УДК 796
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И В СЕМЬЕ
канд. пед. наук, доц. Т.Ю. ЛОГВИНА (Белорусский государственный университет физической культуры, Минск)
С.В. ПРОКОПКИНА (Полоцкий государственный университет)
Рассмотрена проблема формирования физического здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры. Результатами педагогического эксперимента подтверждена эффективность совместной работы педагогических работников и родителей по созданию развивающей среды для самостоятельной двигательной активности детей. Разработаны игровые задания со спортивным инвентарем и оборудованием, доказано их влияние на расширение диапазона двигательных умений, формирование потребности у детей в систематических занятиях физическими упражнениями и демонстрации собственных достижений.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста, родители.
Введение. Физическое воспитание в учреждении дошкольного образования представляет собой процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры, обучения двигательным действиям, развития физических качеств. Физическое воспитание как часть общегосударственной системы физкультурно-оздоровительной работы с населением проводится с учетом возрастных, психологических особенностей развития детей в контакте с семьей. Условия организации и содержание физического воспитания определены правовыми нормативными документами: Законом о физической культуре, Кодексом об Образовании, Учебной программой дошкольного образования.
Целью физического воспитания является обеспечение высокого уровня здоровья детей, воспитания физической культуры личности [1, с. 180].
Одним из компонентов системы физического воспитания в учреждении дошкольного образования является совместная работа педагогов с родителями для обеспечения преемственности в воспитании ребенка для полноценного физического и умственного развития, организации развивающей среды и оптимальной двигательной активности, сохранения и укрепления физического здоровья средствами физической культуры (Л.В. Михайлова-Свирская, О.И. Давыдова, А. А. Майер) [2, с. 64].
Основная часть. Задачами физического воспитания в учреждении дошкольного образования предусмотрено развитие воспитанника в деятельности [3]. Определены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на формирование адаптации функциональных систем организма к различному характеру и объему физических нагрузок, к изменяющимся условиям внешней среды. Образовательные задачи ориентируют на обучение детей основным движениям в ходьбе, беге, прыжках, бросках, лазании и развитие физических качеств, таких как: ловкость, выносливость, гибкость, сила, быстрота. Кроме перечисленных задач у детей формируют представления о здоровом образе жизни. Воспитательные задачи направлены на формирование потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями и способностями, развитие личностных качеств и культуры межличностных отношений в совместной с взрослыми и сверстниками двигательной деятельности [4; 5].
Система физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования реализуется в разных формах занятий физическими упражнениями, среди которых утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы, физкультурные занятия, упражнения после дневного сна, физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья [6]. Кроме разных форм занятий физическими упражнениями в систему входят мероприятия распорядка дня воспитанника, такие как дыхательная гимнастика, физические упражнения со спортивным инвентарем и оборудованием на прогулке в сочетании с закаливанием, создание развивающей среды в групповом помещении, в рекреации, на участке для прогулок, спортивной площадке для реализации самостоятельной двигательной активности [7; 8].
Педагогический эксперимент был организован на базе Новополоцкого ясли-сада № 7 для изучения эффективности совместной работы педагогических работников и родителей по воспитанию здорового ребенка и обеспечения преемственности в содержании занятий физическими упражнениями в учреждении дошкольного образования и в семейном воспитании. В педагогическом эксперименте приняли участие 21 ребенок в возрасте от 4 до 5 лет и их родители.
Цель педагогического эксперимента - обеспечить преемственность содержания физического воспитания в учреждении дошкольного образования и в семье, разработать и оценить эффективность методического сопровождения занятий физическими упражнениями.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ документальных материалов, опрос, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить возможности для проведения систематических занятий физическими упражнениями взрослых совместно с детьми в семейном воспитании, определить условия создания развивающей среды.
2. Определить качественные и количественные показатели оценки эффективности обеспечения преемственности в содержании физического воспитания учреждения дошкольного образования и семьи по динамике развития физических качеств и оценке качества освоения двигательных действий детьми 4-5 лет.
3. Разработать и оценить эффективность методического сопровождения совместных занятий физическими упражнениями родителей с детьми в условиях семейного воспитания.
Анализ литературных источников позволил изучить способы оценки физических качеств у детей дошкольного возраста, выбрать безопасные и информативные контрольные упражнения, доступные для выполнения детьми от 4 до 6 лет, определить качественные и количественные параметры «нормы», сопоставить индивидуальные результаты оценки выполнения контрольных упражнений с учетом пола и возраста, оценить уровни проявления физических качеств, определить особенности методического сопровождения занятий физическими упражнениями для улучшения качества выполнения двигательных действий с учетом особенностей развития, способностей и состояния здоровья воспитанников.
Анализ документальных материалов применяли для анализа особенностей развития воспитанников, оценки уровня физического состояния, наличия или отсутствия хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.
Опрос родителей проводили для изучения их отношения к занятиям физическими упражнениями, систематичности или эпизодичности проведения, наличия условий для их организации в семейном воспитании; выясняли необходимость проведения консультаций по характеру и направленности физических нагрузок в совместных занятиях родителей с детьми, возможности реализации методического сопровождения занятий физическими упражнениями в семейном воспитании.
Беседа проводилась с целью установления контактов с родителями, анализа содержания занятий физическими упражнениями взрослых совместно с детьми в семейном воспитании, обмена мнениями по вопросу отношения к занятиям физическими упражнениями, достижения понимания в задачах совместного воспитания, оказания родителям своевременной помощи в организации совместных занятий с ребенком.
В процессе наблюдения оценивали содержание физического воспитания в учреждении дошкольного образования, степень подготовленности детей дошкольного возраста, реакции на нагрузку, способности воспитанников без вмешательства исследователя в ход этого процесса.
Педагогический эксперимент проводили для оценки эффективности методического сопровождения совместных занятий физическими упражнениями родителей с детьми в условиях семейного воспитания.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента оценили количественные показатели, сравнили их со средними показателями развития физических качеств по результатам выполнения упражнений в беге, прыжках в длину с места, метания вдаль.
Полученные результаты распределили в соответствии с уровнями проявления физических качеств. Правильное выполнение всех элементов техники двигательного действия оценивали как высокий уровень, выполнение основных элементов техники было отнесено к среднему уровню, наличие существенных ошибок рассматривали в качестве низкого уровня.
Результаты выполнения контрольных упражнений позволили определить уровни проявления скоростных и скоростно-силовых способностей, физических качеств - гибкости и ловкости, функции центральной нервной системы - равновесия.
Скоростные способности оценивали по времени пробегания 30-метрового отрезка по беговой дорожке шириной 3 м от линии старта до финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливали яркий ориентир для того, чтобы дети не снижали скорость бега до финишной линии. Анализировали качественные характеристики бега, среди которых незначительный наклон туловища вперед, выраженная фаза полета, свободное движение рук, сохранение направления бега. Наличие всех качественных характеристик бега оценивали высоким уровнем выполнения, трех - средним, двух - низким.
Скоростно-силовые способности оценивали по результатам прыжка в длину с места. Детям предлагали встать около черты и «перепрыгнуть через ручеек на другой берег». Фиксировали количественные показатели - расстояние от черты до места приземления по пяткам.
Анализировали качественные характеристики прыжка: широкую стойку в полуприсяде, одновременное отталкивание двумя ногами, полет: ноги согнуты, положение рук в полете мягкое, приземление на обе ноги. Наличие всех качественных характеристик прыжка оценивали высоким уровнем выполнения, трех - средним, двух - низким.
Гибкость оценивали по результатам наклона в сантиметрах, сидя на полу. Количественные показатели измеряли с помощи сантиметровой ленты. Ребенку предлагали сделать максимальный наклон вперед, не сгибая колени, взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель придерживал ребенку колени. Анализировали качественные характеристики, среди которых прямые колени во время выполнения наклона, удержание наклона до момента фиксирования результата. Наличие всех качественных характеристик гибкости оценивали высоким уровнем выполнения, трех - средним, двух - низким.
Равновесие оценивали по времени удержания статического равновесия в игровом задании. Предлагали игровое задание: детям нужно изобразить «паровозик» (и.п.: стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки внизу). Фиксировали время. Тот, кто терял устойчивость, выходил из игры. Качественные характеристики равновесия анализировали по умению сохранять туловище прямым, стопы на одной линии, руки внизу, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги. Наличие всех качественных характеристик оценивали уровнем выполнения, трех -средним, двух - низким.
Ловкость оценивали по времени (в с), затраченному на выполнение задания. На 5-метровой беговой дорожке на старте - два мешочка с песком весом по 200 г, на финише - стул. Надо было быстро пробежать между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежал к финишу. Фиксировали количественные показатели. Анализировали качественные характеристики бега, среди которых незначительный наклон туловища вперед, выраженная фаза полета, свободное движение рук, соблюдение направления с опорой на ориентиры, не задев кегли. Наличие всех качественных характеристик бега оценивали высоким уровнем выполнения, трех - средним, двух - низким.
Обсуждание полученных результатов. Для фиксирования результатов мониторинга физической подготовленности на каждого ребенка был заведен «Паспорт развития», в котором регулярно оценивали двигательные умения каждого ребенка. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено: уровень проявления быстроты в процентном соотношении: высокий у 25%; средний у 35%; низкий у 50%; уровень проявления скоростно-силовых качеств: высокий у 20%; средний у 15%; низкий у 65%;уровень проявления гибкости: высокий у 15%; средний у 40%; низкий у 45%; равновесие: высокий у 30%; средний у 10%; низкий у 60%; уровень проявления ловкости: высокий у 20%; средний у 35%; низкий у 45%. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. - Оценка качественных и количественных показателей выполнения контрольных упражнений
детьми 4-5 лет экспериментальной группы
На данном этапе педагогического эксперимента было необходимо разработать и оценить эффективность методического сопровождения совместных занятий физическими упражнениями родителей с детьми в условиях семейного воспитания.
В ходе эксперимента родителям были заданы следующие вопросы:
1. Хочет ли заниматься Ваш ребенок интересными делами, умеет ли сам их находить?
2. Стремится ли Ваш ребенок к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватен в поведении, эмоционально отзывчив?
3. С удовольствием осваивает новое (получение информации из книг, просмотров фильмов (мультфильмов и пр.)), игр, придумывает способы действия с различными предметами самостоятельно или с помощью взрослого?
На вопрос «Хочет ли заниматься Ваш ребенок интересными делами, умеет ли сам их находить» 30% родителей ответили положительно, 70% - затруднились и не дали положительный ответ.
На вопрос «Стремится ли Ваш ребенок к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональная отзывчивость» 40% родителей ответили положительно, 60% - затруднились и не дали положительный ответ.
На вопрос «С удовольствием осваивает новое (получение информации из книг, просмотров фильмов (мультфильмов и пр.), игр), придумывает способы действия с различными предметами самостоятельно или с помощью взрослого» 35% родителей ответили положительно, 65% - затруднились и не дали положительный ответ.
Результаты опроса свидетельствовали о необходимости создания развивающей среды и условий для систематических занятий физическими упражнениями в семейном воспитании.
Сопоставление результатов опроса родителей, наблюдения за характером поведения детей в общении со сверстниками и педагогами в течение 30 дней в сочетании с анализом динамики результатов оценки двигательных умений воспитанников позволили определить содержание методических рекомендаций для родителей воспитанников, посещающих учреждение дошкольного образования, с учетом особенностей развития детей; заинтересовать родителей в создании развивающей среды в домашних условиях воспитания и реализации потребности в двигательной деятельности воспитанников.
Содержание методических рекомендаций для родителей воспитанников. После проведения наблюдения за воспитанниками и оценки двигательных умений воспитанников, проводилась работа с родителями на протяжении 4-х месяцев, целью которой была разработка эффективных форм взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, физкультурной грамотности родителей.
Для улучшения качественных и количественных показателей выполнения контрольных упражнений было разработано методическое сопровождение занятий физическими упражнениями родителей с детьми; использованы традиционные формы работы с семьей; предложены специальные упражнения для выполнения их в домашних условиях:
Формы работы с семьей: 1. Беседы (индивидуальные и групповые) в основном носили индивидуальный характер. Обсуждали характерные особенности детей, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, рекомендована литература по развитию движения у детей [2]. 2. Открытые физкультурные занятия для родителей позволили наглядно продемонстрировать двигательные умения воспитанников. Родители познакомились с перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию двигательных способностей. Освоили методы обучения двигательным действиям и упражнениям. 3. Физкультурные праздники, Дни здоровья и развлечения способствовали приобщению детей и родителей к занятиям физическими упражнениями, совершенствованию движений, воспитывали у детей дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать со сверстниками. Совместная двигательная деятельность способствовала созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха [2]. 4. Консультации, целью которых являлось усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь в разрешении проблемных вопросов. 5. Разработка и оформление стендовой информации позволила познакомить родителей с задачами физического воспитания, вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации двигательного режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др. 6. Родительские собрания позволили наладить более близкий контакт с семьями воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы. 7. Анкетирование выявило значимость отдельных факторов, предусматривающих получение разнообразных данных, сведений и характеристик, позволило изучить умение организовать здоровый образ жизни в семье, выявить индивидуальные особенности развития детей для внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной работы в семейном сопитании.
Учреждение дошкольного образования должно находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на запросы родителей, их образовательные потребности. В зависимости от этого должны совершенствоваться формы работы с семьей и их содержание.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс являлась проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь учреждения дошкольного образования. Результат данной деятельности - участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно-пространственной среды.
Для родителей, которые всегда спешат, предоставляли информацию в форме экспресс-листовок с разнообразными комплексами физических упражнений, подвижными играми, игровыми заданиями, играми с элементами из видов спорта, направленными на развитие ловкости, скоростно-силовых и координационных способностей. Родители систематически получали знания о возможных способах обучения движениям детей, реализации двигательной активности, правилах той или иной игры.
Например: «Прыгай до флажка». Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1-1,5 м от стульчиков на полу протягивают шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу прыгают от него на двух ногах, продвигаясь вперед до флажков. Когда дети оказываются у флажков, они берут их, машут ими и кладут на место. Обратно возвращаются бегом. Это упражнение используют для развития скоростно-силовых качеств и координации у детей.
«Через ручеек». На площадке выкладывают из веревок, палок или скакалок «ручеек». Дети встают к ручейку и по сигналу «Прыг!» перепрыгивают через него, отталкиваясь двумя ногами, расходятся по площадке; по сигналу «Домой!» снова перепрыгивают. Игровое задание применяют для развития скоро-стно-силовых качеств.
«С бережка на бережок». Посередине площадки на землю кладут шнур - «ручеек». Дети идут в колонне, подходят к ручейку и становятся на одном его берегу. Воспитатель предлагает попрыгать с бережка на бережок и предупреждает, что прыгать нужно правильно, иначе можно попасть ногами в воду. Дети с места, отталкиваясь двумя ногами, перепрыгивают ручей по 5-6 раз туда и обратно. Это упражнение развивает скоростно-силовые качества.
«По ровненькой дорожке». По дорожкам (цветные шнуры, гимнастические палки или цветная клеенка) длиной 2-3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки. В этом упражнении развиваются скоростно-силовые качества, быстрота.
«Поднебески». Подбросить мяч вверх, дать ему упасть, после отскока от земли поймать. Данное упражнение используют для развития координационных способностей.
«Вертушки-перевертушки». Положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать. Это упражнение развивает координационные способности.
«Первыши-водокачи». Бросить мяч в стену, поймать его после отскока от стены. Упражнение используют для развития координационных способностей.
«В ладоши». Бросить мяч в стену, хлопнуть в ладоши и поймать. Упражнение развивает координационные способности.
Для приобщения родителей к демонстрации результатов обучения детей в учреждении образования проводят фотовыставки, из содержания которых родители видят свой вклад в процесс воспитания, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.
Составление альбомов «Наша спортивная семья». Эта форма работы повышает интерес детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Воспитанникам предлагалось прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.
Школа здоровья «Румяные щечки» - одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей воспитанников к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями. К ним относятся туристические прогулки, походы в разное время года за пределы учреждения дошкольного образования (на водоем, лесную поляну, в березовую рощу), посещение спортивных мероприятий на стадионах, чтение соответствующей литературы, личный пример.
Совместные акции, например «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», которые формировали у детей и взрослых позицию признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укреплении своего здоровья.
Нетрадиционная форма обратной связи с родителями «Почтовый ящик» - когда они могли положить записки со своими отзывами, предложениями, идеями, вопросами к администрации учреждения дошкольного образования и специалистам.
Новые формы работы с родителями по воспитанию здорового ребенка внесли определенный вклад в совместный процесс обучения. Члены семей воспитанников стали более компетентными в вопросах оздоровления и физического развития ребенка, с удовольствием принимали участие в открытых мероприятиях, праздниках. В процессе такого взаимодействия взрослые стали лучше понимать ребенка, больше интересовались проблемами группы и учреждения дошкольного образования в целом. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников в процессе обучения, в т.ч. в организации условий для реализации двигательной активности своих детей. Родители с желанием приобщались к работе родительского комитета, принимали участие в различных проектах, соревнованиях.
Благодаря совместному взаимодействию большинство родителей, вовлеченных в педагогическую деятельность, принимали активное участие в образовательном процессе, лучше узнавали особенности развития своих детей, не испытывали проблем в процессе общения с детьми, их сверстниками и педагогическим коллективом. Целенаправленная система взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования по вопросам формирования физического и психического здоровья детей закладывает основы физической культуры и культуры здоровья, готовит к школьной жизни не только детей, но и родителей, способствует самореализации родительского потенциала.
В конце педагогического эксперимента, направленного на оценку совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию здорового ребенка, была проведена оценка двигательных умений воспитанников по предложенным ранее тестам.
Уровень проявления быстроты в процентном соотношении: высокий у 35%; средний у 45%; низкий у 20%; уровень проявления скоростно-силовых качеств: высокий у 30%; средний у 50%; низкий у 20%; уровень проявления гибкости: высокий у 30%; средний у 45%; низкий у 25%; равновесие: высокий у 40%; средний у 20%; низкий у 40%; уровень проявления ловкости: высокий у 30%; средний у 40%; низкий у 30%. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. - Оценка качественных и количественных показателей выполнения контрольных упражнений
детьми 4-5 лет экспериментальной группы после педагогического эксперимента
При сравнении и анализе результатов выяснилось, что уровень двигательных умений детей существенно увеличился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Благодаря систематическому выполнению физических упражнений, обоснованной организации физкультурно-оздоровительного досуга, воспитанники стали активно и с интересом выполнять физические упражнения, радоваться успехам, у них улучшились общие показатели основных движений, они освоили разные способы ползания, лазания, бросков, метания, ловли и др. Результаты представлены на рисунке 3.
Результаты анализа повторного опроса родителей свидетельствовали об следующих изменениях: родители стали более компетентными в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, стали лучше понимать ребенка, больше интересоваться проблемами группы и учреждения дошкольного образования вцелом.
Рисунок 3. - Динамика высокого уровня оценки качественных и количественных показателей выполнения контрольных упражнений детьми 4-5 лет экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента
После педагогического эксперимента, на вопрос «Хочет ли заниматься Ваш ребенок интересными делами, умеет ли сам их находить» 55% родителей ответили положительно, 45% - затруднились и не дали положительный ответ (до эксперимента 30%-70%).
На вопрос «Стремится ли Ваш ребенок к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональная отзывчивость» 65% родителей ответили положительно, 35% - затруднились и не дали положительный ответ (до эксперимента 40%-60%).
На вопрос «С удовольствием осваивает новое (получение информации из книг, просмотров фильмов (мультфильмов и пр.), игр), придумывает способы действия с различными предметами самостоятельно или с помощью взрослого» 70% родителей ответили положительно, 30% - затруднились и не дали положительный ответ (до эксперимента 35%-65%).
В ходе педагогического эксперимента были изучены возможности для проведения систематических занятий физическими упражнениями взрослых совместно с детьми в семейном воспитании, назначены условия создания развивающей среды; определены качественные и количественные показатели оценки эффективности обеспечения преемственности в содержании физического воспитания учреждения дошкольного образования и семьи по динамике развития физических качеств и оценке уровней качества освоения двигательных действий детьми 4-5 лет.
Таким образом, методическое сопровождение совместных занятий физическими упражнениями родителей с детьми в условиях семейного воспитания эффективно влияет на повышение уровня физкультурной грамотности родителей, помогает им в создании условий для оптимального развития детей, приобщения к систематическим совместным занятиям физическими упражнениями в условиях семейного воспитания, что позволяет сформировать хороший уровень физической подготовленности и устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбицкий, В.Ю. Часто болеющие дети / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, И.А. Камаев. - СПб. : Морской Петербург, 2003. - 180 с.
2. Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, И.О. Давыдова, Н.В. Воронина // Прил. к журн. « Управление в ДОУ». - 2011. - 128 с.
3. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит : пособие для педагогов и мед. работников дошк. учреждений / Т.Ю. Логвина. - Мозырь : Белый ветер, 2003. - 149 с.
4. Быкова, Л.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям / Л.И. Быкова. - М. : Просвещение, 1991. - 60 с.
5. Макарова, З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях / под ред. З.С. Макаровой, Л.Г. Голубевой. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 180 с.
6. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. - 2012. - 415 с.
7. Анисимова, М.С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста / М.С. Анисимова, Т.В. Хабарова, - М. : Детство-Пресс, 2014. - 208 с.
8. Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении / Т.С. Грядкина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 6-11.
Поступила 03.05.2017
THE CONTINUITY OF THE CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION IN THE INSTITUTION OF PRESCHOOL EDUCATION AND THE FAMILY
T. LOGVIm, S. PROKOPCHINA
The Article is devoted to the formation of the physical health of children of preschool age by means of physical culture. The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of joint work of teachers and parents is to create the developing environment for independent motor activity of children. Developed game tasks with sport inventory and equipment, and proved their impact on the expansion range of motor skills, the formation of the needs of children in systematic physical exercises and demonstrate their achievements.
Keywords: physical education, pre-school children, parents.