Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Re-health journal
Область наук
Ключевые слова
TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / INDIVIDUALIZED TEACHING / SPEAKING MECHANISM / FOREIGN LANGUAGE / MOTIVATION / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕХАНИЗМ ГОВОРЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / CHET TILINI O'QITISH / INDIVIDUAL O'QITISH / NUTQ MEXANIZMI / CHET TILI / MOTIVATSIYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхшибоева Гулбахор Ойбек Кизи

На основе анализа психологической, педагогической и методической литературы в статье раскрывается роль иностранного языка в жизни современного общества и сложность процесса его обучения в связи с необходимостью регулярных занятий в его освоении на является частью преподавателей и студентов и предлагает способы улучшения языковой подготовки в контексте университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the article reveals the role of a foreign language in the life of modern society and the complexity of the learning process due to the need for regular classes in its development, is part of teachers and students and suggests ways to improve language training in the context of the university education.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Яхшибоева Гулбахор Ойбек кизи- Учитель кафедры иностранных языков Андижанский государственный медицинский институт,

Андижан. Узбекистан.

На основе анализа психологической, педагогической и методической литературы в статье раскрывается роль иностранного языка в жизни современного общества и сложность процесса его обучения в связи с необходимостью регулярных занятий в его освоении на является частью преподавателей и студентов и предлагает способы улучшения языковой подготовки в контексте университетского образования.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, индивидуализированное обучение, механизм говорения, иностранный язык, мотивация.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the article reveals the role of a foreign language in the life of modern society and the complexity of the learning process due to the need for regular classes in its development, is part of teachers and students and suggests ways to improve language training in the context of the university education.

Key words: teaching a foreign language, individualized teaching, speaking mechanism, foreign language, motivation.

MASOFAVIY TA'LIMNING AFZALLIKLARI VA KAMCHILIKLARI

Maqola psixologik, pedagogik va uslubiy adabiyotlarni tahlil qilish asosida zamonaviy jamiyat hayotidagi chet tilining o'rni va uni rivojlantirishda muntazam darslar o'tkazish zarurati tufayli o'quv jarayonining murakkabligini ochib beradi, shu bilan birga universitet sharoitida tilga tayyorgarlikni takomillashtirish yo'llarini taklif qiladi.

Kalit so'zlar: chet tilini o'qitish, individual o'qitish, nutq mexanizmi, chet tili, motivatsiya.

DOI: 10.24411/2181-0443/2020-10107

Введение: Одна из задач современной системы образования - способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.

Образование как один из важнейших секторов любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным. Управление учебным заведением в текущей среде - это не только изменения, но и их опережение, что позволяет учителям и ученикам быть в курсе последних событий, быть успешными и актуальными.

По определению И.В. Роберт, дистанционное обучение понимается как педагогическая деятельность, в которой организуется взаимодействие между учителем и учеником или учеником, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, веб-сайта или веб-страницы), который отражает все неотъемлемые составляющие образовательного процесса

(цели, содержание, методы, организационные формы, образовательные учреждения). Обучение проводится в условиях реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (немедленная обратная связь между пользователем и учебным инструментом, компьютерная визуализация учебной информации, архивирование больших объемов передачи и обработки информации, автоматизация вычислений, поиск информации, обработка результатов обучающего эксперимента, автоматизация информационных процессов - эффективное обучение методам организационного управления, обучения и контроля) [7, с. 38]

Различные системы обучения, достаточно эффективные в прошлом, не полностью соответствуют нынешним реалиям. На сегодняшний день в них не учитываются возможности современного человека, а также потребности производства. В современном мире ученик должен научиться самостоятельно получать необходимую информацию из различных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, применять полученные знания на практике. Если раньше целью образования были готовые знания, то теперь они являются лишь вспомогательными средствами интеллектуального развития человека. Из-за этого меняются требования и подходы к изучению иностранных языков. Уникальную возможность получить новые знания путем самостоятельного планирования места и времени дает дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - это новая форма, которая может дополнить любой тип дистанционного обучения: очное, заочное или вечернее. Благодаря этой системе студенты имеют возможность изучать новые материалы, консультироваться с учителями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в удобное для них время с помощью домашнего компьютера.

Форма дистанционного обучения, как аналог формы дистанционного обучения, постепенно увеличивала спектр используемых технологий. Главный ее принцип - прямое интерактивное взаимодействие ученика с учителем. Технология дистанционного обучения ориентирована, прежде всего, на проведение понятных, простых в освоении занятий, которые проводятся виртуально, в форме онлайн-видеоконференции. Одновременная передача видео, звука, слайдовой и графической информации, тонов от преподавателя к ученику и наоборот создает эффект очных занятий и позволяет достичь желаемого результата. Но утверждать, что дистанционное образование и дистанционное обучение - это одно и то же, определенно неправильно. Заочные исследования - это задания по почте (независимо от того, в каком виде: в конвертах или в электронном виде), книги для самообучения и кассеты. При дистанционном обучении ученик находится в постоянном контакте с учителем, а иногда даже с другими учениками. Как правило, при дистанционном обучении используются электронные учебники. Самое главное -это их мобильность, доступность общения с развитием компьютерных сетей и постоянное обновление информационного материала. Кроме того, идет постоянный контроль знаний в виде компьютерного тестирования.

Дистанционное обучение иностранному языку более эффективно решает ряд дидактических задач. В первую очередь меняется роль учителя, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности ученика, его творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах совместного творчества и сотрудничества. Также любая образовательная программа может быть реализована в дистанционной форме. В этих условиях неизбежен сложившийся сегодня пересмотр организационных форм воспитательной работы: усиление самостоятельной индивидуальной работы и увеличение объемов практической и творческой работы поисково-исследовательского характера.

Выполнение заданий и использование новых информационных технологий позволяет учащимся погрузиться в реальную языковую среду посредством прямого телекоммуникационного общения напрямую с носителями языка. Он также предоставляет им доступ к электронным, дидактическим и справочным материалам.

Важно отметить, что дистанционное обучение не заменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, позволяя узнать, что нужно студенту, когда и где ему удобно. Другими словами, дистанционное обучение направлено на организацию продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента.

Не каждому посчастливилось выбирать, как учиться. А некоторые люди вынуждены получать образование только дистанционно.

Это включает:

- студенты, проживающие в отдаленных районах и не имеющие возможности попасть в учебное заведение;

- дети-инвалиды;

- тяжелобольные студенты;

- студенты, часто переезжающие из одного района в другой (дети военных);

- люди, желающие углубить свои знания, собираются поступать в вуз или самостоятельно изучать второй или третий иностранный язык; [2, стр. 65]

При дистанционной форме обучения успешно реализуется именно индивидуальный подход, учитывающий возможности студента, его интеллектуальные способности, снимающий психологические трудности в усвоении учебного материала.

Такое внедрение наиболее перспективных технологий (видеоматериалы, компьютерная графика, презентации, электронные словари, видеоконференцсвязь и др.) Сегодня становится очень популярной формой обучения.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:

1) свобода доступа и выбора - вы можете практиковать практически в любом месте, в любое время и с любым учителем

2) снижение затрат на обучение - стоимость носителя информации, а не методической литературы

3) гибкость обучения - самостоятельный выбор продолжительности и последовательности изучения материалов, адаптированный процесс обучения под ваши возможности и потребности

4) умение идти в ногу со временем - своевременное и эффективное обновление учебных материалов. [1]

5) обучение в индивидуальном темпе - скорость обучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

6) свобода и гибкость - студент может выбрать любой из множества учебных курсов, а также самостоятельно спланировать время, место и продолжительность занятий;

7) доступность - независимость от географического и временного расположения студента и учебного заведения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;

8) мобильность - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и обучающимся является одним из основных требований и оснований для успешности учебного процесса;

Но есть очевидные минусы:

1) отсутствие очного общения ученика с преподавателем. То есть исключены все моменты, связанные с индивидуальным подходом и обучением. А когда рядом

нет человека, который мог бы эмоционально раскрасить знания, это существенный минус;

2) необходимость ряда индивидуальных психологических условий. Дистанционное обучение требует жесткой самодисциплины, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности ученика;

3) необходимость постоянного доступа к источникам информации. Требуется хорошее техническое оснащение, но не у всех, кто хочет учиться, есть компьютер и доступ в Интернет;

4) студенты, как правило, испытывают недостаток практической подготовки;

5) отсутствует постоянный контроль над студентами, что для русского человека является мощным стимулом;

6) учебные программы и курсы могут быть недостаточно развитыми из-за того, что квалифицированные специалисты умеют создавать такие учебные пособия, сегодня не так много;

7) В дистанционном обучении основа обучения только письменная. Для некоторых невозможность выразить свои знания также в устной форме может стать камнем преткновения.

Сегодня один из самых ярких примеров дистанционного обучения -образовательные платформы, которые дают людям со всего мира возможность учиться в удобное время в удобном месте, повышать квалификацию. Их десятки. Основными представителями образовательных платформ являются:

- futurelearn

- EdX

- Курсера

- скайенг

- Intel Education Galaxy и другие. [6]

Популярность дистанционного образования объясняется преимуществами, которые оно дает студентам. Главный минус такой тренировки - обратная сторона достоинства - удобство. Свобода и комфорт при дистанционном обучении требуют большей доли самодисциплины, чем при очном обучении. Для кого-то дистанционное обучение - это своего рода соревнование, проверка силы воли. Некоторые вовлекаются в процесс на очень долгое время, бросая и возобновляя его несколько раз.

Еще одним недостатком является то, что технические возможности пользователей с дистанционным обучением все еще ограничены. Не у всех есть компьютер и доступ в Интернет. Но с каждым годом эта проблема решается все быстрее и быстрее.

И последний недостаток - это вопрос цены, так как не все студенты могут оплачивать онлайн-курсы, особенно с носителем языка, уроки которого стоят в разы дороже, чем с обычным преподавателем.

Во всех развитых странах обучение направлено на самообразование, умение самостоятельно получать необходимую информацию, выявлять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения:

- формирует у студентов желание учиться;

- обеспечивает каждого студента индивидуально;

- адаптированные учебные пособия;

- дает каждому студенту возможность учиться по индивидуальному графику;

- Постоянно оценивает результаты обучения. [5]

В таком обучении используется ряд возможностей радио, телевидения, современных компьютерных технологий, а программы высшего дистанционного

образования уже разработаны в тридцати и более странах мира. Около пяти тысяч квалифицированных преподавателей задействованы в разработке и создании большого цикла учебных курсов.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях преподавание больше не рассматривается только как процесс передачи знаний от учителя к ученику. Определяющей тенденцией современного образования является переход к системе образования, ориентированной на личность.

И здесь у нас могут возникнуть проблемы; желающие учиться должны иметь возможность получить необходимые знания самостоятельно. Для этого необходимо использовать дидактические свойства, предоставляемые новыми информационными технологиями.

Дидактическими свойствами новых компьютерных информационных технологий являются:

- подготовка, хранение, обработка и печать информации;

- демонстрация информации на экране дисплея;

- подключение к любым электронным банкам и базам данных;

- прием и передача информации с компьютера на компьютер;

- синхронный обмен информацией с партнером; [6, с: 84]

Одним из способов повышения эффективности обучения является повсеместное внедрение компьютеров в учебный процесс, в частности, в процесс обучения иностранным языкам.

В последнее время большой интерес вызывает дистанционное изучение иностранных языков, поскольку это форма обучения с использованием компьютерных телекоммуникаций, получившая широкое распространение в мире. На наш взгляд, наиболее привлекательным в этой форме обучения является предоставление свободы выбора условий обучения: места, времени; независимость от возраста, социального положения; обеспечение содержания, качества результатов и т. д. Эта особенность дистанционного обучения соответствует принципу свободного формирования личности в современном обществе.

Целью дистанционного обучения иностранным языкам является предоставление студентам образовательных учреждений высшего образования возможности освоить основные и дополнительные образовательные программы непосредственно по месту жительства или временного проживания.

Для практической реализации дистанционного обучения иностранным языкам важно решить задачу организации учебной деятельности как каждого студента индивидуально, так и группы студентов по индивидуальному графику. На основании этого графика следует рассылать учебные материалы или организовать доступ по информационным каналам. Материалы должны содержать:

- образовательная программа;

- учебные пособия;

- Библиография;

- контрольные вопросы или тесты для самопроверки к практической работе;

- упражнения и задания для выполнения;

- тесты для итогового контроля.

Теоретическая часть учебных материалов должна быть предоставлена как в печатном виде, так и в виде электронных гипертекстовых пособий.

Система дистанционного обучения иностранным языкам отличается от традиционных форм обучения высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора учебных курсов, большим объемом самостоятельной работы, разнообразием

форм учебно-методического обеспечения, что позволяет резко увеличить эффективность образовательных процессов независимо от места жительства студентов.

Важнейшими отличительными чертами дистанционного метода обучения иностранным языкам являются: развитие творческих способностей и формирование личности человека; формирование целостной картины мира; изучение основных законов природы и общества, а также природы и познания самого человека. [9, с. 114]

В заключение можно сделать вывод, что организация процесса изучения иностранных языков в дистанционной форме позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Студент с таким подходом рассматривается как человек, готовый к непрерывному процессу обучения и совершенствования своих способностей. Преемственность - один из важнейших факторов, определяющих успех в изучении иностранных языков.

Литература:

1. Дистанционное обучение. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm

2. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. -М.: Издательство. ИНТ, 2004 г., стр.13.

3. Тихомиров В. П. ДО: история, экономика, тенденции. // Дистанционное обучение 1997. № 2. С. 69.

4. Хуторский А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М .: ИОСО РАО, 2000.

5. Жидаль Р. Ф. «Дистанционное обучение школьников».

6. http://festival.1september.ru / articles/571052/

7. Смирнова, В.А. Особенности формирования современной образовательной информационной среды / В.А. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. -2015. - № 6. - С. 38-43.

8. Каррелл П. и Эйстерхольд Дж., 1983. Теория схем и педагогика чтения на английском языке. С. 553-574.

9. Мэдден Дж. Ф., 1980. Развитие у учеников словарных навыков. С. 111-117.

10. Nation I.S.P., 2001. Изучение словарного запаса на другом языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.