Научная статья на тему 'Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой'

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ОБУЧЕНИЕ / УРОК / ПРИЕМЫ / УМЕНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Елена Викторовна, Лемзякова Юлия Юрьевна, Лакомова Марина Николаевна

В статье рассматривается проблема преемственности обучения математике, когда обучающиеся переходят из начальной школы в основную. Выделяется ряд распространённых проблем, влияющих на успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛОЙ

1 2 3

Нестерова Е.В. , Лемзякова Ю.Ю. , Лакомова М.Н.

1Нестерова Елена Викторовна - учитель начальных классов;

2Лемзякова Юлия Юрьевна - учитель начальных классов;

3Лакомова Марина Николаевна - учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская Средняя общеобразовательная школа, с. Двулучное, Валуйский округ, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема преемственности обучения математике, когда обучающиеся переходят из начальной школы в основную. Выделяется ряд распространённых проблем, влияющих на успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе.

Ключевые слова: математика, обучение, урок, приемы, умения, преемственность.

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-классник чувствует себя «беспризорником». Каждый учитель по-своему преподает свой предмет. Преподавание индивидуально, хотя программы и учебники одни для всех.

В связи с реформированием и модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.

В нашей школе учителя начальной школы в основном работают по УМК «Школа России» учебникам авторов Марии Игнатьевны Моро и Марии Александровны Байтовой. К сожалению продолжения, в основной школе этот УМК не имеет, поэтому учителя, работающие в 5-6 классе, выбирают учебники других авторов: Наума Яковлевича Виленкина и др. и второй Ирины Ивановны Зубаревой и Александра Григорьевича Мордковича. Второй комплект учебников выбран потому, что имеет продолжение в 7-11 классах.

Проанализировав «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе» (итоговая работа за курс 4 класса) и качество знаний по итогам входного контроля по текстам РЦОИ, можно выделить ряд распространённых проблем, влияющих на успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе:

- выделение дополнительного времени - сверх отведенных 45 минут - на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: «А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?»).

- стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, «забегают» намного вперед).

- недостаточная техника чтения (в особенности - математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.

- недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).

- неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда «забывчивость», которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).

- недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).

- недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).

- недостаточное развитие графических умений.

При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Поэтому проблему преемственности в школьном курсе математики нужно рассматривать и с другой стороны - со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы. При этом надо постепенно избавляться от "пережитков прошлого" в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы провести итоговую диагностическую работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия.

Направления работы по обеспечению преемственности обучения математике между начальной и основной ступенями обучения в школе:

1. Взаимопосещение учителями основной школы уроков в начальной школе.

2. Организации экскурсий обучающихся 4 класса на уроки по математике в 5 классы, в кабинеты математики.

3. Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной школы.

Список литературы

1. Нестерова Е.В. Внеурочная деятельность как нетрадиционный способ обучения младших школьников. М.: Проблемы педагогики. № 9 (20), 2016. С. 30-32.

2. Нестерова Е.В., Бертенева Е.А., Ильинская Л.И. Духовно-нравственное воспитание современной личности. М.: Проблемы педагогики. № 2 (25), 2017. С. 38-40.

3. Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». М., 1998. № 30. С. 21-30.

4. Мубараков А.М.Преемственность в методах обучения математике. // Дополнительное образование. М., 2003. № 2. С. 46-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.