Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
преемственность / программа обучения / зрительная депривация / слепые дети / continuity / adapted training programs / visual deprivation / blind students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копыльцова М.М.

В статье рассматриваются проблемы преемственности в реализации адаптированных образовательных программ для слепых обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования. Преемственность между ступенями образования отслеживается путем анализа адаптированных программ во всех разделах: преемственность принципов обучения, целевых ориентиров и содержания образования. В статье проанализированы проблемы преемственности и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN IMPLEMENTATION ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR BLIND STUDENTS AT LEVELS PRE-SCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

The article discusses the problems of continuity in the implementation of adapted educational programs for blind students at the levels of preschool and primary general education. Continuity between levels of education is monitored by analyzing adapted programs in all sections: continuity of educational principles, targets and content of education. The article analyzes the problems of continuity and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.3

Копыльцова М.М.

учитель - дефектолог Гаврилов-Ямская школа-интернат (г. Гаврилов-Ям, Россия)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преемственности в реализации адаптированных образовательных программ для слепых обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования. Преемственность между ступенями образования отслеживается путем анализа адаптированных программ во всех разделах: преемственность принципов обучения, целевых ориентиров и содержания образования. В статье проанализированы проблемы преемственности и пути их решения.

Ключевые слова: преемственность, программа обучения, зрительная депривация, слепые дети.

Понятие преемственности не является новым для педагогической теории и практики. Преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания. Она предполагает последовательный переход от одной ступени образования к другой и проявляется в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Особую значимость это понятие приобретает с внедрением Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ слепых и слабовидящих обучающихся. Поскольку я работаю с детьми с детьми, имеющими нарушения зрения, я считаю, что целесообразно изучить проблему, рассматривая данную категорию детей.

Начиная разговор о преемственности в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ, нельзя не обратится к нормативным документам. Слово «преемственность», напрямую связанное с федеральными государственными образовательными стандартами, упоминается в Федеральном законе «Об образовании» 1 дважды, в ст. 11 и 63, где говорится о том, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. В Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. 2 говорится о том, что реализация основных целевых ориентиров образования детей с ОВЗ возможна лишь при осуществлении преемственности на всех уровнях образования, позволяющая последовательно развивать достижения каждого ребенка с ОВЗ вне зависимости от тяжести его нарушения и в соответствии с потенциальными возможностями развития, обучения, социализации, профессионализации. Акцент на преемственности целей и задач дошкольного и начального общего образования слепых детей с учетом и удовлетворением их особых образовательных потребностей делается и в Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слепых и слабовидящих детейЗ. Касательно Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования слабовидящих и слепых обучающихся понятие преемственности рассматривается, в основном, в рамках преемственности ступеней школьного образования, школьных курсов начальной и основной школы, урочной и внеурочной деятельности, где отражаются межпредметные и внутрипредметные связи. Важным, на мой взгляд, является наличие в программе для слепых, обучающих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами. Незрячие школьники, не имеющие интеллектуальных нарушений, лишены возможности дополнительных адаптационных мероприятий. С первых дней обучения в школе незрячие

первоклассники посещают уроки и внеурочные занятие в полном объёме согласно учебному плану с недельной нагрузкой в 33 учебных часа.

Изучение нормативных документов показывает, что несмотря на то, что понятие преемственности является наиважнейшей характеристикой непрерывной системы образования, дефиниция преемственности, модели и её механизмы не раскрываются ни в одном нормативном документе.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения регламентируется адаптированными основными образовательными программами. Несомненно, преемственность между ступенями образования должна прослеживаться во всех разделах программы: преемственность принципов обучения, целевых ориентиров, содержания образования и специальных условий обучения. По логике вещей, степень преемственности дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения позволит оценить сравнительный анализ Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста4 (далее - ПрАООП) и Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых детей (далее - АООП НОО).

Важно отметить, что в основу разработки обеих программ заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Целесообразность такого подхода объясняется категорией обучающихся, крайне неоднородной в возможностях освоения содержания образования. Параллели прослеживаются и в основных принципах, сформулированных во ФГОСах: адаптивность системы образования, учет индивидуальных, возрастных особенностей и особенностей психического развития, деятельностный подход, принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений. Важно отметить, что ПрАООП ДО поддерживает инициативу ребенка в любых видах деятельности, когда в АООП НОО основополагающей считается познавательная и предметно-практическая деятельность,

обеспечивающая овладение слепыми обучающимися содержанием образования.

Неизменным остается принцип сотрудничества и взаимодействия с семьей. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей слепого дошкольника направлено, в основном, на формирование адекватного отношения к настоящим и будущим возможностям и потребностям ребенка с повышением роли семьи в физическом развитии и социализации дошкольника с нарушением зрения. Программа дошкольного образования включает Абилитационную программу АООП НОО, которая также подчеркивает значимость взаимодействия с семьей. Но только лишь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями АООП включает в себя программу сотрудничества с семьей. Необходимо отметить, что чаще всего постановка диагноза формирует у родителей затяжную психотравмирующую ситуацию. Неуспешность детей в ситуациях обучения и общения не позволяет родителям обратить внимание на сохранные возможности ребёнка, не дает им оценить его медленную, но позитивную динамику развития. Педагогическая беспомощность приводит к использованию неправильных моделей воспитания и развития ребенка. Именно поэтому квалифицированная психолого -педагогическая помощь в дошкольном детстве и в период начального образования имеет ключевое значение для построения верного маршрута в воспитании и обучении незрячего ребенка как при норме развития, так и при наличии интеллектуальных отклонений.

Программы имеют схожую структуру и включают в себя целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованием Стандартов. Цель ПрАООП ДО представлена в виде общей формулировки (создание образовательной среды, обеспечивающей слепому дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала) и определяется посредством задач: формировать общую культуру личности слепого дошкольника, обеспечивать развитие компенсации слепоты, профилактики появления и при необходимости

коррекции вторичных нарушений, обеспечивать освоение слепым дошкольником целостной картины мира, формировать у слепого ребенка образ Я, обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слепых детей, создавать условия формирования у слепого ребенка предпосылок учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слепых детей.

Цель реализации АООП НОО для слепых обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слепыми обучающимися.

Результаты образования на этапе завершения дошкольного образования для слепых детей представлены целевыми ориентирами, отражающими социальные и психологические характеристики личности ребенка.

Касательно начального общего образования слепых детей освоение слепыми обучающимися предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Преемственно, что личностным качествам (социально - психологическим характеристикам) отводится важное место на всех этапах образования ребенка. В то время метапредметные результаты никак не отражаются в программе ДОУ.

Таким образом, анализ целевых ориентиров дошкольного образования выявил недостаточную точность формулировок, а лишь незначительное упоминание о нозологических группах, например, о детях с речевыми нарушениями или ЗПР, так как практика показывает, что дети с нарушениями зрения зачастую имеют сочетанный дефект. В АООП НОО же подробно описаны особые образовательные потребности детей с нормой интеллекта (вариант 3.1), с нормой интеллекта, но освоение программы происходит в пролонгированные сроки (вариант 3.2), с интеллектуальными нарушениями

(вариант 3.3), с нарушениями интеллекта (умеренная, тяжелая, глубокая и ТМНР - вариант 3.4), что позволяет дифференцировать содержание образования для детей с нормой и интеллектуальными нарушениями в зависимости от степени нарушения интеллекта, наличия множественных нарушений в развитии, а также конкретизировать образовательные результаты.

Несомненно, важнейшим критерием оценки преемственности дошкольного и начального образования детей со зрительной патологией является установление связи содержания предметных областей в дошкольном образовании и учебных предметов, коррекционных курсов в начальном общем образовании слепых детей. Образовательная деятельность в дошкольном возрасте осуществляется в рамках пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие. Каждая образовательная область предполагает специфические виды деятельности. Анализируя недельный учебный план АООП НОО (вариант 3.2) обучающихся I класса, наблюдается преемственность предметных областей и учебных предметов:

Таблица 1. Связь содержания предметных областей в дошкольном образовании и учебных предметов в начальном общем образовании слепых детей.

АООП ДО (предметные области) АООП НОО (вариант 3.2) (Учебные предметы)

Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие Русский язык

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие (раздел «Ознакомление с художественной литературой») Литературное чтение

- Математика

Познавательное развитие («Ознакомление с окружающим») Окружающий мир

Художественно-эстетическое развитие Музыка

Художественно-эстетическое развитие Изобразительное искусство (тифлографика)

Физическое развитие Адаптивная физическая культура

Художественно-эстетическое развитие (раздел «Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность» Технология

Таким образом, можно прийти к выводу, что на содержательном уровне преемственность образовательных программ можно проследить, но анализ содержания предметных областей (ДО) и учебных предметов (НО) показывает недостаточный уровень преемственности. Например, в программе ДОУ отсутствует направление «Формирование элементарных количественных представлений». Несмотря на это, высокий уровень взаимосвязи можно проследить на уровне коррекционной работы. Рассматривая содержание программы дошкольного образования, можно с уверенность сказать, что она направлена на максимальное развитие компенсаторных навыков, а не на

подготовку к школьному обучению, поэтому преемственность этих двух программ прослеживается скорее на уровне коррекционно-развивающей работы.

Практика показывает, что успешное освоение АООП дошкольного образования не означает готовность ребенка с нарушениями зрения к освоению АООП НОО. Для решения этого вопроса необходимо выявить основные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования детей со зрительной депривацией. В настоящее время в обучении выделяют два блока преемственных связей: содержательный и процессуальный. Связи на содержательном уровне нам удалось проследить. Очевидно, что основные проблемы выявятся при рассмотрении процессуальной преемственности. К признакам процессуальной преемственности относятся:

- учет ведущего типа деятельности в каждый период детства,

-взаимосвязь в методах, формах и средствах обучения, то есть

применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении в начальной школе,

-учет в начальной школе тех форм, методов и средств, которые использовались в процессе обучения дошкольников.

Таким образом, процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения,

- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Исходя из вышесказанного, основными проблемами преемственности можно считать:

-недостаточная преемственность содержания образовательных программ дошкольного и начального общего образования,

- недостаточная подготовленность специалистов к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в системе непрерывного образования,

-разрыв между требованиями к ребенку, стилем взаимодействия с ним на различных этапах образовательного процесса (психологическая преемственность),

- недостаточный опыт или отсутствие сетевого взаимодействия,

-трудности семьи, в которой воспитывается дошкольник с нарушением

интеллекта.

Логичным решением данной проблемы может стать программа сотрудничества дошкольных образовательных учреждений и школ по вопросам реализации преемственности технологий, методов, форм обучения с постепенным их изменением в школьном обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Такое взаимодействие должно производиться в следующих аспектах:

- целевой, а именно согласование целей образования детей с интеллектуальными нарушениями на уровне ДОУ и школы,

- содержательный (разработка сопряженных образовательных программ),

- технологический (выработка общих подходов к организации образовательного процесса в ДОУ и школе, преемственность форм, методов, технологий образования детей с интеллектуальными нарушениями, соблюдение принципов организации образовательной среды),

- психологический (Преемственность стиля общения с ребенком, согласование требований к оценке способностей детей на смежных этапах обучения),

- управленческий (Реализация общих подходов к управлению и организации работы участников образовательного процесса).

Несомненно, интеграция детского сада и школы поможет созданию системы непрерывного образования детей с нарушениями зрения, сохраняя при

этом самоценность каждого возрастного периода и специфические приоритетные цели и направления для детского сада и школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);

2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - 120 с;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся (fgosreestr.ru);

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей(fgosreestr.ru)

Kopyltsova M.M.

Gavrilov-Yamskaya School (Gavrilov-Yam, Russia)

CONTINUITY IN IMPLEMENTATION ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR BLIND STUDENTS AT LEVELS PRE-SCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

Abstract: the article discusses the problems of continuity in the implementation of adapted educational programs for blind students at the levels of preschool and primary general education. Continuity between levels of education is monitored by analyzing adapted programs in all sections: continuity of educational principles, targets and content of education. The article analyzes the problems of continuity and ways to solve them.

Keywords: continuity, adapted training programs, visual deprivation, blind students.

'Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);

2 Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - 120 с;

3 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся (https://fgosreestr.ru);

4 Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей(https://fgosreestr.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.