Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАЗВИТИИИ МОЛОДЕЖИ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАЗВИТИИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ С ИИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ С ИИ / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ С ИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадиева Кибриё Баходировна

Цель данной статьи - поделиться первичными выводами и ключевыми вопросами, полученными в рамках проекта "Молодежь и ИИ", касающимися взаимодействия искусственного интеллекта (ИИ) и молодежи (в возрасте 12-18 лет) в контексте таких областей, как образование, здоровье и благополучие, а также будущее работы. В том числе побудить различные заинтересованные стороны, включая ислледователей, педагогов, родителей и воспитателей, рассмотреть вопрос о том, как мы можем расширить возможности молодых людей для конструктивного взаимодействия с технологиями на основе ИИ, чтобы способствовать обучению, творческому самовыражению и благополучию, а также решить основные проблемы и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH

The purpose of this article is to share the primary conclusions and key questions received within the framework of the project "Youth and AI", concerning the interaction of artificial intelligence (AI) and youth (aged 12-18 years) in the context of such areas as education, health and well - being, as well as the future of work. This includes encouraging various stakeholders, including researchers, educators, parents and educators, to consider how we can empower young people to interact constructively with AI-based technologies to promote learning, creative expression and well-being, as well as solve the main problems and challenges.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАЗВИТИИИ МОЛОДЕЖИ»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАЗВИТИИИ МОЛОДЕЖИ Мухамадиева Кибриё Баходировна, соискатель Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Узбекистан

Цель данной статьи - поделиться первичными выводами и ключевыми вопросами, полученными в рамках проекта "Молодежь и ИИ", касающимися взаимодействия искусственного интеллекта (ИИ) и молодежи (в возрасте 12-18 лет) в контексте таких областей, как образование, здоровье и благополучие, а также будущее работы. В том числе побудить различные заинтересованные стороны, включая ислледователей, педагогов, родителей и воспитателей, рассмотреть вопрос о том, как мы можем расширить возможности молодых людей для конструктивного взаимодействия с технологиями на основе ИИ, чтобы способствовать обучению, творческому самовыражению и благополучию, а также решить основные проблемы и задачи.

Ключевые слова: образование с ИИ, конфиденциальность с ИИ, развитие навыков с ИИ.

Введение

За последние несколько лет технологии, основанные на ИИ, начали менять нашу повседневную жизнь. Инновации внедряются ускоренными темпами не только в профессиональной рабочей среде, но и дома и в школах. Игрушки с ИИ предлагают детям возможности для игр и творчества, а некоторые системы способствуют повышению грамотности, развитию социальных навыков и языка. На сегодняшний день существует меньше исследований о благотворном влиянии систем на основе ИИ именно на подростков по сравнению с маленькими детьми. Однако последние отчеты и исследования показывают, что ИИ играет все более важную роль, например, в сфере образования и обучения, а также здоровья и благополучия.

Образование, безопасность и ИИ

В сфере формального образования образовательные технологии с использованием ИИ, такие как интеллектуальные системы репетиторства, индивидуальные учебные планы и интеллектуальная виртуальная реальность, могут улучшить результаты обучения и предложить молодежи богатый и увлекательный интерактивный опыт обучения. В неформальных и связанных учебных средах, таких как платформа Scratch, у молодежи есть возможность разрабатывать и программировать интерактивные игры, си-муляторы, чат-боты и виртуальных роботов на основе ИИ, что дает огромные преимущества для творчества, обучения и самовыражения. В области здравоохранения и благополучия разрабатываются и внедряются приложения на основе ИИ для решения проблем здравоохранения для молодых людей - особенно в контексте психического и поведенческого здоровья - в виде диагностических инструментов, терапевтических чат-ботов и меро-

приятий в области общественного здравоохранения. Эти технологии открывают возможности для более раннего вмешательства для уязвимой молодежи, расширения доступа к терапевтическим услугам и вовлечения в них, а также повышения осведомленности о проблемах общественного здравоохранения. Однако технологии на основе ИИ также создают проблемы для молодых людей, которые должны решаться различными заинтересованными сторонами (в том числе самими молодыми людьми) для обеспечения и защиты прав молодых людей. В частности, в отношении конфиденциальности существуют серьезные опасения по поводу того, как игрушки с искусственным интеллектом и приложения могут собирать и хранить личные данные. Существует риск подрыва частной жизни молодежи, если компании, разрабатывающие технологии на основе ИИ, не будут четко и этично определять, как они собирают данные пользователей, где эти данные хранятся, кто может получить к ним доступ и что с ними можно делать. От устного диалога между подростком и цифровым персональным помощником до записи географических местоположений, которую создает старшеклассник при использовании приложения для домашних заданий , широкий спектр личной информации молодых пользователей может быть записан и сохранен при взаимодействии с системами, работающими на базе ИИ. Таким образом, очень важно, чтобы технологии на базе ИИ разрабатывались ответственно и обеспечивали защиту частной жизни молодежи, особенно когда, как мы видели в экосистеме онлайн-платформ, личные данные в облаке вызывают озабоченность по поводу конфиденциальности, безопасности и хранения данных.

Кроме того, сложное взаимодействие между наборами данных и алгоритмами, на которых основаны эти "черные ящики" систем ИИ - особенно когда эти системы подключены к Интернету - приводит к возникновению острых вопросов, касающихся предвзятости и дискриминации, прозрачности и подотчетности, а также конфиденциальности и безопасности [3]. Существует также серьезная озабоченность по поводу влияния, которое системы ИИ могут оказать на усиление существующего социального неравенства среди молодежи разных рас, социально-экономических статусов, полов и регионов. Препятствия на пути внедрения технологий, основанных на ИИ, в школах с недостаточными ресурсами и недопредставленных семьях могут усугубить существующие пробелы в молодежной среде в отношении доступа к системам ИИ и навыков их использования. И последнее, но не менее важное: глубокий разрыв в знаниях, разделяющий большинство людей, на которых влияют системы ИИ, и их разработчиков, создает информационную асимметрию, которая затрудняет и часто ставит под угрозу прогресс в направлении более инклюзивного будущего.

Молодежь является особенно уязвимой группой, поскольку очень мало сделано для расширения возможностей молодых людей для критического участия в дискуссии вокруг следующего поколения технологий, которые имеют значительный потенциал для формирования их жизни в лучшую

или худшую сторону. В качестве примера можно привести инновации в области искусственного интеллекта, которые помогают перестроить рынок труда, что имеет важные последствия для карьерных траекторий и необходимых навыков для молодежи, чтобы преуспеть в этом меняющемся профессиональном ландшафте. Учитывая огромное влияние, которое, по прогнозам, окажет ИИ на их жизнь, крайне важно, чтобы молодые люди имели базовое представление о том, что такое ИИ и каковы этические, общественные и связанные с частной жизнью и безопасностью последствия применения этих технологий

Образование и здоровье и благополучие

Системы искусственного интеллекта уже вносят свой вклад в сферу образования, позволяя применять более индивидуальный подход к преподаванию и обучению. Кроме того, технологии, основанные на искусственном интеллекте, начали менять ландшафт здравоохранения и благополучия, особенно в области психического здоровья. Хотя мероприятия, обсуждаемые в этой части II, являются революционными, поскольку они способны способствовать вовлечению, обучению и благополучию в более широких масштабах, чем это было возможно ранее, важно подчеркнуть тот факт, что, как и многие системы искусственного интеллекта, эти технологии разработаны таким образом, что могут ограничивать полноценное участие молодежи из непредставленных слоев населения.

Образование с ИИ-технологией в классе - такие как интеллектуальные системы репетиторства, основанные на ИИ учебные планы и интеллектуальная виртуальная реальность - могут улучшить результаты обучения и обеспечить увлекательный опыт обучения для молодых людей. Планы учебных программ на основе ИИ, часто называемые "плейлистами учебных программ", и интеллектуальные системы репетиторства предлагают персонализированный опыт обучения для молодежи, адаптируя обучение и обратную связь к возможностям и потребностям учащихся - первое посредством ежедневных индивидуальных учебных занятий, основанных на учебной программе, которую система составляет для каждого ученика, а второе - посредством индивидуального репетиторства, целью которого является имитация человеческого репетиторства. Интеллектуальные обучающие системы также могут быть включены в другие формы образовательных технологий, например, в системы виртуальной реальности[2-3]. Например, персонаж в процессе погружения в виртуальную реальность может предлагать управляемые ИИ рекомендации и поддержку, помогая пользователю взаимодействовать с виртуальным миром таким образом, чтобы это способствовало обучению. Со временем, когда снижение стоимости и расширение возможностей подключения к Интернету позволят большему числу школ и домов получить доступ к технологиям, основанным на ИИ, будущее ИИ в образовании открывает возможности для персонализированного обучения в масштабах страны. Дальнейший прогресс в области образовательных технологий на основе ИИ может также включать

разработку "спутников обучения на протяжении всей жизни" - интеллектуальных систем, доступных через мобильные устройства, которые сопровождают молодежь на всех уровнях школьного образования, в классе и за его пределами, предлагая обратную связь по заданиям, предлагая образовательные ресурсы и мероприятия, способствующие развитию навыков 21 века, таких как лидерство и творчество. Особенно для молодежи из регионов, где высококачественное образование ограничено, обучение в масштабе может помочь демократизировать доступ к такому образованию и предоставить более разнообразные возможности для обучения. Как показывают некоторые первые данные о влиянии массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) в этих регионах, студенты из малообеспеченных слоев населения с низким уровнем образования отмечают карьерные преимущества от прохождения таких онлайн-курсов. Более того, технологии с использованием ИИ, такие как автоматический перевод, предлагают потенциал для адаптации и локализации образовательных ресурсов и контента к языкам и контексту этих регионов, помогая преодолеть разрыв в доступе к знаниям. Здесь необходимо будет определить:

Средства обучения для педагогов - особенно в сообществах с низкими ресурсами - навыками и поддержкой для продуманного внедрения технологий на основе ИИ в учебный процесс.

Уровень подготовки педагогов и проявление эффективности в средствах образования, на основе применения технологий ИИ.

Пути привлечения педагогов и учащихся в процесс разработки образовательных технологий с использованием ИИ.

Внедрение персонализированного, ориентированного на интересы обучение в масштабе, учитывая при этом разнообразие путей и увлечений учащихся из разных демографических групп, культур и социальных контекстов. Использование персонализации на основе ИИ в масштабе, для расширения доступа к образованию в тех регионах мира, где образование труднодоступно для населения в целом, включая молодежь. Обеспечение значимыми инструментами для молодежи, которая их использует. Здесь же нужен сбалансировать потребность систем ИИ в данных и обеспечить конфиденциальность и безопасность конфиденциальных данных учащихся как на индивидуальном, так и на групповом уровне[1-2]. Гарантировать, что как сами ИИ-технологии, так и люди, принимающие решения, которые контролируют и задействуют ИИ, будут подходить к получению, хранению, передаче и анализу данных учащихся на основе ИИ этически корректно и определить функции, которые не следует выполнять по соображениям конфиденциальности, безопасности или этики.

Теперь, когда ИИ в образовательных технологиях набирает обороты в учебных экосистемах, как нам реализовать и развить предыдущую волну обсуждений конфиденциальности в образовательных технологиях, особенно в отношении лучших практик, которые развивались вокруг облачных образовательных технологий? Многие из возможностей и проблем, свя-

занных с ИИ в сфере образовательных технологий, конфиденциальностью и безопасностью учащихся, были предварительно рассмотрены в ходе предыдущего многостороннего исследования, которое включало академические исследования, новые отраслевые стандарты, новые законы штатов и многие другие инструменты. Какие текущие и возникающие вопросы, связанные с технологиями ИИ в образовании, не были охвачены этими усилиями, но могут найти в них какие-то ориентиры или вдохновение?

Образовательные учреждения могут автоматизировать основные административные процессы, а в случае важных или сложных решений могут использовать алгоритмы для получения информации для принятия решений человеком. Например, школы могут использовать машинное обучение и технологии на основе искусственного интеллекта для сортировки данных об успеваемости учащихся.

Образование в области ИИ, как в формальных, так и в неформальных учебных заведениях, необходимо сделать доступным и увлекательным для молодежи - начиная с понимания данных/скорости вычисления. Изучение данных и работа с ними имеет центральное значение для понимания роли больших данных в системах машинного обучения ИИ и основных проблем, связанных с этими системами.

В настоящее время существует множество рамок вокруг концепции цифрового гражданства, касающихся конфиденциальности и безопасности в Интернете, которые помогли провести реформу. Поскольку технологии, основанные на ИИ, меняют наше представление о проблемах, связанных с конфиденциальностью и безопасностью в нашем цифровом мире, как мы можем привлечь множество заинтересованных сторон, включая политиков, педагогов, родителей и воспитателей, а также саму молодежь, к разработке образовательных рамок, которые учитывают взаимодействие между системами ИИ и безопасностью и конфиденциальностью в Интернете [3-4]. Например, законы и нормативные акты, регулирующие конфиденциальность цифровых данных молодежи, как правило, возлагают все или большинство полномочий на согласие на сбор данных с родителями или опекунами, а не с самими молодыми людьми. В некоторых обстоятельствах (в частности, в сфере образования) согласие на обмен данными о молодежи может быть дано другой взрослой стороной (школой) в качестве замены согласия родителей или опекунов. Таким образом, с технологией ИИ молодежь оказывается без каких-либо законных прав в соответствии с федеральным законом на согласие или несогласие с тем, чтобы их личные данные собирались или использовались системой ИИ. В этих случаях, когда могут возникнуть опасения по поводу влияния конфиденциальности и безопасности на молодежь, заинтересованные стороны, возможно, должны действовать, по каналам и сама молодежь может внести значимый вклад в эту деятельность.

Технология распознавания лиц обладает потенциалом для повышения безопасности молодых людей (например, помогая воссоединить пропав-

ших детей с их близкими), но создает серьезные проблемы с конфиденциальностью в результате усиления наблюдения и, как следствие, сбора персональных данных (например, общешкольные системы наблюдения). Поскольку молодежь часто находится на переднем крае внедрения новейших цифровых технологий, смогут ли они отказаться от использования некоторых (хотя, вероятно, не всех) систем искусственного интеллекта[2-3].

ИИ можно использовать для создания более богатого социально-эмоционального опыта обучения для молодых людей (например, с помощью персонажей с искусственным интеллектом в виртуальных средах) и взрослых, которые их обучают например, педагоги, родители и воспитатели. Необходимо создать такой опыт таким образом, чтобы он позволял осмысленно учиться, не опасаясь негативных последствий от честного использования приложений ИИ. Например, система искусственного интеллекта, которая обеспечивает безопасные и эффективные решения по уходу за детьми, чтобы родителям-одиночкам, работающим на нескольких работах, чтобы не нужно было бы оставлять своих детей дома одних. Поскольку исследователями рассматривается вопрос использования ИИ в этих и других сферах, то они могут избежать создания ложной дихотомии между открытостью и конфиденциальностью.

Заключение

В статье мы рассмотрели роль ИИ в жизни молодежи в сфере образования, творческой деятельности, конфиденциальности и т. д.

Определили какие нюансы необходимо учитывать при внедрении в систему ИИ. И так:

Учитывать конфиденциальность в облачных образовательных технологиях, найти ориентиры или вдохновения в образовании с ИИ, создание платформы образования с помощью ИИ, только определяя грань между доступностью личных данных и конфиденциальности, обеспечение надежности эффективности плтформы.

Список литературы

1. Advances in Intelligent Tutoring Systems, Eds. Editors: Nkambou, Roger, Mizoguchi, Riichiro, Bourdeau, Jacqueline (Eds.), Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2010.

2. Jordan, K. (2015). Massive open online course completion rates revisited: Assessment, length and attrition. The International Review of Research in Open and Distributed Learning

3. Мухамадиева, К. Б. Анализ исследований по применению искусственного интеллекта в высшем образовании / К. Б. Мухамадиева // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 2(11). - С. 119-124.

4. Мухамадиева, К. Б. Машинное обучение в совершенствовании образовательной среды / К. Б. Мухамадиева // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 4(13). - С. 70-77.

Mukhamadieva Kibrie Bahodirovna, applicant

Bukhara Institute of Engineering and Technology, Bukhara, Uzbekistan

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH

The purpose of this article is to share the primary conclusions and key questions received within the framework of the project "Youth and AI", concerning the interaction of artificial

intelligence (AI) and youth (aged 12-18 years) in the context of such areas as education, health and well - being, as well as the future of work. This includes encouraging various stakeholders, including researchers, educators, parents and educators, to consider how we can empower young people to interact constructively with AI-based technologies to promote learning, creative expression and well-being, as well as solve the main problems and challenges.

Keywords: education with AI, confidentiality with AI, development of skills with AI.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Самарина Вера Петровна, д.э.н., профессор (e-mail: samarina_vp@mail.ru) Шевченко Анастасия Николаевна, студентка (e-mail: nastya01shevchenko@gmail.com) Самарин Александр Викторович, к.филол.н., доцент (e-mail: alvic_samarin@mail.ru) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал, г.Старый Оскол, Россия

В данной статье описан инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов. Увеличение количества иностранных студентов в Российской Федерации в последние годы привело к изменениям в содержании и структуре изучения иностранных языков. Коммуникативная компетентность в условиях многоязычия становится основой фундаментальной профессиональной подготовки иностранных студентов. В связи с этим продуктивный метод обучения иностранным языкам позволяет систематизировать методологические основы интегрированного изучения языка иностранными студентами. Кроме того, изучение иностранных языков на основе основных принципов продуктивного метода обеспечивает творческое развитие и самореализацию студентов, усиленное с помощью разработанного лингводидактического метода Персонального многоязычного портфолио (ПМП). Анализ современных образовательных стандартов высшей школы позволяет сделать вывод о наличии тенденции к практической направленности. Данное методологическое направление определяет внедрение продуктивного обучения в сферу преподавания иностранных языков, обеспечивающего высокое качество образования. В статье раскрывается содержание данной лингводидактиче-ской технологии в системе профессиональной подготовки иностранных студентов. В статье показаны теоретические и практические методические аспекты обучения иностранным языкам иностранных студентов, имеющих низкий уровень владения русским языком и средний или низкий уровень владения английским языком. Для проверки этой технологии авторы провели эксперимент с использованием методов научно - педагогического исследования. В результате было выяснено, что английский, рус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.