Эта независимость становится более выраженной с возрастом. Мера их автономности пропорциональна зрелости личности: чем более эти факторы независимы, тем более зрелой является личность.
6. Специфика взаимосвязи формирования факторов мотивации и свойства локуса контроля заключается в том, что она носит характер согласования и координации. Наряду с этим, установлены и значимые деетрминационные отношения между формированием этих факторов, которые также претерпевают закономерные отношения в возрастном плане. Так, у младших школьников доминирует влияние мотивации на свойство локус контроля, поскольку мотивация формируется раньше и оказывает косвенное влияние на развитие типа контроля. В подростковом возрасте это влияние усиливается и, наряду с этим, имеет место также обратное влияние локуса контроля на мотивацию, то есть с возрастом формируются двусторонние взаимодействия между мотивацией и свойством локуса контроля.
7. Вся совокупность полученных результатов позволяет заключить, что предположение о возможном взаимовлиянии факторов мотивации и свойства локуса контроля в ходе онтогенетического развития подтвердилось.
Литература:
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - Москва: Наука. -158 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - Москва: МПА, 1995. - 209 с.
3. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. - Москва: Прогресс, 1991. - 184 с.
4. Карпов, А.В. Методологические основы психологии образовательной деятельности / А.В. Карпов, Е.В. Карпова. -Москва: Изд. РАО, 2021. - 687 с.
5. Карпов, А.В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности / А.В. Карпов, Е.В. Карпова, Е.В. Маркова // Перспективы науки и образования. - 2022. - №3 (57). -С. 402-422
6. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности / Е.В. Карпова. -Ярославль: ЯГПУ, 2007. - 570 с.
7. Карпова, Е.В. Психологический практикум: исследование мотивации / В. Карпова. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 56 с.
8. Карпова, Е.В. Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности личности / Е.В. Карпова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сб.науч.статей VI междун. начно-практ.конференции / под науч.ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: ЯГПУ, 2021. - С. 33-36
9. Ксенофонтова, Е.Г. Локус контроля - более полувека исследований / Е.Г. Ксенофонтова, С.В. Забегалина, Е.Ю. Коржова, С.Ю, Флоровский, О.В. Сысоева, В.А. Урываев. - Москва: Проспект, 2021. - 112 с.
10. Реан, А.А. Проблемы и перспективы исследования концепции локуса контроля личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19 - №4. - С. 3-12
11. Rotter, J.B. Social leaning and clinical psychology / J.B Rotter. - N.Y.: Prentice- Hall, 1954. - 283 p.
Психология
УДК 570
кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КАК НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЯЮТСЯ В СФЕРУ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается внедрение технологий искусственного интеллекта в сферу психического здоровья студентов высшей школы. Согласно имеющимся на сегодняшний день сведениям, феномен не отличается выраженной положительной или отрицательной окраской. С одной стороны, новые технологии в условиях стремительной цифровой трансформации способны помочь с выявлением, прогнозированием и предотвращением наступления кризисов личностного благополучия. С другой стороны, речь идет о специфической технологической зависимости человека, отрицательно сказывающейся на развитии его собственных когнитивных функций и эмоционального интеллекта. Подобные тенденции подчеркивают противоречивость внедрения инструментов цифровизации в общественную жизнь и психические процессы, в связи с чем возникает острая необходимость более тщательной разработки вопроса и профилактических мер, соблюдение которых позволит минимизировать риск негативных последствий.
Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, психическое здоровье, влияние цифровой среды.
Annotation. The article discusses the introduction of artificial intelligence technologies in the field of mental health of higher school students. According to the information available to date, the phenomenon does not differ in pronounced positive or negative coloration. On the one hand, new technologies in the context of rapid digital transformation can help identify, predict and prevent the onset of crises of personal well-being. On the other hand, we are talking about a specific technological dependence of a person, which negatively affects the development of his own cognitive functions and emotional intelligence. Such trends emphasize the inconsistency of the introduction of digitalization tools into public life and mental processes, and therefore there is an urgent need for a more thorough development of the issue and preventive measures, compliance with which will minimize the risk of negative consequences.
Key words: artificial intelligence, technology, mental health, the impact of the digital environment.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»
Введение. Представляя собой главный продукт цифровой трансформации, искусственный интеллект в настоящее время продолжает стремительно внедряться во все сферы жизни человечества. Применение передовых технологий стало неотъемлемой составляющей организации быта посредством голосовых помощников и поисковых систем интернета. В связи с параметрами, позволяющими феномену превосходить возможности человека, он демонстрирует собственную эффективность в решении ряда задач в области медицины и здравоохранения, науки и образования, промышленности и бизнеса. Интерес исследователей в отношении искусственного интеллекта обусловлен относительной новизной и неоднозначностью последствий, которые требуют тщательного изучения с целью увеличения преимуществ и минимизации недостатков его внедрения.
Современная образовательная среда высшего учебного заведения как института социализации также подвергается существенным изменениям, что неизбежно отражается на формате, методах и моделях обучения. Помимо необходимости социальной адаптации, высшая школа нередко сталкивает студентов с учебными ситуациями, требующими от них существенных интеллектуальных, психоэмоциональных и информационных затрат. Каждый из факторов напрямую связан со сферой психического здоровья обучающихся, которая во многом определяет успешность обучения и последующую реализацию профессиональных возможностей [3]. Подобные воззрения можно обнаружить в психолого-педагогических научных трудах И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой, Н.К. Смирнова и других авторов, которые подчеркивают значимость изучения психологических аспектов здоровья обучающихся. Поскольку студенческий этап зачастую соответствует возрастным особенностям юношеского периода, центральным психологическим новообразованием является становление устойчивого самосознания и образа «Я». Здесь же происходит упорядочивание ценностных ориентаций, определение планов и целей на жизненном пути, стремление к самоопределению, трансформация системы личных отношений и развитие внутренней рефлексии. Эти перемены, в свою очередь, содействуют формированию адекватных представлений обучающихся высшей школы о характере взаимодействия с информационно-коммуникационными технологиями не только в пределах образовательного заведения, но и во внеучебное время, что обеспечивает защиту психического здоровья от их негативного воздействия.
Актуальность заданной темы, прежде всего, определяется необходимостью расширения теоретической базы и получения надежных эмпирических данных о последствиях внедрения искусственного интеллекта в область психического здоровья студентов. Наличие сведений о личностном развитии обучающихся под влиянием новых цифровых технологий позволит учесть существующие риски и определить возможную степень нивелирования отрицательных воздействий с помощью психологических средств [6].
Изложение основного материала статьи. Непосредственно перед рассмотрением научных работ по заявленной проблематике представляется важным раскрыть содержание основных понятий.
В качестве одного из них выступает искусственный интеллект, который характеризуется обилием трактовок. В наиболее общем виде данный феномен подразумевает под собой целостный набор технологических решений, который является своеобразной имитацией когнитивных функций человека (включая самостоятельное обучение и принятие решений без заведомо установленного алгоритма) и позволяет достигать результатов, сопоставимых с итогами умственной активности людей. Набор решений охватывает информационно-коммуникационную инфраструктуру в целом, программное обеспечение, сервисы по обработке данных и осуществлению поиска решений. Что же касается технологий искусственного интеллекта, они представляют собой совокупность методов и инструментов, основанную на применении самого феномена и включающую распознавание и синтез речи, область компьютерного зрения и прочие возможности [4].
Другим не менее весомым термином является здоровье, наряду с предыдущим феноменом отличающееся своей комплексностью и многоаспектностью, поскольку характеризуется одновременно психологической, педагогической, медицинской и социальной направленностью. Обозначенное ранее понятие психического здоровья впервые было введено Всемирной организацией здравоохранения, рассматривающей его как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватную внешним условиям регуляцию поведения и осуществляемой деятельности. Согласно позиции И.В. Дубровиной, главным условием для поддержания здорового психического развития является целостная медико-психолого-педагогическая система, вовлеченная в образовательный и социокультурный контекст эпохи. Известный советский психолог Л.С. Выготский в этой связи отмечал не что иное, как социальную ситуацию развития, в основе которой лежит переживание человеком среды своего обитания и себя в данной среде. Исключительно в случае возникновения позитивного внутреннего отклика условия окружающей действительности окажут развивающий эффект и позволят реализоваться, а также укрепить потенциальное психическое здоровье [2].
Подходя к рассмотрению состояния с точки зрения его сопоставления с благополучием, нельзя отрицать влияние последнего на обучение и роль образовательной системы в формировании психического и эмоционального здоровья молодых людей. С. Даггэн в статье указывает, что практически на протяжении восьми лет предпринимаются попытки определения степени благополучия студентов в соответствии с международной программой по оценке образовательных достижений обучающихся PISA. Благоприятное развитие в пределах указанной программы опирается на четыре ключевых элемента:
1. Психологическое благополучие, учитывающее целеустремленность обучающихся, сформированность самосознания, эмоциональной устойчивости и наличие способности к проживанию различных эмоциональных состояний.
2. Когнитивное благополучие, предполагающее умение студентов продуктивно распоряжаться имеющимися у них академическими знаниями и навыками в среде межличностной коммуникации с целью постоянного совершенствования и обучения, эффективной работы и принятия активной гражданской позиции.
3. Социальное благополучие, включающее качество социальной жизни студентов, в том числе их взаимоотношения с членами семьи, педагогами и сверстниками, а также разделение чувства принадлежности относительно того сообщества, в котором они пребывают.
4. Физическое благополучие, ориентированное на способность обучающихся следовать здоровым привычкам и вести правильный образ жизни с опорой на самостоятельную оценку потребности в питании и поддержании физической активности.
Что касается внедрения искусственного интеллекта в область психического здоровья, определяющего личностное благополучие во всевозможных проявлениях, данный процесс способен оказать помощь в выявлении, прогнозировании и предупреждении кризисных ситуаций. Доступ к получению данных из различных источников во всей образовательной организации, заключающих в себе характеристики учебных достижений, отчеты о посещаемости, замечания преподавательского звена, наблюдения административного персонала и психологов, может оказаться полезным для создания информационных панелей и систем оповещения. Подобные действия направлены на оказание учебному заведению помощи по планированию и выделению ресурсов для реализации превентивных мер по поддержке студентов, которые испытывают затруднения в учебе и личной жизни в силу различных обстоятельств, тяготеют к прерыванию обучения или демонстрируют выраженные проявления психологического кризиса. В таком контексте новые технологии могут не просто повысить уровень благополучия, положительно сказавшись на психическом состоянии человека, но и стать своеобразным спасательным кругом. Это связано со способностью установления личности обучающихся, которым требуется срочная помощь в режиме реального времени, а также с процедурой прогнозирования на основе анализа имеющихся показателей, позволяющей выявить студентов с высоким потенциалом к наращиванию кризисного состояния.
Кроме того, опираясь на результаты зарубежных исследований, С. Даггэн подчеркивает положительное влияние искусственного интеллекта на неотъемлемые составляющие психического здоровья - социальное и эмоциональное развитие. Так, согласно данным американских авторов из штата Пенсильвания, современные технологические инструменты
и мультимодальные социальные вычисления приводят к совершенствованию социальных, эмоциональных и когнитивных навыков. Исследователи считают такие тенденции вполне закономерными, поскольку используемые в процессе обучения приложения позволяют преподавателям персонализировать его и проанализировать набор качественных и количественных данных для возможности оценивания уровня владения указанными навыками и более глубокого усвоения.
Помимо положительных эффектов, привносимых искусственным интеллектом в область здоровья студентов, сохраняются определенные риски. По мнению С. Даггэна, главная опасность кроется в утрате когнитивного благополучия, которое выражается в значительном снижении собственных когнитивных функций. Угроза нарастает в связи с тем, что все чаще наблюдается перекладывание обязанностей по решению целого ряда задач на компьютер и иные цифровые устройства, что способствует формированию у человека зависимого положения перед ними. Вследствие редкого применения навыков активного когнитивного функционирования в повседневной жизни постепенно может произойти их регресс, вплоть до полной утраты [1].
Принимая во внимание указанное выше негативное воздействие, стоит отметить так называемую концепцию чрезмерного использования, или более «мягкий» вариант трактовки - концепцию проблемного пользования. Отчасти она соотносится с риском, который выделяет С. Даггэн в своей работе, поскольку также основывается на возникновении зависимости. А.А. Коновалов и Е.Д. Божкова в работе, посвященной изучению влияния современной цифровой среды на психическое здоровье, указывают на наличие подтвержденной статистической связи между количеством проведенного за экраном цифровых устройств времени и проблемами в области здоровья. Стоит отметить, что возникающие трудности имеют разную природу: от физического неблагополучия в виде неправильного питания и избыточного веса до депрессивной симптоматики и общего снижения качества жизни. Предстающее в противовес чрезмерному пользованию умеренное применение цифровых технологий влечет за собой преимущества, позволяя молодым людям осуществлять успешную социальную интеграцию и снижая депрессивные ощущения, что способствует повышению общего уровня благополучия.
Обращаясь несколько подробнее к отрицательным последствиям современных цифровых устройств, включая искусственный интеллект, авторы статьи отмечают вытеснение полезной учебной и физической активности [5]. Аналогичную особенность образовательной среды в высшей школе выделяют М.В. Хватова и Е.С. Дьячкова, описывая ее как заставляющую студентов испытывать интеллектуальное и психоэмоциональное напряжение в связи с учебной нагрузкой и сопровождаемую низкой двигательной активностью. Безусловно, фактор такого рода негативно отражается на физическом благополучии обучающихся, которое является одним из основополагающих аспектов психического здоровья в целом [3].
Широко известное явление многозадачности, в текущем контексте предполагающее одновременное использование нескольких технологий, напрямую сопряжено с повышенной тревожностью, импульсивностью, признаками депрессивного расстройства и невротизмом с характерной эмоциональной нестабильностью, отсутствием самоуважения, а иногда и вегетативными расстройствами. Отсюда вытекает положение о том, что осуществление деятельности в рамках многозадачности ведет к ухудшению когнитивных способностей, снижая продуктивность функционирования памяти и внимания. Это кардинально отличает мозг человека от особенностей организации цифровых устройств, способных обрабатывать существенные объемы данных и выполнять множество разнообразных функций за одну единицу времени.
В ходе анализа зарубежных и отечественных работ А.А. Коновалов и Е.Д. Божкова рассматривают в статье клинические проявления, свидетельствующие о влиянии цифровой среды на психическое здоровье. Одним из ярких примеров, наглядно демонстрирующих связь между определенными типами проблемного пользования интернетом и психическими расстройствами в форме СДВГ, депрессии, тревоги, агрессии и других нарушений, является «Систематизированная карта обзоров психического здоровья 2019 года».
И.И. Леонова в своей работе под названием «Психологическое здоровье студентов, обучающихся в условиях электронного пространства вуза» рассматривает проблематику адаптации обучающихся высшей школы в современных условиях. Опираясь на труды А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, В.М. Симонова и других научных деятелей, автор утверждает, что наблюдаемое разнообразие возможностей реализации психологических компетенций и трудности предстающих задач по работе с информационно-коммуникационными технологиями не обеспечиваются нынешней вузовской подготовкой в должной мере. Исходя из этого, в психологической практике обозначается наличие противоречий, которые заключаются в следующем [6]:
• непрерывно увеличивающаяся потребность общества в высококвалифицированных кадрах, взаимодействующих с информационно-коммуникационными технологиями, наравне с широким кругом нерешенных психологических проблем, появляющихся в ходе интенсивного погружения студентов в цифровую среду;
• увеличение технологической нагрузки в высших учебных заведениях с сопутствующими ей невысокими показателями учебной результативности, оказывающей отрицательное воздействие на самочувствие обучающихся;
• наличие у участников образовательного процесса фиксированных представлений относительно позволительного объема, темповых характеристик и других особенностей работы в цифровом пространстве, которые не находят соответствия с действительными психологическими технологиями, направленными на уменьшение отрицательных последствий цифровых устройств в высшей школе.
На основе полученных данных И.И. Леоновой удалось выдвинуть несколько положений, согласно которым повсеместное внедрение электронных и, соответственно, цифровых ресурсов оказывает преимущественно негативное влияние на психологическое состояние обучающихся.
Во-первых, личностное развитие в условиях цифрового пространства с применением электронных моделей отличается особой спецификой по сравнению с протеканием данного процесса в образовательной среде, где первостепенное место отводится непосредственному, «живому» взаимодействию с настоящими предметами. Обучающиеся погружаются в ситуацию, где происходит доминирование рациональной составляющей личности над эмоциями, а также способствует трансформации процесса коммуникации за счет преуменьшения в его структуре роли интерактивных и перцептивных компонентов. Подобные изменения нередко приводят к следующим последствиям: увеличение числа конфликтов на разных уровнях взаимодействия; склонность человека воспринимать происходящие в его жизни события как не поддающийся контролю результат стечения обстоятельств, то есть преобладание экстернального локуса контроля; нежелание брать на себя ответственность и прикладывать усилия для разрешения затруднительных ситуаций; применение обширного спектра защитных психологических механизмов; низкая адаптированность к внешней действительности; непринятие себя и окружающих людей.
Во-вторых, провоцируемая особенностями электронных форм обучения невозможность напрямую и естественным образом решать задачи, соответствующие возрастному этапу развития, и возникающая потребность в установлении близких доверительных отношений вызывает у обучающихся глубинный внутренний конфликт. Разрешение проблемной ситуации видится в привлечении таких методов и способов, которые лишь укрепляют имеющиеся противоречивые тенденции.
В-третьих, сужение поля деятельности благоприятствует концентрации запросов и интересов вокруг информационно-коммуникационных технологий, что негативно сказывается на эмоциональном фоне студентов. Наблюдается так называемое ингибирующее воздействие электронных устройств на эмоциональную сферу, которой при этом отводится ведущая роль в поддержании психологического благополучия. В связи с этим у обучающихся обнаруживается сокращение возможностей выражения собственных эмоций и сужение самовыражения в общем виде. Как показывает проведенный анализ данных, респонденты с низкой и средней степенью развития эмоциональной сферы демонстрируют затруднения при попытке установления контакта с ней. Это порождает крупные проблемы в процессе общения и налаживания межличностных контактов, а также способствует укоренению чувства неудовлетворенности собственной жизнью.
Несмотря на выявленное ингибирующее влияние цифровой среды на эмоциональное состояние студентов, автор указывает на возможность поддержания и укрепления здоровья за счет соблюдения совокупности психологических условий:
• обращение внимания на личностный аспект подготовки обучающихся в ходе освоения учебных дисциплин психологического содержания;
• организация работы с преподавателями по вопросам повышения их компетентности в сфере психологического благополучия участников образовательного процесса и факторов его сохранения;
• вовлечение квалифицированных психологов в процесс создания необходимых условий;
• развитие у студентов психологической готовности к прохождению мер по преодолению негативного, подавляющего воздействия цифровой среды на эмоциональный фон [6].
Автор еще одного исследования, предметом которого является искусственный интеллект в развитии молодежи, напротив, выделяет преобладающее позитивное значение феномена. К.Б. Мухамадиева ссылается на предоставленную системой цифровых технологий возможность применять в ходе обучения персонализированный подход, учитывающий индивидуальные характеристики обучающихся. Согласно приведенным в научной статье положениям, искусственный интеллект показывает свою состоятельность для расширения приобретаемого всеми субъекта образовательных отношений социально-эмоционального опыта. По мнению автора, это может быть реализовано с помощью персонажей с искусственным интеллектом в виртуальной среде. Важно организовать ситуацию получения опыта таким образом, чтобы она предоставила возможность осмысленно подойти к учебному процессу, не опасаясь негативных последствий, которые может повлечь за собой использование приложений [7].
Выводы. Не вызывает сомнений тот факт, согласно которому внедрение современных технологических инноваций в повседневную жизнь человека и различные сферы общественной жизни приносит весьма существенные результаты и имеет положительную оценку специалистов узкого профиля и общественности в целом. Несмотря на ряд преимуществ повсеместного распространения искусственного интеллекта, который в рамках образовательной среды выделяется возможностью обеспечения индивидуального подхода и внедрения систем прокторинга, феномен также влечет за собой негативные результаты.
Именно студенчество обычно характеризуется становлением личностной и профессиональной идентичности, в ходе которого человек обретает социальную зрелость, сформированное самосознание и мировоззрение, что базируется на центральных составляющих его развития. В первую очередь, речь идет о психологических, когнитивных, социальных и физических аспектах, которые заложены в основу единой системы психического здоровья человека и неизбежно попадают под влияние цифровой трансформации.
Исходя из произведенного обзора исследований, можно говорить о существующей противоречивости феномена и, соответственно, неоднозначных последствиях его внедрения в образовательную среду в целом и психическое здоровье студентов высшей школы в частности. Несмотря на отмечаемое авторами работ снижение когнитивной функциональности и ингибирование эмоционального состояния, на данный момент наблюдается отсутствие уверенности в природе причинно-следственных связей между использованием технологий цифровой среды и последствиями для психического здоровья в зависимости от исходного состояния конкретного человека, применяемых программных инструментов и прочих факторов. Наличие подобной неопределенности при оценивании роли цифровых устройств в психическом развитии обучающихся в условиях цифровизации образования и общественной жизни выдвигает требования относительно расширения имеющейся исследовательской базы и необходимости дальнейшего концептуального осмысления взаимодействия человека и передовых технологий не только на индивидуальном, но и на популяционном уровне [5].
Литература:
1. Даггэн, С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А.В. Паршакова. - Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2020. - С. 45.
2. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2009. - Т. 6. - №. 3. - С. 17-21
3. Дьячкова, Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения / Е.С. Дьячкова, М.В. Хватова // Психологическая наука и образование. - 2006. - Т. 11. - №. 3. - С. 74-88
4. Житников, Б.Ю. Некоторые вопросы классификации информационных систем с искусственным интеллектом / Б.Ю. Житников // Прикладные цифровые технологии и системы XXI века: экономика, менеджмент, управление персоналом, информационная безопасность, право. - 2022. - С. 26-35
5. Коновалов, А.А. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье / А.А. Коновалов, Е.Д. Божкова // Медицинский альманах. - 2021. - №. 1 (66). - С. 6-15
6. Леонова, И.И. Психологическое здоровье студентов, обучающихся в условиях электронного пространства вуза: дис. - Университет российской академии образования, 2013.
7. Мухамадиева, К.Б. Искусственный интеллект в развитиии молодежи / К.Б. Мухамадиева // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - №. 2 (15). - С. 27-33