствами, исключающей обязательное участие человека при выполнении некоторых операций;
- аналитическая деятельность с возможностью прогнозирования, позволяющая всем сторонам образовательного процесса проводить взаимное оценивание учебно-методических материалов, собственной готовности к ознакомлению с ними и успешному освоению, а также соответствия применяемых ресурсов требованиям внутренней и внешней среды в лице обучающихся и гипотетических работодателей;
- одна из разновидностей технологий искусственного интеллекта нацелена на организацию учебного процесса таким образом, чтобы учреждение выполняло корректирующую функцию при столкновении с девиантными формами поведения и занималось популяризацией идеи правильного образа жизни среди студентов. Подобные инновационные цифровые средства именуются как технологии «подталкивания»;
- платформы гибридной интеграции как совокупности программных продуктов, позволяющих пользователям создавать, защищать и распоряжаться интеграционными потоками, соединяющими сервисы и хранилища данных, вследствие внедрения приложений из бизнеса в образовательную среду способствуют гибридному распространению облачных систем в учебном пространстве;
- использование беспроводных технологий подачи информации, дающих возможность транслировать необходимые материалы с личных устройств студентов на общий учебный экран, что является благоприятным для лучшего усвоения содержания предмета всеми обучающимися;
- предоставление автоматизации анимационных процессов путем преобразования статичных изображений в движущиеся формы;
- освобождение временного ресурса у всех участников образовательных отношений от выполнения шаблонных действий, что открывает дополнительные возможности для проведения актуальных научных исследований и тщательного освоения цифровых учебно-методических ресурсов.
Н.А. Коровникова в своей статье указывает и на очевидность факта, согласно которому приобщение современной образовательной системы к стремительно развивающемуся искусственному интеллекту заключает в себе ряд угроз относительно эффективного выстраивания учебного процесса и сохранения благополучия всех субъектов. Наибольшее число опасений вызывают следующие категории факторов риска:
- формирование «цифрового разрыва» или «цифрового неравенства», приводящего к определенному социальному расслоению. Данный феномен подразумевает под собой отсутствие равномерного доступа к информационно-коммуникационным технологиям у всех субъектов образовательного процесса. Его прямым следствием является ограничение возможностей и уровня жизни тех социальных групп, которые оказываются обделенными и не имеют доступа к новым цифровым средствам. Как отмечает С. Даггэн в аналитической записке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, около 43% мирового населения до сих пор не имеют свободного доступа к интернету и приблизительно 40% людей ни разу не доводилось пользоваться его возможностями. Обучающиеся, имеющие ограниченный доступ к необходимой для обучения информации, а также скудные возможности для создания и обмена электронными данными, отличаются высокой вероятностью занять невыгодное положение, когда дело касается построения индивидуальных образовательных траекторий, способных адекватно установить и удовлетворить их потребности [2, С. 7];
- возникновение своеобразной зависимости от технологий, на фоне чего может происходить выраженное снижение когнитивных и творческих способностей некоторых обучающихся;
- отсутствие согласования этических принципов относительно повсеместного внедрения искусственного интеллекта в образовательном пространстве, что выдвигает проблему обеспечения конфиденциальности, использования данных участников учебного процесса, подотчетности и сокрытия сведений о применении технологий и невозможности осуществления контроля над ними;
- предъявляемые абсолютно ко всем сторонам учебно-педагогического процесса требования, касающиеся необходимости непрерывного повышения компетентности по вопросу цифровых технологий и не учитывающие при этом материальных условий и степени технической оснащенности организаций;
- безосновательность и поверхностность суждений искусственного интеллекта в области психологического знания и эмоциональных состояний, что связано с неспособностью технологий к восприятию обширного спектра социально-психологических форм взаимодействия и выражаемых человеком внутренних чувств;
- приведение к единообразному формату приобретаемых в рамках дисциплин знаний и навыков, а также чрезмерная формализация профессиональных компетенций, что в результате приводит к значительному упадку трудовой результативности студентов на грани выпуска;
- снижение или вовсе полное отсутствие коммуникации за пределами виртуального мира, что оказывает негативное влияние на эффективность деятельности большей части образовательных субъектов;
- ухудшение показателей рабочей памяти из-за изменений, связанных с деятельностью мозговых структур и обусловленных непривычным существенным объемом нагрузки на психическое состояние [2; 3].
Автор еще одного теоретического исследования, посвященного искусственному интеллекту в образовании, также подчеркивает сосуществование положительных сторон и рисков, которые влекут за собой технологии в условиях цифровой глобализации. По мнению И.В. Алешиной, системы искусственного интеллекта на текущий момент занимаются решением следующих задач в рамках высшего образования:
- установление соответствия между ожиданиями студентов и их действительными возможностями с помощью определения резервов для достижения персональных образовательных целей и подключения к процессу консультанта-эксперта, который может выполнить анализ данных обучающегося и предоставить рекомендации по изучению определенных предметов или коррекции имеющихся ожиданий относительно трудоустройства на рынке труда, что ведет к преодолению преграды между желаниями и реализуемыми стремлениями;
- оптимизация учебных материалов, которая производится на основе поступающей обратной связи практически в режиме реального времени. Передовые технологии также выполняют анализ успеваемости конкретного обучающегося и определяют степень усвоения отдельных частей целостного материала, тем самым формируя представление о наиболее проблемных местах, требующих повышенного внимания педагога;
- подбор соответствующих личностным особенностям обучающихся техник и форм обучения с помощью внедрения персонализированного обучения, а также привлечения возможности разделения аудитории на учебные группы в соответствии со спецификой интересов, способностей и преобладающей мотивации каждого отдельного студента;
- совершенствование и корректировка формата работы высшего учебного заведения в зависимости от разных категорий обучающихся, в число которых входят подготовленные в большей и меньшей мере к изучению определенного курса. Системы искусственного интеллекта демонстрируют собственную способность по обнаружению недостающих знаний у обучающихся, а впоследствии и по их сокращению путем определения и проработки пропущенного материала для полного освоения дисциплины. За данным методом закрепилось название «обучение на базе мастерства»;
- внедрение экспериментального обучения, или же учебного процесса на основе полученного опыта. Обучающемуся предоставляется возможность сделать что-то самостоятельно, и в результате у него происходит формирование навыков поиска и практического применения знаний, в том числе путем погружения в виртуальную и дополненную реальность.
Отметив ряд преимуществ использования систем искусственного интеллекта в высшей школе, И.В. Алешина указывает и на определенные риски, связанные с негативными изменениями работы вузов в силу сравнительно слабого развития технологической инфраструктуры и информационной культуры. Так, автор статьи описывает следующие опасности передовых технологий:
- угроза глобального коннекционизма, которая связана с вероятностью утечки персональных данных, собираемых в режиме реально времени и включающих не только сведения о личности обучающегося, но и некоторые учебные параметры в виде посещаемости занятий, успеваемости, портфолио и их несанкционированного использования;
- современные инновационные системы базируются преимущественно на опыте прошлого, однако перенос метода экстраполяции, предполагающего изучение сложившихся в прошлом и настоящем тенденций развития явлений и их проекцию на будущее с целью его прогнозирования, не представляется достаточно эффективным в силу прогрессирующей неопределенности и нестабильности социальной среды. Отрезок будущего времени носит вероятностный характер и не исключает вероятности наступления разного рода неожиданных факторов и обстоятельств. Исходя из этого, очень важно помнить о предположительном характере решений прогнозной аналитики, опирающейся на исторические данные, и приобщение к работе систем искусственного интеллекта сопровождающих экспертов;
- решения цифровых технологий принимаются за счет алгоритмов, критериев оценки и прочих параметров, которые задают пользователи систем или разработчики. Иногда они могут вызывать неоднозначные или даже отрицательные реакции, обусловленные отсутствием понимания механизмов работы и недоверием. В связи с этим так важна открытость, прозрачность алгоритмов для общественности. Следует организовывать обсуждения параметров для формирования у общественности отчетливой картины представлений об адекватности, надежности и уместности их применения;
- риск допущения ошибок и разделения ответственности создателей, экспертов и пользователей. Необходимо отделять работу искусственного интеллекта от деятельности преподавательского звена, поскольку система технологий не способна полноценно функционировать без людей и может пропускать весомые ошибки;
- вероятность взлома, неопределенных изменений алгоритмов работы и принятия ложных решений связана с последствиями глобализации и цифровой трансформацией. Подобные действия открывают доступ к совершению масштабных злоупотреблений в интересах конкретных лиц или объединений, а также создают угрозу перехвата управления искусственным интеллектом масштабными системами. Выступить неким гарантом безопасности может система распределенного доверия;
- обесценивание человеческого капитала, находящее отражение в том, что стремительная смена технологий и замещение ими труда специалистов с высокой квалификацией фактически лишает значимости вклад общества и отдельных людей в образование [1].
Выводы. Проведя теоретический обзор исследований по заявленной теме, стоит отметить следующее: с одной стороны, искусственный интеллект обладает набором бесспорных преимуществ, в число которых входят идеи персонализации обучения, свободный доступ к данным из многочисленных источников, их проверка и анализ с применением передового инструментария - машинного обучения и прогнозной аналитики. Предоставляемые возможности могут раскрыть многообещающий потенциал инновационных технологий в образовательном пространстве высшей школы, в связи с чем их использование запустит трансформацию системы образования, затронув всех участников образовательных отношений. С другой стороны, несмотря на бурное развитие и перспективы искусственного интеллекта, некоторые весьма серьезные проблемы по-прежнему остаются нерешенными и сопровождаются множеством рисков. Главные вызовы затрагивают проблему цифрового равенства, соблюдения этических аспектов, возникновения зависимости от технологий и непрерывного повышения квалификации.
Литература:
1. Алешина, И.В. Искусственный интеллект: цифровая глобализация и маркетинг [Текст] / И.В. Алешина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. - №1. - С. 74-80
2. Даггэн, С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО [Текст] // под ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А.В. Паршакова. - М: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2020. - 44 с.
3. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - №. 2 (4). - С. 98-113
4. Полысалов, Г.Ю. Искусственный интеллект в образовании / Г.Ю. Полысалов // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2022». - 2020. - № 2. - С. 38-40
5. Томюк, О.Н. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / О.Н. Томюк, М.А. Дьячкова, Н.Б. Кириллова, А.Ю. Дудчик // Перспективы науки и образования. - 2019. -№ 6. - С. 422-434
6. Уваров, А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.