Научная статья на тему 'Преемственность в формировании экономической культуры учащейся молодежи в системе "школа-вуз"'

Преемственность в формировании экономической культуры учащейся молодежи в системе "школа-вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность / система "школа вуз" / Социальная характеристика / экономическая культура / современный специалист

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Н. Г.

В данной статье отражены аспекты, раскрывающие необходимость преемственности в формировании экономической культуры между школой и вузом. Экономическая культура рассматривается как важнейшая социальная характеристика современного специалиста, а совершенствование экономических знаний как одна из основных задач системы общего и профессионального образования. В заключение сделаны выводы и даны некоторые рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the aspects revealing the necessity of continuity of the economic culture formation between school and higher school. The economic culture is viewed as the most important social characteristic of a modern specialist, and improvement of economic knowledge is as one of the main problems of universal and professional education system. In conclusion some inferences and recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Преемственность в формировании экономической культуры учащейся молодежи в системе "школа-вуз"»

Н. Г. Игнатьева

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

Работа представлена кафедрой педагогики

Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Хрисанова

В данной статье отражены аспекты, раскрывающие необходимость преемственности в формировании экономической культуры ме^ду школой и вузом. Экономическая культура рассматривается как важнейшая социальная характеристика современного специалиста, а совершенствование экономических знаний - как одна из основных задач системы общего и профессионального образования. В заключение сделаны выводы и даны некоторые рекомендации.

The article is devoted to the aspects revealing the necessity of continuity of the economic culture formation between school and higher school. The economic culture is viewed as the most important social characteristic of a modern specialist, and improvement of economic knowledge is as one of the main problems of universal and professional education system. In conclusion some inferences and recommendations are given.

Современные социально-экономические условия выдвигают в качестве важнейшей задачи системы образования воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Переход России к рыночным отношениям раскрепощает свободу личности, способствует реализации ее экономических и духовных интересов, выступает одновременно и в качестве надежной основы для приращения национального богатства. Наряду с этим рыночная экономика заключает в себе источник ряда негативных явлений, например: обман ради получения прибыли, недобросовестная конкуренция. Вместе с тем опыт мировой экономики иллюстрирует способность общества ограничивать отрицательные проявления рыночных отношений путем формирования экономической культуры будущих участников рыночных отношений.

Экономическая культура - это система ценностей, которыми руководствуется хозяйствующий субъект в процессе своей социальной деятельности. Специфика самой деятельности хозяйствующего субъекта, проявляющаяся в труде, предпринимательстве, в управлении и других направлениях его экономического поведения, накладывает определенный отпечаток на систему его ценностных ориентаций. Вместе с тем следует отметить, что личность работника есть продукт социальной среды и ее поведение детерминировано не только экономическими, но и многими другими коррелянтами, определяющими ее деятельность в сфере хозяйства.

Структурно-логическая концепция современной экономической культуры предполагает необходимость ее целенаправленного и осмысленного формирования в системе непрерывного образования, на всех этапах жизненного пути человека. Однако

основное содержание всей системы экономической культуры личности должно закладываться уже в системе общего и профессионального образования.

Концептуальные положения, определяющие сущность экономической культуры личности и процесс ее формирования, представлены в трудах отечественных философов (А. И. Арнольдова, П. Т. Бунича, Н. С. Злобина, Л. Л. Любимова,

A. К. Уледова, К. А. Улыбина, В. П. Фофанова, В. Ф. Щербиной) и педагогов (Л. С. Бляхман, Н. Я. Клепач, В. М. Матушкина, Т. Ж. Тощенко, В. Д. Попова, Л. Е. Эпштейн). В исследованиях И. И.За-рецкой, Л. Н. Пономарева, В. Д. Попова,

B. П. Чичканова и других экономическая культура личности была изучена в контексте трудовой деятельности.

Проблемы совершенствования экономического образования рассматривались в работах М. В. Владыка, В. Д. Попова,

B. К.Розова, И. А. Сасовой, Н. А. Хро-менкова. Вопросам экономического воспитания в контексте трудовой и технологической подготовки посвящены труды

C. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. Г. Козлова, Е. В. Огородникова, А. Т.Шпа-ка, Б. П. Шемякина.

Экономическое образование как компонент профессиональной подготовки было предметом исследования А. И. Абрамовой, Ю. К. Васильева, В. Г. Козлова, Л. П. Ку-ракова, М. Л. Малышева, В. К. Розова, И. А. Сасовой, Т. Н. Скиба. Методический аспект формирования экономической культуры представлен в работах А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, Б. А. Райзберга, В. Д. Симоненко, Б. П. Шемякина и др. Особенности экономического воспитания и обучения в ходе практической деятельности в учебных мастерских школ, учебных производственных комплексов, вузов исследовались В. Г. Козловым, А. С. Макаренко, В. А. Поляковым.

Вместе с тем проблема преемственности в формировании экономической культуры между школой и вузом остается недостаточно разработанной.

Таким образом, возникает объективное противоречие: между социально-обусловленной необходимостью формирования экономической культуры современного учителя как неотъемлемого компонента его личной и профессиональной культуры и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ реализации преемственности в решении данной проблемы в системе «школа - вуз». С учетом обозначенного противоречия выявлена проблема исследования: каковы педагогические условия реализации преемственности в формировании экономической культуры студентов педвуза в системе «школа - вуз»?

Мы предполагали, что реализация преемственности в формировании экономической культуры учащихся в системе «школа -вуз» возможна при соблюдении следующих условий:

• разработки и реализации модели непрерывного процесса формирования экономической культуры обучающихся на основе согласования и координации его целей, содержания, форм, методов и средств;

• обеспечения уровневого освоения уча -щимися знаний, отношений и опыта практической деятельности на основе применения личностно-активизирующих технологий обучения;

• осуществления профессиональной направленности экономической подготовки школьников и студентов вуза;

• создания программно-методического сопровождения, включающего программы факультатива для школьников и спецкурса для студентов вуза.

Для подтверждения выдвинутого предположения были поставлены следующие задачи:

• уточнить сущность и содержание экономической культуры личности;

• проанализировать современное состояние проблемы реализации преемственности в формировании экономической культуры учащейся молодежи в системе «школа - вуз»;

• разработать и реализовать модель процесса формирования экономической культуры учащихся в системе «школа - вуз»;

• определить основные критерии и показатели уровня сформированное™ экономической культуры учащихся;

• выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия реализации преемственности в формировании экономической культуры учащихся в системе «школа - вуз».

Методологической основой исследования явились философские, педагогические и психологические концепции активности личности в познании; теория деятельности (А. Н. Леонтьев), теория познания (П. В. Алексеев, Дж. Брунер, Н. А. Полов-никова и др.), психолого-педагогические концепции потребностей личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Маслоу, В. Н. Мяси-щев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.), системный, личностный и деятельностный подходы (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Ю. П. Сокольников и др.), теория культуры (М. С. Каган, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян и др.).

Теоретическую основу исследования составили исследования в области экономической культуры личности (Ю. К. Васильев, И. А. Мельничук, Т. Е. Сергеева, Б. П. Шемякин, Л. Е. Эпштейн и др.); теория формирования личности учителя (Е. В. Бондаревская, Н. В. Кузьмина,

В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.); теория обучения в высшей школе (С. И. Архангельский, М. М. Левина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследова-ния:

• анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы, нормативно-законода -тельных документов Российской Федера-ции об общем и высшем педагогическом образовании, учебно-программной документации, учебников, учебных пособий;

• методы эмпирического исследования: изучение педагогического опыта с помощью наблюдения, опроса, анкетирования, изучение продуктов деятельности школьников и студентов;

• педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности; методы статистической обработки результатов исследования.

Основными понятиями нашего исследования являются: «экономическая культура», «экономическая культура школьника», «экономическая культура будущего специалиста», «преемственность в формировании экономической культуры».

Экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», СОШ № 10 г. Новоче-боксарска. Всего на разных этапах исследования принялоучастие 150 студентов, 12 преподавателей, 30 школьников, 10 учителей.

На первом этапе исследования изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, нормативная документация в области экономического образования; был определен методологический аппарат исследования, сформулированы проблема, гипотеза, цель и задачи исследования; разработана программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе было проведено исследование содержания работы школы и вуза по формированию экономической культуры обучающихся; осуществлена теоретическая разработка и апробация модели процесса формирования экономической культуры у студентов и школьников; выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию преемственности в формировании экономической культуры студентов вуза в системе «школа - вуз».

На третьем этапе осуществлено экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих реализацию преемственности в формировании экономиче-

ской культуры учащейся молодежи в системе «школа - вуз».

В процессе исследования были выявлены сущность и содержание экономической культуры школьников и студентов. Экономическую культуру личности мы понимаем как ее качественную характеристику. Она проявляется как мера освоения и использования личностью в своей повседневной и профессиональной деятельности усваиваемых экономических знаний и практического опыта. Содержательными компонентами экономической культуры являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный; уровневыми характеристиками: экономическая функциональная грамотность, экономическая образованность, экономическая компетентность.

Проведенное нами исследование показало, что реализация преемственности в формировании экономической культуры учащихся в системе «школа - вуз» возможна при соблюдении следующих педагогических условий: разработки и реализации модели непрерывного процесса формирования экономической культуры обучающихся на основе согласования и координации его целей, содержания, форм, методов и средств; обеспечения уровневого освоения учащимися знаний, отношений и опыта практической деятельности на основе применения личностно-активизирующих технологий обучения; осуществления профессиональной направленности экономической подготовки школьников и студентов вуза; создания программно-методического сопровождения, включающего программы факультатива для школьников и спецкурса для студентов вуза.

Мы рассматриваем экономическую культуру как важнейшую социальную ха -рактеристику современного специалиста, которому приходится жить в условиях ры -ночных отношений, отсутствия многих социальных гарантий и нарастающей социальной конкуренции. Мы исходим из убеждения в том, что экономическая культура работника должна закладываться уже в си-

стеме общего и профессионального образования в процессе изучения образовательной области «Экономика» в общеобразовательной школе и дисциплин социально-экономического цикла в вузе. Учащиеся знакомятся с основными положениями экономической науки, способами производства, хозяйственной деятельности, экосистемами, ролью экономики в жизни людей. Экономические знания способствуют осмыслению роли человека в обществе, развитию нравственности у студентов.

Основными задачами экономической подготовки являются усвоение экономических понятий и законов, формирование умений анализа и проектирования экономических явлений и процессов, работы с источниками экономической информации, применения полученных знаний. В результате у обучаемых формируется экономическая грамотность и компетентность. В учебных заведениях традиционно много внимания уделяется формированию у учащихся трудовой культуры, тогда как развитию их организаторских способностей,

а тем более деловых качеств, умению стратегически мыслить, ставить и решать общие задачи внимания практически не уделяется. В результате уровень экономической культуры специалистов различных сфер общественного производства оказывается недостаточным для обеспечения их конкурентоспособности на современном рынке труда.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования экономических знаний обучающихся путем расширения и углубления экономических знаний, умений, отношений. Одним из условий формирования экономической культуры уча -щейся молодежи является также развитие их организаторской и деловой культуры и таких свойств личности, как стремление к лидерству, социальная ответственность, упорство, мобильность, коммуникабельность. Это позволит, на наш взгляд, существенно продвинуться в деле подготовки экономически грамотных, компетентных и социально ответственных и конкурентоспособных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.