Научная статья на тему 'Принципы построения системы дистанционного обучения иностранным языкам'

Принципы построения системы дистанционного обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2269
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нейман С.Ю., Дальке С.Г.

Рассматриваются особенности дистанционного обучения иностранным языкам в современном образовательном контексте России. Анализируются некоторые модели обучения иностранным языкам с помощью информационно коммуникативных технологий и сети Интернет. Формулируются методические принципы организации системы дистанционного обучения в области иностранных языков. Обсуждаются пути достижения эффективных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения системы дистанционного обучения иностранным языкам»

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

УДК 378.018.43

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Нейман С.Ю., Дальке С.Г., 2017 Омский государственный технический университет Институт дизайна и технологий,

доцент кафедры иностранных языков, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Омск

Аннотация: Рассматриваются особенности дистанционного обучения иностранным языкам в современном образовательном контексте России. Анализируются некоторые модели обучения иностранным языкам с помощью информационно коммуникативных технологий и сети Интернет. Формулируются методические принципы организации системы дистанционного обучения в области иностранных языков. Обсуждаются пути достижения эффективных результатов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, методические принципы

Дистанционное обучение (ДиОб^ - эта одна из самых молодых и перспективных форм получения образования. В современных рыночных условиях России она перспективна не только потому, что снижает затраты на обучение, она обладает потенциалом для повышения качества обучения, а значит и конкурентоспособности за счет использования новейших информационных технологий. Многие ученые и практики считают, что дистанционное обучение - это будущее всей мировой образовательной системы.

Основная мысль дистанционного обучения заложена в установлении интерактивного общения между обучающимся и обучающим, несмотря на удаленность от места обучения и друг от друга. В идеале дистанционное обучение должно позволять не только передавать знания, но и обеспечивать качественный и количественный контроль за успешностью удаленного учебного процесса.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел Приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования [1]. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения 1990-х в России стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

По мере развития российской системы ДиОб кроме общеизвестных недостатков системы обнаружились отечественные проблемы, принявшие у нас свою уникальную форму. Большинство наших дистанционных курсов мало чем отличается по форме от традиционного заочного обучения. Сам вектор развития дистанционного образования направлен в сторону краткосрочных курсов, при этом дистанционные курсы, как правило, не дешевле, чем очное обучение. Затруднена интеграция российской системы ДиОб в общеевропейскую и мировую систему дистанционного образования, поскольку образовательные программы и курсы недостаточно хорошо разработаны ввиду дефицита квалифицированных специалистов, способных создать качественные учебные ресурсы [2, с. 391]. Тем не менее, эта ситуация ничуть не умаляет актуальность дистанционного обучения в целом, что напрямую связано с новыми потребностями общества.

Одним из наиболее актуальных предметов обучения в системе ДиОб на современном этапе становятся иностранные языки, и, что не менее важно, это один из предметов, наиболее проработанный разработчиками мультимедийных обучающих программ. Поэтому выработка

принципов построения системы ДиОб на примерах интегрированных систем обучения иностранным языкам весьма перспективна как в коммерческом отношении, так и в практическом.

Это актуально еще и потому что действующая система заочного образования не способна осуществлять качественную подготовку по дисциплине «Иностранный язык» в силу специфики учебно-методической литературы, специальных методик проведения аудиторных занятий; отсутствии правильной организации самостоятельной работы, системы текущего контроля и т. п. Актуальность данной проблемы обусловлена еще и отсутствием обобщающих исследований по созданию эффективной системы обучения иностранному языку в рамках заочного обучения, в том числе на основе компьютерных технологий, а также доминированием в педагогической практике традиционных методик, что обусловливает низкую мотивацию в области обучения иностранным языкам. Например, несмотря на высокие требования к практическому владению иностранным языком будущих специалистов, количество обязательных часов, отводимых на его изучение в неязыковом вузе, остается ничтожно малым. Естественно, что преподавателям иностранного языка приходится пересматривать учебные планы и ориентировать учебный процесс на увеличение самостоятельной работы студентов.

В качестве одного из примеров удачной разработки принципов ДиОб можно рассмотреть систему, основанную на методе, получившем название «естественный способ обучения». Этот способ предполагает, что теоретические знания по иностранному языку усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. А формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио- и видеоносителях. В рамках методики «естественного способа обучения» человек учит иностранный язык так же, как он в детстве учил родной.

Как известно, на этом принципе сейчас строятся многие современные модели обучения иностранным языкам. Возможно, это действительно самый легкий и эффективный способ заговорить на неродном языке. Технологические достижения дают обучающемуся возможность погрузиться в языковую среду, а бесконечное повторение и проговаривание одних и тех же слов и выражений способствует их эффективному запоминанию и естественному использованию. Сторонники этого подхода утверждают, что, заговорив на иностранном языке, человек не ищет и подбирает слова, как это обычно бывает, а слова сами «всплывают» и естественным образом создают речевой поток. Новый учебный материал подается порциями. Грамматика осваивается по ходу обучения - правила вытекают из изученного материала. (Рисунок 1).

Формы занятий по «естественному способу обучению»

Чат-занятия (синхронные средства коммуникации) Веб-занятия (асинхронные средства коммуникации) Теле и видео конференции (на основе списков е-шаП рассылки) Почтова я служба (традиционная рассылка в регионы)

Рис. 1 Модель естественной формы обучения

Интернет создаёт уникальную возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, обеспечивая межкультурное взаимодействие, позволяя слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду.

В связи с этим в настоящее время преподаватели иностранных языков могут более успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной деятельности - говорению, аудированию, чтению и письму; знакомить обучаемых с речевым этикетом, особенностями речевого поведения и культуры и традиций страны изучаемого языка в условиях удаленного межкультурного общения.

Компьютерные телекоммуникации предоставляют уникальную возможность обучаемым вступать в живой диалог с реальным партнёром, совершенствуя умения монологического и диалогического высказывания. Необходимость общения обращает его участников к возможностям телеконференций, чат-технологий, к участию в международных проектах по различным проблемам, что стимулирует и развивает такие коммуникативные навыки, как умение вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс с собеседником и лаконично излагать свою мысль. Таким образом, язык выполняет свою главную функцию - формирует и формулирует мысли. А это и является, по мнению Е. С. Полат, подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру [3].

Используя информационные ресурсы Всемирной сети, интегрируя их в учебный процесс для решения частных задач, представляется возможным более эффективно обучать различным видам чтения - изучающему, поисковому, ознакомительному, непосредственно используя аутентичные материалы разной степени сложности.

Приобщая обучаемых к общению посредством электронной почты, можно формировать умения письменной речи, когда изучающие иностранный язык составляют ответы партнёрам, участвуют в подготовке рефератов, сочинений и т. п., тем самым совершенствуют не только лингвистические знания, но и развивают умения генерировать идеи. В связи с этим в последнее время в сетях Интернет в России всё чаще появляются различные практические дистанционные курсы обучения некоторым отдельным видам речевой деятельности на иностранном языке [4].

Однако, несмотря на уникальность дидактических свойств компьютерных телекоммуникационных сетей Интернет, нельзя не согласиться с мнением Е. И. Дмитриевой, что при подготовке подобных курсов практически не учитывается специфика в их методике, которая отражает особенности психолого-педагогических условий, присущих дистанционному обучению [5]. Поэтому не удивительно, что игнорирование взаимосвязи и взаимовлияния условий и средств обучения и обоснованности определённых методических подходов приводит к низкой результативности создаваемых дистанционных курсов обучения иностранным языкам.

Для дистанционного обучения через Интернет характерной особенностью межличностного общения на иностранном языке между преподавателем и обучаемым является его опосредованный характер. С одной стороны, возможность постоянного общения на расстоянии в ходе учебного процесса отличает дистанционное обучение от заочного и в некоторой степени приближает его к очному, с другой - межличностное телекоммуникационное общение не способно в полной мере восполнить отсутствие непосредственного «живого» общения [3].

Именно отсутствие «живого» общения и является главным фактором, который определяет специфику психолого-педагогических условий дистанционного обучения через Интернет. Как отмечает Е. И. Дмитриева, межличностное общение по телекоммуникациям в основном обеспечивает функционально полноценную схему осуществления учебного процесса, включая прямую и обратную связи между обучаемым и преподавателем. Тем не менее, функции последнего очень сильно ограничены и сведены к тому, чтобы управлять ходом работы обучаемого с дидактическими материалами. Преподаватель уже не является главным и непосредственным источником учебной информации [5].

Следовательно, основная методическая проблема обучения иностранным языкам фактически сводится к тому, как обеспечить достижение поставленных учебных целей при ограниченных возможностях преподавателя управлять ходом учебного процесса, и какими методическими средствами возможно компенсировать дефицит этого управления. Очевидно то, что подобное ослабление роли преподавателя можно нейтрализовать теми методическими средствами, которые содержатся в используемых обучаемым дидактических материалах. «Именно эти средства должны

сделать реальные возможности телекоммуникационного общения достаточными для решения задачи устойчиво воспроизводимого достижения учебных целей дистанционного обучения иностранном языкам» [там же, с. 121]. В этом состоит важнейший принцип построения системы ДиОб.

Отечественными учёными выявлены и другие методические принципы, имеющие концептуальное значение для организации системы обучения на расстоянии, которые необходимо учитывать для достижения более высокой эффективности курсов обучения иностранным языкам:

• коммуникативный принцип, который обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но и при работе в малых группах, разработке совместных проектов, в том числе и международных с носителями языка;

• принцип сознательности, который предусматривает опору на определённую систему правил, предваряющих формирование навыка и в совокупности своей дающих обучаемому представление о системе изучаемого языка;

• принцип опоры на родной язык, что должно находить отражение в организации ознакомления обучаемых с новым языковым материалом, при формировании ориентировочной основы действий;

• принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую (аутентичные тексты, речевые образцы, демонстрирующие функциональные особенности изучаемого языкового материала в определённой культурной среде страны изучаемого языка); зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств, организации видеоконференций; слуховую наглядность (использование определённых программных средств -саундбластеров, CD-ROM, а также организация аудиоконференций);

• принцип доступности, что обеспечивается благодаря интерактивному режиму работы;

• принцип положительного эмоционального фона, который способен сформировать устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого [6, с.144].

Все вышеперечисленные принципы имеют методологическое значение для успешного обучения иностранным языкам дистанционно.

В настоящее время активно разрабатываются различные дистанционные методики обучения иностранным языкам с использованием Интернета. Существуют сторонники идеи обучения иноязычной деятельности только с помощью Всемирной сети, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.

Самое простое применение Интернета - использование его в качестве источника дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Естественно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Всемирной сети обучение иностранным языкам меняется кардинально: пользователь получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников [7, с. 44].

Наиболее полно возможности Интернета как принципиального элемента ДиОб раскрываются при использовании его непосредственно в студенческой аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Самыми распространенными видами работы в настоящее время являются различные Интернет-проекты. Как известно, проекты могут проводиться и без подключения к Всемирной сети. Однако многие преподаватели отмечают, что Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами студенты применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную информацию [8].

Существуют два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.

Преподаватель должен не только сформулировать тему проекта, но и тщательно подготовить его проведение: определить временные рамки проекта; продумать, какие материалы кроме Интернета могут быть использованы; выбрать оптимальную форму презен-тации результатов. Интернет-проекты могут быть различными по своим временным рамкам, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Интернете или даже созданием такой страницы [9].

Интернет предоставляет новые возможности и для E-mail-проектов. Различают два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Участники синхронной коммуникации обмениваются письменными сообщениями в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. В аудитории этот вид деятельности трудно организовать, поэтому он больше подходит для инди-видуального изучения иностранного языка [10, с. 53].

Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, предоставляя возможность продумать, исправить, переписать свой текст. Лучше всего коммуникация по электронной почте осуществляется в виде E-mail-проектов. Залог успешности таких проектов состоит в их тщательном планировании, интересном подборе тем и соответствии уровню обучаемых [там же, с. 57]. Польза E-mail-проектов очевидна: они предоставляют возможность общения на иностранном языке с реальными партнёрами. Отсюда следует более ответственное отношение к продуцируемым текстам, расширяется языковая компетенция обучаемых и повышается мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка.

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения.

Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется наставнику. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение.

Процесс обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу «мозговой атаки», цель которой - выдвижение гипотез решения проблемы.

Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихся 8-11 классов и для взрослых. При этом средства наглядности используются для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана.

После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки [11].

Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку (в системе технологии «Учебного портфолио»), постепенно занося туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов.

Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа. Работа в сотрудничестве позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте. Задание дается на группу одно, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется наставнику и оценивается им одинаково для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания.

Следует особо отметить, что любые курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также давать возможность группового обучения, где весьма важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверенными в правильности своих действий. Мы рассматриваем интерактивность в качестве базового принципа организации системы ДиОб.

Обратная связь должна быть как оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Если важнейший элемент любого курса - мотивация, то для этого нужно применять разнообразные средства и приемы, поэтому структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня знаний. При этом следует отметить, что модули большого объема заметно снижают мотивацию обучения; особое значение при обучении иностранному языку имеет звуковое сопровождение, которое может быть реализовано либо при помощи сетевых технологий, либо с помощью CD-ROM.

Средством дистанционного обучения выступает электронный или программируемый учебник [12 214]. Материал такого учебника составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний. С одной стороны, электронный учебник позволяет удовлетворять ведущим дидактическим принципам: наглядности, научности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности усвоения и некоторым другим, а с другой стороны, соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода к методике преподавания иностранных языков.

Контроль в электронном учебнике представлен в большей степени диагностической функцией, так как оценка не имеет принципиального значения для преподавателя. С точки зрения самостоятельной работы, такой учебник позволяет самостоятельно работать над произношением терминов своей специальности, соединяя все три образа предложенного слова: графический, смысловой и звуковой в процессе прослушивания речи автора электронного учебника. Необходимо также отметить, что в электронном учебнике можно представить большой по объему языковой материал в удобной и интересной форме, так как в процессе разработки его у создателя нет границ для творчества.

В настоящее время существуют разнообразные специальные компьютерные программы, ориентированные на обучение иностранным языкам при дистанционной форме обучения. Среди них выделяются три основные группы:

1. Программы, посвященные изучению тех или иных разделов системы языка (главной задачей таких программ является введение и активизация языковых форм и структур).

2. Программы, направленные на обучение видам речевой деятельности.

3. Контролирующие программы, обеспечивающие контроль за уровнем сформированности речевых и языковых навыков.

Широкое применение кроме этих программ находят и другие дистанционные технологии обучения иностранным языкам:

• кейс-технология, которая является близким аналогом технологии заочного обучения (когда студент получает специальный набор учебно-методических материалов для самостоятельного обучения и периодически консультируется у преподавателей в учебных центрах или заведениях);

• ТУ-технология, в рамках которой применяются телевизионные лекции и консультации у преподавателей;

• сетевая технология, основанная на применении для консультаций студента и передачи ему учебно-методических материалов сети Интернет [6, с.150].

Таким образом на первый план при организации системы иноязычного дистанционного обучения выходит методологическая и содержательная его организация. При этом принимается во внимание не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала. С этой точки зрения целесообразнее, прежде чем переходить к решению глобальной проблемы создания дистанционного обучения в рамках вуза или даже одной специальности, вычленить логически цельный, независимый предмет обучения и на его основе построить исследовательский полигон по методологии построения ДиОб.

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что на начальном этапе построения системы ДиОб приходится мириться с тем, что за ее основу могут быть взяты только существующие мультимедийные обучающие курсы, разработанные еще до эры ДиОб. Только такой практический путь реален для вступления на коммерческий рынок ДиОб. Надеяться на то, что с нуля будут разработаны новые мультимедийные курсы, в которых учтены все возможности и перспективы, -нереально. К слову сказать, такая ситуация будет непрерывно сопутствовать всем этапам жизненного цикла и развития систем ДиОб в России.

Как при общей оценке перспектив ДиОб, так и при использовании его в сфере иноязычного образования, следует упомянуть и о тех проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков при обращении к различным видам и формам дистанционного обучения. Прежде всего это касается финансовых затрат. Не все ещё образовательные учреждения имеют бесплатный доступ в Интернет, не могут позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами Всемирной сети. Недостаток технической подготовки преподавателей также отражается на их работе.

К сожалению, действующие уже центры языкового образования, по сути, повторяют модель заочного обучения. Причина кроется, видимо, в том, что информационное обеспечение в виде специализированных мультимедийных обучающих курсов реализуется пока не на должном уровне. Кроме того, не отработана методология построения системы дистанционного обучения. Но всё это, по-видимому, только временные трудности. Именно поэтому дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные сети представляется наиболее интересным и особенно привлекательным с точки зрения его эффективности

Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов:

• эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;

• используемых при этом педагогических технологий;

• эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

• эффективности обратной связи [12].

Подводя общие и частные итоги, можно констатировать, что возможность получить образование в системе дистанционного обучения сегодня стала актуальной в России. Несмотря на то, что количество занимающихся по дистанционной форме обучения в нашей стране не столь уж велико, тем не менее, спрос и предложение услуг на него интенсивно растет. Так, уже начали свою деятельность несколько крупных российских центров дистанционного образования, создаются институты дистанционного образования и ассоциации ДиОб.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный является обязательным требованием для реализации концепции модернизации образования в России. В условиях глобального экономического кризиса возросла потребность в специалистах, владеющих иностранным языком на высоком профессиональном уровне, который можно повысить не только через систему очного образования.

Самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие личности и таких ее качеств, как способность к самостоятельному изучению языка и культуры, автономность в использовании иностранного языка, креативность в решении различных задач средствами изучаемого языка требует нового подхода к содержанию и методике организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык, учитывая достижения ДиОб.

Каждый раз с появлением новых технологий меняются методы дистанционного обучения и отношение к нему со стороны людей. Под нажимом правительств, а также в результате конкурентной борьбы за студентов, множество традиционных учебных заведений пересмотрело свою структуру, формы и методы обучения, учебные планы и программы, поняв всю необходимость использования новых технологий и внедрения дистанционных курсов обучения. Эффективность дистанционного обучения зависит помимо прочего от принципов, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать как эффективное: дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов; обеспечение ключевого понятия образовательных программ дистанционного обучения -интерактивность.

Список литературы:

1. Краткая история развития дистанционного образования [Электронный ресурс] // Дистанционное oбучение. Информационный портал. - Режим доступа: dtraining.web-3.ru/introduction/history

2. Кузьминский, А.И. Краткий экскурс в историю дистанционного обучения / А. И. Кузьминский // Педагогика высшей школы. - К. : Знание, 2005. - 486 с.

3. Полат, Е.С. Дистанционное образование: организационные аспекты / Е. С. Полат // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 87-92.

4. Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2.

5. Дмитриева, Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через телекоммуникационные сети интернет / Е.И. Дмитриева // ИЯШ. - 1998. - № 1. - С. 611.

6. Нейман, С.Ю. Перспективы развития системы непрерывного образования в новых социально-экономических условиях / С.Ю. Нейман, С.В. Буренкова, С.Е. Груенко и др. Омск, ОГИС, 2015. -351 с.

7. Кытманова, Л.А. Использование интернет-ресурсов на уроках ан-глийского языка / Л. А. Кытманова // Технологии обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Межвузовская н.-тех. конф., 1 февраля 2005 : сб. научных статей. - Ульяновск : УлГТУ, 2005. - С. 42-48.

8. Подопригорова, Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л. А. Подопригорова // ИЯШ. - 2003. - № 5. - С. 25-31.

9. Дистанционное образование on-line [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.facultet.ru/2009/03/28/distancionnoe-obrazovanie-on-line. html

10. Воробьева, Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы / Е. И. Воробьева : монография. - Архангельск : Поморский университет, 2011. - 123 с.

11. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Е. С. Полат - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3604827/

12. Головушина, Ю.А Дистанционное обучение иностранным языкам посредством компьютерных сетей Internet [Электронный ресурс]. / Ю.А Головушина. - Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-149813.html

УДК 37.09

СУЩНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НыгметоваБ.Д., СарбасовН.С., 2016 Павлодарский государственный педагогический институт, заведующая кафедрой иностранных

языков, г.Павлодар Филиал Центра педагогического мастерства в г. Павлодар, директор

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о переходе казахстанского среднего образования на обновленное содержание. Внедряемая система критериального оценивания направлена на развитие учащегося, повышение его мотивации к обучению. Важной становится роль критериев оценивания и регулярной обратной связи, понятных для каждого ученика и его родителей. Эффективность реформы среднего образования во многом будет зависеть от подготовленности казахстанских учителей к работе по обновленному содержанию среднего образования, в связи с чем становятся важными практика учителя и его исследовательская деятельность.

Ключевые слова: формативное оценивание, критерий, дескриптор, обратная связь, координатор.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».

Э. Хаббард

Современный этап общественного развития характеризуется постоянной изменяемостью, динамизмом. Меняются знания, технологии, информация, что обусловливает быстрое устаревание полученных знаний. В связи с этим возникает потребность по-новому определить цель обучения и его функции. Сегодня в процессе ежедневного обучения нам необходимо выработать у учащегося умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным. Мы должны также научить его учиться, тем самым обеспечивая индивидуальную и самостоятельную работу ученика (согласно требованиям Болонского процесса), ориентировать содержание и методы обучения на компетентность. Развитие человечества приобрело глобальный характер, и это делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве. Требуются изменения системы ценностей, которые мы хотим видеть у наших детей. Это должно стать главным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию. В частности, уже в школе надо ориентировать учащихся на желание быть успешными в жизни.

С этой целью в Казахстане в течение последних пяти лет были разработаны программы на основе обновленного стандарта содержания образования. С сентября 2015 года Программа обновления содержания начального образования успешно прошла апробацию в 30 пилотных школах, в число которых входят городские, сельские и малокомплектные. Апробация образовательных программ принесла положительные результаты обучения, и с сентября 2016 года во всех общеобразовательных школах Казахстана в первых классах осуществлен переход на обновленный стандарт содержания образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие же изменения наблюдаются в новых учебных программах? Следует отметить, что академическое содержание сохранено, а изменились ожидаемые результаты, представленные через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.